Аналитический отчёт по педагогической деятельности учителя химии и биологии Шелегиной Юлии Викторовны
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Д.А. ЖУКОВА»
ПЕТРОПАЛОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
О результатах профессиональной деятельности по методической теме:
« Формирование навыков исследовательской деятельности
на уроках химии и биологии»
Шелегина Юлия Викторовна
учитель химии и биологии
высшей категории
2016 год
Час работы научит больше, чем день объяснения. Жан-Жак Руссо
Свою педагогическую деятельность я начала в 1995 году после окончания Горно – Алтайского Государственного Педагогисеского Университета. С этого самого дня года и до сих пор работаю учителем сначала только химии, а затем и биологии в МБОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Д.А. Жукова» Петропавловского района. Учитель высшей квалификационной категории, на протяжении нескольких лет являюсь руководителем районного методического объединения учителей химии и биологии.
В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта. Основной путь достижения этого– творческая созидающая деятельность учащихся.
Организация исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, способствуют формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Методы проектный и поисковый не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Уроки биологии и химии для детей всегда ассоциировались с активным изучением натуральных объектов живой природы. Возможностью поэкспериментировать, как любят говорить дети «похимичить».
Целью собственной методической системы вижу: Создание условий для развития исследовательских навыков обучающихся, формирование способов активного познавательного интереса к предмету и самостоятельности у обучающихся.
Достижение цели предполагает решение следующих задач :организация образовательного процесса, позволяющего стимулировать познавательный интерес к предмету через исследовательскую деятельности;
использование элементов проблемного обучения;
развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;
развить у ученика коммуникативные умения и навыки.
В собственной педагогической деятельности использую личностно-ориентированные технологии обучения (технологии коллективного взаимообучения, проблемное обучение, проектное обучение, ТРИЗ технологию, активных методов обучения), здоровьесберегающие, игровые и информационно-коммуникационные технологии, осваиваю технологию педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса в рамках внедрения профессионального стандарта педагога и подготовки к внедрению ФГОС ООО.
Активно создаю условия для реализации различных видов деятельности обучающихся: учебное сотрудничество, индивидуальная учебная деятельность, игровая, творческая, проектная, исследовательская, художественно-эстетическая и трудовая деятельность. Особое внимание уделяю использованию учебно-лабораторного, цифрового оборудования кабинета биологии как предметного в процессе проведения лабораторных и практических работ, демонстрации опытов, организации кружковых занятий.
В 11 классе по химии практикум проводится после завершения крупных учебных тем, разделов и имеет преимущественно обобщающий характер. Дидактическая цель практикумов: применение знаний и умений на практике. Основная задача практикума: проведение исследований, направленных на проверку достоверности определения научных закономерностей.
Средством управления деятельностью школьников во время практикума служат инструкции-алгоритмы. Алгоритмическая заданность практических работ не исключает творческого и исследовательского характера их выполнения (проверка научной достоверности определенных закономерностей, теоретических положений, постановка опытов, проведение биологических исследований). Исследовательская деятельность на основе эксперимента способствует самоопределению и является первым шагом в подготовке личности к самореализации в естественно-научном направлении. Исследовательскую работу учащиеся выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:
1) формулирование темы
2) формулирование цели и задач исследования
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований;
7) публичное представление работ на уроках, конференциях, чтениях.
Всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке. Например : на уроке в 5 классе по теме Размножение растений с помощью документ- камеры показываю проросшее семя фасоли, прошу ребят объяснить , какой объект изображён, назвать его части. Учащиеся пытаются найти ответ на вопрос, но испытывают определённое затруднение, далее мы проводим исследование, для того чтобы решить данную проблему.
В процессе обучения я использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, работы, связанные с экспертизой и активным поиском нового.
Как результат, у учащихся возрастает интерес к изучаемому предмету, демонстрируются устойчивые качественные результаты при 100%-ой абсолютной успеваемости:
Год обучения Абсолютная успеваемость % Качество успеваемости % биология Качество успеваемости % химия
2012-2013 100% 67 61
2013-2014 100% 72 63
2014-2015 100% 75 63
Результаты ЕГЭ по биологии за последние три года
Результаты егэ2012-2013 г 2013-2014 г 2014-2015г.
Средний балл по школе 67,7. 56 57
Район 55,8 55 46,81
Край 58,4 53.78 51,98
Результаты ЕГЭ по химии за последние три года
Результаты егэ2012-2013 г 2013-2014 г 2014-2015г.
Средний балл по школе 80,2 -------------------- 54
Район 72,6 ------------------- 39,07
Край 56 --------------------- 54,15
Участие в муниципальном туре предметных олимпиад по биологии
Учебный год Класс Результат
2013-2014 9
10
11 1 место2 место1 место
2014-2015 9
10
11 2место
3место
4 место
2015-2016 7
8
9
10
11 2 место
3 место
1 место
1 место
3 место
Мои учащиеся имеют возможность демонстрировать учебные достижения и повышать качество знаний благодаря активному массовому олимпиадному движению: биология, химия, экология - "ФГОС тест", "Школьные дни", «Юные знатоки», «Олимпус», «Альбус», « Мультитест».
Учащиеся Казарцев Д. и Пахомов А. на протяжении 2-х лет являются победителями олимпиад по химии проекта « Инфоурок»
Перечень документальных материалов, подтверждающих общественное признание учителя
№ Документ Содержание Кем выдано Когда выдано
Федеральный уровень
1 Благодарность
За подготовку участников Межрегионального интеллектуального конкурса для учащихся 5-8 классов «Юные знатоки биологии»
ФГБОУ ВПО « Омский государственный педагогический университет» Центр образовательных инициатив 2013г
2 Благодарность За подготовку победителей в международной дистанционной олимпиаде по химии проекта «Инфоурок» Жабровский И.В.
Автор проекта «Инфоурок» 2014г.
3 Благодарность За подготовку участников в общероссийской дистанционной олимпиаде по биологии «Олимпус» ООО «Олимпус» 2013-
2014г.г.
4 Диплом 2 и 3 степени За победу в дистанционном конкурсе методических разработок уроков «Рассударики» 2014г.
Региональный уровень
4 Благодарность За организацию и проведение дистанционной Всероссийской олимпиады естественнонаучного цикла ФГОС-тест Центр дистанцион-ной сертификации учащихся, Д.Ю. Коротких. 2014
5 Благодарность За вклад в трудовое образование школьников Алтайского края АКДЭЦ 2013
Муниципальный уровень
6 Почетная Грамота За участие в районном фестивале
« Мы дети твои Земля» Директор ЦДТ Музаева Л.П. 2013
7 Диплом За 3 место В конкурсе методических разработок учителей химии и биологии Петропавловского района Заместитель главы Администрации района по социальным вопросам, председатель комитета по образованию Администрации района. 2014
8 Диплом
Диплом победителя муниципального этапа Конкурса Профессионального мастерства педагога «Учитель года» 2015 Заместитель главы Администрации района по социальным вопросам, председатель комитета по образованию Администрации района. 2015
Непрерывное самообразование позволяют мне совершенствовать свою деятельность, сделать процесс обучения и воспитания более эффективным и привлекательным для школьников, что способствует росту качества знаний
Перечень документов, подтверждающих самообразование педагога
№ Документ Содержание Кем выдано Когда выдано
1 Удостоверение о повышении квалификации Реализация требований ФГОС ООО к образовательным результатам обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности» Филиал АКИПКРО в г. Бийске 2015г.
2 Сертификат участника семинара Реализация требований ФГОС ООО к образовательным результатам обучающихся средствами линии учебно-методического комплекта по биологии системы УМК « Алгоритм успеха» Издательский цент Вентана-Граф 2014г.
3 Справка о прохождении обучения «Профессиональный стандарт педагога и новые подходы в образовательной деятельности рамках внедрения ФГОС» Филиал АКИПКРО в г. Бийске 2014г
4 Выступление на МО объединениях разного уровня
№ Тема выступления Уровень Год
1 Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии ШМО 2012
2 Внеурочная деятельность по химии и биологии в рамках ФГОС ШМО 2013
3 Развитие мотивации педагогов к саморазвитию, творческой инициативе и креативности - основа достижения качества общего образования, соответствующего ФГОС. РМО 2013
4 «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках химии и биологии на этапе освоения стандартов второго поколения»
РМО 2014
5 Методы и приемы по формированию УУД на уроке и во внеурочной деятельности ШМО 2015
Обобщение передового педагогического опыта через систему открытых уроков и мастер-классов
№ Тема урока Класс Уровень Год
Воздушное питание растений. Фотосинтез. 6 школьный 2013
Гидролиз органических и неорганических веществ 11 школьный 2013
Работа мышц 8 школьный 2013
Состав воздуха 7 школьный 2013
Интегрированный урок биология и литература «Птицы» 8 школьный 2014
Размножение растений 5 школьный 2014
Почвенное питание растений 5 районный 2015
В процессе обучения стараюсь найти индивидуальный подход, ведь у каждого ребенка есть свои ориентиры в жизни, своя направленность. Наблюдая в течение ряда лет за развитием своих учеников им выбрать приоритеты дальнейшего профессионального пути.
Выпуск 2013г.
Колтаков Николай - Алтайский государственный медицинский университет
Бромер Диана – Алтайский государственный медицинский университет
Бладурин Дмитрий – Алтайский государственный медицинский университет
Григорьев Иван - Алтайский государственный медицинский университет
Лисина Владислава – КГБОУ СПО Бийский медицинский колледж
Выпуск 2014г.
Андреенко Наталья - КГБОУ СПО Бийский медицинский колледж
Выпуск 2015г.
Яшкина Алёна – - КГБОУ СПО Бийский медицинский колледж
Гребенщикова надежда- Барнаульский базовый медицинский колледж
Матвеенко Алина – Барнаульский базовый медицинский колледж
Разливинская Юлия – Томский медицинский университет
Морева Светлана - Алтайский государственный медицинский университет
И пусть не все выпускники окажутся наделенными великолепными способностями и талантами, зато я, думаю все вспомнят наше содружество и сотворчество на уроке!