«Диалогическое обучение и критериальное оценивание как способы активизации учебной деятельности учащихся»
План мастер-класса
Эпиграф:
«Скажи мне и я забудуПокажи мне и я запомнюВовлеки меня и я научусь». Мудрая китайская пословица.
Провели: Асанова Айгерим Шакаримовна – 1-й уровень
Место проведения: средняя школа № 17
Дата проведения: 16.03.2015 г.
Тема мастер-класса: «Диалогическое обучение и критериальное оценивание как способы активизации учебной деятельности учащихся»
Цель:
Расширить знания по диалогическому обучению, ознакомить с технологией проблемно-диалогического обучения.
Выявить уровень знаний педагогов о процессе оценивания; расширить теоретические знания педагогов об оценивании; обосновать
актуальность применения критерий оценивания в обучении.
Ожидаемые результаты:
Знать о проблемно-диалогической технологии, уметь применять диалогическое обучение на уроках.
Знать виды оценивания и уметь разрабатывать критерии оценивания различных этапов урока.
Ключевая идея: Благодаря использованию диалога и критериального оценивания в классе, учителя могут иметь огромное положительное влияние на качество образования детей.
Этапы урока
Применяемые стратегии
Деятельность коуч
Деятельность обучающихся педагогов
Организационный
момент - 4 мин
Просмотр позитивного видеоклипа «Наурыз мейрамы».
Приветствие. Поздравление с наступающим праздником Наурыз. (позитивный настрой на занятие)
Психологический настрой на занятие «Солнечный зайчик» 2-мин.
- Дорогие мои коллеги, представьте, что у вас в руках солнечный зайчик. Подарите его друг другу с пожеланиями удачи на уроке (развитие доброжелательности, позитивного отношения друг к другу).
Педагоги настраиваются на занятие с добрыми пожеланиями удачи друг другу.
Распределение по группам с помощью стикера (песни военных лет) «Катюша», «Смуглянка» - 2 мин.
Раздает стикеры в случайном порядке.
Просит участников вытянуть стикеры с названием популярных песен ВОВ (раздает стикеры в случайном порядке).
Каждый из участников вытягивает по стикеру с названием песни и ищет свою команду, таким образом формируются группы (исполняется песня под караоке).
Мотивация учителей – 1 мин.
«Скажи мне и я забудуПокажи мне и я запомнюВовлеки меня и я научусь».Так гласит мудрая китайская пословица. Пусть эти слова станут девизом нашего занятия.
Актуализация темы-5 мин
Проблемная ситуация
1.Коуч:
- Через минуту назовите, пожалуйста, сколько областей в Казахстане, перечислите их. Нельзя переговариваться. Задание индивидуальное.
2.Коуч:
- Обсудите в группе в течении 2-х минут этот же вопрос.
3.Коуч:
- Скажите, пожалуйста, в какой ситуации вам было комфортней работать. Почему?
4.Коуч:
-Вот так и детям на уроках работать в группе, коллективно обсуждая, принимая какое-то решение, комфортней.
1.Ответ:
2-3 участника отвечают на вопрос.
2.Ответ:
Группы отвечают.
3.Ответ:
Ответы участников коучинг-занятия.
Видеоролик «Разговор двух малышей»
Работа над видеосюжетом «Разговор двух малышей» (для анализа и инсценировки).
1.Коуч предлагает посмотреть участникам коучинг-занятия видеоклип о двух младенцах- близнецах.
2.После просмотра просит участников коучинг - занятия, сказать о чем данный видеоклип, что между ними происходит и предположить о чем беседуют младенцы.
1.Просмотривают видеосюжет «Разговор двух малышей».
2.Высказывают свои предположения.
Инсценировка «О чем спорят малыши?»»
1.Инсценировать «О чем спорят малыши?»
Взаимооценивание «Две звезды-одно пожелание»
1.Участники разыгрывают «О чем спорят малыши?».
Взаимооценивают по принципу «Две звезды-одно пожелание»
Актуализация опорных знаний (выявление уровня знаний учителей о диалоговом обучении и оценивании).
Стратегический прием «Корзина идей!» 3 мин.
Задается прямой вопрос о том, что известно по темам «Диалоговое обучение», «Оценивание».
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает об этом.
Строго индивидуальная работа, (продолжительность 1-2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в группах.
Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа 3 минуты).
Расширение и углубление знаний учителей по проблеме диалогового обучения.
Показ слайд-шоу на тему: «Диалогическое обучение – совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями» (Тугомбаева Б.К.)
Попутное комментирование содержания слайдов с вовлечением в диалог учителей.
Просмотр с вовлечением в диалог.
Инсценировка беседы
Инсценировка беседы
Индивидуальное задание:
1.Напишите в тетради рецепт одного салата, затем каждый прочитает его остальным.
2.Коуч:
-Что вы наблюдали, когда выполняли это задание?
3.Коуч:
-Какому типу соответствуют ваша беседа?
4.Коуч:
-Теперь пусть каждый из вас предложит по одному ингредиенту, и в группе создайте один общий салат.
5.Коуч:
-Почему выбрали именно эти ингредиенты? Обоснуйте свой ответ.
6.Коуч:
-Докажите, что новый салат полезный и вкусный.
7.Коуч:
-Какой тип беседы вы использовали?
Коуч акцентирует внимание на то, что кумулятивная беседа переходит на исследовательскую
1.Каждый член группы предлагает свой рецепт салата и зачитывает его внутри команды.
2.Ответ:
-Каждый зачитывал свой рецепт, а остальные внимательно слушали.
3.Ответ:
-Кумулятивная беседа
4.Создают один общий салат, используя компоненты, предложенные членами команды.
5.Рассказывают о полезных свойствах отдельных ингредиентов: чем полезен, состав витаминов.
6.Рассказывают о полезных свойствах каждого ингредиента.
7.Ответ:
-Исследовательская беседа.
Оценивают по принципу «Две звезды-одно пожелание»
Физминутка «Бабочка»
Расширение и углубление знаний учителей по проблеме оценивания.
«Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения» (Асанова А.Ш.)
Попутное комментирование содержания слайдов с вовлечением в диалог учителей.
Просмотр с вовлечением в диалог.
Творческое задание
Формативное оценивание на основе критериев
Работа в группе
Проблемный вопрос
Оценивание творческих работ участников занятия коучем.
(обсуждение поведения и настроения учеников).
Разработка критериев оценивания
Критерии оценивания бабочки
(11 баллов – «5»)
Тело состоит из 3 частей:
голова, грудь, брюшко.
Голова
1 балл
Грудь
1 балл
Брюшко
1 балл
Симметричные 4 крыла
2 балла
Усики
1 балл
Глаза
1 балл
Язык (хоботок)
1 балл
Три пары конечностей
1 балл
Оригинальность рисунка
1 балл
Эстетичность оформления
1 балл
Коуч даёт задание участникам: «нарисовать бабочку».
Коуч просит обменяться рисунками и оценить работу напарника.
- Расскажите, почему Вы поставили такую оценку?
- Какие трудности Вы испытывали
а) при выполнении данного задания?
б) при оценивании работы?
Коуч собирает работы и оценивает их гораздо ниже, чем их оценили участники.
1.Коуч:
-Довольны ли Вы своими оценками? Почему?
2.Коуч:
Как вы думаете, вот такая оценка работы со стороны учителя вызовет ли возмущение со стороны учащихся?
3.Коуч:
-Перечислите вероятные последствия такого оценивания.
4.Коуч:
-Что необходимо сделать для преодоления возникших барьеров?
Каждая группа разработает критерии оценивания данной творческой работы. Критерии зачитают.
1.Коуч:
-Что дает нам критерии оценивания?
2.Коуч:
-Оцените данный рисунок по критериям.
3.Коуч:
- Теперь трудно было оценить работу?
- Почему?
Выполняют творческое задание, разноцветными фломастерами рисуют на листе бумаги бабочку.
Обмениваются и оценивают работу друг друга.
Комментарии учителей по той оценке, которую они поставили.
Делятся трудностями.
1.Ответ: «НЕТ?»
(ответили, что нет, аргументируя тем, что им необъективно поставили оценку, и нет комментариев, за что им поставили такую оценку).
2.Ответ: «ДА!»
3.Ответ:
– Жалобы со стороны родителей, снижение мотивации к обучению учеников.
4.Ответ:
- Нам необходимо вернуться на отправную точку и разработать критерии оценивания данной работы.
Принимают участие в разработке критериев оценивания. Зачитывают.
1.Ответ:
- В этом случае ученик чётко будет знать, что и как ему надо делать, чтобы получить соответствующую оценку. Он будет стремиться к успеху, будет заинтересован в своём обучении, что соответственно повысит мотивацию к обучению.
2.Оценивают бабочку, предложенную коучем по образцу критериального оценивания.
3.Делятся впечатлениями.
Рефлексия
Составление синквейна
-Дорогие коллеги, составим синквейн четверостишье на темы «ДИАЛОГ» и «ОЦЕНИВАНИЕ»:
1 существительное;
2 прилагательных;
3 глагола;
1 фраза (высказывание), состоящая из 4-х слов.
Составление синквейна каждой группой по теме мастер-класса «Диалогическое обучение и критериальное оценивание как способы активизации учебной деятельности учащихся». Зачитывают синквейн.
Обратная связь (рефлексия по итогам занятия)
Отзывы о результативности и эффективности занятия
Просит написать свои отзывы о результативности и эффективности занятия.
Пишут свои отзывы о результативности и эффективности занятия.
15