Программа элективного курса по русскому языку Технология подготовки к ОГЭ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №80 г. Владивостока»
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ « СОШ № 80 г. Владивостока»
_________________________
«____»_____ 201_ г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора школы по УВР
_______________________
«____»_____ 201_ г.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
_________________
«____»_____ 201_ г.
Программа общеобразовательного курса
за рамками базового компонента
для обучающихся 9 классов
по русскому языку «Технология подготовки к ОГЭ»
Составитель: Журавлёва Е.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ « СОШ № 80 г. Владивостока»
г. Владивосток
201_ год
Пояснительная записка
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов. Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности.
Наша задача сегодня – разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и литературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.
Данный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.
Достаточно высокая степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания.
Кроме этого элективный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Цель курса:
обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.
Задачи курса:
- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
- формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;
- обучение созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.
- расширить навыки самостоятельной работы;
- развивать навыки работы со справочной литературой;
- формировать навыки исследовательской работы;
- учить самоанализу, применять знания в практической деятельности.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать его смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
писать сочинения части С
сокращать текст изложения
Курс составляет 34 часа в год, состоит из трех частей. 1 часть «Сжатое изложение», 2 часть «Сочинение – рассуждение», 3 часть «Тестовые задания части А и В».
Программа носит примерный характер, каждый тематический блок может использоваться, расширяться и углубляться с учетом интересов обучающихся.
Программа курса «Технология подготовки к ОГЭ»
Структура экзаменационной работы в формате ГИА.
Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
2. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Задание 1. Сжатое изложение. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
3. Задание 1. Сжатое изложение.
Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
4.Задание 1. Сжатое изложение.
Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.
5. Задание 1. Сжатое изложение.
Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
6. Задание 1. Выбор приемов сжатия.
7. Задание 1. Написание изложения.
8. Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему.
Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.
9. Задание 15.1. Учимся формулировать тезис.
Понятие тезиса. Этапы выделения тезиса.
10. Задание 15.1. Учимся аргументировать.
Понятие аргументов. Виды аргументов.
11. Задание 15.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
Варианты выводов в сочинении.
12. Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему.
13. Структура сочинения-рассуждения 15.2.
Понимание и интерпретация текста. Учимся раскрывать смысл ключевого фрагмента текста
14. Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом исходного текста. Анализ работы. Работа над ошибками
15. Сочинение - рассуждение 15.3. Работа над определением нравственных слов. Учимся писать сочинение – рассуждение
16-17. Отработка навыка написания сочинения.
18. Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение на лингвистическую тему).
19. Фактические ошибки. Виды фактических ошибок.
20. Речевые ошибки. Виды речевых ошибок.
21. Грамматические ошибки. Виды грамматических ошибок.
22. Понимание текста. Задание 2.
Работа с текстами разных стилей. Понятие стиля и типа речи.
23. Лексическое значение слова. Задание А3.
Понятие лексики. Прямое и переносное значение слова.
24. Правописание приставок. Задание 4.
25. Правописание суффиксов. Задание 5.
26. Синонимы. Понятие нейтральных синонимов. Задание 6.
27. Трудные случаи подчинительной связи: примыкание, управление, согласование.
Задание 7.
28. Грамматическая основа предложений. Задание 8.
29. Обособление определений, приложений, обстоятельств.
Задание 9.
30. Вводные слова. Задание 10.
31. Количество грамматических основ. Задание 11.
32. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчинённом
предложении. Задание 12.
33.Сложные случаи подчинительной связи между придаточными
предложениями. Задание 13.
34. Сложные бессоюзные предложения. Задания 14.
тематическое планирование курса
«Технология подготовки к ОГЭ». 9 класс (34 часа)
№
Тема занятия
Форма занятий
Виды деятельности
11
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Знакомство с демонстрационной версией ОГЭ 2016 г.
Мини-лекция, практикум
Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.
22
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
Мини-лекция, практикум
Работа в группах.
Часть 1
33
Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Презентация, практикум
Работа с текстом, создание текста.
44
Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема ОБОБЩЕНИЕ.
Презентация, практикум
Работа с текстом, создание текста.
55
Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
Презентация, практикум
Работа с текстом, создание текста.
76
Задание 1. Выбор приемов сжатия.
Презентация, практикум
Работа с текстом, создание текста.
87
Задание 1. Написание сжатого изложения.
Практикум, изложение
Создание текста, оценивание
Часть 2
98
Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.
Презентация,
практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
19
Задание 15.1. Учимся формулировать тезис.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
110
Задание 15.1. Учимся аргументировать.
Презентация, практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
111
Задание 15.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
112
Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
113
Структура сочинения-рассуждения 15.2.
Понимание и интерпретация текста. Учимся раскрывать смысл ключевого фрагмента текста
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
114
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом исходного текста
Анализ работы. Работа над ошибками
Работа с текстом, создание текста. анализ текстов
15
Сочинение - рассуждение 15.3
Работа над определением нравственных слов. Учимся писать сочинение – рассуждение
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
116
Отработка навыка написания сочинения.
Практикум
Самостоятельная работа
117
Отработка навыка написания сочинения.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
118
Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение на лингвистическую тему).
Практикум
Самостоятельная работа
119
Фактические ошибки
Презентация, практикум
Работа с тестом
120
Речевые ошибки
Презентация,
Практикум
Работа с тестом
121
Грамматические ошибки
Презентация,
Практикум
Работа с тестом
Часть 3
022
Понимание текста.
Задание 2.
Презентация,
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
223
Выразительные средства. Задание 3.
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков
224
Правописание приставок. Задание 4
Практикум
Презентация
Работа с тестом,
заполнение бланков
225
Правописание суффиксов. Задание 5.
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков
226
Синонимы. Задание 6
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков
227
Подчинительная связь: примыкание, управление, согласование.
Задание 7.
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков
228
гГрамматическая основа предложений.
Задание 8.
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков
3
329
Обособление определений, приложений, обстоятельств.
Задание 9.
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков
30
Вводные слова. Задание 10.
31
Количество грамматических основ. Задание 11
332
Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание 12.
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков
333
Подчинительная связь между придаточными предложениями.
Задание 13.
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков
334
Сложные бессоюзные предложения.
Задание 14
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков
Литература, материалы:
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2013: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен» 2013, 201ё4 годы
Материалы сайта ФИПИ. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
С.В. Драбкина, Д.И.Субботин. Русский язык 2012, 201ё3, 2014 годы. Успешная подготовка . Разбор заданий, алгоритмы. Тесты. Москва, «Интеллект-Центр», 2012, 2013, 2014 годы.
И. П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, Г.Т. Егораева. Русский язык, 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. 30 вариантов заданий, + 300 заданий части 3(С). Практикум по написанию сочинения на лингвистическую тему. Издательство «Экзамен», Москва 2013 года, 2014 года
Т.И.Павлова, Н.А. Раннева «Путь к успеху». Сочинение-рассуждение. Творческое задание (часть С) на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах.Легион. Ростов-на-дону, 2013 год
Работы Сениной, Нарушевича, Цыбулько и др. ведущих составителей КИМов и методистов.
Работы учащихся
13PAGE 15
13PAGE 14815
15