Игровые ситуации как средство повышения мотивации учащихся в процессе изучения английского языка
Новожилова Е.В.
Ключевые слова: английский язык, мотивация, игра, игровые ситуации
Игровые ситуации как средство повышения мотивации учащихся в процессе изучения английского языка
В современном обществе язык является важнейшим средством общения. Происходящие изменения в политической, экономической, социальной, культурной сфере требуют повышения коммуникативной компетенции школьников. Особое внимание следует обратить на подготовку учащихся по дисциплинам общеобразовательной области «Филология», в которую входит иностранный язык. Изучение иностранного языка не только способствует речевому развитию школьников, но и формирует способность осуществлять иноязычное и межкультурное общение с носителями языка.
Основной формой обучения иностранному языку в школе является урок. Следовательно, необходимо обратить особое внимание на выбор формы урока, использование различных методов, приемов и средств обучения. Современный урок английского языка должен соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся. Кроме того, изучение каждого предметного курса направлено на достижение определенных результатов, которые зависят от мотивации учебной деятельности. Именно мотивация характеризует устойчивость и организованность деятельности, направленной на достижение определенной цели. Так, результат обучения напрямую зависит от мотивации учебной деятельности учащихся.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Особо остро стоит данная проблема при изучении иностранных языков в средней школе. Снижение мотивации наблюдается от класса к классу. Следует отметить, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся высокая мотивация. Им нравится говорить на иностранном языке с учителем, одноклассниками, друзьями; рассказывать скороговорки, пословицы, стихотворения и петь песни и др. Но когда начинается процесс овладения иностранным языком, отношение меняется. Учащимся необходимо преодолевать трудности в произношении, грамматике, которая имеет значительные отличия от родного языка. И цель свободного общения на иностранном языке становиться недостижимой.
С точки зрения общественных отношений урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – результат использования всех возможностей для обучения. Широкие возможности для активизации учебного процесса и решения вопроса повышения мотивации дает использование игр. По мнению психолога А.А. Леонтьева, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Все это составляет мотивацию учения.
Как и любой другой вид деятельности, игра начинается с побуждающей причины (мотива), преследует определенную цель, имеет конкретное, понятное ребенку содержание и исполнительную часть — игровые действия. Однако одной из важных особенностей проведения игр является учет психологических особенностей учащихся: мотивация к учебной деятельности значительно снижается, начиная с 5 класса. Данный факт не случаен. Во-первых, значительно меняются условия учебной деятельности, возрастает роль подростка в школе, семье, т.е. общество в целом начинает предъявлять более высокие требования. Во-вторых, эмоциональная сфера учащегося испытывает значительные изменения: вспыльчивость, резкость в поведении, бурное проявление своих чувств, в т.ч. недовольства. В-третьих, существенно перестраивается характер учебной деятельности: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают несколько учителей, у которых разные требования, разный стиль ведения урока.
Возрастание интереса к учению возникает тогда, когда процесс обучения удовлетворяет образовательные потребности, а знания становятся необходимыми для последующего обучения, получения профессии. Но стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным отношением к обучению в школе, поэтому мотивация к учебной деятельности и отношение школьника к учению на эмоциональном уровне должны составлять основу деятельности учителя.
Особое значение при негативном отношении к обучению имеет переживание ситуации неуспеха, неудачи. Именно в игровой деятельности каждый ученик может стать успешным, быть лидером в игре, почувствовать себя в роли ведущего, проявить активное участие на уроке. При проведении игры менее способные учащиеся добиваются большего успеха, так как в игре важно не только знание учебного материала, но и уровень развития внимания, памяти, мышления, воображения и др. Именно в играх успешнее всего развивается личность, совершенствуется мировоззрение и мировосприятие, психологические процессы и др.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в педагогике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровне мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Игровые ситуации служат средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда они педагогически и методически целенаправленны. Учитель, планируя урок, должен выбирать ту или иную игровую ситуацию в зависимости от целей и задач урока, условий проведения занятия, изучаемого материала, уровня подготовки учащихся. От данных условий зависит не только тип игровой ситуации, но и место проведения игры (при актуализации знаний учащихся, изучении нового материала, закреплении или обобщении ранее изученного), продолжительность времени, которое может занимать та или иная ситуация (от нескольких минут, половины или целого урока) и др. Одна и та же игровая ситуация может быть использована на различных этапах урока. Игровая ситуация (учащиеся воспринимают ее как игру) - набор правил, знакомство с которыми происходит при помощи разных форм общения: устная инструкция, показ сделанной модели, рассматривание наглядного пособия. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала в ней обязательно есть элементы неожиданности, поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанность речи. Так, игра рассматривается «как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками эмоционального, спонтанного, целенаправленного речевого воздействия».
Игровые ситуации способствуют активизации учащихся на занятиях, развивают их речевую инициативу. Энергичный темп игры приучает обучающихся быстро мыслить, упражнять готовность их языковой памяти, способствует развитию темпа речи. В игре возникает необходимость что-то сказать. Она диктуется внутренним желанием ребенка принять участие в общении, в игровом действии. Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразить формы урока и поддерживать внимание учащихся на уроке. В играх основным препятствием, которое должны преодолеть обучающиеся, являются языковые и речевые трудности. Преодоление трудностей во время игры доставляет удовольствие, то и преодоление языковых и речевых трудностей на уроках английского языка превращается во время игры в интересную деятельность.
Игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры.
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель -группа, преподаватель – ученик, ученик – группа, ученик – ученик. Игровые ситуации на уроке позволяют реализовать данные межличностные связи.
Таким образом, игровые ситуации - инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. С помощью игр можно развивать наблюдательность, активизировать внимание. Игра способствует развитию творческих способностей, личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, осваивать новые умения, развивать навыки. Игра всегда связана с различными переживаниями учащихся: волнением, чувством ответственности, торжеством победы, радостью успеха, отчаянием, огорчением в случае неудачи и др. Внесение элементов занимательности, непосредственно связанных с изучением материала, создает положительные эмоции, которые обеспечивают успешное протекание целенаправленной деятельности школьников. Следовательно, введение игровых элементов в практику преподавания иностранного языка позволит решить целый ряд проблем.
Основные типологии игровых ситуаций
Игровые ситуации на уроках английского языка весьма разнообразны. Они составляют часть учебного процесса. Игра как главная часть игровой ситуации позволяет не только реализовать на практике главные принципы обучения иностранному языку, но и предоставить возможность активизировать познавательную и мотивационную направленность обучения иностранному языку.
В настоящее время существует несколько классификаций игр по различным признакам: по целям, по числу участников, по использованным материалам и др.
Выделяют игры имитационные, символические и исследовательские. Первые ассоциируются с игровым моделированием той или иной сферы труда, вторые основаны на четких правилах и игровых символах, третьи связаны с новыми знаниями и способами деятельности.
Иногда игры соотносят с материалом: игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.); настольно–печатные игры; словесные игры.
Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игра, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.
Существуют авторские классификации игр. В.Г. Семенов различает интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды); интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры); неинтерактивные (индивидуально-игровые задания).
В.Г. Семенов выделяет классификацию игр по степени импровизации: игры с ролями и сюжетом (импровизированные), игры с четким каноническим сюжетом, бессюжетные игры (кроссворды).
Г.В. Селевко считает, что игры делятся на сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры и драматизации.
Существует классификация игр по различному виду деятельности. Выделяют: 1) предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.
2) игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Например, интеллектуальные игры «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. В данную группу входят творческие сюжетно-ролевые игры в обучении и игры-путешествия. Они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и определяются игровыми ролями. Отличительная черта данных игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. В результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения.
3) дидактические игры – игры по определенным правилам. Они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Сюда следует отнести викторины, головоломки, пазлы, ребусы, шарады.
4) конструкторские, трудовые, строительные. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
М.Ф. Стронин выделяет две группы игр: игры, направленные на формирование речевых навыков; игры, направленные на развитие речевых умений. Первую группу составляют следующие виды игр: грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Творческие игры – игры, направленные на развитие речевых умений, подразделяются на аудитивные и речевые игры.
Грамматические игры имеют своей целью научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца; развить речевую творческую активность учащихся. Особенно начальных этапах обучения английскому языку у учащихся отсутствует навык самостоятельно, грамматически правильно конструировать предложения. Использование грамматических игр рассматривается как одной из наиболее продуктивных средств формирования грамматических навыков.
Лексические игры необходимы в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, способствуют активизации речемыслительной деятельности и развитию речевой реакции учащихся.
Слова хранятся в памяти ассоциативно-тематическими группами. Формируя у учеников активный и пассивный словарь, необходимо вводить новые лексические единицы тематическими группами. В этой связи учебный материал объединяется вокруг основных лексических тем: семья, внешность, одежда, дом, школа, еда, домашние животные, цвет и др. Лексика требует систематической тренировки.
Фонетические игры направлены на тренировку английских звуков, умение громко и четко произносить звуки и слова. При всей напряжённости, многоплановости и многообъектности процесса обучения английскому языку роль и значение фонетических навыков нельзя недооценивать. От правильного произношения всего лишь одного звука в слове оно теряет или полностью меняет смысл.
Фонетические навыки относятся к числу наиболее «хрупких», они больше других подвержены деавтоматизации, т.е. разрушению в силу недостаточной или несистематической тренировки. Систематичность применения специальных фонетических имитационных упражнений, фонетически направленных игровых заданий способствует формированию основ фонетических навыков.
Главная цель орфографических игр – упражнение в правильном написании английских слов.
Аудитивные игры необходимы для того, чтобы научить учащихся понимать смысл высказывания, выделять главное в потоке информации, распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи, развивать слуховую память и реакцию учащихся.
Речевые игры формируют умения выражать мысли в их логической последовательности, практически и творчески применять полученные речевые навыки, обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.
В основном игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими и т. д.
Игровые приемы разнообразны: подвижные игры; игры-соревнования;
игры с мячом (вопрос-ответ, перевод слов и предложений с русского на английский и наоборот); настольные игры (лото); ролевые игры.
Важным для повышения мотивации на уроках с использованием игровых ситуаций является правильное предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели учителя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, предметы для игры, игровые афиши и др. В предложения игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих и др.
Игровые ситуации достаточно часто требуют распределения ролей, разделения на группы и команды, которые являются одним из важных этапов при создании игровых ситуаций. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, учитель использует следующие приемы: назначение на роль непосредственно взрослым; капитаном или водящим, выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий), добровольное принятие роли ребенком, по его желанию.
При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя.
В процессе организации и проведении игры необходимо соблюдать следующие принципы: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; принцип развития игровой динамики; принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств учащихся); принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам.Таким образом, разнообразие игр, которые позволяют моделировать игровые ситуации на уроках английского языка, при соблюдении определенных правил создают возможность для активизации познавательной деятельности учащихся, повышении мотивации в учебной деятельности.
Литература
Английский язык. 5-9 классы: обучающие игры на уроках / авт-сост. Г.В. Данилова. Волгоград: Учитель, 2008. 93 с.
Английский язык: игровые технологии на уроках / авт.-сост. Т.В. Пукина. – Волгоград: Учитель. 143 с.
Бельгибаева Д.А. Принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Вестник КАСУ, 2005, №2 // http://www.vestnik-kafu.info/journal/2/43/
Дворник М.В., Чуйкова С.Л. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. 1990, № 6. С. 48-52.
Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2009. 144 с.
Димент А. Л. Тематические вечера на английском языке: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988.— 159 с.
Занимательный английский. 5-11 классы: обобщающие уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т.В. Пукина. Волгоград: Учитель, 2009. 95 .
Изучаем английский язык играя. 5-6 классы / авт.-сост. И.В. Голышкина, З.А. Ефанова. Волгоград: Учитель, 2008. 127 с.
Илюшкина А.В. Изучаем английский легко и весело. Спб: «Литера», 2009. 64 с.
Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1989, № 4. С. 14-16.
Комаров А.С. Игры и пьесы в обучении английскому языку. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 202 с.
Конкина Т.Е. Использование игровых элементов на уроках английского языка // Фестиваль педагогических идей «Открой себя»: http://festival.1september.ru/articles/210171/
Кувшинов В.И. Игры на занятиях английским языком // Иностранные языки в школе. 1993, № 2. С. 26-28
Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1988. 127 с.
Максимова Т.М. Игра в обучении иностранному языку // http://main.isuct.ru/files/konf/antropos/SECTION/4/maximova.htm
Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. М.: Астрель, 2006. С.129
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1989.
Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ВАКО, 2008. – 192 с.
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. 112 с.
Ульянова Н.А. Игра на уроке английского языка как средство формирования профессиональной направленности старшеклассника // Информационно-просветительский портал: http://www.eduhmao.ru/info/1/6146/83697/
Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр // Иностранные языки в школе, 1988, № 2. С. 25-30.