Интенсивный курс подготовки к сочинению на ЕГЭ 
Рабочая программа
«Интенсивный курс подготовки к сочинению на ЕГЭ»
по русскому языку для обучающихся 10- 11 классов
№ . 
Тема урока Кол
во
часов Элементы
содержания Требования к уровню подготовки
обучающихся (результат) Вид
контроля План Факт
1 Особенности написания  сочинения – рассуждения. Критерии оценивания. 1 План сочинения. Критерии оценивания.  Предметные: знать план написания, композиции сочинения, особенности данной работы; критерии оценивания.
Метапредметные: уметь адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей, уметь работать с разными источниками информации Ответы на вопросы. Анализ исходного текста и примера сочинения – рассуждения. 2 Виды и формы вступления 1 Виды и формы вступления: проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, создание эмоционального настроя, ссылка на авторитетное мнение, описание чувств, цитирование, обращение к фактам биографии писателя. Предметные: знать виды и формы вступления.
Метапредметные: уметь анализировать, выделять главное. Анализ текстов 3 Как сформулировать проблему? Типовые конструкции.
1 Типовые конструкции для формулирования проблемы.
Предметные: знать типы проблем, уметь работать с речевым клише для определения проблемы.
Метапредметные: уметь сравнивать, обобщать,анализировать. Составление речевого клише. 4 Типичные ошибки при формулировании проблемы.
1 Типичные ошибки при формулировании проблемы: непонимание проблемы, неоправданное расширение или сужение проблемы, подмена проблемы, замена пересказом.
Предметные: уметь устанавливать связь проблемы, обсуждаемой автором с темой текста.Метапредметные:  уметь сравнивать, обобщать, анализировать.
  Редактирование текстов. 5-6  Работа с кейсом             « Формулирование проблем текстов».
Практикум..2 Типы проблем. Алгоритм выявления проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.
Предметные: знать типы проблем и алгоритм выявления проблемы, уметь устанавливать связь проблемы, обсуждаемой автором с темой текста, уметь работать с речевым клише для определения проблемы
Метапредметные: уметь сравнивать, обобщать, анализировать.
Анализ текстов. Формулирование проблем текстов. 6 Типы комментария 1 Типы комментария: текстуальный, концептуальный. Типы информации в тексте. Предметные: знать типы комментария и типы информации в тексте. 
 Метапредметные: уметь адекватно воспринимать на информацию. Анализ текстов 7  Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы.
  1 Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы художественного и публицистического текста.
Предметные: знать типы комментария и типы информации в тексте, уметь использовать  речевое клише для комментирования проблемы.
Метапредметные: уметь выявлять заложенные в текстах непереходящие нравственные ценности и их современное звучание. Выделение в тексте конструкций, организующих комментарий.  8 Алгоритм работы по написанию комментария к основной проблеме текста.
1 Алгоритм работы по написанию комментария к основной проблеме текста.
Предметные: знать алгоритм работы по написанию комментария к основной проблеме текста, уметь выстраивать комментарий по алгоритму.
Метапредметные: уметь сравнивать, обобщать, анализировать.
Составление плана – опросника  для комментирования проблемы.
9 Типичные ошибки при написании комментария 1 Типичные ошибки при написании комментария Предметные: знать типичные ошибки при написании комментария, уметь редактировать недочеты.
Метапредметные: уметь сравнивать,  
Редактирование текста. 10 Составление памятки «О чем можно говорить в комментарии». 
1 Типичные ошибки при написании комментария Предметные: знать типичные ошибки при написании комментария уметь составить памятку.
 Метапредметные: уметь выдвигать гипотезу, подбирать необходимые к ней доказательства, слушать и слышать собеседника. Составление памятки «О чем можно говорить в комментарии». 
11 Введение цитат в текст сочинения.
1 Введение цитат в текст сочинения.
Предметные:  знать правила цитирования, уметь подбирать цитату нужного объема и содержания.
 Метапредметные: уметь сравнивать, обобщать, анализировать.
Поиск цитат  к комментарию. Оформление цитаты. 12 Работа с кейсом «Написание комментария к проблеме». Практикум.  Четыре способа комментирования проблемы (по рассказу  Чехова «Слезы крокодила»).
1 Четыре способа комментирования проблемы.
Предметные:  уметь писать  комментарий к проблеме.
Метапредметные: уметь адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей, уметь работать с разными источниками информации, уметь сравнивать, обобщать, анализировать. Анализ текстов.
13 Работа с кейсом «Написание комментария к проблеме».Практикум. Проблема и комментарий к тексту Л.Жуховицкого «Сто процентов человеческого». 1 Типы комментария. Клише для комментирования проблемы. Алгоритм работы по написанию комментария. Типичные ошибки при написании комментария. Правила цитирования. Предметные:  уметь писать  комментарий к проблеме.
Метапредметные: уметь адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей, уметь работать с разными источниками информации, уметь сравнивать, обобщать, анализировать.
Практическая работа. Комментарий к проблеме.
14
Практикум . Проблема и комментарий к тексту Л . Жуховицкого «Научим французов хорошим манерам».
1 15 Работа с кейсом «Написание комментария к проблеме».Редактирование недочетов в комментарии. 1 Типичные ошибки при написании комментария. Правила цитирования. Предметные: уметь редактировать текст.
Метапредметные: уметь сравнивать, обобщать, анализировать.
Редактирование текста. 16 Авторская позиция. Средства выражения позиции автора. 1 Авторская позиция. Средства выражения позиции автора. Предметные: знать, что  такое авторская позиция и средства выражения позиции автора, уметь излагать авторскую позицию.
Метапредметные: уметь анализировать информацию, выделять причинно – следственные связи. Анализ текста. 17  Практикум. Определение авторской позиции (по тексту В.Астафьева). 1 Авторская позиция. Средства выражения позиции автора. Предметные: знать, что  такое авторская позиция и средства выражения позиции автора, уметь излагать авторскую позицию.
Метапредметные: уметь анализировать информацию, выделять причинно – следственные связи, делать вывод, аргументировать свою точку зрения, Практическая работа.  Анализ текстов. Определение авторской позиции. 18 Автор и рассказчик. 1 Позиции автора и рассказчика. Предметные: знать о возможном несовпадении позиции автора и рассказчика, уметь разделять позиции в случае несовпадения.
Метапредметные: уметь адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей, уметь анализировать информацию, выделять причинно – следственные связи, делать вывод, аргументировать свою точку зрения. Анализ текстов. 19 Типовые конструкции для выражения авторской позиции. 
1 Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Предметные: знать типовые конструкции для выражения авторской позиции, уметь использовать данные конструкции.
Метапредметные: уметь адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей, уметь анализировать информацию, выделять причинно – следственные связи, делать вывод, аргументировать свою точку зрения Практическая работа.  Анализ текстов. Определение авторской позиции 20 Типичные ошибки при формулировании позиции автора. 1 Типичные ошибки при формулировании позиции автора. Предметные: знать типичные ошибки при формулировании позиции автора, уметь редактировать текст.
Метапредметные:  уметь выделять причинно – следственные связи, делать вывод, аргументировать свою точку зрения
Редактирование текста. 21 Работа с кейсом « Авторская позиция».
Практикум.  1 Авторская позиция. Средства выражения позиции автора.  Позиции автора и рассказчика. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. Предметные: уметь формулировать позицию автора.
Метапредметные: уметь выделять причинно – следственные связи, делать вывод, аргументировать свою точку зрения, уметь самостоятельно организовывать деятельность на уроке.
Практическая работа.  Анализ текстов. Формулирование позиции автора. 22 Аргументация собственной позиции. Структура. 1 Аргументация собственной позиции. Структура Предметные: знать структуру аргументации собственной позиции, уметь строить типичное аргументирование по схеме. 
Метапредметные: уметь сравнивать, обобщать, анализировать.
Анализ текстов 23 Виды аргументов. 1 Виды аргументов Предметные:  знать виды аргументов 24
Работа с кейсом «Аргументация собственной позиции». Типовые конструкции для поддерживающей и опровергающей аргументации. Предметные: зная типовые конструкции, уметь построить  поддерживающую и опровергающую аргументацию.
Метапредметные: уметь выделять причинно – следственные связи, делать вывод, 25 Типичные ошибки аргументации. Работа с кейсом «Аргументация собственной позиции».
1 Типичные ошибки аргументации.
 Предметные: знать типичные ошибки аргументации, уметь редактировать текст. 
Метапредметные: уметь выделять причинно – следственные связи, делать вывод, Редактирование текста. 26  Литературные аргументы. Рубрика «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!» 
1 Литературные аргументы. Рубрика «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!» Предметные: знать литературные аргументы под рубрикой «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»
Метапредметные: уметь адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей, уметь работать с разными источниками информации, уметь сравнивать, обобщать, анализировать.
Составление банка аргументов. 27 Литературные аргументы. Рубрики «Человек – ось мира», «Возвысь человека». 1 Литературные аргументы. Рубрики «Человек – ось мира», «Возвысь человека». Предметные: знать литературные аргументы под рубриками «Человек – ось мира», «Возвысь человека».
 Метапредметные: уметь адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей, уметь работать с разными источниками информации, уметь сравнивать, обобщать, анализировать.
Составление банка аргументов. 28 Литературные аргументы. Рубрики «Родина», «Бороться и искать. Найти и нее сдаваться!»
1 Литературные аргументы. Рубрики «Родина», «Бороться и искать. Найти и нее сдаваться!»
Предметные: знать литературные аргументы под рубриками «Родина», «Бороться и искать. Найти и нее сдаваться!»
 Метапредметные: уметь адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей, уметь работать с разными источниками информации, уметь сравнивать, обобщать, анализировать.
Составление банка аргументов. 29  Литературные аргументы. Рубрика «Не потеряйте человека!»
1  Литературные аргументы. Рубрика «Не потеряйте человека!»
Предметные: знать литературные аргументы под рубрикой «Не потеряйте человека!»
 Метапредметные: уметь адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей, уметь работать с разными источниками информации, уметь сравнивать, обобщать, анализировать.
Составление банка аргументов. 30 Литературные аргументы. Рубрика  «Помни имя свое!» 1 Литературные аргументы. Рубрика  «Помни имя свое!» Предметные: знать  литературные аргументы под рубрикой  «Помни имя свое!»
 Метапредметные: уметь адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей, уметь работать с разными источниками информации, уметь сравнивать, обобщать, анализировать.
Составление банка аргументов. 31 Литературные аргументы. Рубрика «Человек и природа».
1 Литературные аргументы. Рубрика «Человек и природа».
Предметные: знать литературные аргументы  под рубрикой «Человек и природа».
 Метапредметные: уметь адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей, уметь работать с разными источниками информации, уметь сравнивать, обобщать, анализировать.
Составление банка аргументов. 32 Литературные аргументы, связанные с проблемами  семьи.
  1 Литературные аргументы, связанные с проблемами  семьи.
  Предметные: знать литературные аргументы, связанные с проблемами  семьи.
 Метапредметные: уметь адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей, уметь работать с разными источниками информации, уметь сравнивать, обобщать, анализировать.
Составление банка аргументов. 33 Литературные аргументы, связанные с  отрицательными качествами личности 2 Литературные аргументы, связанные с  отрицательными качествами личности Предметные: знать литературные аргументы, связанные с  отрицательными качествами личности
 Метапредметные: уметь адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей, уметь работать с разными источниками информации, уметь сравнивать, обобщать, анализировать.
Составление банка аргументов. 34 Литературные аргументы, связанные с положительными качествами личности 2 Литературные аргументы, связанные с положительными качествами личности Предметные: знать литературные аргументы, связанные с положительными качествами личности
 Метапредметные: уметь адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей, уметь работать с разными источниками информации, уметь сравнивать, обобщать, анализировать.
Составление банка аргументов.