Отчет. Детальный аналитический отчет об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесенных преобразований.
Детальный аналитический отчет об исследовании
по сбору доказательств о воздействии внесенных преобразований.
Прошло шесть недель практики, за это время было проделано много работы: коучинги, менторинги, учителя проводили уроки, провели Lesson study. Вот теперь оглядываясь назад видно, что и как изменилось в школе. Но эти изменения связаны не только с моими действиями все это сделали мы вместе, и теперь уже будем двигаться только вперед. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель (Strong, Ward & Grant, 2011). Воздействия на процесс обучения и результаты учеников зависят не столько от деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько от повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся (Barber and Mourshed, 2007). Только повседневная работа самого учителя в классе, направленная на обучение учеников тому, как учиться, и формирование их как независимых, уверенных личностей. Личностей с развитым критическим мышлением, проявляющих компетентность в сфере информационных технологий.
И так наша работа началась, прежде всего, с преобразования самих учителей. Тема нашего плана развития школы: «Внедрение в практику учителей системы оценивания учащихся для повышения мотивации к обучению учащихся среднего звена». Ожидаемый результат таков, учителя инициативной группы научатся новому подходу в оценивании знаний учащихся, и будут способствовать развитию этих навыков уже далее, у остальных учителей. Таким образом, произойдет охват учителей, которые не прошли курсы по повышению профессионального мастерства. Обучая учителей применению модуля оценивания. Мы надеемся, что когда учителя будут применять модуль на уроках, это будет способствовать повышению интереса к процессу обучения у детей, они четко будут понимать, за что получают отметки. Сегодня перед нашей школой, как и перед другими, стоит задача: ученик должен учиться с увлечением и удовольствием. Учитель и некто иной должен заинтересовать детей, сделать так, чтобы учение не было мукой, наказанием, отбыванием срока в школе, а несло радость познания.
Совершенствование практики учителей мы решили осуществлять через процессы коучинга. Процессы коучинга проводились планомерно и преследовали цели: повышение компетентности учителей, понимание и практическая реализация модуля оценивания. Поэтому тематика коучингов подбиралась в соответствии с планом развития школы. За истекший период (6 недель) мы провели коучинги по следующим темам: среднесрочное планирование, формативное оценивание, понимание учащимися целей обучения, знание и понимание учащимися критериев оценивания.
Стоит отметить, как формировалось у учителей понимание оценивания обучения. Если бы мы, приступая к преобразованиям в школе, спросили «В чем разница между формативным и суммативным оцениванием?», учителя не прошедшие курсовые обучения не смогли бы дать ответ, потому что для всех нас ранее существовало только оценивание в количественном выражении. И чем больше оценок было в журнале, тем лучше. Самое главное мы должны были поменять представление об оценивании знаний учащихся, прежде всего у самих учителей. Если проанализировать результативность, с которой прошли наши коучинги, то самая низкая будет у первого коучинга, где мы содействовали формированию понятий, что такое среднесрочное планирование. После коучинга учителям было предложено выполнить задание, составить среднесрочный план по выбранной теме в течении 3 дней. На коучинге присутствовало 8 учителей и только 5 из них попробовали составить среднесрочный план по своему предмету. Причем отметить все модули, используемые на уроках и отметить, как и за что будет осуществляться оценивание, смогли только 3 учителя. Итак, план на серию уроков составили – 62% учителей, а отметить модули – 37,5%, от числа учителей принявших участие в коучинге, а в пересчете на весь коллектив цифра получится маленькой – 7% и - 4% соответственно. Это очень мало, но все же сдвиги есть.
Коучинг «Понимание учащимися целей обучения» где вводили понятие SMART целям, наоборот прошел удачно. Наши действия оказались полезными, многие учителя не правильно формируют цель урока. И мы попытались совершенствовать эти навыки. Предложили, использовать сравнения сформулированной обучающей цели в виде результата, выражающего те действия, которыми должны овладеть учащиеся по окончании урока. А задачи к целям это шаги, которые нас туда приведут. Остается сформулировать критерии оценок, для овладения этими действиями и подготовить оценочные материалы. Этот коучинг был самым удачным. Инструментами контроля были составленные учителями краткосрочные планы, которые они нам предоставляли для просмотра каждую субботу. В контрольных листочках мы фиксировали насколько грамотно подошел учитель к постановке цели и задач на урок, как это связано с оцениванием учеников.
До конца учебного года, мы планируем, что еще от 25 до 35 учителей будут применять в своей деятельности данные аспекты, а также усовершенствовать их и овладевать новыми. Какие измерители при этом будем использовать: наблюдение за уроками учителей, критериальный лист, проверка краткосрочного и среднесрочного планов. Итак, если графически изложить полученные данные о применение нашими учителями в своей деятельности тех аспектов, в которых им была оказана помощь на коучинге, а также предположить, что процесс продолжим и далее до конца года, то мы видим процесс в развитии:
Школа оживилась, все только и говорят о коучингах и менторингах. Часто можно наблюдать в учительской беседу учителей о преобразованиях в школе. В том, что преобразования в школе эффективны, можно судить по эссе учителей, в которых они отражали свое видение на происходящие изменения.
На второй неделе практики у учителя начальных классов И.А. образовалась своя инициативная группа. В своем отчете И.А. пишет, как относятся к процессам внедрения инноваций в школе учителя ее группы.
За время практики мы посещали уроки учителей, причем это было дважды. Первый раз это уроки учителей прошедших уровневые курсы и второй раз на пятой неделе школьной практики, учителя группы И.А. показывали уроки с применением изученных модулей. Что нам дала эта практика? На уроках учителей мы отмечали какие модули использует учитель на уроке, как он подходит к оцениванию учеников. Почему сначало прошли уроки учителей знакомых с модулями и применяющих их на своих уроках, для того чтобы учителя имеющие затруднения в чем либо могли набраться опыта. Прежде чем обобщать результаты уроков хотелось вспомнить о так называемой Группе реформы оценивания (Assessment Reform Group), работа группы опиралась на труды П.Блэка и Д.Уильяма, которые отметили, что улучшение обучения зависит от пяти ключевых условий:
- эффективной обратной связи от учителя к ученикам;
- активного включения учеников в процесс собственного учения;
- учета в преподавании результатов, полученных при оценивании;
- понимание того, как от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников;
- способности учеников к самооцениванию (Руководство для учителя, стр.163).
571552070Уроки учителей начальных классов проходили по плану. Учителями на уроках применялись составления кластеров, заполнение таблицы «Знаю» – «Интересуюсь» – «Умею», составление диаграмм, заполнение карт, схем и многое другое. Практически все работы вызвали интерес у учеников. При оценивании данных видов работ применялись стратегии «Плюс-минус-интересно», «Большой палец», «Две звезды и желание», «Формативный опрос».
-108585466725Учитель начальных классов Е.А. во 2 «В» классе показала урок по естествознанию «Стороны света» с применением групповой формы работы. Учащиеся на уроке решали поставленную перед ними задачу опрелелить по компасу где располагаются находящиеся в классе: шкаф, окно, интерактивная доска, двери. Ученики используя компас решили поставленную перед ними задачу, обучая друг друга они нашли верное решение. Но тут то мы сталкнулись с проблемой оценивания. Учитель не смогла поставить оценки за урок, так как не было четко озвучено чего нужно достичь учащимся на уроке. Получилось так, кто-то работал, а кто-то приложил минимум усилий а при выставлении оценок все оказались на верхней ступени. Если учителя допускали подобные ошибки, конечно их за это не ругали, а тема просто разбиралась в присутствии всех учителей наблюдавшими за уроком. Делались выводы, так чтобы учесть все недостатки допущенные при таком подходе к оцениванию и не повторять их больше.
По окончании всех уроков, состоялось осуждение группы по поводу успешных моментов и руководитель группы отметил успехи учителей заменив стикеры на рефлексивном стенде с положения «изучаю», на «начинаю применять».
Уроки, которые провели учителя, оказались полезными для совершенствования мастерства как учителя, который ведет урок, так и для учителей присутствующих на уроке. Если в таком темпе, который мы набрали за 6 недель практики двигаться дальше, то мы еще и на практике отшлифуем применение модулей и научим наших учителей правильно подходить к применению формативного оценивания.
Вернемся к трудам П.Блэка и Д.Уильяма и выясним, все ли наши учителя применяли ключевые моменты для улучшения результатов урока. В работе принимали участие 8 учителей.
Конечно, есть на данный момент низкие показатели, это самооценивание учеников. Очень слабо поставлено. В чем причины того, что ученики не могут поставить себе объективную оценку? Все дело в том, что учителя не продумали и не составили заранее критерии оценивания. Мы сделали соответствующие выводы, и думаем в будущем, эта проблема будет решаема.
Изменения коснулись и самих учеников. Ведь обучение рассматривается как феномен, помогающий ученику понять реальный мир и творчески развиваться. Анализ исследовательской литературы позволяет определить пять категорий результатов обучения (руководство для учителя, стр 117). Первые три позиции напоминают «поход по магазинам» за знаниями: обучение как количественное увеличение знаний, как запоминание, как получение информации. Оставшиеся две позиции ориентированы на «внутренний», личностный аспект обучения: обучение как понимание смысла и определения значения связи с реальным миром, как иное толкование и понимание реальности.
Изменения, произошедшие с учениками можно проследить с использованием: экспертного опроса, наблюдений за учащимися, изучения и анализа документов, тестирования, анкетирования, контрольные срезы, самооценке.
Ученики быстро научились работе в группе, в парах, создавалась коллаборативная среда, а самое главное ученики подошли к пониманию оценки, которые им ставит учитель или одноклассник, предпринимают попытки самооценивания своих работ. Конечно, это более грамотно происходит в том случае, когда разработаны критерии оценивания той или иной работы. Положительные моменты ученики отражали в рефлексивных листах на уроках.
Отражение рефлексии на уроках
Проведение Lesson study преследовало цель показать учителям эффективность данного исследования заключается том, что можно сообща найти приемлемые методы и подходы в обучении ученика, как творческой и самостоятельной личности. Мы соблюдали все правила подготовки к уроку, его последующему проведению, подведение итогов и постановке новых задач. За практику провели 2 урока: закрепление материала и изучение нового материала. На уроках используя разные задания, для учеников преследовали цели: показать, как можно подойти учителям к оцениванию учащихся, можно применять самооценивание и взаимооценивание; и какие задания на развитие учеников можно применять. Учителя узнали о методе Джиксо, диаграмме Вена, заполнении схемы фишбоун.
Среди учеников 7 «Б» и 8 «Б» классов провели диагностирование на определение мотивации учащихся. Экспериментальные классы были 6-е и 7-ой. В 8 «Б» классе провели диагностику для сравнения. Наблюдаем, что по первым трем аспектам уровень в 7 «Б» классе выше, а по оставшимся двум наоборот ниже. Делаем вывод, что использование новых подходов в преподавании и обучении, использовании критического мышления на уроках, оценивания обучения, использование ИКТ на уроках оказали положительный результат на повышение мотивации учащихся. (приложение 1).
При наблюдении за учащимися при работе в классах, на уроках физической культуры, поведением на переменах или при проведении общешкольного мероприятия мы получили следующую картину. Если на уроках: ученик часто отвечает не впопад, не может выделить в тексте главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после перемены из-за подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя учащийся часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо; долго выполняет даже самое легкое задание, часто отвлекается. То на переменах проявляет активность. На уроках физкультуры показывает превосходные физические данные, часто выступает за сборную школы. На мероприятиях некоторых учеников можно не узнать, раскрываются таланты в чтении стихотворений, постановке сценок, пении или танцах. Это наводит на мысль, мы не совсем еще повернулись лицом к ребенку, мы не до конца понимаем роли учителя. Л.С.Выгодский при развитии социально-культурной теории обучения описывает роль взрослого или более «значимого» человека в достижении учеником уровня обучения, который не может быть, достигнут им самостоятельно (руководство для учителя, стр 125). Масштаб такого потенциального обучения, был определен как «Зона ближайшего развития». Учитель, выступает как «рефлексивный агент», оказывает поддержку, отвечая на действия ученика и обеспечивая развитие его обучения. По мере развития поддержка со стороны учителя снижается, так как обучение становится саморегулируемым, так как осуществляется независимо.
В конце 3 и 6 недель мы провели анализ изменений качества знаний в классах среднего звена. В расчет брались результаты стартовых контрольных работ на начало учебного года, оценки, поставленные за прошлый учебный год, и текущие оценки в журналах учащихся по предметам. Наблюдается: в каждом классе спад показателей на начало учебного года, затем постепенный рост показателей (приложение 2).
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, использовали письменный опрос (приложение 3) и устный опрос: в виде диагностической беседы, свободного обмена мнениями двух людей (интервью). Родители все высказались о том, что дети им рассказывают дома о новшествах на уроках в школе, детям интересно, они с удовольствием посещают школу. Родители, присутствующие на уроке тоже обратили внимание на новый подход в преподавании. На уроке ученики работали в группе и при выполнении задания рассказывали материал друг другу, для последующего оценивания. Вот что пишет одна родительница.
Приложение 1
Диагностическая методика «Анкетирование»
Приложение 2.
Изменение показателей качества знаний учащихся 7 «Б» класса
Изменение показателей качества знаний учащихся 6 «Б» класса.
Изменение показателей качества знаний учащихся 6 «В» класса
Приложение 3.
Письменный опрос родителей.