Программа кружка Петрушка начальные классы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа ст. Сырт"
Переволоцкого района Оренбургской области

Рассмотрено
на заседании ШМО учителей
гуманитарного цикла
Протокол №________
от «____»________________2015 г.

Руководитель МО___________________
согласовано
решением педагогического совета_____________________________

Протокол №________
от «____»________________2015 г.
_
"Утверждаю"
Директор МБОУ "ООШ ст. Сырт"
___________________ /Т.А. Попова,

Приказ №_______
от «____»________________2015 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФИО Урлова Л.В., учитель начальных классов
МБОУ "ООШ ст. Сырт", 1 квалификационная категория.



Предмет кружок «Петрушка»

Класс 1 - 4

















ст. Сырт
2015 – 2016 уч.г.

Пояснительная записка


1.1. Рабочая программа составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В. А. Горского.
Программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена для 3 класса общеобразовательной школы.
1.2. Цели изучения программы - эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Задачи:
Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.
Развитие творческих способностей.
Концепция, заложенная в содержании учебного материала.
Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов.
В основу курса положены:
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций, например, с использованием кукол-марионеток, а также театра «люди-куклы». Таким образом ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.
построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие. Но творческий итог должен быть.
взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Работа над спектаклем (кукловождение, работа над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.

построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.
1.3. Авторская программа рассчитана на 34 часа.
1.4. Срок реализации программы 1 год.
1.5. При обучении используется личностный подход . По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы.

Содержание курса

1.Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2.Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
3. Особенности изготовления кукол
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа:. Изготовление различных кукол
4. Речевая гимнастика Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля. Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов. Речевая гимнастика. Работа со скороговорками. Отработка сценической речи
5.Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля.
6.Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
7.Генеральная репетиция. Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
-соблюдать правила игры и дисциплину;
Метапредметные
- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.
- о способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- высказывать своё предположение (версию)
- работать по предложенному учителем плану.
- отличать верно выполненное задание от неверного.
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные
-необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами;
-о способах кукловождения кукол этих систем;
-о сценической речи;
- о декорациях к спектаклю;
- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
-импровизировать;
-работать в группе, в коллективе.
-выступать перед публикой, зрителями.






Тематический план
театр «Петрушка»
Класс - 3-4
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.


№ п/п Наименование
разделов и тем Количество часов
на тему теория практика
1 Вводное занятие. Особенности театральной терминологии 2 1 1
2 Устройство ширмы и декорации 6 1 5
3 Особенности изготовления кукол 8 2 6
4 Речевая гимнастика 4 1 3
5 Особенности работы кукловода 6 1 5
6 Выбор пьесы. 4 1 3
9 Генеральная репетиция. Спектакль 4 1 3
Всего 34 8 26




























Календарно- тематический план


п/п №
п/п Наименование разделов и тем Кол-во
часов Дата
План. Факт.
1 Вводное занятие.
1
2 Вводное занятие. Особенности театральной терминологии 2ч
2 Устройство ширмы и декорации 1ч
3 Знакомство с понятием «декорация» 1ч
4 Ознакомление с элементами оформления спектакля кукольного театра 1ч
5 Первичные навыки работы с ширмой 1ч
6 Понятие о плоскост-ных, полуплоскостных и объёмных декорациях 1ч
7 Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театральных реквизитах. 1ч
8 Установка ширмы и изготовление элементов декораций 1ч
3 Особеннос-ти изготовле-ния кукол 8ч
9 Знакомство с технологий разработки выкроек кукол. Порядок изготовления головы куклы. 1ч
10 Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей. 1ч
11 Изготовление различных кукол 1ч
12 Изготовле-ние различных кукол 1ч
13 Изготовле-ние различных кукол 1ч
14 Изготовле-ние различных кукол 1ч
15 Изготовле-ние различных кукол 1ч
16 Изготовле-ние различных кукол 1ч
4 Речевая гимнастика 4ч
17 Понятие о речевой гимнастике и об особеннос-тях речи различных персонажей кукольного спектакля.
Голосовые модуляции. 1ч
18 Понятие об артикуляции и выразитель-ном чтении различных текстов. 1ч
19 Речевая гимнастика. Работа со скороговорками 1ч
20 Отработка сценической речи. 1ч
5 Особеннос-ти работы кукловода 6ч
21 Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. 1ч
22 Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. 1ч
23 Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы 1ч
24
25 Закрепление навыков жестикуля-ции и физических действий. 2ч
26 Расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего театра 1ч
6 Выбор пьесы. 4ч
27 Выбор пьесы. Чтение сценария. 1ч
28 Распределе-ние и пробы ролей 1ч
29 Тренинг по взаимодействию действую-щих лиц в предлагае-мых обстоятельствах на сцене. 1ч
30 Соединение словесного действия с физическим действием персонажей 1ч
7 Генераль-ная репетиция. 4ч
31 Генеральная репетиция 1ч
32 Генеральная репетиция 1ч
33 Генеральная репетиция 1ч
34 Спектакль 1ч











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
Горский В.А.Примерные программы внеурочной деятельности. –М., 2010.
Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.
Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.