Статья Использование информационных технологий на уроке немецкого языка как средства повышения мотивации к его изучению
Использование информационных технологий на уроке немецкого языка как средства повышения мотивации к его изучению
Часть I. Обоснование выбранной педагогической технологии.
Одним из приоритетных направлений в развитии современного общества является изучение иностранного языка. Образование сегодня идет в ногу со временем и современный урок немецкого языка представляет сложное образование, подготовка и проведение которого требуют от учителя большой затраты творческих сил.
Сегодня вряд ли найдется учитель, который ни разу не столкнулся с использованием информационно-коммуникационных технологий во время проведения урока или подготовки к нему.
Современные педагогические технологии такие, как интенсивная, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. Использование информационно-коммуникационных технологий на традиционных уроках немецкого языка и внеклассных мероприятиях по немецкому языку позволяет создавать условия для самостоятельного обретения знаний и навыков иноязычной устной и письменной речи учащимися. Применение информационных технологий ( презентаций, электронных словарей и поисковых систем Интернета) необходимо для наиболее рациональной организации деятельности учащихся на уроке и самостоятельной работы по предмету. Информационно – коммуникационно - технологические ресурсы способствуют применению на уроках исследовательской технологии, проектной деятельности, тестовой методики.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность.
Сегодня использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5-2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.
Не случайно обеспечение положительной мотивации обучающихся стоит в данном списке на первом месте, так как именно сниженный уровень мотивации является одной из проблем обучения любого иностранного языка. Особенно это касается немецкого языка, который все чаще вытесняется английским и приобретает статус второго иностранного языка.
Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология образовательных веб – квестов.
Образовательным веб-квестом (quest – от англ. – поиск, искать) называют сайт в Интернет, посвященный определенной теме и состоящий из нескольких связанных единой сюжетной линией разделов, насыщенных ссылками на другие ресурсы Интернет.
Сегодня, когда реализуется проект президента Российской Федерации по подключению всех образовательных учреждений России к Интернету, данная технология может найти достойное место среди педагогических технологий, используемых в нашей стране. Тем более, весь мир широко использует его. Существует сайт в Интернете, где собраны лучшие веб-квесты. И география этого сайта охватывает все уголки мира. В нашей стране эта технология реализуется только в начальной стадии.
Часть II. Концептуальное обоснование.
Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой.
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.
Веб-квест обычно состоит из следующих разделов:
Введение - краткое описание темы веб-квеста. На этом этапе проводится подготовительная работа, происходит знакомство с темой, ставится проблема.
Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата. Раздел Задания четко и точно объясняет, что учащиеся должны сделать в процессе работы над квестом. Задание должно давать мотивацию, быть интересным для учащихся и быть привязанным к конкретной жизненной ситуации. Учащиеся при этом часто вовлекаются в ролевую игру по заданному сценарию. Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.
Далее следует стадия Выполнение. Учащиеся выполняют ряд заданий и проводят исследовательскую работу, используя заранее определенные веб-ресурсы. Стадия выполнения предполагает создание одного или нескольких готовых продуктов, которые учащиеся затем представляют в конце работы. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте. Учащиеся не только представляют свою работу, но и делают выводы, чему они научились, чего достигли. При групповой работе они оценивают также свое участие в проекте и свой личный прогресс. Учитель также оценивает работу, анализирует ошибки, дает советы для будущей работы. Можно предложить такие стадии оценки:
Групповая – учащиеся оценивают работу других групп по определённым критериям, выбирают наиболее удачную работу или отдельные элементы, высказывают свои впечатления;
Индивидуальная – каждый участник отвечает на вопросы анкеты или пишет анализ своей работы по плану (что понравилась или не понравилось, какая часть работы была самой трудной или легкой, что нового узнал, как улучшился немецкий в процессе работы, какой вклад внес в групповую работу и конечный продукт и т.п.). Возможно обсуждение в парах или группах.
Комментарии учителя
Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест.
Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать Веб-квест.
Авторы этой технологии предлагают следующие виды заданий для веб-квестов:
аналитическая задача, которая предполагает поиск и систематизацию информации, пересказ – где происходит демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников, творческое задание, результатом которой может стать работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика, убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц и другие.
Для успешной реализации данной технологии обычно требуются определенное аппаратное и программное обеспечение. При этом его набор зависит от задания и формы отчета.
Тематика и применение веб-квестов могут быть самыми разнообразными. Веб-квесты, как и учебные проекты, могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Существует множество возможных вариантов реализации представленной технологии в педагогической практике, а именно применение веб- проектирования в разработке уроков, внеклассных мероприятий; в тематическом планировании, программе элективных курсов и т.д.
Использовать Интернет – материалы можно и без доступа в Интернет, запуская их по локальной сети. В этом есть и преимущество, так как исключается самостоятельный выход учащихся во «всемирную паутину» во время урока. Удобно использовать лабораторные работы, созданные самим учителем. Они уже адаптированы к учебному курсу, теме и уровню учащихся. При этом их легко хранить в банке учебных материалов, корректировать и тиражировать для использования другими учителями немецкого языка и учащимися в самостоятельной работе.
Еще одним эффективным вариантом реализации представленной технологии в целях систематизации накопленного педагогического опыта и организации самостоятельной работы учащихся является создание веб-сайта учителя.
Часть III. Методическая разработка.
Разработка урока по теме « Немецкоговорящие страны»
Класс: 7 – 8 УМК И.Л.Бим « Шаг 3.- Немецкий язык», «Шаг 4 – Немецкий язык»
Цели урока:
Образовательные: 1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции
а) речевой компетенции – развитие способности принимать
информацию на иностранном языке и передавать ее;
б) языковой компетенции – систематизация ранее изученного
материала по теме ;
2. Развитие учебно – познавательной компетенции – развитие
общеучебных умений (поиск информации во всемирной
электронной энциклопедии Википедия)
Развивающие: 1. Формирование и развитие учебно – организационных умений и
навыков;
2. Развитие памяти, внимания, воображения, способности четко
формировать свои мысли;
3. Развитие учебно – информационных умений и навыков (при
поиске информации);
4. Развитие коммуникативных умений и навыков ( в процессе
подготовки докладов на языке);
Воспитательные: 1. Стимулирование познавательного интереса к изучению
немецкого языка;
2. Формирование интереса к предмету;
3. Знакомство с культурой и особенностями стран изучаемого
языка.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, раздаточный материал ( проездные
билеты, карточки с названием стран).
Ход урока.
Организационный момент.
-Guten Tag, Liebe Kinder! Ich bin glьcklich, euch wieder zu sehen. Heute beginnen wir unsere Stunde ungewцnlich. Ich schlage euch vor, das Thema unserer Stunde selbst zu nennen. ( интрига урока –
открываем первый слайд презентации)
-Seht an die Tafel und ratet, was fьr Stдdte sind das? Was vereinigt diese Hauptstдdte?
(ожидаемый результат – учащиеся называют немецкоязычные страны по названию столиц и предлагают варианты темы урока)
2. Речевая зарядка.
-Ratet, was passt zusammen?
Bildet Sдtze nach dem Muster.
-Wisst ihr, dass das Gesicht der Stadt - Visitenkarte des Landes ist. Seht das Bild an und bildet die Sдtze nach dem Muster.
-Sehr gut. Ich bin froh, dass ihr diese Aufgabe so schцn und schnell erfьllt habt.
3. Веб – проектирование
( создание собственных презентаций на основе информации,
полученной в ходе поиска в сети интернет, подготовка устных докладов в группах)
Введение
Mцchtet ihr eine spannende Reise nach Europa machen, um die Sehenswьrdigreiten selbst zu besichtigen und ihre Kenntnisse ьber diese Lдnder zu erweitern.
Задание
-Organisiert kleine Touristengruppe (2 – 3 Personen) und bereitet euch auf die Reise vor. Ich habe einige Fahrkarten fьr sie, jede Gruppe kann selbst auswдhlen. ( карточки)
( на компьютеры наклеены таблички с названием одной из стран, учащиеся занимают места согласно билетам – карточкам)
Выполнение
-Aber unsere Reise wird virtuell sein. Ihr reist heute im Internet – Raum.
Sucht ihre Aufgabe und findet die nьtzliche Information.
( Учащиеся находят слайд с названием выбранной страны и ищут ответы на вопросы, оформляя собственный слайд с результатами поиска
-Fasst ihre Information zusammen und macht kleine Vortrдge.
(Учитель предлагает учащимся добавить свои слайды в общую презентацию и сделать краткие устные сообщения по ним)
Оценка
-Nach so einer grьndlichen Arbeit habt ihr euch bestimmt eine gute Bewertung verdient.
-Bei der Beurteilung werden verschiedene Aspekte mitberьcksichtigt, wie den folgenden Tabellen zu entnehmen ist.
Заключение
-Ihr habt fleiЯig gearbeitet und jetzt machen wir einen Rьckblick
4. Домашнее задание
- Macht eine beliebige Web – Aufgabe zu diesem Thema fьr ihre Mitschьler.
13PAGE 15
13PAGE 14715
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415