«Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование ИКТ в обучении английскому языку».
«Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку».
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся является основной целью обучения.
Для того чтобы осмыслить данное утверждение нужно дать определение познавательным способностям. Познавательные способности — свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач). Можно выделить следующие познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представления, мышление, воображение.
Познавательные способности и навыки учащихся при изучении иностранных языков это:
1. Владение большим объемом информации.
2. Богатый словарный запас.
3. Перенос усвоенного на новый материал.
4. Установление причинно-следственных связей.
5. Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
6. Умение делать выводы.
7. Умение интегрировать и синтезировать информацию.
8. Участие в решении сложных проблем.
9. Организация информации.
10.Умение улавливать сложные идеи.
11.Умение замечать тонкие различия.
12.Чувствительность к противоречиям.
13. Использование альтернативных путей поиска информации.
14. Анализ ситуаций.
15. Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
16. Умение предвидеть последствия.
17. Умение рассуждать.
18. Построение гипотез.
19. Применение идей на практике.
20. Способность к преобразованиям.
21. Критичность в мышлении.
22. Высокая любознательность.
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: "Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает". Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: " …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам".
Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Познавательная активность на уроках иностранного языка играет очень важную роль на всех этапах обучения. К числу стимулов познавательного интереса можно отнести:
· новизну информационного материала - стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности, отбор языкового материала следует осуществлять с учетом развитости общеучебных умений и навыков класса, а также уровня его интеллектуального развития и интересов;
· демонстрацию незавершенности знаний. Учащиеся при изучении иностранного языка должны понимать, что в школе изучаются азы языка, можно научиться вести беседу, читать на изучаемые темы, но предела совершенствованию нет. Многие изученные темы требуют дополнительных знаний, особенно это актуально сейчас, когда языковой материал в КИМ ЕГЭ не находится в полном соответствии с речевыми единицами общеупотребимых учебников.
Внедрение информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс вносит огромный свой вклад в развитие познавательных способностей учащихся.
В стандарте основного общего образования среди прочих учебных умений, навыков и способов деятельности выделяется и информационно-коммуникативная, которая включает ряд основных требований к учащимся, а именно:
1 «Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
2 Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
3 Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
4 Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
5 Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных».
А в стандарте среднего (полного) общего образования говорится, что необходимым условием развития и социализации учащихся является овладение общими умениями, навыками, способами различных видов деятельности, в том числе и информационно-коммуникативной. В частности там отмечается следующее:
6 «Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
7 Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
8 Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
9 Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Способы применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам.
Учителям иностранных языков следует осуществлять свою деятельность в нескольких направлениях.
1. Огромную роль здесь играет использование Интернета. Учащиеся Использование сети Интернет для подготовки творческих устных и письменных домашних заданий. Нужно отметить, что при работе с Интернетом необходимо формировать у учащихся следующие умения:
- пользоваться англоязычными Google и Yahoo и перерабатывать аутентичную информацию;- уметь работать со списком ссылок, отделяя справочные сайты, например Encyclopedia Britannica или Wikipedia от рекламных и неучебных сайтов;
- адаптировать полученную информацию в соответствии с поставленной учебной задачей - монолог или диалог в формате ЕГЭ, сочинение, эссе, сообщение, литературный рассказ, выполняя коммуникативную задачу и соблюдая заданный формат работы.
2. Использование мульти-медийных ресурсов и собственных презентаций на уроках.
Проведение урока с использованием таких ресурсов как "Энциклопедия Britannica", "Энциклопедия Кирилла и Мефодия" и многих других мультимедийных обучающих программ, а также собственных презентаций учителя и учащихся, значительно способствует совершенствованию познавательных способностей учащихся.
Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определенного возраста языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определенной лексико- грамматической теме. Мультимедийные презентации используются:
· при ознакомлении с новой лексикой;
· при изучении грамматического материала;
· при ознакомлении с лингва- страноведческими реалиями;
· при контроле результативности изучения лексико- грамматического материала;
· в качестве обобщения изученных устных тем;
· для развития творческих и познавательных способностей детей.
Основными дидактическими условиями применения мультимедийных презентаций (ММП) на уроках являются следующие:
- перспективное планирование применения МП – подбор оптимального комплекса обучающих средств к каждой конкретной теме;
- методический анализ намеченных в плане демонстраций ММП- определение степени соответствия учебной программе, теме урока, задачи и цели применения ММП, выделение в применяемой ММП основного и дополнительного материала, доработка существующего ММП;
- комплексный подход предусматривает подбор ММП с учетом дидактических возможностей материала, уровня знаний и развития учащихся данного класса, подготовленности и опыта учителя в использовании ММП.
Для создания ММП учителями нашей школы используются следующие компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Microsoft Internet Explorer, коллекция ЦОРов.
Использование ММП позволяет фокусировать внимание всей группы учащихся, сократить время и влияние негативного воздействия на здоровье детей, соблюдать санитарно- гигиенические формы, дозировать темпы и объем материала с учетом особенностей класса, привлекать реалии, события и факты, которые интересны для учащихся.
3. Участие учащихся в индивидуальной и групповой проектной деятельности.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, но осуществление проекта невозможно без постоянных индивидуальных консультаций учителя. Такая деятельность учителя позволит научить учащихся выявлять и формулировать проблему, проводить ее анализ, находить пути решения, уметь работать с информацией в Интернете, находить необходимый источник информации и применять полученную информацию для решения проблем.
Литература:
Холодная М. А. Психология интеллекта. Спб.: Питер, 2002. — 272 с.: ил.
Древаль А.В. Интеллект ХХХ. М. 2005. 316 с.: ил.Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 6. С. 2-9.
М.М. Поташник "Требования к современному уроку". Методическое пособие. Центр педагогического образования. М, 2007.
"Воспитание высокой самооценки и чувства социальной ответственности школьников" Материалы международной научно-практической конференции. - Рязань: ТОИПКРО, 2007
http://ipk.admin.tstu.ru/pedsovet/ped.asp: статья "Обучение учащихся говорению в формате ЕГЭ" в электронном педагогическом журнале ТОИПКРО 2006
Интеграция учителей в условиях модернизации системы образования http://pedsovet.org, журнал "Лидеры образования", http://school-collection.edu.ru/ статья для Всероссийского интернет-педсовета - 2007
«Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку».
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся является основной целью обучения.
Для того чтобы осмыслить данное утверждение нужно дать определение познавательным способностям. Познавательные способности — свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач). Можно выделить следующие познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представления, мышление, воображение.
Познавательные способности и навыки учащихся при изучении иностранных языков это:
1. Владение большим объемом информации.
2. Богатый словарный запас.
3. Перенос усвоенного на новый материал.
4. Установление причинно-следственных связей.
5. Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
6. Умение делать выводы.
7. Умение интегрировать и синтезировать информацию.
8. Участие в решении сложных проблем.
9. Организация информации.
10.Умение улавливать сложные идеи.
11.Умение замечать тонкие различия.
12.Чувствительность к противоречиям.
13. Использование альтернативных путей поиска информации.
14. Анализ ситуаций.
15. Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
16. Умение предвидеть последствия.
17. Умение рассуждать.
18. Построение гипотез.
19. Применение идей на практике.
20. Способность к преобразованиям.
21. Критичность в мышлении.
22. Высокая любознательность.
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: "Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает". Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: " …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам".
Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Познавательная активность на уроках иностранного языка играет очень важную роль на всех этапах обучения. К числу стимулов познавательного интереса можно отнести:
- новизну информационного материала;
- демонстрацию незавершенности знаний.
Внедрение информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс вносит огромный свой вклад в развитие познавательных способностей учащихся.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно-коммуникативных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.
Современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:
изучение лексики;
отработку произношения;
обучение диалогической и монологической речи;
обучение письму;
отработку грамматических явлений.
На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Мир новейших информационных технологий занимает всё большее место в нашей жизни. Использование их на уроках и\я повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор.
Информационно-коммуникативные технологии способствует усилению учебной мотивации изучения ИЯ и совершенствованию знаний учащихся. ИКТ направлены на интенсификацию процесса обучения, на совершенствование форм и методов организации учебного процесса.
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.
Процесс информатизации образования приводит не только к изменению организационных форм и методов обучения, но и к возникновению новых.
В связи с развитием процесса информатизации образования изменяется объем и содержание учебного материала, происходит переструктурирование программ учебных предметов.
Параллельно этим процессам происходит внедрение инновационных подходов к проблеме уровня знаний учащихся, основанных на разработке и использовании комплекса компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня усвоения.
В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку в школе. В частности стали интенсивно внедряться в учебный процесс новые информационные технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ. Мы живём в век информационной, компьютерной революции, которая началась в середине 80-х годов и до сих пор продолжает наращивать темпы.
Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку.
Политика государства в последнее время направлена на то, чтобы внедрить информационные технологии в школы.
Компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.
Компьютер берёт на себя львиную долю рутинной работы преподавателя, высвобождая ему время для творческой деятельности.
Компьютер максимально приближает процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала.
Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.
Ещё одно достоинство компьютера – способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.
Компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь». Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли.) не позволяют многим учащимся показать свои реальные знания. Оставаясь же "наедине" с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.
Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. Учащиеся могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка.
В своей работе я использую проектное обучение. Проект-это 6 «П»: ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ – ПОРТФОЛИО. Проектная деятельность немыслима без использования информационных технологий. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Компьютеры применяются учениками при выполнении проектов разных видов: информационных, игровых, исследовательских, творческих. Для подготовки проектов используются также возможности Интернета. Радость познания - вот что даёт использование компьютера на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведёт к развитию инициативной речи.
Однако, сказав о достоинствах компьютеров, есть и некоторые недостатки. В условиях компьютеризации существенно меняются условия взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся друг с другом.
Обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личности обучающего на ученика.
Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию.
Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи и т.д.
Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:
электронную почту;
телеконференции;
видеоконференции;
возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички;
доступ к информационным ресурсам:
справочные каталоги;
поисковые системы;
разговор в сети.
Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке английского языка.
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процессе урока. На факультативных занятиях моим учащимся очень нравится разговор в сети Интернет с носителями английского языка.
Достичь коммуникативной направленности при обучении иностранным языкам с помощью компьютера можно в режиме текстового редактора. Word - одна из самых совершенных программ в классе текстовых процессоров, который предусматривает выполнение сотен операций. С его помощью можно легко совершать коммуникативно важные действия над текстом. Текстовый процессор может использоваться как инструмент для создания тренировочных упражнений, как инструмент для стимулирования деятельности учащихся по созданию текстов на изучаемом языке.
Примеры заданий:
- напечатайте текст, внесите в него изменения;
- сократите текст, оставив в нём самую важную информацию;
- найдите, выделите в тексте ответы на следующие вопросы;
- поделите текст на смысловые части;
- восстановите правильный порядок следования предложений;
- в тексте нет знаков препинания, заглавных букв, пробелов между словами. Восстановите его;
- найдите и выделите пассивные конструкции (жирным шрифтом, курсивом);
Также учащиеся создают коммуникативно важные тексты: поздравительные открытки, анкеты, биографии, рефераты, проекты.
Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком.
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.
В разделе "Грамматика" программы "Профессор Хиггинс" имеется два раздела теоретический и практический. Проверяя знания учащегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает. Этот учебник оказывает большую помощь в проведении фонетической зарядки. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию, при этом, в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы. В этом учебнике представлено большое количество тренировочных грамматических упражнений. При работе на компьютере каждый ученик изучает вопрос и обдумывает ответ столько времени, сколько ему необходимо.
Также снимается вопрос о субъективности оценивания. Увлечённые компьютером учащиеся быстро адаптировались к средствам новых информационных технологий и с желанием участвовали в создании учебных программ, презентаций, проектов. Для таких учащихся роль преподавателя заключалась в организации рабочего материала и поддержании у них постоянного стремления к своему интеллектуальному развитию. В процессе работы учащиеся не только отрабатывали основные пользовательские навыки, но и развивали умения самостоятельной работы. Такие занятия более продуктивны, более интересны и современны. Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся является использование ИКТ в образовательном и самообразовательном процессе. Компьютер постепенно становится инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребёнка.Разнообразие тем и видов деятельности, красочность, увлекательность и доступность компьютерных заданий помогают эффективно развивать различные коммуникативные умения учащихся. При обучении аудированию каждый учащийся получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении письму ученик имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения. Игры яркие, красочные, занимательные, имеют звуковое и музыкальное сопровождение. Учащимся очень нравится этот вид работы. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет свои умения и способности. Азарт соревнования заставляет добиваться лучших результатов. Всем известно об обучающих возможностях игр. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность игр в процессе обучения. Игры направлены на достижение положительного результата, что способствует повышению качества обученности. Они помогают отрабатывать, закреплять, активизировать грамматический материал в коммуникативном контексте и таблицах. Детям очень нравится выполнять подобные задания. У учащихся появляется активный интерес к изучению языка, они уверенно овладевают знаниями.
Новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе способствует формированию положительной мотивации. Преимущество использования компьютера заключается в том, что он позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей. Знакомство с новыми ИКТ поражает своими возможностями, которые открываются для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъёму на качественно новый уровень.
Я сейчас не могу представить свою работу без использования компьютера. Он необходим при составлении календарно-тематического планирования, подготовки к урокам, печатании раздаточного материала к урокам (карточек, таблиц, схем, тестов), наглядного материала к урокам, оформлению проектов и т.д. Все учащиеся выполняют проектные задания, слайдовые презентации на английском языке на электронных носителях. Презентация помогает проиллюстрировать любое выступление. Презентация- это новое дидактическое средство для организации учебного процесса. Таким образом, можно выделить несколько основных форм использования компьютерных презентаций на учебных занятиях:- КП для иллюстрации и демонстрации учебного материала, - КП для самостоятельной работы учащихся, - КП для контроля знаний. ИКТ нацелены на – развитие интереса, мотивации, - активность субъекта учения, - интерактивность, - увеличение самостоятельности школьников, - развитие креативности, - самореализацию и социализацию учащихся, - предотвращение их перегрузки.
Мои учащиеся принимают активное участие во всех школьных мероприятиях: в лингвистических турнирах, КВНах, конкурсах знатоков английского языка, конкурсах слайдовых презентаций на а\я, проектов, рефератов. И в одном я убеждена - лишь творчески работающий учитель может воспитать творчески работающего ученика. Это моё педагогическое кредо!
Из опыта работы с информационно-коммуникативными технологиями я могу сказать, что они несомненно способствуют повышению у детей мотивации к изучению английского языка и формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Недаром эта технология относится к технологиям 21 века. Очевидно, что уже в ближайшее время изучение иностранных языков с внедрением новых информационно-коммуникативных технологий из области исследований перейдёт в область обучения и получит широкое распространение.
Литература:
Холодная М. А. Психология интеллекта. Спб.: Питер, 2002. — 272 с.: ил.
Древаль А.В. Интеллект ХХХ. М. 2005. 316 с.: ил.Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 6. С. 2-9.
М.М. Поташник "Требования к современному уроку". Методическое пособие. Центр педагогического образования. М, 2007.
"Воспитание высокой самооценки и чувства социальной ответственности школьников" Материалы международной научно-практической конференции. - Рязань: ТОИПКРО, 2007
http://ipk.admin.tstu.ru/pedsovet/ped.asp: статья "Обучение учащихся говорению в формате ЕГЭ" в электронном педагогическом журнале ТОИПКРО 2006
Интеграция учителей в условиях модернизации системы образования http://pedsovet.org, журнал "Лидеры образования", http://school-collection.edu.ru/ статья для Всероссийского интернет-педсовета - 2007