Творческая работа на тему: Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии


Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Управление Образования Атырауской области
Районный отдел образования
Педагогическое чтение
Тема: «Игровые технологии как средство активизации
познавательной деятельности учащихся
на уроках географии»
Подготовила:
учительница географии
средней школы имени О.СаргунановаУтепова Жанар НурлановнаПоселок Доссор, Эмбинский уч, дом198
8(71235) 2-31-94
2013г.
План:
1. Введение
2. Основная часть:
-понятие игр
-типы игр
-типы нестандартных уроков
3. Заключение (итоги работы)
4. Литература
Цель
применения технологии игровых форм обучения:
развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.
Развивающие:
Развивать у учащихся творческое мышление.
Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
Вырабатывать историческое самосознание - осознанную сопричастность к прошлым событиям.
Способствовать воспитанию саморазвивающейся и само реализующейся личности.
«Человек играет только тогда,
когда он в полном значении слова человек,
и он бывает вполне человек лишь тогда,
когда он играет»
Ф.ШиллерВведение
Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика.
В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть попытка детей организовать свой опыт. Ещё одна функция игры состоит в превращении чего-то невообразимого в реальной жизни в поддающуюся контролю ситуацию. Это средство коммуникации.
С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идёт процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это попытка самому себе ответить на вопрос, что есть «Я» в этом мире. Игра вызывает ценное переживание, ориентированное на накопление «смыслов», на возможность усвоения альтернативных подходов. В ходе игры ученик проявляет себя, появляется возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей. Происходит изменение собственного смысла, принятие нового.
В игре актуализируются функции личности. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало. Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, и благотворно сказываются на результатах обучения. Игра используется и в других формах организации учебной деятельности – лекциях, семинарах, экскурсиях. Игровые ситуации вводятся в практические и самостоятельные работы, а также в проверку и закрепление изученного материала.
Во внеурочной работе игровые моменты эффективны во всех формах индивидуальной, групповой и массовой работы.
Замечательный советский учёный В.А.Сухомлинский писал: “Страшная опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере-мысли, т.е. на уроке”
Нет смысла доказывать правоту этих слов. Обязанность учителя на каждом уроке организовать деятельность ученика, создать условия для его развития.
Один из факторов активизации учебной познавательной деятельности учащихся – разнообразие форм организации обучения. Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения географии, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков, развитию личности учащихся.
Ни одна наука так не богата захватывающими приключениями, как география.
Урок вводит школьников в мир географии, путешествий, географической номенклатуры. Стараюсь создать познавательный эмоциональный настрой у школьников, заинтересовать их, показать, что они уже многое знают, и что им предстоит узнать гораздо больше. Настоящий, в моем понимании, урок – это минуты непрерывного поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя « технологией» урока, в основу которой положены – востребованность учеником предмета разговора - исследования и сотворчество учителя и ученика. Как и у всех учителей в моей практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса. Для меня творческая деятельность на уроке - это деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности, умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, трудолюбие, способность видеть главное.
Повышение интереса учащихся к своему предмету, активизацию их познавательной деятельности стараюсь через разнообразные формы и методы.
Главной целью я ставлю:
-Рассмотреть способы использования приемов и методов, развивающих познавательный интерес на различных этапах урока. Самым первым и главным приемам активизации урока является не частная, вытекающая из темы данного урока, а общепедагогическая и общенаучные идеи. Общепедагогическая идея – это сопряжение отдельной, частной судьбы сидящего передо мной подростка, проживающего свою жизнь в единстве настоящего, будущего и прошлого и овладевающего через опыт понятиями: «Моя страна-Казахстан», «Народ Казахстана», «Казахстан на карте мира» должно способствовать становлению патриотического чувства, чувство гордости за свою страну.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков, используемые мной на уроках. [1]
Формы нестандартных уроков разнообразны – это уроки-ярмарки, пресс-конференции и “телемосты”, уроки-соревнования, уроки по внеклассному чтению, игры на местности и т.п.
Типы нестандартных уроков:
Уроки-пресс-конференции
Уроки-соревнования
Уроки-консультации
Компьютерные уроки
Уроки с групповыми формами работы
Уроки взаимообучения учащихся
Уроки творчества
Уроки аукционные
Уроки, которые ведут учащиеся
Уроки-зачеты
Уроки – творческие отчеты
Уроки-конкурсы
Уроки – обобщения
Уроки – фантазии
Уроки-игры
Уроки-“суды”
Уроки поиска истины
Уроки-диалоги
Уроки – “Следствие ведут знатоки”
Уроки – ролевые игры
Уроки-семинары
Интегральные уроки
Межпредметные уроки – интегрированные уроки
Уроки-экскурсии
Можно заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые можно классифицировать как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы. На уроках географии для таких уроков раздолье, ведь у нас по плану и экскурсии.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал учителя, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности.
Такие формы уроков я использую по структуре, не притесняя традиционную форму обучения, а только дополняя и обогащая.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти задачи обостряет мыслительную деятельность играющих. Для ребёнка – игра, прежде всего, увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже “слабым” ученикам. Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, в кружках, семинарах, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры в зависимости от целей, содержания, места в учебном процессе, занимают время от 5-10 минут до 45 минут. Как показывает мой опыт, проведение игр свыше 45 минут отрицательно сказывается на интересе к игровой и познавательной деятельности; снижается интерес, появляется утомление.
Из раскрытия понятия игры можно выделить ряд общих положений:1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.3. Игра - первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.5. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.6. Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. [2]
Личностно-ориентированные технологии обучения:
– Использую разнообразные формы и методы организации учебного процесса, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся
– Создаю атмосферу заинтересованности каждого школьника в работе класса
– Предлагаю детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
– Стремлюсь выявить реальные интересы учащихся и спланировать на основе этого организацию учебного процесса
– Веду индивидуальную работу с каждым ребёнком, помогаю детям самостоятельно спланировать свою деятельность, самостоятельно оценивать результаты работы, исправлять допущенные ошибки
– Предоставляю возможность каждому ученику проявлять на уроках инициативу, творческие способности, создаю условия для самовыражения учащихся.
Эффективность проведения игр зависит от соблюдения ряда условий:
а/ чётко продуманной цели игры,б/ осуществление мотивации игровой деятельности,в/ чёткой организации подготовки, проведения игры и подведения итогов,г/ сочетание самостоятельной групповой, индивидуальной или фронтальной работы в процессе игры,д/ осуществления постановки познавательных и проблемных вопросов в процессе игры,е/ организации дискуссии. [9]
Элемент игры, путешествия, приключения присутствует при изучении курса географии. Но я говорю о другом – об умении учителя освободить внутренний голос ученика и рассказать, как он видит ту или иную ситуацию в реальной жизни. Именно поэтому я решила работать над этой творческой темой. Например, на уроке в 7 классе: «Экспедиция Кука погибла, и в память об отважных исследователях на месте ее гибели поставили крест с замечательными словами: «Бороться и искать, Найти и не сдаваться…». При этом должно возникнуть чувство уважения ко всем тем, кто ценой невероятных трудов и лишений, жаждой славы и приключений, гениальных прозрений и догадок сумел открыть для людей Землю, не видя ее всю целиком, определить какая она, создать точные карты. Отсюда все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновать, пробуждать у него интерес к еще не решенным задачам.
На уроках географии нетрадиционные формы обучения дают возможность задействовать большее число школьников, привлекают детей необычайностью формы, позволяют раскрыть их индивидуальные особенности. Распределение ролей учащихся по географическим «специальностям» на уроках-путешествиях, уроках-исследованиях учит описывать компоненты природы, географические явления, помогает формировать новые и систематизировать уже полученные знания.
Географические диктанты, чайнворды, тесты применяются на любых этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного, в самостоятельной и домашней работах учащихся, а также при изучении нового материала. Учащиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, диктанты, тесты с помощью карт, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня образования и развития, и в корне повышают качество знаний по моему предмету.
Например: Урок-исследование в виде конкурса «Почемучек». Ребятам всё интересно знать важно не только где? Но и почему? Выявление причинно следственной связи. Такие задания встречаются на логическое мышление.
Почему зажжённая свеча быстрее гаснет под маленькой банкой, а под большой горит дольше?
Почему летом днём у поверхности Земли воздух теплее?
Почему грязный снег тает быстрее?
Почему происходит движение воздуха?
Почему образуются облака?
Почему начинает идти дождь?
Почему на Земле происходит смена дня и ночи?
Почему происходит смена времени года?
Многие ответы на эти почему? сопровождаю опытами. Тогда они в полной мере освоят весь материал.
На внеклассных мероприятиях использую задания следующей формы: урок-путешествие по хребту географии.
Долина «сомнений»                                            вершина «капитанов»
Перевал «успеха»                                                пик «я умею»
Пропасть «ошибок»                                             «на привале»
Например, урок-прес-конференция.
Цель: знакомство с географией Южной Америки, с градусным счетом, новыми географическими объектами и явлениями. Ставится учебная проблема: помогала ли изрезанность берегов и островов в плаваниях путешественникам? Дети вспоминают историю и рассматривают карту, а затем от их лица у доски поочередно выступают Колумб, А. Веспучи, рассказывая, что и где им удалось увидеть.
А вот урок-путешествие, цель: знакомство с природой и людьми Южной и Центральной Европы. Путешествие начинается: Альпы, Монблан, Дунай, Рим. «…Путешествие–это проникновение в область значительного и прекрасного» (К.Г.Паустовский). Отличительная особенность уроков-путешествий-организация деятельности учащихся. Отправляясь в воображаемое путешествие, учащиеся определяют способ передвижения в зависимости от природных особенностей (пеший, на лошадях, машинах, кораблях и т.д), перечисляют или изготавливают рисунки или макеты оборудования, составляют дневники, отчеты, рисую картосхемы.
Начинаем изучение темы «План и карта» 6 класс, путешествуя, вначале рисуем хребет География и наносим вершины так: Азимутальная, Масштабная, Засекреченная, Эрудит, Пропасть, Горизонтальная. И конечная цель Успех. И отправляемся в путешествие, преодолевая все трудности. Узнали, запомнили и преодолели определенное препятствие, два моих помощника приклеивают флажки на покоренную вершину. Так из класса в класс ребята путешествуют вместе со мной, изучая разные темы. Обилие географических объектов не страшно, потому что есть карта, которая всегда выручит и многое объяснит.
Не только теоретические знания получают учащиеся, отвечая на вопросы, что такое? Но и приобретают практические навыки работы с картой.
Вышеописанные уроки, как правило, это заключительные уроки по разделу. К этим урокам учащиеся уже многому научены, многое взяли сами через опережающие задания.
Я считаю что, любая игра интересна для всех возрастов, для детей особенно.
Поэтому я перенесла принципы игр «Поле чудес», «Счастливый случай», «Золотая лихорадка», «Своя игра» на уроки географии.
Например: «Своя игра» привлекает учащихся тем, что они сами выбирают себе вопросы, на которые должны ответить. Сами, оценив свои способности, они выбирают вопросы и отвечают на них, в следующем кругу они стараются взять планку выше.
Всегда составляю кроссворды, чайнворды на каждом уроке. Учащиеся придумывают загадки:
Название какой реки у Вас во рту? (Десна - пр. Днепра)Назовите самую горячую Землю? (Огненная Земля)
Какой залив носит название ножа (Финский)
Какой остров заявляет, что он в спортивной одежде (Ямайка)
Кроссворды и загадки на уроках географии можно отнести к обучающей игре. Учащиеся с удовольствием составляют кроссворды, подбирают загадки по темам и на уроках с интересом участвуют в их разгадывании.
Стараюсь, чтобы объяснение нового географического материала сопровождалось пояснительными рисунками и схемами. Это дает возможность сосредоточиться на главном, помогает правильно установить пространственные взаимоотношения предметов и явлений. Рисунки, схемы помогают в формировании необходимых географических понятий, в понимании учащимися взаимосвязи какого-то явления с другими.
На уроках отдаю предпочтение заполнению таблиц, в которых сосредоточены краткие сведения о материках, природных зонах, т.е. то, что подлежит регулярному повторению. Кроме этого, таблицы являются результатом работы учащихся с учителем, а также самостоятельной работы с учебником, атласом и контурными картами, систематизируют полученные знания.
Как вы знаете карта – второй язык географии. Что является главным помощником в любом путешествии? На уроках постоянно повторяю детям замечательные слова Н.Н.Баранского «Карта-альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования…» Понимая карту, лучше запоминаешь ее и, следовательно, чувствуешь себя более комфортно в глобальном информационном пространстве.
Карта позволяет нам как создавать новые миры в своем воображении, так и путешествовать по карте мира. Но ведь на карте тысячи названий. Как всё запомнить? Я предлагаю поиграть в игру «Войдем в образ» – отвечаю детям. Начинаю показывать очертания материков. Вот самый большой материк – Евразия, а это жаркая Африка, маленькая Австралия. Закройте глаза на 5-7 секунд и попытайтесь воспроизвести эти материки, включите свой внутренний экран. Открыв глаза, кто-то скажет, что очертания материков видели, запомнили. У некоторых только запоминаются цвета, а кое-кто вообще ничего не увидит. Опыт показывает, что результаты значительно улучшаются уже после пятиминутной тренировки на уроке. А уж если ребята станут проделывать это упражнение в самых различных обстоятельствах и довольно часто, то они быстро в этом преуспеют. Часто на уроках географии возникает необходимость мысленно перенестись в другое место, а то и в другое время. Имея хорошо развитое образное мышление легче путешествовать по карте по странам и континентам, став путешественником, морским пиратом, мореплавателем.
В процессе игры с картой школьники получают знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика в целом.
Задачи, данные учащимся должны быть интересными. Учащиеся должны научиться пользоваться картами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Если я научу их работать с картами, это здорово!
Игра – одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Занятием обучающего характера с творческим подходом учащихся на уроке является ролевая игра. Итак, тема игры: «Освоение природного комплекса Южной Америки». Что может стать предметом обсуждения? Проект освоения. Значит, необходима группа учащихся, составляющих такой проект. Кто может обсуждать эти вопросы? Какие компетентные лица? Ими могут стать сотрудники Института тропических лесов, представители международной организации Гринпис, наконец, журналисты. При первом совместном обсуждении выстраивается общий сюжет игры: группы учащихся представляют проекты комплексного освоения Америки, а ученые специалисты и представители прессы обсуждают возможные экологические последствия в случае их реализации. Вот так, определяются участники игры и обговариваются правила их ролевого поведения.
Важнейшим методическим средством обучения в сочетании с групповой работой являются деловые игры. Такие игры актуальны при изучении в 9-10 классах экономической и социальной географии. Это наиболее эффективная альтернатива традиционным методам; успешно идет усвоение материала, отмечены высокие результаты, так каждый ученик приобретает ответственность за оказание помощи друг другу, вместе решают любые проблемы, овладевают знаниями и умениями, навыками каждого ученика на уровне и соответствует его индивидуальным особенностям развития.
В своей работе я использую разные типы игр:
настольные игры («Географическое лото», «Узнай силуэт», «Где это находится», «Путешествия по природным зонам», кроссворды, ребусы ит. д);
игры – состязания («Географический КВН», «Конкурс знатоков географии», «Конкурс юных топографов», «Конкурс юных геологов», «Лучший знаток географической карты», соревнования по ориентированию на местности);
ролевые игры по географии («Путешествие в Африку», «Путешествие в Австралию», «Научная экспедиция в Антарктиду», «Экспедиция на Урал», урок – конференция на тему «Северная Америка»). Школьники в этих играх являются специалистами: зоологами, климатологами, топографами, ботаниками, гидрологами, журналистами, геологами, начальниками экспедиций, экологами и т. д.деловые игры («Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества», «Размещение предприятий металлургии на территории России», «Свободная экономическая зона Находки» и др.)
игры-семинары в процессе обучения экономической и социальной географии мира («Индия – страна контрастов», «Япония – страна восходящего солнца», «Глобальные проблемы человечества» и др.)
В 11 классе предлагаю деловую игру «Инвестиция». При изучении темы «Экономико-географическая характеристика Восточной Европы» класс делится на группы с учетом склонностей и желания учащихся. Первые группы представляют собой управленческий аппарат областей, входящих в экономический район (акимы, министры промышленности и сельского хозяйства). Оставшаяся группа представляет собой инвесторов, которые на основе докладов делают инвестиции в ту или иную отрасль любой области и республики. В содержании деловых игр естественно переплетаются знания и умения, полученные при изучении темы.
А вот ученики 10-х классов хотят стать дилерами. Дилер - физическое или юридическое лицо, деятельность которого сосредоточена на продаже товаров и услуг. В кабинете столы стоят по периметру, каждый стол оформлен: название фирмы, дилеры, товарные знаки, рекламные буклеты, проспекты и т.д. На экране проектора слайд: «Туристическая биржа» понятия: биржа, дилер, прайс-лист. Игра начинается с презентации «Туризм в странах Западной Европы». Определяется последовательность выступления жеребьёвкой, выдаются прайс-листы каждому участнику игры. Происходит презентация, на которую отводится 3 минуты и 1 минута на ответы. Каждый участник игру заполняет прайс-лист (выставляет оценки), учитывая содержание наглядность, представление. В конце прайс-листов каждая фирма указывает три фирмы, с которыми они будут заключать договор о сотрудничестве. Проводится общий итог. Фирмы, выигравшие конкурс, получают дополнительные оценки.
Такая деловая игра помогает не просто усваивать учебный материал, а активизировать интеллектуальную деятельность, способствуя более глубокому осознанию информации учащимися. Такая форма обучения, как показывает опыт, требует длительной и тщательной подготовки учителя и учащихся. В обучении сюжет игры всегда связан с учебным материалом, а сама форма игры придает яркую эмоциональную окрашенность, создает увлекательную ситуацию на уроке и позволяет школьникам легче и иногда быстрее усвоить определенный объем учебной информации.
Игра объективно отражает многомерность человеческого мира, человеческой деятельности, творчества, эмоций.
Мой опыт работы позволяет доказать влияние игры на:
психическое состояние ребенка;
его социальное становление;
активизацию познавательной деятельности в процессе обучения;
Поскольку игровой момент присутствует во всех популярных явлениях культуры, то наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и для воздействия на него, является игра. Игра для детей является не только средством коммуникации, она — символический язык для самовыражения и может открыть нам, что пережил ребенок, какие желания, мечты и потребности возникают у него.
В целом же игра выступает как средство совершенствования обучения и воспитания ребенка.
Игра на уроке – комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой – занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Я считаю что, выучить необходимый материал ученика можно либо заставив, к чему я абсолютно не прибегаю, либо заинтересовав его. Игра же предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету. Нижеприведенная таблица помогла мне более обширно использовать весь учебный материал на уроке.[5]
Причины низкой активности учащихся Формы, методы, приемы, используемые в работе
1.Недостаточное чувство коллективизма при решении учебных проблем Использование игры (ролевые, познавательные), оптимальное сочетание игрового и проблемного обучения.
2.Высокая утомляемость учащихся, например, в результате однотипной работы Эффективное сочетание традиционных и активных методов и форм обучения, использование занимательных заданий.
3.Учебный материал слишком сложен для учащихся, или его очень много Поощрение учащихся при возникновении неудач и трудностей, помощь «слабым», оценка деятельности.
4. Отсутствие занимательности в самом изучаемом материале Использование различных видов деятельности, игровых методов, состязательности.
5. Отсутствие проблемности в подаче материала Поощрение интеллектуальной и эмоциональной свободы учащихся; демонстрация конкретных и доступных для учащихся путей улучшения учебных результатов.
6. Материал слишком легкий для усвоения, неинтересный Использование заданий с разным уровнем сложности; материал подается проблемно.
7.Недостаточность подготовки учащихся к современной жизни. Успешное сочетание учебной и внеучебной деятельности; организация научно-исследовательской деятельности учащихся; краеведческая работа.
8. Недостаточная связь школы и семьи Формирование аргументированной точки зрения учащихся через методы рефлексии (самоанализ); умелое сочетание учебной и внеучебной деятельности
Сравнительный анализ успеваемости учащихся показывает, что там, где ученики познают предмет, играя, выше познавательная активность на уроке, повышен интерес к предмету, и, наоборот, там, где игра отсутствует, дети хуже владеют устной речью, «зажаты» при ответе у доски, медленнее приходят к решению проблемы. (Диаграмма 1)
(Диаграмма 1)

Интерес учащихся к урокам географии
center381000

В своей практической деятельности рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы), как новая технология обучения.
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:
1. Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
3. Обязательна констатация результата игры.
4. Компетентное жюри (в данном случае выступаю я сама).
По месту проведения игры могут быть урочными и внеурочными.По дидактической цели — игры, направленные на изучение нового материала, на проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. По форме организации учебной деятельности индивидуальные и коллективные.
Внедрение разнообразных форм работы на уроке: групповой, парной, индивидуальной, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом.
Традиционные уроки географии вызывают у учащихся достаточно большой интерес на разных этапах обучения, но введение в учебную деятельность игровых моментов, или же деловых, ролевых, организационно-деловых игр значительно повышает интерес учащихся к предмету. Так, например, в 7-х классах учащиеся отдают предпочтение урокам- рассказам об ученых, заочным экскурсиям, уроки творчества и т.п. В 8-х классах учащиеся отдают предпочтение урокам- изобретательства, урокам-экспедициям, урокам-эстафетам, экспресс-опросу. Учащиеся 9-х классов проявляют наибольшую заинтересованность предметом на уроке-суде, защите туристических проектов, уроке - деловой игры, уроке-практикуме, уроке-семинаре и т.п.
Домашнее задание задаю в форме игры:
взаимный опрос;
рецензия;
творческие домашние задания:
составление ребусов;
сканвордов;
кроссвордов;
географических сказок;
мини-сочинений.
Главное - уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Для того чтобы повысить интерес к своему предмету, активизировать познавательную деятельность учащихся я формирую у детей навыки научно-исследовательской деятельности, привлекаю их к поиску материала по краеведческим проблемам, актуальным проблемам географии.
Игры способствуют решению многих задач одновременно:
способствуют развитию навыков коллективной работы;
способствуют становлению творческой личности;
формируют умение видеть проблемы, принимать решения;
развивают познавательный интерес к предмету;
оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся;
формируют черты характера;
создают на уроке атмосферу увлечённости и радости, ощущение посильности заданий
Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования.
Ролевая игра успешна в том случае, если учащиеся в ходе её дискутируют, отстаивают свои взгляды.
Игра на уроке — комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие видыпамяти по запросам игровой ситуации. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно. Увлекательность в игре - это поиск.

Заключение
Работа над методической темой «Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии» была начата в 2010-11 учебном году. Невозможно описать все нестандартные методы обучения. Но в моей практике применение игр на уроках географии дало мне огромный опыт, повысило качество знаний, повысило интерес к уроку.
В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят. Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. 
Еще раз подчеркну, что нестандартные методы не заменяют классический урок, а являются его дополнением и переработкой, вносят оживление, разнообразие, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. Да, технология активного обучения требует большой подготовки к уроку однако затраты усилий окупаются более высокой эффективностью занятий, увеличивают творческий потенциал преподавателя и повышают интерес учащегося к учебе.
В заключение хочется сказать, что в отличие от традиционных уроков, уроки нетрадиционные, с использованием игры, дают возможность организовать общение и выстраивать его так, чтобы оно приносило удовлетворение, вызывало интерес, делало обучение успешным.

Литература:
1. Беспалько В.П. "Слагаемые педагогической технологии". М.Педагогика,1989г., стр 27-30 [1]2. Выготский Л.С. "Воображение и творчество в детском возрасте" - М.Просвещение, 1991г., стр 56-65[5]3. Давыдов В. "Проблемы развивающегося обучения", 1986г. [9]4. Завгородняя О.Д. "Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки" М. - 1987г. [6]5. Каплан С.Д. "Я делаю уроки". Минск, 1998г. [7]6. Обзор статей по теме в журнале "Преподавание географии в школе" с 1991-1992г. [10]7. Оконь В. "Введение в общую педагогику" Пер. С.Кольского. - М.Высшая школа, 1990г., стр 87-89 [3]8. П.И.Пидкасистый, Хайдаров "Технология игры в обучении и развитии". М.Педагогика, 1989г., стр. 8-10. [4]9. С.А.Шмалов "Игры учащихся - феномен культуры". М.Новая школа,1994г., стр. 117. [2]