Статья Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности учащихся


Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности обучающихся
Знание только тогда знание,
когда оно обретено усилиями своей мысли,
а не памятью».
Л.Н.Толстой.
Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. В настоящее время цель педагогического процесса школы - это развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной карьеры.
Один из известных философов как-то заметил, что образование - это то, что остается в сознании ученика, когда выученное забыто. У ученика в голове должны остаться творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Учителя главным образом на своих уроках развивают ЗУН, а современный мир выдвигает новые требования к образованию: нужно обучать способам деятельности и мышления. Поэтому нужно учить:
- способам смысловой обработки;
- способам нахождения информации;
- умению анализировать полученные знания, интерпретировать;
- систематизировать;
- оценивать.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал. Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития личности.
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы им работать более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить, решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. На помощь мне в решении этой проблемы пришли приемы технологии развития критического мышления.
Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Это именно та технология, которая дала мне возможность реализовать основные направления модернизации образования:
- деятельный характер образования;
- личностная ориентация обучения;
- востребованность результатов образования в жизни.
Технология «Развитие критического мышления» позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Путем введения в обучение элементов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы идет большая организация самостоятельной деятельности учащихся. Развивается творческий потенциал ребёнка и увеличивается активность.
Технология критического мышления характеризуется тем, что предполагает:
- четкое определение целей обучения, а его содержание представлено в объёме, достаточном для достижения этих целей;
- учет потребностей обучаемых;
- организацию процесса обучения в соответствии с подготовленностью обучаемых;
- применение различных форм и методов обучения, подчинённых общей цели учебного предмета (возможность работать в парах, группах, общаться с товарищами),
- целенаправленное формирование и развитие предметов русского языка и литературы;
- использование дидактических и целесообразных средств обучения;
- ориентацию учащихся на усвоение не только учебного содержания, но и приёмов учебной деятельности;
- коррекцию знаний учащихся после проверки успешности реализации частных и интегрированных целей обучения.
Сущность технологии развития критического мышления состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо.
Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а так же мотивирует их деятельность.
Появилась большая заинтересованность учащихся в предмете. Повышается активность на уроке, даже самые слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.
Следует отметить и проблемы, связанные с внедрением данной технологии:
- от учителя требуется прежде всего нестандартный подход к каждому уроку;
- времени на подготовку каждого урока тратится очень много.
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Задача первой фазы урока (вызов) – не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, что станет активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Одним словом, это то доброе начало, которое задает тон урока – поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приёмы и методы.
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Составление списка «известной информации», рассказ:
-предположение по ключевым словам;
-систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
-верные и неверные утверждения;
-перепутанные логические цепочки и т.д.
На фазе осмысления (реализации замысла) идет непосредственная работа с информацией. Важно, что приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом. Идет непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения:
-маркировка с использованием значков

(по мере чтения ставятся на полях справа);
-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
-поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д.
На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.
Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. -Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
-организация устных и письменных ответов;
-организация различных видов дискуссий;
-написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);
-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Если посмотреть на 3 стадии занятия, то с точки зрения традиционного урока, совершенно очевидно, что они есть на каждом обычном уроке, а именно – сначала идет введение в проблему, потом следует изучение нового материала и, наконец, закрепление материала.
В чем же различие? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируют на создание условий развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много, но объединяет их ещё и то, что все они направлены, в конечном счете, на развитие речи.
У меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов урока.
Составление кластера - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
- посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;
- вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);
- по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- не бояться записывать все, что приходит на ум;
- дать волю воображению и интуиции;
- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
- постараться построить как можно больше связей;
- не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
   Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.  Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. На стадии рефлексии работа с кластерами завершится. Учитель может усилить эту фазу, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческое задание.
  Тема: Имя прилагательное как часть речи. 5 класс
Задание: выделить основные отличительные признаки имени прилагательного как части речи.

Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «Верные и неверные утверждения». Я предлагаю учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые по их мнению соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией (текст раздела учебника, лекция учителя) я возвращаюсь к данным утверждениям и прошу ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
После знакомства с текстом учебника спрашиваю: что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты.
Прием «Верите ли вы…» я использую при знакомстве с биографией поэта или писателя. Сначала я демонстрирую фотографии, портреты писателя, а затем предлагаю утверждения. Например, при знакомстве с биографией А.Н.Островского предлагаю такие утверждения:
- Островский родился в том районе Москвы, где жил герой Лермонтова
купец Степан Калашников.
- Островского называли «Колумбом Замоскворечья».
- Окончил филологический факультет Московского университета.
- Служил секретарем в суде.
- Никогда не отказывал себе в удовольствии «хвастнуть нездоровьем».
- По его пьесе снят фильм «Жестокий романс».
- Писал о себе: «У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия. И меценат, и защита».
Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к лекции, учебной статье.
«Мозговой штурм» позволяет не только активизировать школьников и помогает разрешить проблему, но также формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов, ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Для того чтобы выступление во время «мозгового штурма» было корректным, я разработала ряд правил:
- на обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2-3 минуты;
- высказывание нельзя сразу критиковать и оценивать;
- все ответы фиксируются на доске;
- записанная на доске информация анализируется;
- совместно отбираются наиболее оптимальные решения.
Пример приёма «Учебный мозговой штурм»
5 класс
Даны слова:
цирк синицы акация
циркуль скворцы секция
цифра птенцы станция
Постановка проблемы:
-Произнесите слова вслух и скажите, какой звук мы слышим после звука [ц]? ([ы])
-Какими буквами он обозначен? (И, Ы)
-Как вы думаете в каких случаях после Ц мы пишем И, а в каких Ы?
Понаблюдав за словами, обучающиеся формулируют свои предположения.
Для развития критического мышления организую работу в группах - "обучение сообща"     или "обучение в сотрудничестве", которая заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
На уроках литературы после чтения текста предлагаю учащимся выстроить события в логической последовательности. Данный прием помогает при пересказе текстов.
Этап осмысления направлен на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенно мы вместе с детьми подвигаемся от знаний «старого» к «новому». Этому способствуют методы активного чтения, например, приём «Дерево предсказаний».
На стрелочках, линиях соединений, школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данным текстом. Тему записываю в стволе. Она обязательно должна содержать вопрос, адресованный в будущее. При прочтении произведения дети высказывают свои предположения с опорой на текст. Им очень нравится составлять «Дерево предсказаний». Этот приём я использую на уроке лишь единожды, и все версии, которые высказывают дети обязательно аргументированы, основываются на том тексте произведения, с которым знакомимся, а не на домыслах и фантазиях детей. После прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят, какие из них сбылись, а какие нет.
Приём взаимоопроса и взаимообучения я применяю на ранних фазах занятия. Он направлен на то, что ученику легче ответить своему однокласснику, чем мне, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работу организую в парах, но обязательно фиксирую правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика. Дети учатся слушать друг друга, быть терпимее и объективнее.
Примеры приёма «Сбор ассоциаций»
Митраша Настя дети войны
«Кладовая солнца»
Блудово болото
Пришвин

Примеры приёма «Круги Вена»
Тема. Состав слова. 5 класс
82042012065Задание: сравнить приставку и суффикс.
Примерный результат работы:
Приставка частьслова; Суффикс
стоит образует стоит
перед новые после
корнем слова корня

Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до пяти человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
- творческая работа;
- лингвистическое исследование текста;
- подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
- рисование обложек к литературным произведениям;
- художественное чтение;
- инсценировка художественного произведения;
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
- продолжение неоконченных произведений;
- подготовка словарных диктантов;
- составление конспекта, опорных таблиц.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
 
Заключение
Цели развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Работа по изучению и внедрению технологии развития критического мышления помогает учителю пересмотреть свое собственное отношение к образованию, позволяет воспринимать новые идеи открытого образования. В результате стратегии и приемы, лежащие в основе новых подходов к обучению, становятся не только частью их педагогического опыта, но и двойственным средством для достижения этих задач.
После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что ТРМЧП не только педагогическая технология с установленными правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход к обучению. Смысл образовательного процесса состоит не в строгом следовании алгоритму, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологии.
Приемов ТРКМЧП очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера. Мыслящий человек - это интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции!
Таким образом, апробировав элементы технологии развития критического мышления на своих уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат.

Список литературы
1. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // 2. Директор школы. 2005, №4, С. 66.
3. Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. //
4. Вишнякова Е.Е.  Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10.
5. Кларин М.В.  Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.
6. Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005.
7. Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3
8. Низовская И. За и против. Критическое мышление - это… М.: Библиотека в школе, №16. С.3-4.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
10. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3.