Разработка урока Пожарная безопасность
Тема урока: Причины пожаров, их предупреждение. Виды горения. Огнетушащие материалы и вещества
Цель урока:
Образовательные:
изучить правила обращения с огнем
определить возможные ресурсы на основе моделирования деятельности учащихся;
Развивающие:
продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;
развить навыки коммуникативных явлений.
Воспитательные:
продолжить воспитания у учащихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности жизни.
Воспитывать осторожное отношение к огню.
Тип урока: Изучение нового материала. Беседа
Оборудование: Учебник, тетради.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Изучение нового материала
Учитель: Можно ли нашу жизнь представить без спичек? Огня? А кто знает что такое пожар?
Ученики формулируют и записывают определение пожара, при необходимости учитель помогает.
Неорганизованное и неконтролируемое горение, вследствие которого уничтожаются материальные ценности, называется пожаром. Температура в костре пожара достигает 700-900°С.
Учитель рассказывает несколько случаев из жизни о пожарах в квартирах после Нового года, при ремонте, при изготовлении петард.
Учитель: подумайте, какие причины могут вызвать возгорание и пожар?
Ученики формулируют и записывают
Характерные причины возникновения пожаров
- нарушение пожарных норм и правил в технологических процессах производства;
- неправильное обустройство систем отопления, вентиляции, электрооборудова
ние;
- нарушение норм и правил сохранение несовместимых пожароопасных материалов;
- нарушение правил пользование электрооборудованием;
- невыполнение противопожарных мероприятий по оснащению пожарного водообеспечения, устройство пожарной сигнализации, обеспечение первичными средствами пожаротушения ;
- использование открытого огня факелов, паяльных ламп, курение в запрещенных местах;
- плохое знание персоналом основ пожарной безопасности;
- нарушение требований противопожарного инструктажа во время выполнения работ.
Учитель: что может вызвать пожар в учебных заведениях?
Ученики формулируют и записывают:
Основными причинами пожарной опасности в кабинетах и лабораториях являются:
- опыты, которые сопровождаются электростатическим разрядом, нагревом тел;
- опыты из демонстрации взрывов разных газов и пары:
- неосторожное обращение с огнем, огнеопасными жидкостями;
- неправильное сохранение огнеопасных жидкостей.
Учитель рассказывает и поясняет, ученики конспектируют:
Пожароопасные свойства вещества
По способности гореть в воздухе (горючесть) все вещества делятся на негорючие, трудногорючие и горючие. Горючие разделяют еще и на легковоспламеняющиеся и трудновоспламеняющиеся вещества.
Негорючие вещества - это такие, которые не способны к возгоранию и горению в воздухе обычного состава. К таким веществам относят газообразные (азот, хлор); редкие (вода, перекись водорода, соляная кислота); твердые (перекись натрия, фосфаты, борати, сульфаты, хлориды металлов); материалы неорганического происхождения, естественные и искусственные.
Трудногорючие вещества - это такие, что способные гореть только под действием источника зажигания и горение которых прекращается после его устранения. К таким веществам относятся огнезащитные горючие материалы (фибролит, некоторые виды пластмасс, слабые водные растворы спиртов).
Горючими называются вещества, которые загораются от источника зажигания и продолжают гореть после его удаления. К таким веществам относят газообразные водород, окись углерода, естественный газ, метан); редкие (бензин, керосин, толуол, спирты); твердые (древесина, пластмасса, натрий, калий, барий).
Учитель рассказывает и поясняет, ученики конспектируют:
Организационные и технические противопожарные мероприятия
Пожарная безопасность - это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара. В случае возникновения пожара употребляются необходимые мероприятия по устранению отрицательного влияния опасных факторов пожара на людей, сооружения и материальные ценности.
Противопожарный режим - это комплекс установленных норм и правил поведения людей, выполнение работ и эксплуатации объекта, направленных на обеспечение пожарной безопасности.
Пожарная безопасность на объектах народного хозяйства обеспечивается организационными, техническими мероприятиями и противопожарной защитой.
Учитель: подумайте, какие мероприятия проводят для предотвращения пожаров?
Ученики формулируют и записывают
К организационным мероприятиям относят:
- разработка правил, инструкций, инструктажей по противопожарной безопасности;
- организация инструктирования и обучение рабочих и служащих;
- осуществление контроля за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работающими;
- организация добровольных пожарных дружин и пожаротехнических комиссий;
- ежедневная проверка противопожарного состояния помещений после окончания работы;
- разработка и утверждение плана эвакуации и порядка оповещение людей на случай возникновения пожара;
- соблюдение надлежащего противопожарного надзора за объектами;
- организация проверки надлежащего состояния пожарной техники и инвентаря.
К техническим мероприятиям принадлежат:
- соблюдение пожарных норм, требований и правил при устройстве зданий, сооружений,;
- поддержание в исправном состоянии систем отопления, вентиляции, оснащения;
- устройство автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического гашения пожаров и пожарного водоснабжения;
- запрет использования оснащение, устройств, помещений и инструментов, которые не отвечают требованиям противопожарной безопасности;
- правильная организация работы на рабочих местах с использованием пожароопасных инструментов, приборов, технологических установок.
Учитель рассказывает и поясняет
Противопожарная автоматика и пожарная сигнализация
Средства противопожарной автоматики разделяют на две основных группы:
- установки автоматического пожаротушения;
- установки автоматической пожарной сигнализации.
Установки автоматического пожаротушения, в зависимости от огнетушащего состава, могут быть:
- водными;
- порошковыми;
- пенными;
- газовыми;
- хладоновыми.
Для гашения пожаров на предприятиях применяют стационарные водные установки автоматического пожаротушения. Эта установка состоит из сети водопроводов, запасных резервуаров, насосной станции, водозаборных сооружений. На трассах трубопроводов как внешней, так и внутренней сети смонтированы пожарные краны, к которых присоединяют рукава с брандспойтами. В помещениях, где сохраняются горючие материалы, сооружают спринклерные или дренчерные установки. Это система трубопроводов, которые расположенные под потолком помещения и оборудованные оросительной системой. Спринклерная установка всегда заполнена водой под давлением 0,4 Мпа. Спринклерные оросители включаются автоматически, если в помещении возникает пожар и температура воздуха повышается к предельной границе. Все оросительные головки имеют специальный легкоплавкий замок, который, нагреваясь к температуре (72, 93, 141 °С) плавится и открывает отверстие, из которого вода в виде оросительного факела подается в зону горения. Спринклерные установки оборудованы также сигнальным устройством для вызова пожарной команды.
Дренчерная установка подобная спринклерной, но имеет оросительные головки открытого типа. Дренчерная установка включается вручную или с помощью автоматического устройства.
Пожарная сигнализация используется для выявления и подачи сигнала о пожаре и вызове пожарных команд.
Основными элементами пожарной сигнализации считают:
- оповестители (сигнал тревоги о пожаре), которые устанавливаются внутри сооружения или вне ею;
- приемочные аппараты или установки, контрольно-приемочные пульты для приема и фиксации сигналов от оповестителей, а также контроля исправности линий связи;
- воздушные или кабельные линии, которые соединяют повідомлювачів с пожарной службой (наиболее частое это обычный телефонный звонок по номеру 101).
Пожарная сигнализация бывает:
- лучевая, за которой каждый повідомлювач причитается к отдельному пару проводов;
- кольцевая, где все оповестители причитаются до одного общего провода (кольца).
Пожарные оповестители могут быть автоматические и ручные. Автоматический оповеститель это прибор оповещения, которое реагирует на характерные факторы пожара: дым, радиационное излучение, повышение температуры. Радиоизотопный оповеститель реагирует на ультрафиолетовое излучение. Дымовые оповестители работают на фотоэлементах или ионизационных камерах.
Ручной пожарный оповеститель - это, оповеститель что приводится в действие ручным способом. Все пожарные оповестители соединенные линиями связи с пожарным приемным пультом. Пульт постоянно контролирует исправность пожарных оповестителей и линий связи (обрыв, короткое замыкание, неисправность или отсутствие пожарного оповестителя).
В случае срабатывания пожарного оповестителя от пожара на пульте включается внутренняя световая и звуковая сигнализация "Тревога".
Если есть связь пожарной станции с пожарной частью, сигнал "Тревога" подается автоматически и к пожарной части. В населенных пунктах, на предприятиях, организациях есть телефонная связь с пожарной частью, которая входит в систему пожарной сигнализации.
Учитель рассказывает и поясняет, ученики конспектируют:
Противопожарный инструктаж и обучение
С целью предотвращение возникновению пожаров, их распространению и для борьбы с ними рабочие, инженерно-технические работники проходят инструктажи и обучение за специальными программами.
Виды противопожарных инструктажей:
- вступительный;
- первичный;
- повторный;
- внеплановый.
Вступительный инструктаж проходят все рабочие, инженерно-технические работники и служащие, которые принимаются на работу, допуском. Его проводит специальное лицо, ответственне за противопожарную безопасность предприятия, организации. При проведении этого инструктажа работников знакомят с основными требованиями Закона Украины "О пожарной безопасности", с установленным на предприятии противопожарным режимом, с более всего пожароопасными участками, где запрещается жечь, использовать открытый огонь, с практическими действиями в случае возникновения пожара, с возможными причинами возникновения пожаров и взрывов и мероприятиями по их предотвращению.
Первичный противопожарный инструктаж новопринятый рабочий проходит на рабочем месте перед началом работы, а также при перемещении с одного цеха к другому, на другую должность, специальность или производственную операцию.
Во время первичного инструктажа:
- знакомят с пожарной безопасностью цеха, участка, с правилами и инструкциями по пожарной безопасности;
- показывают запасные выходы, оповестители пожарной сигнализации, огнетушители, средства пожаротушения;
- проверяют практические действия лица, которое инструктируется на случай пожара.
Повторный инструктаж проводят непосредственно в цеха дважды на год в срок, установленный руководителем предприятия, в соответствии с программой первичного инструктажа на рабочем месте.
Внеплановый противопожарный инструктаж проводится при изменении пожарной безопасности технологического процесса, использовании новых пожароопасных материалов, при самовозгорании, загорании и пожарах.
Обучение правил пожарной безопасности рабочих и служащих проводится на производстве раз на два года с целью повышения уровня их знаний. Перечень профессий рабочих и должностей служащих, с которыми должны проводиться занятие за противопожарной программой, определяет главный инженер предприятия.
Учитель рассказывает и поясняет, ученики конспектируют:
Горение - это быстродействующая химическая реакция соединения вещества с окислителем, которое сопровождается выделением тепла и излучением света. Для того, чтобы возникло и поддерживалось горение, необходимое наличие топливного вещества, окислителя и источника энергии для зажигания. Энергия для зажигания может быть в виде пламени, искры, излучение или теплая от химической реакции, механического удара, тепла от короткого замыкания электроустановки, трения или резкого сжатия газовой смеси.
Различают такие виды процесса горения:
- взрыв,
- вспышка,
- загорание,
- тление,
- самовозгорание,
- собственное горение.
Взрыв - это быстрое превращение вещества в газо- ли пылеоподобное состояние с выделением большого количества тепла. В этом случае объем вещества увеличивается в сотни, тысячи раз. Характерным признаком взрыва есть мгновенное возрастание температуры и давления газа на месте, где он относить. Одной из наиболее распространенных причин взрыва в учебных заведениях есть неправильное пользование газовыми приборами. Во время работы газовых приборов в помещениях накапливаются продукты сгорания газов, поэтому эти помещения необходимо часто проветривать.
Вспышка - это быстрое сгорание горючей смеси без образования сжатых газов.
Загорание - это загорания вещества с появлением пламени. Загорается не все вещество, а лишь ее часть. Загорание осуществляется от источника загорания. Если загорание происходит без источника загорания, речь идет о самовозгорании.
Тление - это горения вещества без явного образования пламени. Как правило, во время тления получается много дыма.
Особенностью пожаров, которые начинаются в помещении с затворенной дверью и окнами, есть сравнительно медленное развитие горения на протяжении первых 30-40 минут через недостаточное количество воздуха в зоне горения.
Загорание вещества возможное не только при подъеме к ней пламя, а и вследствие нагревания внешним источником тепла, открытым пламенем или накаленными продуктами горения, которые сталкиваются с веществом, которое загорается.
Существуют такие способы прекращения горение:
- охлаждение костра горение ниже определенных температур;
- изоляция костра горение или снижение содержимого кислорода;
- механический срыв пламени;
- создание условий прекращения огня.
- торможение скорости химических реакций в пламени (так званого ингибирование).
Закрепление изученного материала:
Дайте определение пожара
Перечислите причины пожаров на предприятиях
Перечислите причины пожаров в учебных заведениях
Какие бывают вещества по способности гореть в воздухе?
Перечислите виды противопожарных инструктажей
Что такое горение?
Перечислите виды горения
5 . Подведение итогов занятия
6. Домашнее задание: Знать содержание конспекта, ответы на вопросы
13PAGE 15
13PAGE 14115
15