«Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии»
Прикладной курс
по химии
«Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии».
1 час в неделю – 34 часа в год.
Цель:
Углубить знания учащихся об процессах окисления и восстановления в неорганической и органической химии.
Научить учащихся написанию уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Расширить представления учащихся об окислительно-восстановительных реакциях протекающих в растворах и расплавах электролитов, показать прикладное значение окислительно-восстановительных реакций.
Задачи:
Научить правильно определять степени окисления в неорганических и органических веществах.
Научить правильному написанию окислительно-восстановительных реакций и расстановке коэффициентов методом электронного баланса и полуреакций.
Применить знания о протекании окислительно-восстановительных реакций при проведении эксперимента.
Научить написанию окислительно-восстановительных реакций протекающих на электродах в растворах и расплавах электролитов.
Применять полученные знания при решении задач.
Дать представления о гальванопластики и гальваностегии.
Формы работы:
Лекции.
Уроки-практикумы
Урок-эксперимент
Урок-семинар
Урок-консультация
Формы контроля:
Письменный контроль
Устный контроль
Практическая работа
Выступления
Рефераты
Результативность содержания курса:
- написание научных проектов по электролизу расплавов и растворов, применению электролиза на школьную научно-практическую конференцию.
Пояснительная записка
Как известно большинство реакций, особенно с участием неорганических веществ, окислительно-восстановительные.
В практике преподавания химии обсуждение и написание окислительно-восстановительных реакций представляет определенную трудность в усвоении даже для учащихся хорошо знающих химию.
Связано это в значительной степени с их неумением отличить главное от второстепенного, выбрать правильную последовательность рассуждений.
Поэтому данный курс представляет собой теоретический и практический курс окислительно-восстановительных реакций. Прослеживается связь теоретических представлений к практике написания окислительно-восстановительных реакций от простого к сложному, что позволяет расширить зону ближайшего развития ученика со средними и выше средними способностями. Идет блок «Выбор» на протяжении всего курса т.е. наблюдается личностно-ориентированный подход.
II. Вторая часть комплекса посвящена протеканию окислительно-восстановительных реакций в растворах и расплавах электролитов. Материал представлен таким образом, то теоретическая часть тесно связана с практической, умением написать окислительно-восстановительные процессы, протекающие на электродах.
Также представлены задачи с определением массы или объема вещества, участвующих в электролизе. Практика показывает, что зачастую учащееся не знают прикладного значения данной темы, поэтому рассматриваются вопросы прикладной направленности: гальваностегия и гальванопластика. Материал представлен от теоретических представлений к практическим, с применение блока «Выбор», что позволит учащемуся чувствовать психологически завершенным.
Дидактическое обеспечение:
Компьютер
Интерактивная доска.
Сканер
Принтер.
Учебно-методическая литература по данной теме.
Комплект раздаточного материала.
Лабораторное оборудование для проведения опытов по электролизу, а также по протеканию окислительно-восстановительных реакций в растворах.
Набор необходимых реактивов и веществ для проведения экспериментальных занятий.
Методика проведения лабораторного эксперимента по теории окислительно-восстановительных реакций.
Прикладной курс по химии
«Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии»
34 учебных часа
№ пп
Название темы
количество часов
форма
проведения
дата
проведения
всего
лекции
практика
1
2
3
4
5
6
7
I. Важнейшие окислители и восстановители
4
4
1
Знакомство с окислительно-восстановительными реакциями.
1
1
-
лекция, конспект
2
Важнейшие окислители и восстановители.
1
1
-
лекция
3
Степени окисления элементов.
1
1
-
лекция
4
Определение степеней окисления в органических веществах.
1
1
-
лекция
II. Окислительно-восстановительные реакции.
20
1
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.
1
урок-практикум
2
Практика составления окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса.
2
2
урок-практикум
3
Что происходит и что получается в результате окислительно-восстановительной реакции.
2
2
урок-эксперимент
4
Практика составления окислительно-восстановительных реакций.
1
1
урок-практикум
5
Классификация окислительно-восстановительных реакций.
1
-
урок-лекция
6
Влияние среды на характер протекания реакций.
1
1
урок-практикум
7
Продукты окислительно-восстановительных реакций.
1
1
урок-практикум
8
Об окислительно-восстановительных реакциях. Метод полуреакций.
2
1
1
лекция, урок-практикум
9
Окислительно-восстановительные реакции в органической химии.
2
1
1
лекция, урок-практикум
10
Решение комбинированных задач.
2
2
урок-практикум
11
Хром и его соединения окислительно-восстановительных реакций.
2
1
1
лекция, урок-практикум
12
Расчеты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.
1
1
урок-практикум
13
Решение комбинированных задач.
2
2
урок-практикум
III. Окислительно-восстановительные реакции в растворах и расплавах электролитов.
6
1
Электролиты и Неэлектролиты.
1
1
лекция
2
Теория электролитический диссоциации.
1
1
лекция
3
Электролиз водных растворов электролитов.
1
1
лекция
4
Сущность электролиза.
1
1
лекция
5
Электролиз. Экспериментальное определение рН среды прикадодных пространств.
1
1
урок-эксперимент
6
Процессы происходящие на электродах при электролизе.
1
1
урок-практикум
IV. Применение электролиза в промышленности.
4
1
Гальванопластика.
1
1
сообщения, доклады и рефераты учащихся.
2
Гальваностегия.
1
1
сообщения, доклады и рефераты учащихся.
3
Изготовление изделий методом гальванопластики.
1
1
урок-эксперимент
4
Металлизация изделий.
1
1
сообщения, доклады и рефераты учащихся.
Список литературы:
Э.А. Сидорская кандидат химических наук «О методе полуреакций».
А.А. Кудрявцев «Составление химических уравнений».
Г.Г. Хомченко «Пособие для поступающих в вузы».
А.А. Журин «Окислительно-восстановительные реакции».
А.В. Суворов «Окислительно-восстановительные реакции».
Ю.И. Булавин «О применении понятий в курсе органической химии».
А.Е. Темирбулатова, Н.Б. Сагимбекова, С.К. Алимжанова «Сборник заданий по химии».
В. Штретер, К.Х. Лаутеншлегер, Х. Бибрак (перевод с немецкого) Химия.
М.М. Шалашова «О составлении уравнений».
Г.Г. Хомченко «Сборник решения задач по химии».
15