Рабочая программа по окружающему миру 1 класс (ШКОЛА РОСИИ)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Андреевская средняя общеобразовательная школа с филиалом
( МКОУ Андреевская СОШ с филиалом)

«Рассмотрено» « Утверждаю»
На заседании ШМО Директор МКОУ АСОШ
Учителей __________ цикла Минеева Н.А.
______________________
Протокол № ____ Приказ №________
От «___» _______ От «___» _______
Руководитель ШМО
Самойлова С.В.
_____________


Рабочая программа
по окружающему миру
в 1 классе
на _______________учебный год






Учитель: Гричаная М.А





Пояснительная записка.  
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Целью курса «Окружающий мир» является формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром..
В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и др.
Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.
Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственно чувственному опыту детей. Вторая группа вопросов (тема «Как, откуда и куда?») это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения. Внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение; различные методы обучения – частично-поисковые, исследовательские, проектной деятельности, практические, наглядные.
Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, мультимедийные презентации, гербарии, таблицы, карты.
Применение данных форм, средств и технологий обучения позволяют широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают учащимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 1 класса составлена по государственной программе с экологической направленностью А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».
Тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования и авторской программы под редакцией А.А. Плешакова «Окружающий мир». А так же следующих нормативно- правового и инструктивно – методического обеспечения :
1. Федеральным компонентом государственного общеобразовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г.№1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного (общего) и среднего (полного) образования)
2 Областной базисный учебный план (Приказ МОиН Челябинской области «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области»)
3. Приказ Министерства образования и науки от24.12.2010г. №208 «Об утверждении перечней учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014уч год»
4. Приложение №1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07 2013 № 03-02/5639 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 уч.году»
5.Примерные программы начального образования по окружающему миру (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки РФ от 7.06.2005г. №03-1263)
5.Учебный план МКОУ Андреевская СОШ на 2013-2014 уч год
В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводиться 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводиться 66 часов.
Цели и задачи преподавания учебного курса
 
Цели:
 формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
 
Задачи:
1) формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) помочь ребенку осознать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нём;
3) формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

 Результаты изучения курса
 
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2. 1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

3. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям



Тематическое планирование
Содержание обучения
Основные содержательный линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены 5 разделами: «Введение», «Что или кто?», «Как откуда и куда?», «Где и когда?», «Почему и зачем?». Разделы программы предусматривают различные формы организации учебных занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические и творческие работы. В 1 классе поводятся экскурсии при изучении раздела «Введение» - знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасного пути.
Каждый раздел реализуется через комплексно-дидактическую цель.
Раздел 1 «Введение» формирует умения задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной детям форме ответы на них.
Раздел 2 «Что и кто?»
- знакомство с разнообразием камней;
- знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя;
- знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листья;
- сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам);
- знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним;
- знакомство с глобусом.
Цель - формирует у детей представление об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах.
Раздел 3 «Как, откуда и куда?»
- сборка простейшей электрической цепи;
- изучение свойств снега и льда;
- отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями;
- изготовление простейшей кормушки для птиц.
Цель - формирует представления о различных процессах и явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей.
Раздел 4 «Где и когда?» развивает представления детей о пространстве и времени.
Раздел 5 «Почему и зачем?»
- простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.)
Цель - обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.


Название раздела
Количество часов
Примечание

1
Введение
1


2
Что и Кто?»
20


3
Как, откуда и куда?
12


4
Где и когда?
11


5
Почему и зачем?
22





















Обще-учебные умения и навыки

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.



















Требования к уровню подготовки обучающихся
 
Обучающиеся должны знать:
- свой домашний адрес;
- элементарные правила личной гигиены;
- элементарные правила поведения на улице: ходить по тротуару (обочине), переходить улицу со взрослыми;
- элементарные правила поведения на водоёмах, в лесу, на лугу;
- правила перехода улицы (значение каждого цвета светофора, основные части улицы (дороги);
- основные правила поведения в школе (на уроке и переменах);
- основные требования к внешнему виду ученика;
- части растений;
- разнообразие животного мира;
- основные свойства и функции компьютера;
- название родной страны, родного села;
- названия больших рек, свойства воды;
- общие условия для жизни живых организмов;
- зимующих и перелётных птиц;
- профессии своих родителей;
- понятие «осадки»;
- последовательность расположения цветовой гаммы в радуге;
- названия 2-3 растений и животных;
- режим дня школьника;
- правила поведения в транспорте;
- имя первого космонавта.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять элементарные правила личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в школе, на дороге, водоёме, на лугу, в лесу;
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать части растений;
- приводить примеры представителей разных групп животных;
- выполнять элементарные операции на компьютере.









НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Специфичность содержания предмета "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Грубые ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Негрубые ошибки:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.











Календарно – тематическое планирование


урока
План-ая
дата
Факт-ая дата
Тема
Кол-во часов по плану
Цель обучения
Ожидаемый результат

Раздел 1«Введение» (1ч)

1


Вводный урок.
«Задавайте вопросы!»
1
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба»,).
Должен научиться основным правилам поведения в окружающей среде. Называть окружающие предметы и их признаки.

Раздел 2 «Что и Кто?» (20ч)









2


Р-к (0,25)Что такое Родина?
1
Расширение представлений о стране и посёлке, в котором мы живём. Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.
Познакомить с народами, населяющими наше государство, с тем, что нас связывает и чем мы отличаемся.
Знать названия родной страны, родного села,
рассказывать о малой родине, отвечать на вопросы.

3


Р-к (0,25)
Что мы знаем о народах России?
1



4


Что мы знаем о Москве?
1
Познакомить с некоторыми достопримечательностями Москвы
Извлекать нужную информацию со страниц учебника.

5


Р.к 1ч
Проект «Моя Малая Родина»
1
Познакомить с прошлым и настоящим родного края   с помощью экскурсии по своему селу,  к историческим памятникам  Научить находить дополнительную информацию из разных источников, обсуждать с классом.
В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:составлять устный рассказ;
- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

6


Что у нас над головой?
1
Научить различать неживую природу от  живой
Научатся различать объекты неживой и живой природы
Умения ухаживать за растениями.

7


Что у нас под ногами?
1



8.


Что общего у разных растений?
1
Узнать о роли растений в природе и жизни людей. Находить общие части разных растений.
Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.

9


Что растёт на подоконнике?
1
Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)
Развитие готовности к сотрудничеству. Работа в группах по составлению картинок с изображением  растений.

10


Р-к (0,25) Что растет на клумбе?
1



11


Р-к (0,25)Что это за листья?
1
Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения)
Уметь находить отличительные признаки с использованием сравнения.
Умение описывать объекты окружающего мира устно

12


Что такое хвоинки?
1



13


Кто такие насекомые?
1
Формирование познавательных интересов, чувства прекрасного.
Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении
(например: перья у птиц, шерсть у зверей)
Уметь приводить примеры представителей разных групп животных ( 2-3 представителя), знать среду их обитания, разнообразие животного мира. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов.

14


Кто такие рыбы?
1



15


Кто такие птицы?
1



16


Кто такие звери?
1



17


Р-к (0,25)Что окружает нас дома?
1
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой
Выполнять изученные правила безопасного поведения.

2 четверть







18


Что умеет компьютер?
1
Развитие познавательного интереса.
Узнать основные свойства и функции компьютера, их назначение, уметь выполнять элементарные операции на компьютере.







19

13,11
Р-к (0,25)Что вокруг нас может быть опасным?
1
Познакомить с  правилами пожарной безопасности, правилами обращения с газом, электричеством, водой, телефонами экстренной помощи.
Умение помогать друг другу в трудную минуту,Составление плана и последовательности действий.
Оптимальные формы поведения в случае пожара







20

16,11
На что похожа наша планета?
1
Развитие познавательных интересов.
Земля - планета, общее представление о форме Земли, глобус как модель Земли
Знать название нашей планеты, узнать понятие -Солнечная система, планеты Солнечной системы.







21

20,11
Р-к (05ч) Проверочная работа.
Презентация проекта «Моя малая Родина»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
Выполнять тестовые задания учебника;
выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами?






















Раздел 3«Как, откуда и куда?»(12ч)







22

23,1
Р-к (1ч)Как живет семья?
Проект «Моя семья»
1
Познакомить с тем, что семья – это самые близкие люди.
Рассказывать о жизни семьи. Научиться называть по имени, отчеству и фамилии всех членов семьи, рассказывать о своей семье.







23

27,11
Р-к (0,25)
Откуда в наши дома приходит вода и куда она уходит?
1
Познакомить со свойствами воды. Очистительные сооружения.
Составление по парам схему пути воды от реки до реки.







24

30,11
Р-к (0,25)
Откуда в наш дом приходит электричество?
1
Основные правила обращения с электричеством.
Составление группами электрической цепи.







25

3,12
Как путешествует письмо?
1
Познакомиться с работой почты
Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.







26

4,12
Р-к (0,25)
Куда текут реки?
1
Научиться выполнять изученные правила безопасного поведения, правила обращения с водой
Знать названия больших рек, их значение в жизни человека. Правила обращения с водой







27

10,12
Откуда берутся снег и лед?
1
Узнать основные свойства снега и льда ( цвет, прочность).Формирование чувства прекрасного.
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, придумывание формы снежинки.







28


Как живут растения?
1
Познакомить с общими условиями, которые  необходимы для жизни живых организмов, с ролью животных в жизни людей. Формирование чувства прекрасного и бережного отношения к животным и птицам,  развитие сопереживания
Способы познания окружающего мира
Уход группами за комнатными растениями. Доброжелательное отношение к животным. Изготовление группами кормушек.
Способность к мобилизации воли
Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.







29


Как живут животные?
1









30


Р-к (1ч) Как зимой помочь птицам?
1









31


Откуда берётся и куда девается мусор?
1









32


Откуда в снежках грязь?
1









33


Проверочная работа по разделу «Как ? Откуда и куда?»
1
Проверка знаний и умений
Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
Выполнять тестовые задания учебника;
выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами?







З четверть


Раздел 4 Где и когда? (11ч)


34


Когда учиться интересно?
1
Создать условия для успешной учебы, благоприятного климата в классе
Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения на улице.







35


Р-к 1чПроект «Мой класс и моя школа»
1









36


Когда придёт суббота?
1
Развитие познавательных интересов.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений)
Научиться определять времена года, их особенности, устанавливать причинно – следственной связи. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий







37


Когда наступит лето?
1









38


Где живут белые медведи?
1
Научить различать связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода
Уметь аргументировать свое предложение. Умение  с помощью вопросов получать необходимые сведения от  партнера по деятельности.







39


Где живут слоны?
1









40


Где зимуют птицы?
1









41


Когда появилась одежда?
1
Развитие познавательных интересов. Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена
Установление причинно следственных связей. Отнесение предметов к группе на основе заданного признака.







42


Когда изобрели велосипед?
1
Познакомить с Устройством велосипеда, сравнение велосипедов, определение общих признаков.
Работа в парах по сбору модели велосипеда, сотрудничество.







43


Когда мы станем взрослыми?
1
Формирование чувства уважения к людям разных профессий. Ознакомление с миром профессий.
Поиск необходимой информации (профессии родителей).Постановка учебной задачи: «Кем ты хочешь стать?» «Почему именно эту профессию ты хочешь выбрать?»







44


Проверочная работа. Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
1
Проверка знаний и умений
Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
Выполнять тестовые задания учебника;
выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами?







Раздел 5 «Почему и зачем?» (22 ч)


45


Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?
1
Общее представление о форме Земли, Луны. Установление причинно следственных связей.Земля - планета, общее представление о форме
Умение использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете.






46


Почему Луна бывает разной?
1









47


Почему идёт дождь и дует ветер?
1
Способы познания окружающего мира
Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно следственных связей.







48


Почему звенит звонок?
1
Установить причинно следственные связи, установить аналогии.
Способы познания окружающего мира: наблюдения, опытыУмение слышать и слушать.







49


Почему радуга разноцветная?
1
Показать,что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.
Научить воспроизводить последовательность цветов радуги.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Работа в группах по составлению радуги.







50


Почему мы любим кошек и собак?
1
Познакомить с правилами ухода за кошками и собаками
Ценностное отношение к природному миру.
Выступать с сообщениями, оценивать свои достижения и достижения других учащихся.







51


Р-к (1ч)
Проект «Мои домашние питомцы»
1









52


Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
1
Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах)
Познакомить с голосами лесных жителей.
Научить объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину.
Правила поведения в природе. Установление причинно следственных связей. Оценка своего и чужого поведения







53


Р-к (0,25)
Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
1









54


Зачем мы спим ночью?

Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной позитивной самооценки.
Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня
Поиск и выделение нужной информации. Отнесение предмета к группе на основе заданного признака. Правила сохранения и укрепления здоровья. Групповая работа. Деление на части овощи, фрукты.
Первоклассники научаться различать средства связи и средства массовой информации
Научатся объяснять назначение автомобиля, различать по внешнему виду основные группы автомобилей.
Запомнят, что детям запрещено ездить на переднем сиденье.







55


Почему нужно есть много овощей и фруктов?
1









56


Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1









57


Зачем нам телефон и телевизор?
1









58


Зачем нужны автомобили?
1
Установка на здоровый образ жизни. Мотивация учебной деятельности.








59


Зачем нужны поезда?
1
Познакомить с устройством автомобиля, самолета, поезда. Формирование самооценки. Ознакомление с техникой.  Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю
Научить классифицировать самолёты по их назначению
Усвоят различия между товарным и пассажирским поездами.
Научаться соблюдать правила поведения вблизи железной дороги.







60


Зачем строят корабли?
1

Познакомятся с основными группами судов.
Научаться различать по внешнему виду основные группы судов, объяснять, зачем строят корабли.







61


Зачем строят самолеты?
1

Познакомятся с устройством самолёта.







62


Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
1
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта
Знать правила безопасности;
участвовать в ролевой игре;
обобщать сведения о транспорте







63


Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности. Спасательные средства на корабле и в самолете
Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
работать в группе







64


Зачем люди осваивают космос?
1
Научить  различать естественный спутник и искусственные спутники.
Усвоят, что космонавты летают в космос для проведения научных исследований.
Научаться работать в группах.














65
Заключение


Р-к (0,25)
Почему мы часто слышим слово  «экология»?
1
Познакомить с термином экология, научить составлять цепи питания. Зависимость жизни человека от природы и ее состояния
Первоклассники познакомятся с тем, чему учит экология, научаться находить взаимосвязи между человеком и природой.

















66
 


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем»
1
Использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.










Национальный региональный компонент
№ п-
№ урока
Дата план
дата факт
Кол-во времени на уроке
Тема урока

1
2


Р-к (0,25)
Что такое Родина?

2
3


Р-к (0,25)
Что мы знаем о народах России?

3
5


Р.к 1ч
Проект «Моя Малая Родина»

4
10


Р-к (0,25)
Что растет на клумбе?

5
11


Р-к (0,25)

Что это за листья

6
17


Р-к (0,25)

Что окружает нас дома?

7
19


Р-к (0,25)
Что вокруг нас может быть опасным?

8
21


Р-к (05ч)
Проверочная работа.
Презентация проекта «Моя малая Родина»

9
22


Р-к (1ч)
Как живет семья?
Проект «Моя семья»

10
23


Р-к (0,25)

Откуда в наши дома приходит вода и куда она уходит?

11
24


Р-к (0,25
Откуда в наш дом приходит электричество

12
26


Р-к (0,25)

Куда текут реки?

13
30


Р-к (1ч)
Как зимой помочь птицам?

14
35


Р-к (1ч)
Проект «Мой класс и моя школа

15
51


Р-к (1ч)
Проект «Мои домашние питомцы»

16
53


Р-к (0,25)

Р-к (0,25)
Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

17
65


Р-к (0,25)

Р-к (0,25)
Почему мы часто слышим слово  «экология»?

УМК для реализации рабочей программы
Для учащихся
Окружающий мир: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе для 1 класса А.А. Плешаков в 2 ч 2-е изд. – М.:Просвещение,2011
Рабочая тетрадь 1 класс А.А.Плешаков Окружающий мир в 2 ч 2-е изд. – М.:Просвещение,2011
«От земли до неба» атлас определитель для начальной школы 10-е изд. – М.:Просвещение,2009
«Зелёные страницы» книга для учащихся начальных классов
«Великан на поляне» книга для учащихся начальных классов
А. А. Плешаков. Тетрадь «Проверь себя». 1 класс.

Для учителя

.Сборник рабочих программ. Пособие для учителя общеобразовательных учреждений М.:Просвещение,2011
Поурочные разработки по предмету Окружающий мир Е. М. Тихомирова: 1 класс 4-е изд.(М.: Просвещение 2012г)
Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.
«Я познаю мир» (энциклопедия).

Окружающий мир: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе для 1 класса А.А. Плешаков в 2 ч 2-е изд. – М.:Просвещение,2011
Рабочая тетрадь 1 класс А.А.Плешаков Окружающий мир в 2 ч 2-е изд. – М.:Просвещение,2011
Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.
«Я познаю мир» (энциклопедия).
Е.Е Бондарь, С.Н Петрушин «Моя малая Родина» 1класс Методические рекомендации Челябинск «Край Ра»2013
Е.В. Григорьев Природа Южного Урала. Книга для учителя. Челябинск «Библиотека А. Миллера»






Характеристика контрольно- измерительных материалов. Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, обучение работе с консультантами).
Практические работы проводятся на учебных занятиях по следующим темам:
Практические работы
№ п-п
№ урока
Тема урока
Дата планируемая
Дата фактическая

1
21
Проверочная работа.
Презентация проекта «Моя малая Родина»



2
33
Проверочная работа по разделу «Как ? Откуда и куда?»



3
44
Проверочная работа. Презентация проекта «Мой класс и моя школа»



4
66
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем»




Проверочные работы взяты из пособия: учебник А.А Плешаков «Окружающий мир» 1 класс в 2 частях.- Москва, «Просвещение» 2011
А. А. Плешаков. Тетрадь «Проверь себя». 1 класс.












Перечень используемой литературы при составлении программы.
А. А. Плешаков. «Мир вокруг нас». 1 класс. Учебник
А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 1 класс.
А. А. Плешаков. Тетрадь «Проверь себя». 1 класс.
Е. М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету Окружающий мир: 1 класс
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.
Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.
«Я познаю мир» (энциклопедия).

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915