Программа театрального кружка «За кулисами»
Пояснительная записка к программе
Данная программа адресована учащимся 2 класса общеобразовательной школы.
Концепция программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Обоснованность программы.
Актуальность
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Новизна
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Гипотеза
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Основные задачи
1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр)..
2. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
3.Развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
4.Развитие артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.Программные задачи
Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства. Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.
Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
Расширять представления детей об окружающей действительности. Активизировать ассоциативное и образное мышление. Учить действовать на сценической площадке естественно. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к декорациям, реквизиту, костюмам.
Предполагаемые умения и навыки детей
Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
Умеют подбирать рифму к заданному слову.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Планирование работы кружка.
Дата № занятия Кол-во час Тема занятий. Тема разделов Цель занятия
1 Что такое театр. Здравствуй, театр! (4 часа) Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».
1 Мои творческие возможности. Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.
1 Голос и речь человека. Совершенствовать внимание, память. Работать над дикцией. Чистоговорки, скороговорки.
1 Техника речи. Познакомить детей с правилами разучивания текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Работать над техникой речи
1 Ассоциативное мышление. Культура и техника речи. (4 часа) Учить детей находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Активизировать ассоциативное мышление детей
1 Коллективное сочинение сказки. Учить детей коллективно сочинять сказку (каждый ребенок добавляет по слову)
1 Выразительность действий. Формировать четкую и грамотную речь. Добиваться выразительности действия.
1 Фантазия и творчество. Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение; расширять кругозор.
1 Распределение ролей. Чтение по ролям. Работа над спектаклем «С Новым годом, теремок!» (7 часов) Расширять творческие возможности детей, обогащать их жизненный опыт; побуждать умение сострадать, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом, обсудить пьесу «С Новым годом, теремок!», распределить роли.
1 Урок актерского мастерства на развитие памяти. Выучить с детьми текст пролога пьесы. Совершенствовать внимание, память.
1 Технология общения в процессе взаимодействия людей. Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Работать над техникой речи, учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.
1 Творческое взаимодействие с партнером. Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз. Развивать внимание, согласованность действий. Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля «С Новым годом, теремок!» с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы.
1 Образ героев. Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле. Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций.
1 Характер и отбор действий. Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.
1 Премьера спектакля «С Новым годом, теремок!» для родителей.
1 Приёмы и методы театральной педагогики. Театральная игра «Сказка, сказка, приходи»
(8 часов) Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики
1 Техника речи. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Работать над техникой речи.
1 Ассоциативное мышление детей. Активизировать ассоциативное мышление детей
1 Развитие координации движения. Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Вспомнить и с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка»(по выбору).
1 Подготовительная работа к инсценированию сказки «Репка». Подготовительная работа к инсценированию сказки «Репка».
1 Техника речи при разучивании текста. Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос
1 Репетиция эпизодов спектакля. Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.
1 Репетиция эпизодов спектакля. Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.
1 Премьера театрализованного представления «Репка» с приглашением родителей.
1 Образы при помощи жестов и мимики. Ритмо-пластикаСовершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.
1 Действия других и собственные действия. Театральная игра (7 часов) Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.
1 Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”. Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”.
1 Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворения. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Работать над техникой речи.
1 Диалог. Формировать четкую и грамотную речь. Добиваться выразительности действия.
1 Анализ театральной программы. Анализ театральной программы.
1 Посещение театра Посещение театра.
1 Обсуждение спектакля. Развитие чувства внимания детей.
1 «Здравствуй лето!» Итог занятие. Итоги за год..Список литературы.
Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.