Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в текстовом процессоре LibreOffice Calc, предназначенное для студентов, изучающих дисциплину «Информатика и ИКТ» в рамках подготовки специалистов среднего звена.
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области«Поволжский строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева»
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ В LibreOffice:
ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР Calc
Лабораторно-практические работы
(Учебно-методическое пособие)
Преподаватель информатики Загороднева Е.А.
Самара,2015
TOC \o "1-5" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc437640336 \h 3ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1: Ввод данных и формул в ячейки электронной таблицы. Форматирование таблицы. Автозаполнение ячеек. PAGEREF _Toc437640337 \h 4ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 Использование относительных и абсолютных ссылок в формулах. PAGEREF _Toc437640338 \h 8ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 Создание связанных таблиц в электронных таблицах. PAGEREF _Toc437640339 \h 11ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 Построение и форматирование диаграмм различного типа. PAGEREF _Toc437640340 \h 13ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 Создание графиков функций средствами LibreOffice Calc PAGEREF _Toc437640341 \h 15ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 Использование статических и логических функций PAGEREF _Toc437640342 \h 17ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7 Построение и исследование компьютерной модели логических устройств с использованием электронных таблиц. PAGEREF _Toc437640343 \h 19
Пояснительная записка4445-190500Учебно-методическое пособие предназначено для освоения технологий работы в табличном процессоре Calc, входящего в состав свободно распространяемого офисного пакета LibreOffice в ходе выполнения лабораторных работ. К каждой работе приводится пошаговая инструкция к выполнению, даются краткие теоретические сведения по инструментарию сред.
Пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Информатика и ИКТ» в рамках подготовки специалистов среднего звена, а также для широкого круга пользователей, осваивающих пакет LibreOffice.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1: Ввод данных и формул в ячейки электронной таблицы. Форматирование таблицы. Автозаполнение ячеек.Цель: получить навыки ввода и задания формата данных в ячейках, способов установки нужной ширины столбцов, изучить технологии ввода формул в ячейки электронной таблицы
Задание1: Создайте таблицу, содержащую расписание движения поездов от станции Нью-Васюки до станции Новобобановск. Общий вид таблицы «Расписание» отображен на рисунке.
Порядок выполнения задания:
Запустите табличный процессор LibreOffice Calc. (Пуск-Все программы- LibreOffice - LibreOffice Calc)
Заполните таблицу в соответствии с образцом, приведенным на рисунке. Для этого выполните следующие действия:
активируйте ячейку А1 (щелкните по ней левой кнопкой мыши;
наберите текст и нажмите клавишу Enter;
заполните столбец А;
Внимание! Текст в ячейках столбца А перекрывает ячейки соседнего столбца B как показано на рисунке:
Активируйте ячейку В1, наберите текст по образцу рисунка. Заполните столбец В. Не пугайтесь, что текст столбца А закрывается столбцом В.
Обратите внимание, что если текст ячейки перекрывается текстом другой ячейки, то появляется знак в виде маленького треугольника, как показано на рисунке:
Внимание! При наборе времени 1:17 и т.п. программа автоматически будет изменять формат записи времени на 01:17:00 – оставьте пока в этом виде.
Внимание! Обратите внимание, что текст в ячейках выравнивается по левому краю, а числа – по правому!
Заполните столбец С.
Выровняйте ширину столбца А так, чтобы был виден весь текст, помещенный в ячейки. Это можно сделать с помощью мыши или через главное меню, как описано ниже:
С помощью мыши: Наведите указатель мыши на границу заголовка столбца, так чтобы указатель принял форму:. И нажать левую кнопку мыши, удерживая протащить границу столбца вправо или влево.
Через главное меню: Выделите столбец, щелкнув мышью по его заголовку А. Выполните команду из главного меню: Формат – Столбец – Оптимальная ширина.
Аналогично выровняйте ширину столбцов В и С.
Откорректируйте формат записи времени в ячейках столбцов В и С. Для этого курсор мыши на ведите на шапку столбца В. Нажмите левую клавишу и не отрывая перетащите на шапку столбца С. Щелкнуть по выделенной области таблицы правой кнопкой мыши и в выпашем контекстном меню выбрать строку Формат ячеек… В открывшемся окне выбрать на закладке Числа: категория – время, формат –13:37
В столбце D введите формулу для автоматизации расчета времени стоянки. Для этого:
Выберите ячейку D3 и наберите знак «=»;
Для ввода адреса ячейки, содержащей необходимое значение, щелкните левой кнопкой по ячейке C3;
Наберите на клавиатуре «-»;
Введите адрес ячейки В3, щелкнув по ней левой кнопкой мыши; в результате в строке формулы появится формула =C3-B3, нажмите клавишу Enter; и в ячейке С3 – результат вычисления по формуле.
Внимание! Активируйте ячейку D3, щелкнув один раз по ней левой кнопкой мыши, и обратите внимание, что в ячейке хоть и отражается время стоянки, то в строке формул отображается формула для расчета этого времени, как показано на рисунке:
Ячейки D4:D7 заполнить c помощью маркера автозаполнения. Для этого щелчком мыши выделите ячейку D3 и наведите курсор на угол с квадратным маркером так, чтобы курсор принял форму знака «+» и не отрывая левой клавиши протянуть по ячейкам столбца.
Сохраните таблицу в именной папке под именем МояТаб.odsЗадание2: Посчитайте, используя ЭТ, хватит ли вам 130 рублей, чтоб купить все продукты, и хватит ли купить чипсы за 25 рублей?
A B C D E
1 № Наименование Цена в руб. Количество Стоимость
2 1 Хлеб 9,6 2 =С2*D2
3 2 Кофе 2,5 5 =С3*D3
4 3 Молоко 13,8 2 =С4*D4
5 4 Пельмени 51,3 1 =С5*D5
6 5 Чипсы 25 =С6*D6
Порядок выполнения задания:
Добавьте Лист2, нажав на закладку с зелёным плюсиком:
На Листе 2 в ячейку А1 введите “№”
Ячейки А2:А6 заполнить автоматически: Для этого в ячейку А2 ввести “1”, нажать Enter. Затем щелчком мыши выделите ячейку А2 наведите курсор на угол с квадратным маркером выделения ячейки так, чтобы курсор принял форму знака «+» и не отрывая левой клавиши протянуть по ячейкам столбца.
В ячейку С1 ввести “Цена в рублях”
В ячейку D1 ввести “Количество”
В ячейку Е1 ввести “Стоимость” и т.д.
В ячейку E2 ввести формулу =С2*D2. Для этого надо выполнить действия:
введите знак «=»с клавиатуры
щелкните на ячейке С2введите знак «*» с клавиатуры
щелкните на ячейке D2
нажмите Enter (после нажатия Enter вместо формулы сразу появляется число – результат вычисления)
Аналогично введите в ячейки Е2, Е3, Е4, Е5 формулы.
В ячейку E7 введите формулу =СУММ(E2:E6). Для этого установи курсор в ячейке нажмите кнопку в строке формул:
Сохраните изменения в файле.
Здадание3: Создайте вычисляемую таблицу на Листе3 файла МояТаб.ods по образцу и автоматизируйте расчет столбца Средняя оценка:
Порядок выполнения задания:
В ячейку F2 введите формулу для расчета средней оценки Иванову – для этого:
Установите курсор в ячейке нажми кнопку в строке формул.
В окне Мастера функций выберите функцию показанную на рисунке:
Установите нужный диапазон, выделив курсором оценки Иванова – получится как на рисунке:
Заполните средние оценки для других учеников используя возможности автомаркераСохраните изменения в файле.
Задание 4: Создать по образцу и автоматизировать расчет столбца и строки ВСЕГО:
Контрольные вопросы:
Как выровнять ширину столбца с помощью мыши?
Как выровнять ширину столбца через главное меню?
Что такое маркер автозаполнения?
Как автоматически выравнивается числовая информация в ячейке?
Как автоматически выравнивается текстовая информация в ячейке?
С какого знака начинается ввод формулы?
Как вставить в формулу ссылку на ячейку?
Как использовать Мастер функций?
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 Использование относительных и абсолютных ссылок в формулах.Цель: получение навыков использования относительных и абсолютных ссылок, перемещение и копирование формул, закрепление навыков автозаполненияВиды ссылок на ячейки.
Название Запись При копировании Технология ввода
Относительная C3 Меняется в соответствии с новым положением ячейки Щелкнуть на ячейке
Абсолютная $C$3 Не меняется Щелкнуть на ячейке и нажимать комбинацию Shift+F4 до преобразования адреса к нужному виду
Смешанная С$3 Не меняется номер строки $C3 Не меняется имя столбца Задание 1: Заданы стоимость 1 кВт./ч. электроэнергии и показания счетчика за предыдущий и текущий месяцы. Необходимо вычислить расход электроэнергии и стоимость израсходованной электроэнергии.
Порядок выполнения задания:
Введите текст в строку 1.
Отформатируйте строку 3, так чтобы текст вводился с переносом по словам. Для этого выделите ячейки А3:Е3 и по правой кнопке в контекстном меню выберите команду Формат ячеек – в открывшемся окне выберите закладку Выравнивание и введите настройки: горизонтально – по центру, по вертикально – посередине, свойства – переносить по словам.
В ячейку А4 введите: Кв. 127. Выделите ячейку А4 и с помощью маркера автозаполнения заполните нумерацию квартир по 157 включительно, ориентируясь на подсказку:
Ведите в ячейки В4:В5 данные. Выделите ячейки В4:В5 и с помощью маркера автозаполнения заполните столбец В для всех квартир (обратите внимание – заполнение будет идти с указанным шагом)
Аналогично заполните столбец С для всех квартир
В ячейку D4 введите формулу, указанную на рисунке и заполните строки ниже с помощью маркера автозаполнения.
В ячейку E4 введите формулу =D4*$B$1. И заполните строки ниже с помощью маркера автозаполнения.
Обратите внимание! При автозаполнении адрес ячейки B1 не меняется, т.к. установлена абсолютная ссылка $B$1. Проверьте, что произойдет, если не использовать абсолютной ссылки, то есть в ячейку E4 введите формулу =D4*B1.
В ячейке А35 введите текст «Статистические расчеты» выделите ячейки A35:B35 и щелкните на панели инструментов кнопку «Объединить и центрировать».
В ячейках A36:A38 введите текст, указанный на рисунке.
Щелкнуть мышью по ячейке B36 и ввести математическую функцию вычисляющую среднее значение AVERAGE, для этого необходимо щелкнуть в строке формул по кнопке и выбрать функцию, а также выбрать диапазон ячеек B4:B34, выделив его в таблице.
Аналогично функции задаются и в ячейках B37 и B38.
Сохраните в свою именную папку под именем Ссылки_и_функции.odsЗадание 2: Составьте таблицу расчета заработной платы для работников отдела, имея следующие исходные данные: фамилии сотрудников, их часовые ставки и количество отработанных часов. (на Листе 2)
Порядок выполнения задания:
Введите на Листе 2 исходные данные по образцу
Для расчета начисленной зарплаты следует умножить ставку на количество часов. Для ввода формулы в ячейку D3 сделайте её активной и выполните следующие действия:
нажмите клавишу =;
щелкните кнопкой мыши на ячейке С3;
нажмите клавишу * (умножение);
щелкните кнопкой мыши на ячейке B3; формула должна принять вид =C3*B3;
для завершения ввода нажмите клавишу Enter,.
Для ввода формул в остальные ячейки столбца D воспользуйтесь маркером автозаполнения.
Введите формулу в ячейку E3. Ставка налога равна 13 % от начисленной зарплаты, поэтому формула должна иметь вид: =D3*0,13. Последовательность ввода этой формулы следующая:
сделайте активной ячейку E3 и нажмите клавишу =;
щелкните кнопкой мыши на ячейке D3 – адрес ячейки должен появиться в формуле;
нажмите клавишу * (умножение) и введите 0,13;
нажмите клавишу Enter.
С помощью маркера автозаполнения введите формулы в остальные ячейки столбца E.
Формула в ячейке F3 будет иметь вид: =D3-E3. Попробуйте самостоятельно ввести ее и заполнить другие ячейки столбца F.
Для вычисления суммарной суммы к выдаче сделайте активной ячейку F7, нажмите кнопку , убедитесь в том, что правильно выделен диапазон суммирования, и нажмите клавишу Enter.
Для расчета средней суммы к выдаче на одного сотрудника сделайте активной ячейку F8 и нажмите и выберите функцию AVERAGE, а затем укажите нужный диапазон ячеек в таблице.
Сохраните изменения в файле.
Задание 3: Создайте вычисляемую таблицу «Плотность населения» (на Листе 3)
Сохраните изменения в файле.
Задание 4: Создайте вычисляемую таблицу «Накладная». В ячейках столбцов E и D должны быть введены формулы для расчетов суммы и суммы в долларах за товар, так чтобы она автоматически изменялась при изменении цены или количества (на Листе 4)
Сохраните изменения в файле.
Контрольные вопросы:
Что такое формула? Какова её структура?
В чем разница между абсолютной и относительной ссылкой?
Какова технология ввода абсолютной ссылки?
Как выполняется автозаполнение ячеек формулами?
Какая ссылка не изменяется при копировании или перемещении
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 Создание связанных таблиц в электронных таблицах.Задание 1: Организуйте автоматизацию обработки данных, так чтобы изменения в одной таблице влекли соответствующие изменения в другой.
На одном листе разместите данные «Количество закупленной продукции» и «Расходы на закупку»:
И на другом листе «Расчёт цен»:
Изменения в столбце «Всего за полугодие» первой таблицы должны автоматически изменять данные в столбце «Кол-во» второй таблицы. Также изменения в столбце «Цена закупки» второй таблицы должны автоматически изменять данные в столбце «Цена закупки» третьей таблицы.
Порядок выполнения задания:
Переименуйте рабочие листы: Лист1 – Закупка. Для этого, нажмите правой кнопкой мыши на ярлычке рабочего листа и выберите в контекстном меню команду Переименовать, наберите с клавиатуры новое имя листа – Закупка, после окончания ввода нового имени нажми клавишу ENTER.
Добавьте и переименуйте Лист2 – Цена.
Создайте на Листе1(Закупка) таблицы Количество закупленной продукции и Расходы на закупку:
Для оформления общего заголовка таблицы воспользуйтесь кнопкой "Объединить и поместить в центре"
Отформатируйте строку 3, так чтобы текст вводился с переносом по словам.
В ячейке H4 введите формулу суммирования по строке B4:G4 по кнопке
В ячейках Н5:Н8 – введите формулы суммирования по строкам с помощью маркера автозаполнения.
Задайте в таблице Расходы на закупку задайте для ячеек В14:В18 и D14:D19 категорию – Денежный. Выберите формат в котором число десятичных знаков – 2 и обозначение – р.
В ячейки А14:А18 скопируйте данные с А4:А8;
Введите данные в ячейки В14:В18
В ячейке С14 введите формулу: =H4
В ячейках С15:С18 – введите формулы с помощью маркера автозаполненияВ ячейку D14 введите формулу = В14*С14.
В ячейках D15: D18 – введите формулы путём автозаполнения.
На рабочем листе "Цена" создайте и заполните таблицу Расчет цен как показано на рисунке .Задайте форматы ячеек В4:В8 и D4:D8– денежный, число десятичных знаков – 2, обозначение – р.; C4:C8 – процентный, число десятичных знаков – 0.
В ячейки А4:А8 скопируйте данные из ячеек А4:А8 листа Закупки
В ячейку В4 внесите формулу: =Закупка.В14. Для этого в ячейке наберите знак «=», затем щелкните на ярлычке листа Закупка и на ячейке В14 в нём. Вернитесь на лист Цена, щелкнув на его ярлычке правой клавишей мыши. Завершите ввод формулы – нажмите клавишу Enter.
Заполните ячейки В5:В8 автозаполнениемВ ячейки С4:С8 внесите данные с клавиатуры.
В ячейку D4 введите формулу = В4*С4+В4 и в ячейках D5: D8 – введите формулы путём автозаполнения.
Примените к таблицам обрамление и заливку.
Поменяйте цену закупки Дивана на листе Закупка и посмотри, как изменится цена закупки Дивана на листе Цены.
Контрольные вопросы:
Как переименовать Лист?
Как удалить Лист?
Как добавить Лист?
Как организовать связь между таблицами?
Для чего нужны связанные таблицы?
Опишите алгоритм вставки ссылки на ячейку расположенную на другом Листе?
На какой панели находится кнопка АвтосуммыЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 Построение и форматирование диаграмм различного типа.Цель работы: получение навыков работы с Мастером диаграмм, построение и форматирование диаграмм различного типа
Здание 1: Создайте таблицу «Оплата коммунальных счетов в 1 кваралле» ,для наглядного оформления используйте возможности автоформата. Создайте диаграмму к таблице, так чтобы получить результат соответствующий образцу:
Порядок выполнения задания:
Создайте и сохраните текстовый файл Диаграммы.odtСоздайте неотформатированную таблицу:
Услуга/Месяц январь февраль март
эл. энергия 240,33 350,21 460,49
вода 120,56 140,1 240,53
Итого В каждую последнюю ячейку каждого столбца введите формулу для расчета итоговой суммы за месяц по команде Таблица►Формула.
Выполните автоформатирование стилем "Жёлтый" - для этого выделите таблицу и вберите команду Таблица ► Автоформат, и выберите нужный стиль (флажок «Числовой формат надо снять»).
Создайте диаграмму — для этого в главном меню выберите команду Вставка►Объект ► Диаграммы. Далее в открвышемся окне выберите настройки: тип — гистограмма, трёхмерный вид в виде цилиндров, ряды данных в строках, и введите заголовок «Оплата коммунальных счетов в 1 кваралле»
Создайте обрамление для диаграммы.
Скорректируйте ширину столбцов
Сохраните изменения в файле
Задание2: Постройте круговую диаграмму для наглядного представления данных таблицы «Факторы влияющие на здоровье человека»:
Введите таблицу по образцу на Листе2, затем выделите таблицу. Выберите на панели инструментов кнопку Диаграмма . Выберите тип диаграммы: Круговая — Обычная - установите флажок Трехмерный вид/реалистичный.
Сохраните изменения
Задание 3: Постройте линейчатую диаграмму с вертикальными столбцами (гистограмму), позволяющую отобразить рост количества серверов Интернета по годам.
Введите таблицу по образцу на Листе 3, затем выделите таблицу. Выберите на панели инструментов кнопку Диаграмма. Выберите тип диаграммы: Гистограмма — Обычная - установите флажок Трехмерный вид/реалистичный.
Сохраните изменения.
Задание 4: Постройте диаграмму прихода, расхода и прибыли в зависимости от года
Введите таблицу по образцу на Листе 4, затем выделите таблицу. Выберите на панели инструментов кнопку Диаграмма . Выберите тип диаграммы: Линейчатая — Обычная - установите флажок Трехмерный вид/реалистичный.
Сохраните изменения.
Задание 5: Введите таблицу «Дневная норма питания» (на Листе 5) и постройте круговую диаграмму для таблицы .Дневная норма питания
утренний завтрак 25%
второй завтрак 15%
обед 45%
ужин 15%
Задание6: Ученики посещают кружки:
Кружки
Информационные технологии 15
Драматический кружок 9
Спортивные секции 17
Введите таблицу (на Листе 6) и постройте гистограмму для таблицы .Контрольные вопросы:
На какой панели располагается Мастер диаграмм?
Опиши алгоритм создания диаграммы с помощью Мастера диаграмм?
Какие вкладки есть в окне Мастера диаграмм?
Что такое Легенда?
Что произойдет с диаграммой при изменении данных в таблице?
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 Создание графиков функций средствами LibreOffice CalcЦель работы: построение графиков функций с помощью Мастера диаграмм.
Задача №1: С помощью электронной таблицы построить график функции y=x2+3. Где x принимает значения от –6 до 6 с шагом 1.
Порядок выполнения задания:
Запустите табличный процессор LibreOffice Calc.
На Листе1 в ячейку A1 введите «Х», в ячейку В1 введите «Y».
Выделите диапазон ячеек A1:B1 выровняйте текст в ячейках по центру.
В ячейку A2 введите число «–6». Заполните с помощью маркера автозаполнения ячейки ниже до параметра 6.
В ячейке B2 введите формулу для вычисления «Y»: =A2^2+3 .
Установите формат ячеек для столбцов «Х» и «Y»: числовой (-1234), то есть без дробной части.
Заполните столбец «Y» с помощью маркера автозаполнения.
Выделите всю созданную вами таблицу целиком и задайте ей внешние и внутренние границы: Формат ячеек …Обрамление. Выберите эффект, ширину и цвет Линии. Для выбора Положения линий нажмите кнопку:
.
Выделите шапку таблицы и примените заливку: Формат ячеек – Фон – выберите цвет для шапки.
Выделите остальные ячейки таблицы и примените заливку внутренней области другого цвета .Выделите таблицу целиком. Выберите на панели инструментов кнопку Диаграмма . Выберите тип диаграммы: Диаграмма XY Линии и точки. Нажмите кнопку Далее. Диапазон данных: ничего не изменяйте. Нажмите кнопку Далее. Ряды данных тоже не меняйте. Нажмите кнопку Далее. Показать легенду – уберите флажок. Нажмите кнопку Готово.
Введите в ячейку D2 текст y=x2+3 (для установки надстрочного индекса выделите символ и откройте контекстное меню по правой кнопке, затем выберите команду Стиль верхний индекс).
Сохраните в своей именной папке под именем Диаграммы.odsЗадача №2: С помощью электронной таблицы построить график функции y=аx2+bx+c, если коэффициенты a, b, c соответственно равны: 1) 1, 0, 5; 2) -1, 0, 5; 3) 1, 2, 5; 4) -1, -2, 5;
Порядок выполнения задания:
Скопируйте таблицу из первого задания на Лист2Очистите данные в столбце y
Введите в ячейки А16, А17 и А18 наименования коэффициентов a, b, c и в ячейки В16, В17 и В18 их значения 1, 0, 5
В ячейке B2 введите формулу: =$B$16*A2^2+$B$17*A2+$B$18.
Заполните столбец «Y» с помощью маркера автозаполнения..Выделите таблицу целиком. Выберите на панели инструментов кнопку Диаграмма . Выберите тип диаграммы: Диаграмма XY Линии и точки. Нажмите кнопку Далее. Диапазон данных: ничего не изменяйте. Нажмите кнопку Далее. Ряды данных тоже не меняйте. Нажмите кнопку Далее. Показать легенду – уберите флажок. Нажмите кнопку Готово..Введите в ячейку D2 текст y=аx2+bx+c (для установки надстрочного индекса выдели символ и откройте контекстное меню по правой кнопке, затем выбери команду Стиль верхний индекс)
Введите в ячейки В16, В17 и В18 поочерёдно их новые значения 2) -1, 0, 5; 3) 1, 2, 5; 4) -1, -2, 5 и пронаблюдай за изменениями на графике.
Сохраните изменения
Выполните самостоятельно Задачу №3 (на Листе3): С помощью электронной таблицы построить график функции y=3,5x–5 где x принимает значения от –6 до 6 с шагом 1.
Выполните самостоятельно Задачу №4 (на Листе4): С помощью электронной таблицы построить график функции y=kx+b где x принимает значения от –6 до 6 с шагом 1 если коэффициенты k, b соответственно равны: 1) -3.5, 5; 2) -3.5, -5; 3) 3.5, 5
Сохраните изменения!
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 Использование статических и логических функцийЦель работы: получение навыков использования логических и статистических функций для обработки данных, закрепление навыков форматирования данных и таблиц, получение навыков оформления листа.
Задание 1 Автоматизировать рас чет количества комиссионных: если объем продаж меньше 20000, то комиссионные составляют 10% от его объема, а если не меньше 20000, то 20%. Продавцы с самой большой суммой продаж должны быть отмечены как лучшие.
Порядок выполнения задания:
Запустите приложение LibreOffice Calc и сохраните новый файл в своей именной папке под именем ЛогСтатФункции.ods.
В столбец A введите фамилии продавцов в соответствии с образцом. В первую строку введите текст шапки таблицы. В столбец B введите значения объема продаж.
Для расчетов комиссионных в ячейке С2 введите логическую функцию IF (что осзначает ЕСЛИ), которая в зависимости от суммы продаж будет рассчитывать либо 10% комиссионных, либо 20%. Для этого выполните действия:
щелкнуть по кнопке
в открывшемся окне мастера функций выберать категорию – Логический.
Выбрать IF; Далее
заполнить параметры логической функции как показано на рисунке
ОКЗатем скопируйте эту формулу в диапазон С3:С6 с помощью автозаполнения.
Введите в ячейку А8 текст: Максимальная продажа
В ячейку В8 введите статистическую функцию: =МАХ(В2:В6) по кнопке
Автоматизируйте проверку - равна ли сумма продаж данного продавца максимальному значению, которое вычисляется в ячейке В8 - если да то должно выводиться слово «Лучший». Для этого в ячейке F2 с помощью Мастера функций сформируйте ввод функции: =IF(В2=$В$8;"Лучший";"")
Затем скопируйте ее в диапазон F3:F6 автозаполнением.
Оформите таблицу, то есть задайте обрамление и фон ячеек таблицы по своему вкусу.
Оформите шапку таблицы и первый столбец полужирным шрифтом.
Отключите линии сетки: Сервис/Параметры/ LibreOffice Calc/Вид/Линии сетки/
Сохраните изменения в файле.
Задание2: На Листе 2 постройте таблицу (по образцу) для автоматизации выявления факта пригодности призывников к военной службе в десантных войсках. Отклоняются кандидатуры, рост у которых менее 150 см и более 200 см, а также с весом менее 55 кг и более 90 кг. (Использовать функцию ЕСЛИ - IF).
Подсказка:
Контрольные вопросы:
Что делает стандартная функция ЕСЛИ?
Что может быть использовано в качестве параметров статистической функции МАКС
Приведите другой пример какой-либо статистической функции кроме МАКС. Поясните её назначение.
Какие значения может принимать первый параметр логической функции ЕСЛИ?
Какие возможности можно использовать для оформления листа?
Перечислите параметры стандартной функции ЕСЛИ.
Какие статистические функции были использованы при выполнении лабораторной работы.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7 Построение и исследование компьютерной модели логических устройств с использованием электронных таблиц.Цель работы: отработать навыки пошагового моделирования на примере построения и исследования компьютерной модели логических устройств с использованием электронных таблиц.
Задание 1: Разработать модели базовых логических элементов в среде электронных таблиц
Постройте описательную информационную модель базовых логических элементов: «И», «ИЛИ», «НЕ» ( то есть выделите существенные свойства). В таблице дан образец элемента «И», для остальных составьте самостоятельно:
Описательная информационная модель
ЛЭ «И» ЛЭ «ИЛИ» ЛЭ «НЕ»
Это физическое устройство, имеющее два входа и один выход. Обозначим входящий первый сигнал «F1», а второй — «F2». Тогда выходящий сигнал будет обозначаться «Fвыход»
Значение на выходе определяется таблицей:
F1 F2 Fвыход
0 0 0
0 1 0
1 0 0
1 1 1
Создайте формализованную модель базовых логических элементов: «И», «ИЛИ», «НЕ» (то есть запишите формулу). Заполни второй и третий столбец таблицы по образцу:
Формализованная модель
ЛЭ «И» ЛЭ «ИЛИ» ЛЭ «НЕ»
сигнал Fвыход равен конъюнкции сигнала F1 и F2: Постройте компьютерную модель базовых логических элементов: «И», «ИЛИ», «НЕ». Для логического элемента «И» создайте компьютерную модель по инструкции, а для двух других самостоятельно по аналогии.
Порядок создания компьютерной модели логического элемента «И»:
Откройте табличный редактор LibreOffice Calc и сохраните документ по именем МоделиЛЭ.xdsОбъедините ячейки диапазона А1:I1 и введите текст: Логический элемент "И".
Значение сигнала F1 будем вводить в ячейку В4 – залейте её красным цветом и введите 0
Значение сигнала F2 будем вводить в ячейку В6 – залейте её зелёным цветом и введите 0
Объедините ячейки диапазона С3:D7, залейте фиолетовым цветом и введите букву И – выровняйте по центру и по горизонтали и по вертикали и задайте букве белый цвет, размер шрифта подберите сами
Значение сигнала Fвыход будем вводить в ячейку Е5 – залейте её жёлтым цветом и введите в неё формулу в понятном для Calc виде: =И(B4;B6)
В ячейки А4, А6, Е5 введите соответственно: F1, F2, Fвыход.
Выделите диапазон ячеек G3:I7 и задайте им границы Формат ячеек…закладка ГраницаНажмите кнопки
Заполните таблицу как показано на первом этапе данной работы
В итоге получится:
Проведите компьютерный эксперимент.
Модель ЛЭ «И» Модель ЛЭ «ИЛИ» Модель ЛЭ «НЕ»
Поочерёдно на входе введите следующие пары значений сигналов F1 и F2: 00, 01,10,11 и наблюдайте значение на выходе Fвыход. Сравните значение выходящего сигнала со значениями в таблице. Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели.
Модель ЛЭ «И» Модель ЛЭ «ИЛИ» Модель ЛЭ «НЕ»
Модель логического элемента «И» работает верно Ожидаемый результат:
0190500Рекомендация!!! компьютерную модель логического элемента «ИЛИ» легко создать копированием модели «И», затем подправить данные в фиолетовом блоке, в желтой ячейке и в столбце Fвыход.
Задание 2: Постройте компьютерную модель логического устройства ”Вентиль «ИЛИ-НЕ»” в среде электронных таблиц по описательной информационной модели и формализованной модели, затем проведите компьютерный эксперимент и анализ результатов
Описательная информационная модель Формализованная модель Компьютерная модель
Вентиль состоит из двух базовых элементов «ИЛИ» и «НЕ».Это физическое устройство, имеющее два входа и один выход. Обозначим входящий первый сигнал «F1», а второй — «F2». Тогда выходящий сигнал будет обозначаться «Fвыход»
Значение на выходе определяется таблицей:
F1 F2 Fвыход
0 0 0
0 1 1
1 0 1
1 1 1
Рекомендация!!! компьютерную модель Вентиля легко создать копированием, например, модели «И» с последующим редактированием.
Контрольные вопросы:
Что главного при построении описательной информационой модели?
Назовите основные свойства логического устройства «Вентиль ИЛИ-НЕ»?
Что такое Дизъюнкция?
Опишите процесс компьютерного тестирования компьютерной модели логического элемента «НЕ»
Какой логический элемент будет иметь данную формализованную модель?