Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа Росии 2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Татищевский лицей» и реализуется средствами предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы А.А.Плешакова (системой учебников «Школа России»; издательство «Просвещение»). Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Окружающий мир» (А.А.Плешаков, 2 класс) полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.
Основная цель курса – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Основные задачи курса:
формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе. А в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира.
Оценка осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала блиц опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.
На изучение окружающего мира во 2 классе отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов за год.
Учебно-тематический план по окружающему миру во 2 классе
№
п./п.
Тематический блок
Количество
часов (в год)
1
Где мы живём?
4
2
Природа
20
3
Жизнь города и села
10
4
Здоровье и безопасность
9
5
Общение
7
6
Путешествия
18
ИТОГО:
68
Календарно – тематическое планирование
по окружающему миру во 2 классе
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание (ТСО, ИКТ и т.д.)
Характеристика деятельности учащихся
план
факт
1. Где мы живём (4 ч.)
1
Родная страна.
1
7.09
- различать государственные символы России;
- анализировать информацию учебника;
-различать национальные языки и государственный язык России;
- извлекать из различных источников сведения о символах России.
2
Город и село. Проект «Родной город (село)»
1
8.09
- сравнивать город и село;
-рассказывать о своём доме по плану;
-формулировать выводы;
-распределять обязанности по выполнению проекта;
-собирать информацию о выдающихся земляках;
-проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;
-оценивать свои достижения.
3
Природа и рукотворный мир.
1
14.09
-различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
-работать в паре и группе;
-формулировать выводы из изученного материала;
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
4
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»
1
15.09
-выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать свои достижения и достижения учащихся.
2. Природа (20 ч.)
5
Неживая и живая природа
1
21.09
классифицировать объекты природы по существенным признакам;
-различать объекты неживой и живой природы;
-устанавливать связи м/у живой и неживой природой;
-работать в паре.
6
Явления природы Практическая работа Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека
1
22.09
-работать в паре: различать объекты и явления природы;
-приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;
-рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева
7
Что такое погода
1
28.09
- наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;
- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;
-приводить примеры погодных явлений;
-сопоставлять научные и народные предсказания погоды;
-работать со взрослыми: составить сборник народных примет своего народа.
8
В гости к осени (экскурсия)
1
29.09
- наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость м/у ними;
-определять природные объекты с помощью атласа-определителя;
- оценивать результаты своих достижений на экскурсии.
9
В гости к осени (урок)
1
5.10
- работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе;
- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);
-сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии;
-прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе.
10
Звёздное небо
1
6.10
находить на рисунке знакомые созвездия;
-сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия;
-моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;
-находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;
-осуществлять самопроверку.
11
Заглянем в кладовые Земли Практическая работа Знакомство с горными породами и минералами.
1
12.10
- практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;
-различать горные породы и минералы;
-работать в паре: готовить краткое сообщение о горных породах и минералах;
-формулировать выводы
12-13
Про воздух и про воду
2
13.10
19.10
- рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;
-работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;
-описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;
- наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;
-находить информацию об охране воздуха и воды родного края.
14
Какие бывают растения
1
20.10
-устанавливать по схеме различия м/у группами растений;
-работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;
-приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;
-определять растения с помощью атласа-определителя;
- оценивать эстетическое воздействие растений на человека.
15
Какие бывают животные
1
26.10
- работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;
-работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением;
-сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.
16
Невидимые нити
1
27.10
- устанавливать взаимосвязи в природе;
-моделировать изучаемые взаимосвязи;
-выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
-оценивать свои достижения.
17
Дикорастущие и культурные растения
1
9.11
-сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;
-осуществлять контроль и коррекцию;
-классифицировать культурные растения по определённым признакам;
-находить информацию о растениях;
-обсуждать материалы книги «Великан на поляне».
18
Дикие и домашние животные
1
10.11
- сравнивать и различать диких и домашних животных;
-приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека;
-рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.
19
Комнатные растения Практическая работа Приемы ухода за комнатными растениями
1
16.11
- узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;
-определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса;
-оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.
20
Животные живого уголка Практическая работа Правила ухода за животными живого уголка.
1
17.11
- рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;
-рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;
-осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями
21
Про кошек и собак
1
23.11
- определять породы кошек и собак;
-обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме;
-объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.
22
Красная книга
1
24.11
выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;
-предлагать и обсуждать меры по их охране;
-использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге;
-подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).
23
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»
1
30.11
- анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;
-знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками;
-предлагать аналогичные правила;
-распределять обязанности по выполнению проекта;
-извлекать информацию из различных источников;
-составлять собственную Красную книгу;
-презентовать Красную книгу.
24
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
1
1.12
- выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
3. Жизнь города и села (10 ч.)
25
Что такое экономика
1
7.12
- рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;
-анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;
-моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом;
-извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение.
26
Из чего что сделано
1
8.12
- классифицировать предметы по характеру материала;
-прослеживать производственные цепочки, моделировать их;
-приводить примеры использования природных материалов для производства изделий.
27
Как построить дом
1
14.12
- рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям);
-сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;
-рассказывать о строительных объектах в своём селе;
-предлагать вопросы к тексту.
28
Какой бывает транспорт
1
15.12
- классифицировать средства транспорта;
-узнавать транспорт служб экстренного вызова;
-запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.
29
Культура и образование
1
21.12
- различать учреждения культуры и образования;
-приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;
30
Все профессии важны. Проект «Профессии»
1
22.12
- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;
-определять названия профессий по характеру деятельности;
-обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;
-формулировать выводы;
-распределять обязанности по подготовке проекта;
-интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.
31
В гости к зиме (экскурсия)
1
11.01
- наблюдать над зимними погодными явлениями;
-исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;
-распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;
-наблюдать за поведением зимующих птиц.
32
В гости к зиме (урок)
1
12.01
- обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий;
-формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;
-вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».
33
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»
1
18.01
- выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
34
Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»
1
19.01
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
4 «Здоровье и безопасность» (9 ч)
35
Строение тела человека
1
25.01
- называть и показывать внешние части тела человека;
-определять на муляже положение внутренних органов человека;
-моделировать внутреннее строение тела человека.
36
Если хочешь быть здоров
1
26.01
- рассказывать о своём режиме дня;
-составлять рациональный режим дня школьника;
-обсуждать сбалансированное питание школьника;
-различать продукты растительного и животного происхождения;
-формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.
37
Берегись автомобиля!
1
1.02
- моделировать сигналы светофоров;
-характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;
-различать дорожные знаки и ;
-формулировать правила движения по загородной дороге.
38
Школа пешехода Практическая работа Правила безопасности на дороге.
1
2.02
формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;
-учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.
39
Домашние опасности
1
8.02
- объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;
-формулировать правила безопасного поведения в быту;
-узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;
-сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.
40
Пожар
1
9.02
- характеризовать пожароопасные предметы;
-запомнить правила предупреждения пожара;
-моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону;
-рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;
-находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение.
41
На воде и в лесу
1
15.02
- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;
-запомнить правила поведения во время купания;
-различать съедобные и ядовитые грибы;
-находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;
-определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.
42
Опасные незнакомцы
1
16.02
- характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;
-предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях;
-моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС;
- моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.
43
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»
1
22.02
выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
5. «Общение» ( 7 ч)
44
Наша дружная семья
1
1.03
- рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;
-формулировать понятие «культура общения»;
-обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;
-моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.
45
Проект «Родословная»
1
2.03
- интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;
-отбирать фотографии из семейного архива;
-составлять родословное древо семьи;
-презентовать свой проект
46
В школе
1
9.03
-рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;
-обсуждать вопрос о культуре общения в школе;
-формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;
-оценивать с нравственных позиций формы поведения;
-моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.
47
Правила вежливости
1
15.03
-обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;
-формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;
-моделировать ситуации общения в различных ситуациях.
48
Ты и твои друзья
1
16.03
обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;
-обсуждать проблему подарка в день рождения друга;
-обсуждать правила поведения за столом;
-формулировать правила этикета в гостях
49
Мы – зрители и пассажиры
1
22.03
- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;
- обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.
50
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
1
23.03
- выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
6. «Путешествия» (18 ч)
51
Посмотри вокруг
1
5.04
-сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;
-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
-анализировать текст учебника;
-формулировать вывод о форме Земли.
52- 53
Ориентирование на местности Практическая работа Определение сторон горизонта по компасу.
2
6.04
12.04
находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;
- знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;
-осваивать приёмы ориентирования по компасу;
-знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам
54
Формы земной поверхности
1
13.04
- сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;
-анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;
-сравнивать по схеме холм и гору;
-характеризовать поверхность своего края.
55
Водные богатства
1
19.04
- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;
-анализировать схему частей реки;
- на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;
-обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;
-составлять фото-рассказ на тему «Красота моря».
56
В гости к весне (экскурсия)
1
20.04
- наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;
- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.
57
В гости к весне
1
26.04
- рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;
-знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;
-моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;
-наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.
58
Россия на карте
1
27.04
-сравнивать изображение России на глобусе и карте;
-соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;
-осваивать приёмы чтения карты;
-учиться правильно показывать объекты на настенной карте.
59
Проект «Города России»
1
3.05
- распределять обязанности по выполнению проекта;
-в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;
-составлять презентацию своего исследования;
-презентовать свои проекты.
60
Путешествие по Москве
1
4.05
- находить Москву на карте России;
-знакомиться с планом Москвы;
-описывать достопримечательности по фотографиям;
-отличать герб Москвы от гербов других городов;
- совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета
61
Московский Кремль
1
10.05
- обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;
-находить на фотографии достопримечательности Кремля;
- находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.
62
Город на Неве
1
10.05
- находить Санкт-Петербург на карте России;
-знакомиться с планом Санкт-Петербурга;
-описывать достопримечательности по фотографиям;
-отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;
- совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета.
63
Путешествие по планете
1
11.05
- сравнивать глобус и карту мира;
-находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;
-соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира
64
Путешествие по материкам
1
17.05
- находить материки на карте мира;
-знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;
- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.
65
Страны мира. Проект «Страны мира»
1
18.05
- сравнивать физическую и политическую карты мира;
-находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;
- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;
- распределять обязанности по выполнению проекта;
-готовить сообщения о выбранных странах;
-подбирать фотографии достопримечательностей
66
Впереди лето
1
18.05
- определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя;
-приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;
-рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;
-за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».
-
67
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»
1
24.05
- выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
68
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»
1
25.05
-выступать с подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Ожидаемые образовательные результаты
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и за дачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире.
Список литературы
Для учащихся
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2016.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2016.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты.2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2016.
Плешаков, А. А.Атлас- определитель по природоведению и экологии. От земли до неба. – М.:Просвещение, 2016.
Для учителя
Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М.: Просвещение, 2011Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.
Концепция модернизации Российского образования
Образовательная система «Школа России» электронная версия.
Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Электронный образовательный комплекс на (DVD-диске).
Лист внесенных изменений
№
п/п
Номер урока
Содержание изменений
.
.
.
.
.
13PAGE 15
13PAGE 14315
15