Отчёт. Тема: «Аналитический отчёт о процессе менторинга одного коллеги»
Отчет
Тема: Аналитический отчет о процессе менторинга одного коллеги
Ни один наставник не должен забывать,
что его главнейшая обязанность состоит в
приучении воспитанников к умственному
труду и что эта обязанность более важна,
нежели передача самого предмета.
Ушинский К. Д.Проведенные коучинг-занятия вызвали интерес моей коллеги по работе преподователя по казахскому языку и литературы Таспулатова Меруерт. Она принимала активное участие во всех предложенных заданиях. Беседуя с ней после последнего коучинг–занятия, отвечая на вопросы, увидев ее заинтересованность, я предложила ей более тесное сотрудничество.
Во втором (основном) уровене является процесс коучинг и менторинг. Эти два понятия часто используются как синонимы. Менторинг, в отличие от коучинга, процесс длительный, основан на создании длительных, личностно заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным: ментор добровольно делится своим опытом и знаниями, а подопечный развивает свои профессиональные навыки и ищет решение проблем с целью достижения существенных изменений в карьере. Помощь по изучению более активных форм и методов работы учащихся на уроках через знакомство с семью модулями. Кроме того, я являлаюсь в этой школе одним из руководителем, я работала 3 года завучем по учебной части, а в данный момент яперевелась на место иновационного завуча, так ака должна было поехат на учебу. Поэтому мне все прекрасно известно о об этом учителе и мне было интересно увидеть, насколько вырос учитель в профессиональном уровне, и оказать ей дальнейшую поддержку. Таспулатова Меруерт - учитель какзахского языка и литературы первой категории, имеет высшее образование, педагогический стаж 13 лет. В нашей школе – около шести лет работает.
Показала себя старательным, ищущим педагогом, заинтересованным в процессе обучения. Под влиянием всевозрастающих требований жизни к творческому, возникла необходимость развивать критическое мышления на уроках казахского языка и литературы.
Мнение ментора: Наибольший эффект достигается тогда, когда человек на основе логического анализа уже убедился в том, что не может решить испробованными им способами проблему, но еще не потеряла веру в возможность успеха. При этом вспомогательная задача сама по себе должна быть не столь интересной, чтобы полностью поглотить сознание решающего, и не столь легкой, чтобы ее решение могло быть выполнено автоматически. Именно поэтому, я решила встать на роль ментора и принять все правила коучера, и согласовавшись с администрации я готова была к работе.
До того как я посетила коучинг – сессию, на уроках главную роль играла я, как учитель . Качество знаний учеников напрямую зависело от знаний и подготовленности учителя. Он мог часами объяснять тему, приводить примеры и в конце урока выяснялось, что всю информацию он рассказывал для себя. Многие ученики, выходя с уроков, даже не могли вспомнить, о чем велась речь. Благодаря новой Программе которая позволяет в корне изменить учебный процесс и способствует развитию интересов у школьников к обучению, предоставляет свободу в рамках принятых правил ( например, право действовать по своему усмотрению, без дополнительных инструкций учителя, выполняя то или иное задание). Тем самым способствует развитию ученика как личности.
На уроках я старалась использовать все элементы модуля критичекого мышления, это позволило мне изменить учебный процесс и измениться самой . Многие проблемы стали не столь значимы, смогла заинтересовать и увлечь учеников. Изменился климат в классе. Уроки стали яркими и насыщенными, дети активными и раскрепощенными. Слабые ученики стали принимать активное участие при выполнении различных заданий, им хотелось показать, проявить себя при выполнения задания. Дети не боялись высказывать мнение и старались отстаивать его. В начале урока , я провела «тонкие и толстые вопросы», при помощи которого я проверяла домашнее задание. Учитывая то, что в классе есть ученики со слабыми знаниями, вопросы были разно уровневые. Для того, чтобы дети смогли сделать выводы и сравнить результаты ответов, я предложила взаимопроверку.
Учащиеся активно принялись анализировать работы своих товарищей, приводя примеры, делая выводы и сравнивая результаты. Эта работа помогла мне организовать класс и заинтересовать детей.
Для того, чтобы ученики работали сообща, поделила их на группы
(слабый – сильный ученик) и предложила задание « Ключевые слова» с целью развития речи и определения темы урока. Задание было выполнено , были составлены рассказы детей о животных. После составления рассказа, для выявления темы, использовала толстые и тонкие вопросы.
Делая выводы для себя, я четко поняла, что не все ученики активно работали на уроке, многие не умеют высказывать свою мысль и составлять правильно предложения. Поэтому эту работу можно сказать они не осилили . При помощи вопросов и ключевых слов ученики без труда определили тему урока.
На первом уроке мне так и ученикам было немного трудновато, так как работая в группе, ученики были немного удивленны, но потом постеменно они привыкли и без труда принимали участие во свех заданиях.
Наблюдая на уроке за учениками АВС, я стала записывать каждые решении этих учеников. Наилучщей подготовкой к уроку приходит отличница Полат Дарига. Она как ученик «А» активен, отвечает на все поставленные вопросы. Она умеет работат с группой своей, а так же умеет ясно и доступно высказывать свой мысли.
Ученик Комек Естай. Он же как ученик «В» отвечает, если к нему обратиться, ответы дает, но не всегда полные и неразборчива. Он умеет высказывать свои мнения, но иногда делает ошибки в речи, участвуетв работе группы. Подготовка средняя.
Слабоподготовленный ученик Борихан Багдаулет. Он ученик «С» пассивен. При обращении зачастую ответ либо не верен, либо не полный. На первом уроке не проявил даже никого интереса. Но на втором уроке проявил интерес и работал с группой.
Используя приемы развития критического мышления на своих уроках в частности: «ПМИ,ЗХУ и INSERT», «тонкие и толстые вопросы», прием стратегии «кубик» на этапе вызова, можно заметить, что решение проблем протекает на основе либо механических проб и ошибок с последующим закреплением случайно найденного верного решения, либо актуализации определенной системы раннее сформированных операций. Поэтому деление учеников на группы, в начале урока, дало школьникам возможность решения все новых и новых, более сложных задач.
Понравилось ли работа в группе?
Изменилась ли ваше отношение к
уроку физики?
Как вы сами провели бы этот урок?
При работе помогали ли вам члены группы?
Какие барьеры были во время уроков?
И хотели бы вы дальнейшем так работать
в группе? Да
Да. И интерес к механическим движениям.
Провела бы, так же интересно и занимательно.
Да. Работа в группе – это совместная работа. Потдержка друг друга.
У меня барьер был один – страх перед группой. Но я его переборола.
Да. Это даже интересно.
Ответ ученика «А» Дарига
-50800109220
Да.
Началась интересоваться. Я не думала, что физика так связана с природой и нашей повседневной жизни.
Провела бы, как наша учительница.
При работе в группе мне помогали ребята.
Да, я смогла преоделеть свои барьеры, стала высказывать свое мнение и спокойно могу выдвигать идеи не стесьнаясь. Так как в группе слушать мнение всех ребят.
Да. Было даже интересно. Ответ ученика «В» Макпал
Ответ ученика «С» Ерман
Да.
Я раньше непонимал, потому что не интересно было мне, а теперь все ясно, понятно и интерес появилься у меня.
Очень просто.
Да помогали.
Недопонимание.
Да. 3919855932180 Во время работы с группой я во всех уроках применяла новые технологии КР, стратегию «КУБИЗМА», при работе учащиеся 5-ти групп полноценно отвечали на вопросы, высказывали свои мнения и с помошью разноцветных своих рисунков доказывали свое решение. Так же работая по стратегии «КУБИЗМА» при выполнении задания класс делится на группы:
І группа. Сравнивание – двух поэтов Рудаки с Омар Хайями.
ІІ группа. Описание – описивается взгляды Омар Хайяма о Рубаи.
ІІІ группа. Иследование – иследуется художественные теории лирики Омара Хайяма.
ІҮ группа. Применение–различие между эпитетами и метафорами.
Ү группа. Обсуждение–раскрыть воспитательные моменты лирики поэта.
В модуле Критического мышление, еще одно из главных подходов это методика «6 шляп». По этой методике учащиеся свободно высказывают свои мнения по цвету шапок. Выполняют разные задания и ответы на вопросы. Работать в группах учашихся очень нравится. Чтобы высказывать свои идеи, ученики тщательно готовятся к урокам, много читают дополнительные литературы. На каждом уроке ученики писали обратную связь, что позволило мне делать анализ проведенных уроков и исправлять их на других занятиях.
По следуюших уроках Меруерт хорошо справлялась. На втором уроке она применяла те же методы, что и на первом уроке. Но, на этот раз ученики сразу применяли выдвегая свои идеи, быстро и четко справлялись с заданиями даными учителем. Быстро работали с текстами. Общие работы в группе проходило, очень хорошо и интересно, работали с кластерами и постерами очень оживленно. При зашите свох работ учащиеся говорили высказывавая свои мысли свободно. Научились свобоно мыслить, подовать свои идеи, расталковывать свои действия.
400875543167304316095186499567945-2148840На всех уроках использовались стратегии позволяющие учащимся работать в малых группах, так как при такой работе учащиеся активно взаимодействуют друг с другом. Практически на каждом уроке моим подопечным использовалась стратегия «Мозговой штурм», которая позволяла через обсуждение в группах находить общее решение проблемы, поставленной учителем. Исследовательская беседа присутствовала как при изучении нового материала, так и при закреплении. Саморегуляция учащихся развивалась при самостоятельном изучении нового материала через поставленные вопросы. Хорошо удалась работа по развитию одаренных учащихся. На двух уроках учащиеся были разбиты на группы по уровням обученносьти, где были даны дифференцированные задания, выполнив которые, детям необходимо было презентовать полученный результат. Группе учащихся с высоким типом мышления было дано самое сложное задание, группе учащихся с низкими достижениями было дано задание обязательного уровня. В процессе работы в группе дети учились самостоятельно работать и развиваться. На уроках хорошим помощником была интерактивная доска. Учащимся было дано задание, приготовить презентацию с интересным материалом к уроку по теме Чингиза Айтматова рассказа «Найман - Ана».
Намного улучшились оценки ученика «С», Борихан раскрылся, стал уверенным, очень активным.
Ученик «В» вышел из тени более сильных учащихся, проявил смекалку, стал хорошим организатором в своей группе, приобрел уверенность в себе.
Ученик «С» нашел в интернете видеоматериал о матери, и воползовался этим фильмом. После просмотра фильма ученик «А», «В» свободно высказали свои мнения. Он тоже хорошо высказал свои мысли на счет этого рассказа, и был очень доволен своим поступком. Он интересовалься этими рассказами, искал материалы заданной на дом. И было видно резултат работы учителя. Что она сумела за интересовать своих учеников. По резултатам анкетирования, и написанном эссе об уроках. Ученики с удовольствием говорят об уроках, как им было интересно, что всегда готовы работать такими средствами. Что такая методика им по душе, свободно общаются, и им всегда могут помочь однокласники. Данные изменения в деятельности учащихся говорят об эффективности форм и методов, используемых учителем, что непосредственно является следствием профессионального роста подопечного коллеги. Об изменениях в мастерстве учителя можно судить и по тому, как учитель держится на уроке, когда присутствуют коллеги по предмету.
Рефлективное преподавание включает критические размышления над тем, что изучили учащиеся. Это требует исследования, записи и оценки поведений и навыков критического мышления, которые они демонстрируют. Данные навыки будут очевидно проявляться при выполнении заданий, требующих от них рассмотрения и обсуждения определенных доказательств. Таким образом они узнают, к примеру, о путешествии и транспорте, поскольку это отражает потребности людей и затрагивает их жизнь; о непрерывности и переменах в определенных исторических периодах, об отношениях между технологией и окружающей средой и ее воздействием на социально-экономическую жизнь.(руководство для учителя стр 191-192)
О профессиональном росте учителя можно судить и по вопросам, которые задаются в ходе урока. Мной проведена классификация вопросов по таксономии Блума, и я могу представить в следуюшем распорятке
Виды вопросов подопечной коллеги.
Уровень мышления по Таксономии Блума Урок № 1 Урок № 2 Урок № 3 Урок № 4
Знание 8 5 7 6
Понимание 6 2 5 6
Применение 8 6 4 4
Анализ 3 5 3 6
Синтез 3 4 2
Оценивание 1 1
124460269875Цель учителя - через вопросы высокого порядка активизировать мыслительный процесс, заставить учащихся думать, применять ранее полученные знания через ответы на поставленные вопросы, делать выводы через осмысление и применение приобретенных знаний.
Я считаю, что этот эксперимент позволил ей ввести в ее практику новизну, что увеличило познавательную активность класса. Все, выше указанные методы и стратегии работы прошли хорошо, успешно использовались учителем и дали хороший результат обучения учащихся, что является результатом хорошо продуманного и выстроенного менторинга.
Ученик «А» - высокий уровень: Полат Дарига - Умеет логически рассуждать, приводит обоснованные доказательства, может обобщать.
Ученик «В» - средний уровень: Комек Естай - Решает проблему, используя ранее полученную информацию, приводит примеры, анализирует.
Ученик «С» - низкий уровень: Борихан Багдаулет - Определяет признаки, дает характеристику, классифицирует, сколен творческой работе.
Очень понравилось Таспулатовой Меруерт групповая работа, причем работа в различных типах групп проходило эффективно, что укрепила ее убеждение использовать такую форму работы как можно чаще. Достигнута основная цель менторинга – профессиональный рост опытного учителя продолжился. Она тоже хочеть пройти эти трехмесячные курсы, и записалась на следуюший год. У Меруерт появилась возможность помочь себе, через процесс развития. Хотя и были барьеры:
Будет ли правильным урок с использованием групповой формы работы.
Были трудности в составлении вопросов от тонкого к толстому.
После проделанной работы Таспулатова Меруерт сделала для себя вывод: Я с учениками за короткое время смогла проделать большую работу, смогла заинтересовать их и вовлечь в учебный процесс. Они же в свою очередь принимали активное участие на уроках, научились анализировать, делать выводы и отстаивать свое мнение. Изменения, внесенные в учебный процесс должны принести, хорошие результаты. С начала учебного года буду использовать стратегию развития критического мышления, которое поможет моим ученикам при изучении нового материала.
С началом учебного года, наше совместное сотрудничество с коллегой буду продолжать, а также в плане внедрение стратегий семи модулей в процесс преподавания не только моих уроков, но и других учителей нашей школы: проведение тренинг-уроков, встречи на заседании методического совета, посящение уроки коллег и приглашение на свои уроки. Так же совместно синтезируя, практикуя на своих уроках различные стратегии по 7 модулям, формы и методы, отобрать наиболее подходящие для нас,школы и наших учеников.
Конечно, за этот столь короткий период практики очень трудно охватить всю суть прогграмы, которые проходили на первом этапе. И наша совместная деятельность имеет все возможности, а главное желание, продолжить в дальнейшем наш эксперимент. Хотелось бы отметить, что моя подопечная все изменении принимала с пониманием и умело применяла в своей практике. Для меня важно, что у меня получилось повлиять, это учитель устойсчивый, со своими идеями, очень уверенная в себе, в своих силах, возможностях и знаниях: подопечная поняла, что меняться нам необходимо.
Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.
Умов Н. А.Список использованной литературы:
Руководство для учителя;
Раздаточные материалы І этапа курсов.