Рабочая программа по обществознанию для 8-9 классов коррекционной школы на 2015-2016 учебный год
ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
«Рассмотрено» «Согласовано»«Утверждаю»
на заседании методического объединения«____» __________ 2015г.Директор школы ГБОУ РМЭ
учителей-предметников старших классов Заместитель директора по УВР«Косолаповская специальная
Протокол № _____ ______________ /Е.А.Малинкина/(коррекционная) общеобразо- от «____» ________ 2015г.вательная школа-интернат»
___________ /З.Д.Киселёва/
«___» ___________ 2015 года
Рабочая программа
по обществознанию для 8-9 классов
на 2015-2016 учебный год
Составила
учитель обществознания
Чемеева А.М.
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Обществознание» для 8-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Государственной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII видов (сборник №1) – М.: Владос, 2011 год. – под редакцией Воронковой В.В.
Учебного плана ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат» на 2015-2016 учебный год;
Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведения носит пропедевтический характер социально-правовых норм. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. В результате прохождения курса, обучающийся приобретает определенный уровень социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной. При этом стоит подчеркнуть, что, несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.
Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта.
Цель:
- Создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи:
- Получение элементарных знаний о праве, Законодательстве РФ, правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны;
- Установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
- Социально-полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации прав и свобод, ответственном выполнении обязанностей гражданина.
Формирование правовой культуры учащихся с нарушением интеллекта – задача сложная, требующая длительного времени, использования специальных средств и методов.
Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей.
Технологии обучения:
В программе основными принципами являются:
принцип коррекционной направленности в обучении,
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении,
принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Для детей, обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Формы организации учебного процесса:
Одним из основных методов работы с учащимися при изучении обществознания является словесный метод – рассказ, объяснение, беседа, которые позволяют выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников. Также используются
Наглядные - наблюдение, демонстрация
Практические – упражнения.
Методы изложения новых знаний
Методы повторения, закрепления новых знаний
Методы применения новых знаний
Методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
Комбинированный урок
Виды и формы контроля:
Устные:
пересказ материала учебника;
при устном ответе используются задания на сравнение и сопоставление.
Письменные:
индивидуальные письменные задания.
письменные задания по раздаточному материалу.
использование тестов.
написание творческих сочинений.
Практические:
работа с документами.
составление таблиц.
проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.
составление схем.
Нетрадиционные формы контроля:
составление и отгадывание кроссвордов.
коллективный способ проверки знаний
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы. На тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.
Настоящая программа рассчитана на воспитанников 8-9 классов. Срок реализации настоящей программы 2 учебных года.
Курс обществознания относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту.
Учебно-тематический план
в 8-9 классах, представлен следующими разделами:
№
п-пТема Количество часов
8 класс
1 Введение 2 Государство, право, мораль часов
3 Конституция Российской Федерации 4 Повторение 9 класс
1 Права и обязанности гражданина России 2 Повторение 3 Урок контроля знаний Класс I четверть II четверть III четверть IV четверть Всего
8 класс 9 6 10 9 34
9 класс 9 7 10 8 34
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности.
Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Основные экономические, социальные, гражданские, политические и культурные права граждан Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Общаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформлять просьбу в органы исполнительной власти.
Воспитанники с легкой и средней степенью умственной отсталости по окончании 9 класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.
Обществоведение, 8 класс
№ п/пТема урока Кол-во часов Дата ТСО, наглядность Основные понятия
1. Что изучает предмет обществоведение. 1 ч. Учебник. Обществоведение.
Введение (2 часа).
2. Кто такой гражданин? 1 ч. Учебник. Гражданин, право, права человека.
3. Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. 1 ч. Учебник. Гражданская позиция.
Раздел I. Государство, право, мораль (15 часов).
4. Что такое государство? 1 ч. Учебник. Государство, власть.
5. Основные принципы правового государства. 1 ч. Учебник. Демократия, политический режим.
6. Разделение властей. 1 ч. Учебник. Законодательная, исполнительная, судебная власти.
7. Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. 1 ч. Учебник. Право, система права.
8. Право и закон. Правовая ответственность. 1 ч. Учебник. Правонарушение, преступление.
9-10. Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. 2 ч. Учебник. Проступок, юридическая ответственность.
11. Что такое вина? Презумпция невиновности. 1 ч. Учебник 12. Отрасли права. 1 ч. Учебник. Социальные нормы.
13. Что такое мораль? Основные нормы морали. 1 ч. Учебник. Мораль, нормы морали.
14. Функции морали в жизни человека и общества. 1 ч. Учебник. Личность, мораль.
15. Моральная ответственность. 1 ч. Учебник. Гуманизм, моральная ответственность.
16. Общечеловеческие ценности. 1 ч. Учебник. Общечеловеческие ценности.
17. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. 1 ч. Учебник. Нравственность.
18. Нравственная основа права. Правовая культура. 1 ч. Учебник. Правовая культура.
19. Повторение. 1 ч. Раздел II. Конституция Российской Федерации (13 часов).
20-21. Конституция РФ – Основной Закон государства. 2 ч. Учебник. Конституция, закон, право.
21. Основы конституционного строя РФ. 1 ч. Учебник. Конституция, конституционный строй.
23. Законодательная власть РФ. 1 ч. Учебник. Законодательная власть.
24. Исполнительная власть РФ. 1 ч. Учебник. Исполнительная власть.
25-26. Судебная власть РФ. 2 ч. Учебник. Судебная власть.
27. Местное самоуправление. 1 ч. Учебник. Местное самоуправление.
28. Правоохранительные органы. 2 ч. Учебник. Правоохранительные органы.
29. Институт президентства. 1 ч. Учебник. Институт президентства.
30. Избирательная система. 1 ч. Учебник. Избирательная система.
31-32. Гражданство РФ. 2 ч. Учебник. Гражданство.
33. Повторение изученного материала. 1 ч. Учебник. Повторение
34. Контрольное собеседование. 1 ч. Обществоведение, 9 класс
№ п/пТема урока Кол-во часов ТСО, наглядность Основные понятия
Повторение (2 часа).
1. Конституция РФ - Основной Закон государства 1 ч. Учебник. Гражданин, право, права человека.
2. Основные принципы правового государства 1 ч. Учебник. Принципы правового государства
Права и обязанности гражданина России (29 часов).
3 Ответственность государства перед гражданами. 1 ч. Учебник. Ответственность государство
4 Конституционные обязанности граждан. 1 ч. Учебник. Обязанность граждан
5 Уплата налогов. 1 ч. Учебник. Необходимость уплаты налогов
6 Служба в армии. 1 ч. Учебник. Необходимость службы в армии
7 Защита природы. 1 ч. Учебник. Защита природы - обязанность
8-9 Основные конституционные права человека в РФ: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные 2 ч. Учебник. Основные конституционные права
10 Труд и трудовые отношения 1 ч. Учебник. Труд и трудовые отношения
11 Право на труд. 1 ч. Учебник. Право на труд
12 Дисциплина труда. 1 ч. Учебник. Дисциплина труда
13 Трудовой договор. 1 ч. Учебник. Трудовой договор
14 Трудовые права несовершеннолетних 1 ч. Учебник. Трудовые права несовершеннолетних
15 Собственность и имущественные отношения. 1 ч. Учебник. Собственность и имущественные отношения
16. Роль семьи в жизни человека и общества 1 ч. Учебник. Семья в жизни человека и общества
17. Правовые основы семейно-брачных отношений 1 ч. Учебник. Правовые основы семейно-брачных отношений
18. Этика семейных отношений. 1 ч. Учебник. Этика семейных отношений
19. Домашнее хозяйство. 1 ч. Учебник. Домашнее хозяйство
20. Права ребенка. Декларация прав ребенка. 1 ч. Учебник. Права ребенка
21 Социальные права человека 1 ч. Учебник. Социальные права
22. Жилищные права 1 ч. Учебник. Жилищные права
23. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений 1 ч. Учебник. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений.
24. Право на медицинское обслуживание 1 ч. Учебник. Право на медицинское обслуживание
25. Право на социальное обеспечение 1 ч. Учебник. Право на социальное обеспечение
26. Политические права и свободы. 1 ч. Учебник. Политические права и свободы
27. Право человека на духовную свободу 1ч. Учебник Права человека на духовную свободу
28. Право на свободу убеждений и религии. 1ч Учебник Право на свободу убеждений
29. Право на образование. Самообразование 1ч Учебник Право на образование
30. Куда пойти учиться 1ч Учебник Система образования в РФ
31. Право на доступ к культурным ценностям. 1ч Учебник Право на доступ к культурным ценностям
32 Оформление стандартных бланков, заявлений, прошений и т.д. 1ч. Повторение
33. Повторение 1 ч. 34. Контрольное собеседование 1 ч. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся, воспитанников
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.