Методическая разработка по дисциплине Основы философии Диспут на тему Философия и медицина

Методическая разработка открытого семинарского занятия
«Философия и медицина: общие проблемы и ценности»
для специальности 31.02.01 «Лечебное дело»

Новикова Александра Николаевна, заместитель директора по УВР

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Государственный медицинский колледж г. Братска»

Пояснительная записка
Данное открытое семинарское занятие разработано с учетом образовательной программы  учебной дисциплины «Основы философии» и является частью основной профессиональной образовательной программы  в соответствии с ФГОС третьего поколения, по специальности «Лечебное дело», квалификация «Фельдшер» (углубленная подготовка).
Данное занятие разработано с целью улучшения процесса обучения студентов по теме: «Философия и медицина: общие проблемы и ценности». В методической разработке открытого занятия предложен теоретический материал, презентации, видеофильмы по данной теме. Это обеспечивает лучшее усвоение студентами материала и применение в дальнейшем знаний по этой теме профессиональной деятельности.
В результате освоения данной темы обучающийся должен овладеть следующие общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием.
ОК 8. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 9. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
В результате освоения данной темы обучающийся должен уметь:
У 1. ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения данной темы обучающийся должен знать:
З 1. о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Таким образом, данная методическая разработка способствует наиболее лучшему восприятию и усвоению студентами материала по теме «Философия и медицина: общие проблемы и ценности», а также приобретению общих компетенций, новых знаний и умений, которые в дальнейшем будут применяться при изучении таких клинических дисциплин, как хирургия, терапия, акушерство и гинекология.

План занятия

Тема: «Философия и медицина: общие проблемы и ценности»
Вид занятия: семинар в форме диспута
Время: 90 минут.
Вводная часть – 11 минут
1.1.Организационный момент - 1 минута.
1.2.Мотивация -7 минут.
1.3.Актуализация базовых знаний -3 минуты.
Основная часть – 60 минут
Диспут. Темы для обсуждения:
1. Эвтаназия.
2. Клонирование
3. Трансплантология.
4. ЭКО.
5. Использование стволовых клеток в медицине.
6. Аборт
3. Заключительная часть - 19 минут
3.1.Контроль усвоения знаний. Обсуждение проблемных вопросов – 7 минут.
3.2.Подведение итогов. Презентация «Правовые аспекты деятельности медицинских работников» - 10 минут
3.3.Домашнее задание – 2 минуты.
Цели занятия:
Учебные цели:
дать представление студентам:
о наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
сформировать знания:
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Развивающая цель:
развивать у студентов память, внимание, логическое мышление, культуру речи.
Воспитательная цель:
- прививать интерес к предмету и к выбранной профессии;
- воспитание этики врачебного поведения;
- вопросы профилактики нежелательной беременности.
Место проведения: лекционная аудитория.
Оснащение занятия: методическая разработка лекции, текст лекции, ноутбук, мультимедиапроектор.
Межпредметные связи:
обеспечивающие: «История», «Биология», «Латинский язык».
обеспечиваемые: «Терапия», «Акушерство и гинекология», «Хирургические болезни».
Внутрипредметные связи: Раздел 2: «История философии», «Человек как объект философского осмысления».

Литература для подготовки:
Основная:
1. Горелов А.А.. Основы философии. А.А. Горелов – М.: Академия, 2012г, 320 с.
2. Кохановский В.П.. Основы философии. В.П.Кохановский, Т. П. Матяш, В.П. Яковлев – М.: КНОРУС, 2012 г., 240 с.
Дополнительные источники:
Нижников С.А.. Философия. Курс лекций. С.А.Нижников. – М.: Экзамен, 2007г., 396 с.
Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. О.Н.Стрельник. – М.: Высшее образование, 2009г., 335 с.
3. Философия медицины. Под ред. Ю.Л.Шевченко. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004г., 408 с.


Интернет – ресурсы:
http://labrip.com/
http://www.filosofia-totl.narod.ru/

Ход занятия


Основные этапы занятия
Время
Методические указания

1.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.1.
Организационный этап
Преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид студентов (наличие халатов, тетрадей), проверяет подготовленность аудитории к занятию.

1 мин.


1.2
Мотивация
Преподаватель сообщает тему, цели, план лекции и
формулирует мотив для познавательной деятельности студентов по данной теме (см. Приложение № 1). Показ слайдов на тему: «Исторические модели медицинской этики » (см. Приложение № 2).Также преподаватель акцентирует внимание на проблемные вопросы, на которые студенты должны ответить в ходе диспута
7 мин.
Студенты записывают в тетради тему, цель и план занятия.

1.3
Актуализация базовых знаний
Преподаватель знакомит студентов с правилами проведения диспута и основными вопросами, обсуждаемых на диспуте (см. Приложение № 3).
3 мин.
Студенты знакомятся с «Памяткой о проведении диспута»

2.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.
Формирование новых представлений и знаний
Диспут по темам:
1.Эвтаназия.
2. Клонирование
3. Трансплантология.
4. ЭКО.
5. Использование стволовых клеток в медицине.
6. Аборт.
60 мин.
Используемые методы: 1. Презентация
2. Диспут.



3.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

3.1.
Контроль усвоения знаний
Преподавателями для закрепления знаний по теме проводится устный опрос по проблемным вопросам в ходе диспута.
Проблемные вопросы:
1.Вы сторонник или противник эвтаназии?
2.Клонирование человека это допустимо?
3.Как Вы относитесь к детской трансплантологии?
4.Почему представители многих религиозных конфессий против ЭКО?
5.Этично использование стволовых клеток в медицине??
6.Какие меры профилактики нежелательной беременности?
Что может быть причиной бесплодия у женщин?

7
мин.
Студенты отвечают на проблемные вопросы по материалам диспута.



3.2.
Подведение итогов
Делается краткое резюме. Подводятся итоги диспута, сопровождающиеся презентацией на тему «Правовые аспекты деятельности медицинских работников» (см. Приложение №4).

10 мин.
Выставляются оценки участникам диспута


3.3.
Домашнее задание
1.А. А. Горелов «Основы философии», стр. 196 - 206.
составление конспекта «Этика и проблема свободы»

2 мин.
Студенты записывают домашнее задание

Приложение 1
Здравствуйте, сегодня наш семинар посвящен теме «Философия и медицина: общие проблемы и ценности». Тема очень обширна по своему содержанию, и мы рассмотрим только одну из частей «Этические проблемы современной медицины». Исследование проблем медицинской этики неразрывно связаны с понятием медицинской деонтологии. Деонтология медицинская (греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение) совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников.
Однако, основы медицинской деонтологии были заложены еще в медицине древнего мира. В каждую историческую эпоху в соответствии с господствовавшей в данном обществе моралью этические принципы имели характерные особенности, но, тем не менее, общечеловеческие, внеклассовые этические нормы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку, оставались незыблемыми.
Неоценимую роль в развитии медицинской деонтологии сыграл Гиппократ. Ему принадлежат максимы: «Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству», «Не вредить», «Врач-философ подобен богу». «Клятва Гиппократа» пережила века. Примечательно, что II Международный деонтологический конгресс (Париж, 1967), счел возможным рекомендовать дополнить клятву единственной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь!».
Гиппократ впервые обратил внимание на вопросы должного отношения врача к родственникам больного, к своим учителям, взаимоотношений между врачами. Деонтологические принципы, сформулированные Гиппократом, получили дальнейшее развитие в работах Асклепиада, Цельса, Галена и др.
Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм (1493-1541) – выдающийся реформатор медицины, более известный как Парацельс. Он решительно высказался за возвращение хирургии в лоно медицины (в то время хирургов не считали врачами, а приравнивали к ремесленникам). Парацельс внес вклад и в развитие врачебной этики. Круговой поруке, царившей тогда в медицинском мире, он противопоставил другие принципы: «врач должен денно и нощно думать о своем больном»; «врач не смеет быть лицемером, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть праведным человеком»; «сила врача – в его сердце, работа его должна руководится Богом и освещаться естественным светом и опытностью»; «величайшая основа лекарства – любовь». Сформулировал 2 принцип медицинской этики «делай добро».
Биоэтика – термин был предложен Ван Рейслером Поттером в 1974 году в книге «Биоэтика – мост в будущее». Биоэтикой сформулированы новые принципы:
Принцип «не навреди»
Принцип «сотвори благо»
Принцип справедливости
Принцип автономии личности
Принцип информированного согласия
Обычно представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, в человеческом обществе изменяются очень медленно. Новое видение развивается исподволь, и в течение длительного времени сосуществуют совершенно противоположные точки зрения. Однако развитие медицины в последние десятилетия шло такими темпами, что новые этические проблемы возникали раньше, чем общество успевало их основательно осмыслить и обсудить. Сегодня многие нравственные дилеммы медицины вызывают ожесточенные споры, в которых участвуют не только врачи, но и пресса, парламент, церковь, общественные организации. Об основных проблемах биоэтики мы сегодня с Вами и поговорим:
Эвтаназия
Аборт
Клонирование
Трансплантология
Использование стволовых клеток в медицине
ЭКО


Приложение 3

Правила проведения диспута

Темы для диспута:

1. Эвтаназия.
2. Клонирование.
3. Трансплантология.
4. ЭКО.
5. Использование стволовых клеток в медицине.
6. Аборт.

Правила диспута:

1. Диспут - свободный обмен мнениями.
2. На диспуте все активны. В споре все равны.
3. Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
4. Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать.
Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

Законы диспута:

1. Здесь нет наблюдателей! Каждый - активный участник разговора.
2. Неуместные шутки запрещаются.
3. Помоги изжить комплексы своим товарищам.
4. Говори, что думаешь; думай, что говоришь.
5. Имей мужество выслушать правду, не обижаясь.

Памятка участнику диспута:

1. Прежде чем спорить, подумай.
2. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
3. Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые
будешь защищать и доказывать.
4. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
5. Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.
6. Старайся говорить своими словами.
7. Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать
правоту своего оппонента.
8. Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715