Аналитический отчёт преподавателя химии и биологии

Введение
Самое полезное в жизни – совершенствовать
свое познание или разум
Б. Спиноза

Я учитель химии и биологии ГБОУ СПО СО «Качканарский горно-промышленный колледж» отделения Кадетская школа-интернат, в 1986 году окончила Нижнетагильский государственный педагогический институт факультет химии и биологии, педагогический стаж 28 лет. Имею высшую квалификационную категорию. Предыдущая аттестация проходила в декабре 2009 года.
В период с 2010 по 2014 год в нашем образовании произошли значительные изменения:
Переход к новой форме аттестации выпускников (ЕГЭ).
Приняты новые ФГОСы общего и профессионального образования, в которых определено фундаментальное ядро содержания образования.
Утверждена государственная программа «Развитие образования на 2013 – 2020 годы».
В 2012 году принят Федеральный закон РФ № 273-РФ «Об образовании в Российской Федерации».
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года цель государственной политики в области образования определена так: «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».
Образовательный процесс - это система организованного взаимодействия участников образования, направленная на достижение результатов образования в соответствии с заявленными целями, задачами и ценностными приоритетами, а также на реализацию государственных образовательных стандартов.
Результат образования во многом определяется его качеством. Качество образования - это социальная категория, определяющая состояние и результат образовательного процесса, его соответствие потребностям и ожидания общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Успешным в современном обществе считается человек, у которого не только прочные знания, умения, но есть способность к самообразованию, саморазвитию, самоопределению, самореализации.
Концепция образования современной российской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе вариативного, разноуровневого содержания, развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использования разнообразных видов учебной деятельности.
Технологии и инновации, вошедшие в систему образования в последние 10 лет, при всех имеющихся различиях, в конечном счете, направлены на повышение продуктивности учебной деятельности, превращении учащегося в активного субъекта собственного учения.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализаций своих личных планов. В педагогике общепризнанно, что в обучении ребенок развивается. Но на практике часто приходится наблюдать противоположное: дети от класса к классу все менее активны в учении, все меньше проявляют интереса к знаниям. Осуществление стратегии современного образования считаю возможным через решение основных противоречий:
между выдвигаемым ходом образовательного процесса, его логикой, познавательными и практическими задачами и наличными общими учебными компетенциями учащихся;
между стремлением учащихся самостоятельно войти в образовательную среду и невозможностью это сделать на традиционном уроке;
между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках химии;
между освоением учебных программ и недостаточным уровнем развития умений учащихся учиться.
Для решения этих противоречий я определила цель педагогической деятельности в межаттестационный период: «Создание условий для развития общих компетенций обучающихся как одно из условий самореализации личности».
Считаю, что данная цель может быть реализована посредством внедрения образовательных технологий на основе деятельностного подхода и педагогического мониторинга за деятельностью учащихся.
В связи с этим решались следующие задачи:
- корректировка нормативно-правовых условий реализации учебного процесса;
- развитие технологических и материально-технических условий реализации учебного процесса;
- совершенствование системы оценивания учебных достижений обучающихся.

1. Аналитическая часть

1.1 Анализ уровня развития навыков учебной деятельности учащихся
Я встречаюсь с обучающимися КШИ в 6 классе, а с учащимися НПО и СПО на I и II курсах. К этому времени учащиеся уже имеют определенные навыки учебной деятельности, поэтому в сентябре месяце провожу диагностику уровня сформированности навыков учебной деятельности в виде наблюдения, собеседования, анкетирования, самооценки (Приложения 1 - 3).
Исследования показывают, что наиболее благополучными являются учебно-информационные умения. Большинство учащихся могут успешно работать с учебником и различной дополнительной литературой, усваивать информацию со слов учителя, понимать и пересказывать прочитанное. Однако ребята слабо владеют такими умениями, как
самостоятельно проработать параграф учебника;
представить основное содержание в виде тезисов, опорных схем;
составить вопросы к тексту.
Низкий уровень развития у обучающихся учебно-организационных умений. Принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель, готовить рабочее место в соответствии с заданием, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы могут меньше половины. Большинство учащихся не могут прогнозировать результат работы, рационально выполнять задания, планировать ход выполнения (средний балл 0,4 - в 6х классах, 0,8 - в группах НПО при максимуме 2).
Исследования показали, что учащиеся имеют низкий уровень учебно-коммуникативных навыков. Умения высказываться устно в виде пересказа, рассказа, тематического ответа, сообщения наиболее ярко выражены у 60% учащихся КШИ и 40% учащихся НПО, причем преобладает в этом - пересказ (1,75 при максимуме - 2).
И только отдельные учащиеся могут рецензировать ответ товарища, включаться в учебный диалог, в коллективное обсуждение проблем. Практически никто не может рецензировать текст или дать к нему аннотацию.
Проводимые исследования убедили меня в том, что использование только информационного способа обучения закрепляют и развивают учебно-информационные умения и навыки учащихся. Применение данного способа для детей с низким уровнем развития интеллекта является удобным и оправданным, но тормозит развитие детей с более высоким интеллектом. Кроме того, данный способ обучения не развивает учебно-организационные и учебно-коммуникативные умения учащихся, т.е. не способствует развитию самоопределения и самореализации личности, не стимулирует мотивы непрерывного самообразования. Поэтому главной задачей своей педагогической деятельности считаю:
помочь учащимся овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний;
способствовать развитию творческого потенциала учащихся, т.е. использовать деятельностностные и практическо-ориентированные технологии обучения, в основе которых лежит совместная деятельность педагога и обучающегося.
Компоненты совместной деятельности:
Цель - совместная с учащимися работа по осмыслению и принятию цели.
Мотив - опора на внутренние мотивы.
Средства - совместный выбор средств, адекватных цели.
Действия - вариативность действий; выбор действия в соответствии с возможностями учащегося.
Результат - достижение учениками личностно-значимого результата.
Оценка - обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата (схема 1).
Учиться - значит учить себя. Поэтому уже в школьные годы ребенок должен научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой.
Создание условий для возможности научиться учиться, учить не мыслям, а мыслить, помочь учащимся научиться жить вместе, в классе, в группе, в семье, уметь понимать друг друга, помочь учащимся в саморазвитии - вот основная задача моей педагогической деятельности.


Схема 1: Компоненты совместной деятельности
(обучение самоорганизации).

Возрастной состав учащихся, с которыми мне приходиться работать очень разный от 12 до 19 лет. Поэтому, планируя учебные занятия, я опираюсь на ту деятельность обучающихся, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей (Приложение 4).
Каждый урок стараюсь, вести в диалоговом режиме при этом учащиеся получают любую необходимую помощь. В случае затруднений при выполнении учебной задачи, каждому ребенку дается возможность выбрать альтернативные учебные процедуры, чтобы помочь преодолеть недопонимание или ошибку.
1.2 Анализ технологических условий сопровождения процесса обучения

В своей педагогической практике применяю сочетание таких технологий, как:
Технология полного усвоения знаний - ПУЗ (П.Я. Гальперин, З.Ф.Талызина);
Технология уровневой дифференциации (Н.П. Гузик);
Технология организации собственной (самостоятельной) учебной деятельности учащихся - ОСУД - на основе теории содержательных обобщений (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
Технология развития критического мышления - ТРКМ (Дж. Стил, К. Меридитон и Ч. Темпл) и другие.
Модификацию технологии осуществляю с учетом конкретных условий обучения, специфики класса (группы), отдельных учащихся, материальной базы и другие.
Технология полного усвоения знаний – ПУЗ. Данную технологию использую на начальном этапе обучения, т.к. учащиеся должны иметь определенный багаж теоретических и фактических знаний, овладеть практическими умениями и навыками работы с лабораторным оборудованием, таблицами, схемами, моделями, уметь проводить эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности.
Главную свою задачу при использовании данной технологии вижу в том, чтобы создать условия для усвоения всеми учащимися необходимого учебного материала.
Для этого на каждом учебном занятии обсуждаем и намечаем с учащимися конкретные цели учебного занятия и план совместной деятельности (изложение материала в форме диалога), проводим поэтапную проверку усвоения материала (диагностический тест), оцениваем результаты.
Таким образом, главная цель технологии полного усвоения в том, что ученикам, не усвоившим учебный материал с первого раза, предоставляется возможность еще раз послушать объяснения учителя.
Повторное объяснение провожу, используя другие примеры, иллюстрации и т.д., что позволяет закрепить полученные знания, совершенствовать их и тем ученикам, которые данный материал усвоили хорошо.
Кроме того, данная технология позволяет индивидуализировать процесс обучения (индивидуальные задания на 2-ой и 3-тий уровень усвоения для учащихся хорошо усвоивших материал с первого раза, возможность общения с учащимися при оказании помощи своим товарищам по парте и работа в парах постоянного состава), поработать с другими источниками информации (учебником, дополнительной литературой, таблицами, коллекциями и т.д.).
При обучении учащихся на основе этой технологии успеваемость повышается не только у учащихся с низким уровнем интеллекта, но и у детей высокими показателями интеллектуального развития. Конечно, при этом оценивается эффективность усвоения на репродуктивном уровне (Приложение 5).
Технология уровневой дифференциации. В основе этой технологии лежит создание гомогенных групп, объединяющих учащихся равных по уровню развития. Данная технология предполагает групповую форму организации обучения (Приложения 6, 7).
Целевые ориентации технологии уровневой дифференциации - это обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, а также адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.
Реализацию этой технологии осуществляю следующим образом:
готовлю дифференцированные задания I, II и III уровня усвоения;
объясняю учебный материал всему классу;
разделяю учащихся на гомогенные группы (с учетом пожеланий учащихся);
каждой группе предлагаю задания, соответствующие уровню развития учеников, входящих в эту группу;
провожу диагностику результатов обучения.
Таким образом, технология уровневой дифференциации:
позволяет обучать каждого ученика на уровне его возможностей;
исключает «уравниловку»;
открывает возможности помогать слабым ученикам;
создает условия для более глубокого понимания материала сильными учениками;
повышает уровень мотивации учения.
Чаще в педагогической практике использую сочетание технологии полного усвоения с технологией уровневой дифференциации.
Например. Тема: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений». Анализ темы показывает ее высокую значимость: усвоение темы необходимо учащимся для последующего понимания периодического закона Д.И.Менделеева. Поэтому целесообразно использовать возможности обобщающего урока для того, чтобы большая часть учащихся класса усвоили материал темы на II-м уровне усвоения. Сочетание 2-х технологий позволяет учитывать имеющуюся интеллектуальную поляризацию. В то время, пока большинство школьников отрабатывают знания на II-ом уровне усвоения, группа слабых учащихся доводит их до I-го уровня, а несколько творчески мыслящих ребят до III-го уровня.
Дидактическая канва урока выглядит следующим образом:
До начала урока предлагаю учащимся рассаживаться малыми гомогенными группами - парами. Учащиеся, которые плохо усвоили материал данной темы, садятся на первые столы от доски (I уровень усвоения). Основная часть класса располагается за ними (II уровень усвоения). За последними столами предлагаю сесть тех учеников, которые считают, что данный материал ими усвоен достаточно хорошо. Эти учащиеся выполняют творческие задания, т.е. на III-м уровне усвоения.
Задания I уровня сложности: составить генетические ряды металлов и неметаллов. Цель этих заданий - актуализация базовых знаний (узнавание и понимание).
Задания II уровня сложности включают применение знаний по написанию химических уравнений, отражающих свойства классов неорганических соединений в знакомой и несколько измененной ситуации; сравнение генетических рядов по предложенному плану.
Задания III уровня сложности моделирование схемы, отражающей взаимодействие генетических рядов металлов и неметаллов; обсуждение место воды в данной модели взаимосвязи неорганических веществ (анализ, синтез, оценка).
Задания II и III уровней выходят за рамки репродуцирования. Их выполнение требует умения сравнивать, сопоставлять, обобщать, проводить анализ, делать выводы и, следовательно, способствуют развитию мышления учащихся.
Провожу индивидуальные консультации с учащимся по выполнению заданий. Повторное обучение или консультирование учащихся слабо усвоившими материал (к данной работе могут подключаться и учащиеся других групп по их желанию). Последовательное рассмотрение заданий I, II и III уровней на доске. К обсуждению вопросов привлекаются все учащиеся. Учащиеся записывают необходимую информацию в тетрадь (т.е. ведут следящий конспект). Подведение итогов урока (обобщение знаний по обсуждаемой проблеме, подведение итогов работы учащихся, выставление оценок).
Таким образом, сочетание этих 2-х технологий создают условия для развития интеллектуальных умений учащихся с разным уровнем усвоения ранее изученной темы.
Данные технологии позволяют усвоить государственный стандарт, обеспечивают учащимся возможность при изучении каждого учебного предмета познавать свой потенциал, а также самореализоваться в различных видах учебной и социальной деятельности.
Технология развития критического мышления. Данную технологию я считаю наиболее продуктивной, т.к. она позволяет обеспечить развитие критического мышления учащихся посредством интерактивного включения их в образовательный процесс.
При организации урока с применением этой технологии необходимо помнить, что она базируется на модели из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия («В-О-Р»). На стадии осмысления школьники вспоминают всё, что знали по теме урока, определяют для себя уровень своих знаний, к которому могут быть добавлены новые, то есть происходит актуализация субъектного опыта учащихся. На этапе осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией через чтение текста, прослушивание голоса диктора, изучение схемы, выполнение лабораторной работы. Во время рефлексии осуществляется возвращение к ключевому вопросу урока: организуется ситуация общения, обмена мнениями. На этом этапе учащиеся закрепляют новые знания, активно перестраивают  свои представления, чтобы включить в них новые понятия, выражают новую информацию своими словами, делают выводы, что они узнали на уроке, чему научились.
В старших классах и группах НПО использую так же технологию организации собственной деятельности учащихся. Эта технология разработана на основе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности - теория развития теоретического мышления и формирования учебной деятельности, построенная на идее обучения от общего к частному, от абстрактного к конкретному.
Главная идея этой технологии - вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, в ходе которой они самостоятельно ставят цели и задачи и ясно осознают изучаемое. Учащиеся планируют этапы достижения цели, проводят теоретический анализ изучаемого материала, отрабатывают элементы прогнозирования. При этом они самостоятельно работают с учебником, справочной и дополнительной литературой, проводят химический эксперимент, наблюдают и обсуждают результаты демонстрационных опытов. Проводят самоконтроль и самопроверку своей работы на каждом этапе учебного занятия, учатся самостоятельно оценивать свои знания и умения, понимают необходимость их совершенствования.
Свою главную задачу при использовании данной технологии вижу в:
обеспечении развития у школьников умений ставить цель и планировать свою деятельность;
создании условий для развития у учащихся умения работать во времени;
обеспечении развития монологической и диалогической речи, умений общаться;
создании условий для развития умений учащихся структурировать информацию, составлять план;
содействовать развитию у детей умений осуществлять у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Технология проведения учебного занятия
Ориентация в изучаемом материале (актуализация опорных знаний в виде беседы, работы в парах постоянного состава, решении задач или выполнении упражнений, самооценка в баллах на полях тетради).
Мотивация учащихся на самостоятельную учебную деятельность.
Совместное с учащимися определение цели и темы урока.
Составление взаимосвязанных блоков основного содержания учебной деятельности (план изучения материала).
Реализация плана составляемого учащимися.
После выполнения заданий учащиеся оценивают себя (ученики учатся адекватно себя оценивать и определять какой учебный материал им необходимо еще раз проработать дома).
В конце каждого урока я оцениваю нашу совместную деятельность. Самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала исследовательским методом повышает осознанность и прочность знаний, развивает учебно-организационные умения, а комфортный психологический климат урока способствует активизации мыслительной деятельности, развитию учебно-коммуникативных и учебно-информированных умений учащихся, поддерживает интерес к изучаемому предмету (Приложения 8, 9, 10).

1.3 Анализ технологических условий сопровождения процесса обучения в группах НПО и СПО
Особенно активно социальное становление личности происходит в юношеском возрасте. Это время перехода от детства к самостоятельной взрослой жизни. Здесь формируется готовность к социальному самоопределению: жизненному, личностному, профессиональному. Для того, чтобы обучение было профессионально значимым я использую следующие приемы:
Работа с дополнительной литературой способствует развитию самостоятельности учащихся, их стремлению к самообразованию.
Систематическое решение задач с профессиональным содержанием.
Например: «Карбид кальция поставляется потребителям в барабанах, вмещающих 130 кг карбида. Какой объем ацетилена (н.у.) выделиться из одного барабана карбида, содержащего 80% СаС2? сколько литров кислорода (н.у.) потребуется, чтобы использовать это количество ацетилена в газовой сварке?»
Решение таких задач повышает интерес к обучению, приучает учащихся рассуждать, связывать изученные законы с производственной деятельностью, по новому осмыслить выбранную профессию (Приложение 11).
Реализация межпредметных связей на уроках со специальными дисциплинами. При составлении тематического планирования и в конспект уроков включаю раздел «Связь с профессией». По некоторым вопросам ребята готовят сообщения «Химия в моей профессии». Все это обеспечивает прочное усвоение материала, развивает техническое мышление и помогает сопоставить отдельные факты.
Комплексные домашние задания. В данном случае имеется в виду та работа учащихся, которая выполняется после изучения отдельных тем программы. Приведу пример такого задания.
Комплексное задание по курсам «Химия» и «Технология слесарного дела»
Перечислить марки материалов, из которых получают слесарные молотки и зубила. Пользуясь справочником, определите химический состав этих материалов.
Как влияют на свойства инструментальной стали углерод, марганец, сера и фосфор?
Каким способом определяют твердость изделий после закалки?
Комплексные задания развивают волевые качества личности: аккуратность, целеустремленность, настойчивость, инициативность, умение выслушать критику и готовность исправлять ошибки.
Для осуществления прикладной направленности предмета и развития творческой активности учащихся я использую задания творческого характера, в зависимости от изучаемой темы. Это могут быть доклады и сообщения. Например, в группе портных с интересом и желанием девочки готовят сообщения по теме «Полезные советы», которые включают в себя практические рекомендации: как выгладить ткань, как ее покрасить, как вывести пятна от ржавчины, масла, масляной краски. Такие задания способствуют не только углублению практических умений в области химии и профессии, но и подготовке учащихся к семейной жизни. Не секрет, что большое значение в обучении играет самостоятельная работа учащихся. Ребятам очень нравится делать что-нибудь своими руками. Поэтому я подбираю задания связанные с изготовлением схем, опорных конспектов и различного раздаточного материала к урокам. Изготовление средств обучения углубляет у учащихся теоретические знания, развивает трудовые навыки, развивает интерес к предмету. Одновременно с решением проблемы развития творчества ребят, продолжается дооснащение кабинета химии.

1.4 Анализ динамики учебных достижений обучающихся
Охарактеризую ситуацию, сложившуюся в межаттестационный период.
Таблица 1
Педагогическая нагрузка в межаттестационный период
Учебный год
2010-2011
2011-2012
2012-2013
2013-2014

Биология
6 – 10 кл.
6 – 11 кл.
6 – 11 кл.
6 – 11 кл.
гр.11 ОГР
гр.12 ТЭПС
гр.14 ОПИ
гр.18 ТПОП
гр.119 АМ

Экологические основы природопользования



гр.18 ТПОП
гр.23 ГЭМ

Химия
8 – 10 кл.
8 – 11 кл.
8 – 11 кл.
гр.211 ОГР
гр.219 АМ
гр.222 КР
8 – 11 кл.


Как видно из таблицы 1, есть преемственность между классами, поэтому можно проследить динамику уровня обученности к концу курса и сделать анализ результатов обучения.
Таблица 2
Динамика качества обученности по учебным коллективам и предметам
Учебный год
2010-2011
2011-2012
2012-2013
2013-2014

Биология

6 класс
85,7%/77%
78%
56%
53,3%

7 класс
66,6%/100%
60%/36%
89%
62,5%

8 класс
61,5%
34%/67%
74%
83,5%

9 класс
42,9%
39%
28%
62,5%

10 класс
53,4%
45%
23%
61,5%

11 класс

57%
48%
44,4%

гр.11 ОГР




59,3%

гр.12 ТЭПС




87,8%

гр.14 ОПИ




45,6%

гр.18 ТПОП




25,8%

гр.119 АМ



98%

среднее значение
69,5%
52%
53%
62,2%

Экологические основы природопользования

гр.18 ТПОП




56,4%

гр.23 ГЭМ



97%

среднее значение

76,7%

Химия

8 класс
38,5%
0%/34%
32%
39%

9 класс
35,5%
24%
28%
25%

10 класс
33,4%
39%
45%
30,8%

11 класс
-
36%
30%
44,4%














гр.211 ОГР


56,5%


гр.219 АМ



35,8%


гр.222 КР


28,3%


среднее значение
35,8%
26,6%
36,5%
34,8%


Сбор информации для анализа проходит через педагогическое наблюдение, беседы и контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся. Регулярно проводятся входная, промежуточная и итоговая контрольные работы. Кроме того, в системе проводятся тематические контрольные и самостоятельные работы, тесты. Полученные результаты я обрабатываю с помощью количественных методов. Это дает мне материал для этапа анализа, на котором я выявляю соответствие или несоответствие полученного результата, рассматриваю его эффективность, делаю выводы и намечаю программу коррекции учебных целей, форм, методов обучения с целью повышения эффективности.
Таблица 3
Динамика качества обученности в межаттестационный период
Учебный год
2010-2011
2011-2012
2012-2013
2013-2014

Классы КШИ
52,6%
39,5%
43,3%
48%

Группы НПО и СПО


40,2%
70%


Данные таблицы №3 наглядно демонстрируют, что динамика качества обученности является положительной. Данная динамика говорит об эффективности педагогического контроля.
Эффективность применяемых технологий обучения показывают результаты годовых и итоговых контрольных работ, которые проводятся с целью проверки учебных достижений обучающихся на соответствие требованиям ФГОС. Достижения учащихся оцениваются по таксономии С. Блума, как правило, с работой справляются 100% обучающихся.
Таблица 4
Уровни обученности учащихся по результатам годовых и итоговых контрольных работ

КШИ
НПО, СПО

Репродуктивный уровень
41%
42,15%

Конструктивный уровень
44,4%
50,2%

Творческий уровень
14,6%
7,65%


На диаграмме 1 показана динамика уровней обученности (среднее значение) учащихся на начало и конец учебного года.
Диаграмма 1
Средние значения уровней обученности учащихся КШИ и НПО




















Из диаграммы видно, что количество учащихся, освоивших государственный стандарт на базовом уровне, уменьшается на 21,3%, количество учащихся, освоивших государственный стандарт на повышенном оптимальном уровне, увеличивается на 15,6%, количество учащихся, освоивших государственный стандарт на повышенном расширенном уровне, увеличивается на 5,7%. В среднем качество обученности за учебный год увеличивается на 21,3%.

1.5 Анализ динамики уровня сформированности
общих компетенций обучающихся
Для развития общих компетенций обучающихся мною была составлена таблица функций и признаков общих компетенций, которые развиваются в процессе реализации различных видов деятельности на учебных занятиях и во внеурочное время.

Таблица 5
Виды учебной деятельности, формы обучения и общие компетенции.
Виды деятельности
(Г.И.Щукина)
Формы обучения
(А.В.Хуторской)
Общие компетенции, функции, признаки, развиваемые в ходе осуществления деятельности

1. Учебно-познавательная деятельность
Уроки-семинары, фронтальные, групповые, коллективные, парные, индивидуальные консультации
пользуется справочной литературой
находит в тексте запрашиваемую информацию
сопоставляет п-о информацию
классифицирует п-о информацию
обобщает п-о информацию
составляет тезисы
излагает материал логично
умеет слушать
устанавливает причинно-следственные связи

2. Предметно-практическая деятельность
Уроки-исследования, уроки-экскурсии, лабораторные и практические работы, предметный кружок
пользуется справочной литературой
составляет схему, технол. карту
выдвигает гипотезы
организует рабочее место
планирует свою деятельность
приводит практические примеры
сопоставляет, обобщает информацию, делает выводы
соблюдает аккуратность
устанавливает причинно-следственные связи

3. Игровая деятельность
Уроки-игры, игровые моменты на учебных занятиях (ребусы, кроссворды, загадки)
умеет выражать свои мысли
умеет работать в команде
владеет мыслительными операциями (анализ, синтез, обобщение, сопоставление, классификация)

Продолжение таблицы 5
4. Деятельность общения
Коллективные, групповые, парные формы обучения
излагает материал логично
устанавливает позитивный стиль общения
мобилен при ответах на вопросы
умеет вести диалог
умеет выражать свои мысли
соблюдает субординацию в общении
тактичен и вежлив
аргументировано отстаивает свое мнение


5. Эвристическая учебная деятельность
Индивидуальные, групповые, парные формы обучения. Исследовательские проекты, рефераты, творческие задания, изготовление наглядных пособий и опорных конспектов. Олимпиады, конкурсы, конференции
планирует свою деятельность
выдвигает гипотезы
составляет тезисы
пользуется различными источниками информации
логично излагает материал
сопоставляет, анализирует, обобщает, классифицирует
создает презентацию
пишет реферат
составляет таблицу, схему, технологическую карту
выстраивает выступление
мобилен при ответах на вопросы
имеет объективную самооценку
реализует различные способы самостоятельной деятельности
устанавливает причинно-следственные связи




В начале изучения курса и на конечном его этапе провожу исследование на выявление видов деятельности, которые предпочитают обучающиеся на учебных занятиях. Использую методы наблюдения и самоанализа. В таблице 6 показаны результаты.
Таблица 6
Динамика предпочтений учащихся различных видов учебной деятельности

Вид деятельности
% заинтересованных



в начале года
в конце года

1
Самому изучить какую-либо тему
15%
20%

2
Слушать объяснения преподавателя
92%
70%

3
Слушать ответы товарищей
54%
40%

4
Рецензировать ответы
5%
10%

5
Задавать, отвечающему вопросы
20%
40%

6
Отвечать письменно
30%
25%

7
Выполнять контрольную работу.
10%
12%

8
Отвечать устно.
12%
20%

9
Излагать свое мнение по теме.
10%
15%

10
Подготовить сообщение по изучаемому материалу с использованием дополнительной литературы
14%
25%

11
Самостоятельно выполнять практическую работу.
10%
30%

12
Работать по готовой инструкционной карте.
70%
80%

13
Разработать самостоятельно инструкционную карту для практической работы.
15%
25%


Из данных таблицы 6 можно сделать вывод, что за учебный год увеличивается число обучающихся, которые выбирают активные виды деятельности на учебных занятиях.
Результаты исследования, проводимые с учащимися по анкете «Умеете ли вы учиться?» позволяют говорить о положительной динамике уровня сформированности общих компетенций обучающихся: коммуникативных - от 6,45 до 9,6 при максимальном значении 16, информационных компетенций - от 20,8 до 26,2 баллов при максимальном значении 34, организационных компетенций - от 5,2 до 10,4 баллов при максимальном значении 14 (диаграмма 2, стр. 23).

Диаграмма 2
Динамика уровня сформированности общих компетенций обучающихся





















1.6 Анализ и результаты работы по организации и сопровождению интеллектуальной деятельности обучающихся
Для организации интеллектуальной деятельности обучающихся применяю метод проектов и технологию ОСУД, которые реализуются на практических работах по предметам, на уроках-исследованиях, на уроках-семинарах, на уроках-экскурсиях. Что позволяет расширить кругозор учащихся, делает их знания более прочными, повышает качество знаний, у «слабых» вызывает интерес к процессу обучения, у «сильных» – к самостоятельному творчеству. В результате - учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося.
Одним из направлений работы по сопровождению интеллектуальной деятельности учащихся является организация и проведение предметных олимпиад различного уровня. Ежегодно в колледже проходят олимпиады по всем образовательным областям, призёры которых участвуют в муниципальном этапе фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Уже второй год учащиеся колледжа дистанционно принимают участие во Всероссийских предметных олимпиадах. Результаты представлены в таблице 7.
Таблица 7
Результаты участия обучающихся в олимпиадах различного уровня

Форма
Уровень
Участники. Результат

2010-2011 учебный год

Олимпиада по биологии
КГПК
Учащиеся КШИ с 6 по 10 классы, 1 курс НПО, 7 призовых мест

Олимпиада по биологии
Город
2 участника

2011-2012 учебный год

Олимпиада по биологии
КГПК
Учащиеся КШИ с 6 по 11 классы, 1 курс НПО, 8 призовых мест

Олимпиада по биологии
Город
4 участника

2012-2013 учебный год

Олимпиада по биологии
КГПК
Учащиеся КШИ с 6 по 11 классы, 1 курс НПО, 8 призовых мест

Олимпиада по биологии
Город
6 участников (4 КШИ и 2 НПО)

Олимпиада по химии
КГПК
Учащиеся 9-11 классов и 1и 2 курсов СПО. 1 призовое место

Олимпиада по химии
Город
1 участник

2013-2014 учебный год

Олимпиада по химии
КГПК
Учащиеся 10-11 классов и 1, 2 курсов. 1 призовое место

Олимпиада по биологии
КГПК
Учащиеся с 6 по 11 классы и 1, 2 курсов. 14 призовых мест

Всероссийская олимпиада школьников по биологии «Олимпус»
Россия
Учащиеся КШИ 6-9 классы (21 человек)

Продолжение таблицы 7
Олимпиада по биологии
Город
8 человек учащихся КШИ и 2 человека учащихся СПО

Олимпиада по химии
Город
1 участник

Всероссийская олимпиада школьников по биологии и химии
Россия
Учащиеся КШИ 6-11 классы (42 человека). 8 призовых мест.

2014-2015 учебный год

Олимпиада по химии
КГПК
Учащиеся 9,10,11 классов и 1, 2 курсов. 1 призовое место

Олимпиада по биологии
КГПК
Учащиеся с 6 по 11 классы и 1, 2 курсов. 11 призовых мест

Международная олимпиада школьников по биологии и по химии
Россия
Учащиеся КШИ и СПО (34 человека). 3 диплома за II место и 11 дипломов за III место

Международная дистанционная олимпиада по биологии проекта «Инфоурок»
Россия
Учащийся 8 класса.
Диплом за III место

Олимпиада по биологии
Город
4 учащихся КШИ
и 3 учащихся СПО


Из данных таблицы № 7 можно сделать вывод о том, что за последние 2 года произошло увеличение числа олимпиад различного уровня, в которых участвуют обучающиеся КШИ и СПО.
Вторым направлением педагогической работы является организация и сопровождение научно-исследовательской деятельности учащихся. Показателем в этом направлении считаются рефераты, проекты и исследовательские работы учащихся, которые они представляют на научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня. Исследовательская деятельность обеспечивает учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни. Результаты представлены в таблице 8 (стр. 26).
Анализ данных таблицы 8 показывает, что с 2011 года увеличивается число творческих мероприятий, в которых участвуют обучающиеся колледжа. Также можно увидеть, что в основном это участие результативно с получением дипломов за призовые места.
Таблица 8
Результаты участия обучающихся в научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня
Форма
Уровень
Результат

2010-2011 учебный год

X НПК учащихся и студентов
КГПК
I место

2011-2012 учебный год

XI НПК учащихся и студентов
КГПК
III место

Конкурс на соискание «Премии имени А.Н.Реунова»
Город
II место

Территориальная НПК
Округ
II место

2012-2013 учебный год

Конкурс рефератов среди учащихся КШИ
КГПК
2 участника, 2 диплома
I степени

XII НПК учащихся и студентов
КГПК
II место

Конкурс на соискание «Премии имени А.Н.Реунова»
Город
III место

Городская НПК учащихся школ
Город
I место

2013-2014 учебный год

Конкурс рефератов среди учащихся КШИ
КГПК
2 участника, 2 диплома
I степени

IV Всероссийский конкурс для детей и педагогов
Россия
II место

Всероссийский конкурс «Гелиантус» - естествознание для всех
Россия
Учащиеся КШИ 5-11 классов, всего 50 человек.

XIII НПК учащихся и студентов
КГПК
2 участника, 2 диплома
I и III степени

Конкурс на соискание «Премии имени А.Н.Реунова»
Город
2 участника

V Всероссийский конкурс для детей и педагогов
Россия
II место

Городская НПК учащихся школ
Город
2 участника

VI Всероссийский конкурс для детей и педагогов
Россия
II место

2014-2015 учебный год

VIII Всероссийский конкурс для детей и педагогов
Россия
III место

II Всероссийский конкурс для детей и педагогов
Россия
II место


3. Методическая деятельность в межаттестационный период
За межаттестационный период мною было проведено 10 открытых педагогических форм по разным предметам. Я участвовала в конкурсах профессионального мастерства «Педагог года» на уровне ОУ и во Всероссийских конкурсах для педагогов. Результаты представлены в таблице 9.
Таблица 9
Результаты участия в мероприятиях по обобщению и представлению педагогического опыта
Название (конкурс, НПК, открытая педагогическая форма и т.д.)
Результат

2010-2011 учебный год

Открытый урок биологии в 8 классе
Оценка экспертов 10,75

Конкурс профессионального мастерства
«Педагог года - 2010» (уровень ОУ)
Грамота победителя в туре «Мастер-класс», грамота победителя в туре «Педагогические достижения»,
диплом победителя в номинации «Учитель года»

Открытый урок химии в 8 классе
Оценка экспертов 9,88

Мастер-класс КО по теме: «Деятельностный подход в обучении»
Представление опыта пед. деятельности по теме: «Метод моделирования как средство реализации деятельностного подхода при изучении химии»

Открытый урок биологии в 6 классе
Оценка экспертов 9

XI территориальная педагогическая конференция работников УНПО и СПО
Свидетельство участника НПК.
Диплом I степени.

2011-2012 учебный год

Представление опыта пед. деятельности по внедрению проекта «Потфолио педагога»
Рекомендации по сбору и оформлению материалов для портфолио учителя

Открытый урок биологии в 7 классе
Оценка экспертов 10,57

Внеклассное мероприятие по биологии «Экологический турнир» 7-8 классы
Оценка экспертов 10,17

Открытый урок биологии в 8 классе
Оценка экспертов 11

2012-2013 учебный год

Открытый урок химии в 10 классе
Оценка экспертов 10,4

Конкурс на соискание «Премии имени А.Н.Реунова»
Диплом III степени

Продолжение таблицы 9
Внеклассное мероприятие по химии в 7 классе
Оценка экспертов 10

Конкурс методической продукции педагогов колледжа.
Диплом участника. Представлены на итоговой НПК педагогов колледжа.

2013-2014 учебный год

Открытый урок биологии в 6 классе
Оценка экспертов 10,5

Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Талантоха III»
I место в номинации «Педагогические проекты»

I Всероссийский конкурс компьютерных презентаций «Образ мысли»
Сертификат участника

Конкурс рисунков, посвящённых 135-летию со дня рождения П.П.Бажова
Благодарность за участие

Конкурс на соискание «Премии имени А.Н.Реунова»
Диплом III степени

Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Талантоха V»
Диплом за III место в номинации «Фото и видео»

Открытый урок по предмету «Экологические основы природопользования» гр. 23 ГЭМ
Оценка экспертов 55 баллов

Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Талантоха VI»
III место в номинации «Педагогические проекты»

Конкурс профессионального мастерства
«Педагог года - 2014» (уровень ОУ)
I место в номинации «Учитель года»

2014-2015 учебный год

Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Рассударики II»»
Диплом за III место в номинации «Пед.проекты»

Областной конкурс методической продукции среди педагогов профессиональных образовательных организаций


Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Рассударики III»»
Диплом участника

Всероссийский творческий марафон для педагогов «Путь к знаниям»
Диплом за I место в номинации «Презентация к уроку»


Имею публикации в методических продуктах КО «Теория и методика обучения» (уровень ОУ):
аннотации к статьям и публикациям в сборнике «Деятельностный подход в образовании»;
сборник «Мастер-класс» и рабочая тетрадь участника мастер-класса;
ежегодные сборники открытых педагогических форм «От игры к познанию»;
информационный методический сборник «Теоретические основы развития УУД обучающихся в основной школе».
На страницах сети Internet: - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
- InfoUrok.Ru.
- kopilkaurokov.ru.
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В межаттестационный период я являлась заведующей кафедрой «Теории и методики обучения». Под моим руководством и с моим участием на заседаниях КО были изучены следующие вопросы:
- Сущность и технологии деятельностного подхода в образовании.
- Технология развития критического мышления.
- Структура ФГОС общего образования.
- Технология составления учебных рабочих программ по предметам.
- Закон об образовании: структура и новшества.
- УУД в основной школе: виды, сущность, технологии развития.
Результатом деятельности по этим направлениям стали тематические методические сборники и мастер-класс по теме: «Методы и приёмы деятельностного подхода в обучении».
С целью повышения своей профессиональной компетенции за межаттестационный период я прошла следующие курсы повышения квалификации:
- ГБОУ ДПО СО «ИРО» (г.Екатеринбург) по теме: «УМК по химии как инструмент повышения эффективности образования», 16.02.2011. в объеме 8 часов.
- ФГБОУ ВПО НТСПА (г.Н.Тагил) по теме: «Химическое образование в современной школе» с 31.10.2011. по 08.11.2011. в объёме 72 часа.
- ГБОУ ДПО СО «ИРО» (г.Екатеринбург) по теме: «Подготовка организаторов ЕГЭ» с 12.03.2012. по 22.03.2012. в объёме 72 часа.
- ФГБОУ ВПО НТСПА (г.Н.Тагил) по теме: «Организация исследовательской деятельности учащихся» с 16.04.2012. по 24.04.2012 в объёме 72 часа.
- НТФ ИРО Свердловской области по теме: «ФГОС ОО: идеология, содержание, технологии введения» с 24.03.2014. по 14.04.2014. в объёме 108 часов.
- ГБОУ СДО ИРО Свердловской области по теме: «Система дистанционного обучения сотрудников ППЭ» с 23.04.2014. по 20.05.2014. в объёме 72 часа.
За свою педагогическую деятельность в межаттестационный период имею благодарности и поощрения различного уровня: администрации колледжа, областного, регионального и федерального уровней (Приложение 12).
2. Проектная часть

В ходе анализа результатов педагогической деятельности в межаттестационный период мною были сформулированы следующие противоречия:
между необходимостью внедрения ФГОС общего образования и несовершенством нормативно-правовых условий сопровождения процесса обучения;
между обязательной формой итоговой аттестации в виде ГИА (ЕГЭ) и небольшим числом учащихся, выбирающих предметы химия и биология;
между достаточным развитием общих компетенций обучающихся и реальными отметками по предметам.
Очень сложно оценить уровень сформированности компетенций у обучающихся только на завершающей и итоговой аттестациях. Поэтому необходимо в системе проводить педагогический мониторинг на протяжении всего процесса обучения, своевременно вносить коррективы в процесс развития обучающихся.
Проблема: необходимость совершенствования критериально-оценочной системы уровня сформированности общих компетенций обучающихся СПО и УУД обучающихся в КШИ.
Цель: выстраивание педагогической системы, способствующей развитию компетенций учащихся СПО и УУД обучающихся в КШИ на основе использования современных технологий (личностно-ориентированные, модульная) и рейтинговой системы оценки уровня сформированности компетенций у обучающихся СПО и УУД обучающихся в КШИ.
Объект: педагогическая система.
Гипотеза: внедрение современных педагогических технологий позволит развивать у обучающихся более широкий спектр общих компетенций, а совершенствование системы оценки позволит систематизировать подходы к оцениванию уровня достижений обучающихся в соответствии с новыми стандартами.
Планируемый результат: позитивная динамика уровня развития общих компетенций и развитие условий для повышения уровня саморефлексии у обучающихся.
Таблица 10
Содержание и формы педагогической деятельности на следующий межаттестационный период
Задачи
Содержание и формы деятельности
Прогнозируемый результат

Диагностический этап

Определить основные подходы к проектированию рейтинговой системы и внедрению современных пед. технологий
анализ существующей системы оценивания;
изучение теоретических основ современных технологий обучения;
работа с нормативно-правовой документацией и методической литературой;
знакомство с опытом коллег;
проект деятельности
Проект внедрения рейтинговой системы оценки уровня сформированности компетенций у обучающихся и современных пед. технологий в учебный процесс

Организационный этап

Разработка рейтинговой системы и учебных модулей по отдельным темам курса
внесение корректив в план методической работы;
разработка учебных модулей;
определение критериев;
выбор инструментария;
апробация с корректировкой
Рейтинговая система и расширение спектра форм организации учебных занятий

Этап практической реализации

Внедрение рейтинговой системы и новых форм организации учебных занятий
Контрольные замеры эффективности использования рейтинговой системы
Повышение уровня саморефлексии обучающихся и уровня их достижений.
Получение разносторонней информации об уровне образовательных достижений обучающихся.

Обобщающий этап

Анализ результатов деятельности
Выступление на НПК. Подготовка аналитического отчета
Обобщение и представление опыта


Заключение
Профессия педагога творческая, её можно сравнить с профессией художника, музыканта, артиста.  Ведь педагог создает сценарии учебных занятий, как и режиссер, сценарий фильма или спектакля. Каждый день мы словно на сцене. И хороший урок - это тоже спектакль. Сыграть его хорошо - нужен талант. Я не сомневаюсь, что профессия педагога творческая.
Каждый год приходят новые учащиеся, все они такие разные, со своими характерами и каждого необходимо понять и научить. Каждый раз приходится решать задачу, как найти подход к каждому, помочь раскрыть им свой потенциал.
В межаттестационный период я старалась создавать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, так как главным в работе, является личность ребенка, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализация ее природных потенциалов.
Образовательный процесс поворачивается к педагогу разными сторонами, ставит перед ним задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности.
Выбранные мной педагогические технологии, методы и средства обучения, деятельностный подход позволили достичь хороших результатов образования, выполнение требований стандарта и развитие творчества учащихся.
Высокий профессионализм педагога проявляется в способности к рефлексии, в желании задавать вопросы себе, в умении самостоятельно искать на них ответы в условиях динамичной учебной реальности. Подводя итог педагогической деятельности за межаттестационный период, можно отметить, что цель, задачи, определенные мною в начале межаттестационного периода, достигнуты, уровень их реализации - достаточный. Педагогическая деятельность в межаттестационный период дала возможность мне самой совершенствовать собственный профессионализм через самообразование, курсовую подготовку, семинарские занятия, участие в конференциях и конкурсах. Результат своей педагогической деятельности и результаты обучающихся дают стимул для дальнейшей творческой педагогической деятельности.
Библиографический список

Федеральный закон РФ № 273-РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Федеральная программа развития образования на 2013 – 2020 годы.
Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие, - 3е издание, исправленное и дополненное – М.: Педагогическое общество России, 2010.
Берсенева Е.В. Современные технологии обучения химии: учебное пособие. – М.: Центрхимпресс, 2004.
Иванова Р. Г., Заграничная Н. А. О содержании базового химического образования в современном социуме // Химия в школе. – 2012. № 1.
Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Современные подходы к обучению химии // Химия в школе. – 2013. № 2.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2010.
Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии. - М.: Дрофа, 2010.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE 15


13PAGE 14315



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Коммуникативные
компетенции

Информационные
компетенции

Организационные
компетенции

16

34

146



Root Entry