Аналитический отчет по теме Повышение качества обучения биологии через применение дистанционных образовательных технологий

Аналитический отчёт
Карпенко Елены Михайловны,
учителя биологии
МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа №1»
Михайловского района Алтайского края
по теме «Повышение качества обучения биологии через применение дистанционных образовательных технологий»

Закончив Алтайский государственный университет, в 2002 году пришла работать в МОУ «Михайловская СОШ №1» Михайловского района.
Мне кажется, что любовь детей к земле, к удивительному, многообразному растительному и животному миру, понимание того, что человек - часть огромного гармоничного мироздания, от действий которого зависит продолжение жизни на Земле, - во многом зависит от меня, учителя биологии. Переполняют душу два чувства: гордости и огромной ответственности. Уверена, что нет на Земле профессии интереснее, добрее и гуманнее, чем профессия учителя. Мне даны огромные возможности: научить детей любви ко всему живому. Стараюсь делать это всегда от чистого сердца, относясь с любовью и уважением к каждому своему ученику. В своей педагогической деятельности применяю разнообразные по содержанию и формам приемы обучения.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» акцентировано внимание на том, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у обучающихся. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, быть конкурентоспособными. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.
Использование дистанционных технологий позволяет учащимся заниматься самостоятельно в удобное для них время, общаться со многими преподавателями и с другими учащимися через форумы, службу обмена сообщениями системы дистанционного обучения "Moodle", электронную почту и Интернет, дает возможность получать широкий спектр дополнительной и разнообразной информации. Работа в процессе дистанционного обучения полезна и самим учителям, так как позволяет познакомиться с возникающими особенностями в использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включить в работу различные виды деятельности: познавательную, практическую, поисковую, эвристическую и личностно-ориентированную. Тем самым, современный учебный процесс позволяет рассматривать учителя как организатора и консультанта, а учащегося как активного исследователя, самостоятельно работающего над поставленными задачами и широко использующего для получения необходимых знаний информационные технологии.
Необходимо отметить особое преимущество при дистанционном обучении: это возможность дальнейшего использования предоставленных материалов. Это относится и к лекциям, и к фрагментам фильмов, и к тестовым заданиям, к учебным модулям и к видео иллюстрациям: можно просто по темам перенести на электронный носитель богатейший собранный банк заданий и потом на любом уроке использовать его или поделиться с коллегами.
Целью моей деятельности является: повышение эффективности обучения биологии путём внедрения дистанционных образовательных технологий.
Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
создание организационно-педагогических условий эффективного использования информационных технологий в преподавании биологии;
обеспечение возможности обучения биологии с использованием дистанционных технологий;
обеспечение доступности качественного общего образования на базовом и профильном уровнях;
организация дифференцированного или индивидуального обучения при изучении отдельных тем курса: для слабых учащихся или очень сильных учащихся;
усиление личностной направленности процесса обучения, интенсификация самостоятельной работы обучающихся;
обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина, невозможности посещения занятий по причине погодных явлений и т. п.;
свободное использование различных информационных ресурсов для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время.
Внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в МКОУ «Михайловская СОШ №1» началось с 01 сентября 2012 года. Наша школа вошла в пилотный проект по внедрению ДОТ в Алтайском крае по межшкольной модели.
Приняв участие в семинарах, которые проводил для коллег Григорьев Иван Николаевич, учитель информатики и ИКТ, я очень заинтересовалась работой в данной системе.
В рамках системы Moodle мною созданы и постоянно развиваются курсы по биологии (6-11 класс), элективные курсы (9-11 класс), курсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Курсы публикуются в информационно-образовательной среде школы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]),  на сайте МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа №1» Михайловского района Алтайского края, и доступны ученикам для просмотра или скачивания материалов, а также публикации выполненных заданий или выполнения их непосредственно в курсах, в том числе в форме тестирования.
Основой для информационного наполнения курсов являются собственные разработки ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), материалы ФИПИ ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), РЕШУ ЕГЭ ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), сайта Позднякова Дмитрия Васильевича ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), демонстрационные версии КИМов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), пособия по подготовке к экзаменам, материалы сайта Единая коллекция ЦОР ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), материалы учителей, размещенные в сети Интернет ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Безусловно, каждый из нас ищет наиболее эффективный путь подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена.
Курс по биологии «Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ» предназначен для учащихся профильных химико-биологических и общеобразовательных классов. Предлагаемый курс позволяет провести целенаправленную подготовку учащихся школы к ЕГЭ по биологии, познакомить учеников с различными типами заданий, которые входят в диагностические и экзаменационные работы, и способствует систематической работе учителя по формированию общеучебных умений и навыков.
Целью использования курса по биологии «Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ» является создание оптимальных условий в подготовке к ЕГЭ по курсу «Биология».
Дистанционный курс включает ряд компонентов:
введение (содержит пояснение к курсу, рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики для глаз и для профилактики общего утомления);
необходимое техническое обеспечение;
нормативно-правовую базу;
ИНТЕРНЕТ-ресурсы, рекомендуемые для самостоятельного поиска информации;
информацию об экзамене (которая содержит изменения в КИМах ЕГЭ, кодификатор, спецификацию, демонстрационный вариант КИМа).
Учебный курс создан в формате Форма – структура. Данный формат предполагает разбивку курса на темы. При создании курса в данном формате указывается количество тем, и система создает для каждой темы отдельный раздел. Разделы соответствуют заданиям ЕГЭ, к каждому разделу имеются пояснения. Содержится теоретический материал, презентации и дополнительные материалы, база тестовых заданий, форум по проблемным вопросам. Варьируя сочетания различных элементов курса, можно организовать изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.
В каждом разделе курса учащиеся выполняют тренировочный тест. Пробный экзаменационный тест содержит по 1 вопросу из каждого раздела. На данный момент Банк вопросов содержит более 2000 вопросов. На прохождение теста может быть дано несколько попыток, при формировании которых система случайным образом выбирает вопросы. Соответственно у одного ученика не будет происходить дублирование предыдущей попытки. Можно установить ограничение времени на работу с тестом. После прохождения учащимися теста, педагог может зайти в журнал оценок и провести анализ работы.
На форуме «Обсуждение заданий» учащиеся имеют возможность задать интересующий вопрос, а также принять участие в обсуждении вопросов других учащихся, записанных на этот курс.
Учитель может отслеживать и контролировать деятельность своих учащихся, с целью корректировки знаний и устранению пробелов. Для этого предоставлена возможность экспортировать отчёт и выбирать учащихся, которые учитель хочет проконтролировать. Результаты всех учащихся собраны по пройденным тестам в сводные итоговые таблицы. Что позволяет осуществлять мониторинг по каждому из учащихся и выстраивать индивидуальный маршрут подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
После каждого занятия в школе, в СДО Moodle учащимся предоставляются материалы, созданные учителем. Непосредственно в курсах ребята в удобное для них время, но не позднее срока, проходят тестирование, за которое им сразу же выставляются баллы. Курсы Moodle позволяют создать домашнюю работу (обучающего характера) – когда учащийся видит решения, только после отправки решенного теста учителю, а значит, может разобрать ошибки самостоятельно или совместно с учителем на занятии. Если учащийся не удовлетворён своим результатом, он может вернуться и в лекционный материал, повторно изучив его, а также может повторно пройти и тестирование. Подобное тестирование позволяет быстро и объективно проверить уровень знаний, определить проблемное поле индивидуально для каждого учащегося.
Следует отметить, что дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса открывает новые возможности не только для учебного, но и для воспитательного процесса, особенно сегодня, когда выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России.
Дистанционное образование во внеурочной деятельности значительно расширяет рамки школьных учебников, повышает заинтересованность учащихся в глубоком изучении программного материала, содействует интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности.
Работа в системе Moodle позволила мне осуществлять консультирование учащихся 10-х и 11-х классов в период их обучения в биологической заочной школе при АлтГУ (Краевая очно-заочная агроэкологическая школа Алтайского краевого детского экологического центра) ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Важным направлением работы с одаренными детьми является организация их участия в различных конференциях школьников по проектным и исследовательским работам. Мои ученики ежегодно участвуют в школьном фестивале исследовательских работ и творческих проектов «Мои первые открытия», принимали участие в 40-й научной конференции студентов, аспирантов и учащихся лицейских классов по секции «экология» (в рамках Молодёжного научного форума «Дни молодёжной науки в Алтайском Государственном Университете»), научно-практической конференции для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая» и др. На стадии подготовки я выставляю в СДО Moodle для ребят рекомендации по оформлению работ. Позже учащиеся отправляют мне готовые материалы, я их проверяю, анализирую, при необходимости вношу поправки. Общение происходит в основном по переписке, в режиме индивидуальных консультаций, но если возникает необходимость, назначаю время видеоконференции.
В сентябре 2013 года мною создана творческая группа учителей «ИКТ. Новые технологии», целью работы которой является повышение качества образования через использование дистанционных образовательных технологий в урочное и внеурочное время, повышение ИКТ компетентности учителей. Диссеминация опыта осуществляется через выступления на семинарах и стажерских площадках проводимых АКИПКРО; на школьных и районных методических объединениях, выступления на педсоветах, семинаре директоров, проведение мастер-классов для педагогов школы, района и округа.
Распространение собственного опыта в области повышения качества образования осуществляю также через участие в работе педагогических сетевых сообществ (в I Всероссийском конкурсе авторов ЦОР для школы «Лучший IT-учитель России», «ИнтерГУ.ru интернет-государство учителей», «Сеть творческих учителей», «Инфоурок» и др.), проведение районных экологических мероприятий «Наши пернатые друзья», «Лесная аптека», предметных недель, общешкольных мероприятий, участие в краевой экологической акции «Подари росток дерева будущему», проводимой в рамках реализации гранта губернатора Алтайского края в сфере экологического воспитания, образования и просвещения «Межрегиональная школа «Эколидер»».
Активно участвую в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, успешно руковожу школьным методическим объединением учителей естественных наук, районным методическим объединением классных руководителей, являюсь общественным инспектором по охране прав детства. Работу в методических объединениях мне помогает осуществлять СДО Moodle, где я выставляю для коллег актуальные материалы, которые мы обсуждаем на форуме курса.
Являюсь участником IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Школа-IT 2015», IV международной конференции «Информационные технологии в управлении: риски и возможности».
В 2012-2013 учебном году мы впервые провели экзамен по биологии в 9 классе в компьютеризированной форме через систему Moodle. Учащиеся прекрасно справились со своей задачей.
Реализация элементов ДОТ как поддержка традиционной формы получения образования позволило добиться следующих результатов: обучающиеся имеют стабильные результаты освоения образовательных программ: при 100% успеваемости процент качества за период с 2009-2015гг. в среднем составил 74,6 %.
Использование платформы Moodle позволило мне организовать и проводить олимпиады по биологии и экологии, что способствовало увеличению доли школьников, принявших участие во Всероссийской олимпиаде школьников на школьном и муниципальном этапах и увеличению доли призёров:


Учебный год

Предмет
Кол-во участников ВОШ
Кол-во призёров ВОШ



школьный этап
муниципальный этап
школьный этап
муниципальный этап

2013-2014
Биология
26
9
13
3


Экология
26
6
13
2

2014-2015
Биология
65
23
23
7


Экология
50
19
20
7

2015-2016
Биология
67
20
22
6


Экология
67
21
21
11


Дистанционные конкурсы и олимпиады   это форма внеурочной деятельности, которая зародилась на рубеже веков и сейчас активно развивается. Использование ДОТ позволяет мне качественно подготовить учащихся для участия во всероссийских дистанционных проектах: Всероссийский конкурс по естествознанию «Человек и природа» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), Всероссийский конкурс «Альбус» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) по биологии, Международная дистанционная олимпиада по биологии «Эрудит», сайт «Мир конкурсов» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), олимпиада школьников МГУ “Покори Воробьевы горы” ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и др. Наблюдается увеличение доли обучающихся по программе общего образования, участников, победителей и призёров в олимпиадах и конкурсах различного уровня: 2013-2014 учебный год - 45 чел; 2014-2015 - 55 чел.
Использование ДОТ позволило добиться следующих результатов: в 2014-2015 учебном году дистанционные курсы «Биология. Систематизация знаний в рамках подготовки к ЕГЭ. 11 класс» (номинация «УДК по внеклассной деятельности для 6-11 классов») ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и «Биология. Человек. 8 класс» (номинация «УДК по основным образовательным программам основного общего образования) ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) стали абсолютными победителями краевого конкурса учебных дистанционных курсов, проводимом АКИПКРО ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), дистанционные курсы «Биология. Животные. 7 класс» (номинация «УДК по основным образовательным программам основного общего образования) ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и «Общая биология (базовый уровень). 10 класс» (номинация «УДК по основным образовательным программам среднего общего образования») ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) заняли II место.
Дистанционное обучение позволило учащимся в 2015 году успешно пройти итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по биологии с превышением среднекраевого показателя по предмету. Все выпускники (профильного химико-биологического класса) поступили в высшие учебные заведения, где профильным предметом являлась биология.
Таким образом, применение дистанционных образовательных технологий по биологии позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, а также заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания. Анализируя все составляющие дистанционной формы обучения наряду с традиционной формой преподавания, можно сделать вывод, что активное внедрение современных информационных технологий значительно увеличило эффективность и удобство образовательного процесса и позволило достичь нового уровня в обучении. Дистанционное образование можно сделать качественным и конкурентоспособным, но это дело не одного дня. Технические возможности образовательной среды и технические информационно-коммуникативные средства обучения позволяют скорректировать учебные материалы в соответствии с требованиями стандарта образования и возможностями учащегося.












13 PAGE 14215



15