Статья:Проектная деятельность как способ повышения мотивации к изучению английского языка
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА . Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность человека в его свершении, динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Познавательная мотивация к учебной деятельности является одним из важнейших факторов при изучении иностранных языков. Именно такая мотивация побуждает учащихся к упорной, систематической учебной работе. Мотивация является как бы «запускным механизмом», источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать все новое и новое. При такой мотивации учащиеся с большей легкостью воспринимают учебный материал и справляются с трудностями. Из своего собственного опыта мы все знаем, что любое дело удается гораздо лучше, если ты сам заинтересован в его успешности, точно также и изучение любого предмета, в том числе и английского языка, зависят от уровня интереса учеников к учебному предмету. То есть результаты обучения, несомненно, будут выше, если ученику интересно на уроке, если он осознает, зачем ему нужен этот предмет и как он ему пригодится в реальной жизни. Как правило, у младших школьников довольно высокий уровень мотивации, они активны и открыты к новому, но в дальнейшем при усложнении тем, увеличении объема учебного материала и при столкновении с другими трудностями интерес куда-то улетучивается, поэтому необходимо создать условия, чтобы дети успешно усваивали учебный материал, и делали это с удовольствием. Итак, как же сделать так, чтобы урок английского языка превратился в увлекательное путешествие?
Проектная деятельность с недавнего времени прочно заняла одно из лидирующих мест в основе системно-деятельностного подхода. Как проекты могут повысить мотивацию к изучению английского языка? Во-первых, любой проект-это творчество, а творчество всегда интересно, при этом у ученика есть право выбора материала и формы, в которую он этот языковой материал облечет. Чтобы сделать процесс проектной деятельности еще увлекательнее, можно делать выставки, выпускать газеты, создавать портфолио. Детям интересно посмотреть проекты друзей, сравнить, обсудить.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщает к новой культуре. При выполнении проектной работы в устной или письменной форме необходимо придерживаться некоторых рекомендаций.
Во-первых, поскольку проектная работа даёт учащимся возможность выражать свои собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть чёткого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок. Важны способы выполнения и представления проекта. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя монтаж, выставку или книжки самых интересных историй о путешествиях, о своих любимых домашних животных, о своём городе и другие. Группы могут соревноваться друг с другом.
Работа над проектом развивает у учащихся самостоятельность. С другой стороны, сам проект является результатом большой самостоятельной работы учащихся, где они учатся планировать свою работу по английскому языку: что, когда и где выполнять. При такой постановке вопроса возрастает роль учителя как организатора учебно-воспитательного процесса. Возникает необходимость в смещении акцента с активной деятельности учителя на активную деятельность учащихся. Назначение деятельности учителя состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала. Успех – это сумма маленьких усилий, но повторяющихся день за днем!!! И главное здесь – постоянно и методично действовать, действовать и действовать.