Формирование системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы»


"Формирование системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы»
(из опыта работы учителей кафедры естественнонаучных дисциплин МБОУ «Гимназия № 11» г. Бийска") Карева Наталия Сергеевна, учитель географии, биологии
Система оценки – это инструментальное ядро ФГОС общего образования. Она поддерживает и стимулирует учащихся; обеспечивает точную обратную связь; позволяет учащимся включиться в самостоятельную оценочную деятельность.
Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач.
Три основные группы планируемых результатов
•Предметные - способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.
•Метапредметные - освоение надпредметных умений и УУД, способность к построению индивидуальной образовательной траектории.
•Личностные - формирование социально-нравственно обусловленных внешних (поведенческих) и внутренних качеств личности.
Три группы результатов – три стороны целостного педагогического результата, а именно, позитивное изменение личности ученика и учителя под воздействием образования.
В своем выступлении я поделюсь опытом работы нашей школы по оценке сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся.
Оценка предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ (таб. 1).
СЛАЙД Таблица 1
Мониторинг образовательных результатов по предметам
естественнонаучного цикла осуществляется
виды аттестации Цель Периодичность
Входная - стартовая зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года, начиная со второго года обучения
Промежуточная - текущая контроль предметных знаний и предметных УУД по результатам урока; осуществляется поурочно
- рубежная контроль предметных знаний и УУД по результатам темы или раздела осуществляется по итогам изучения темы или раздела
Итоговая - годовая комплексная проверка предметных и метапредметных образовательных результатов на основе предметного содержания в конце учебного года или как стартовая в начале следующего
Результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Такой подход даёт возможность учителю выбрать оптимальные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Одним из самых эффективных приёмов мониторинга предметных результатов обучения является создание «Таблицы образовательных результатов по …..» учащихся (индивидуальной или учебного коллектива) по данному предмету (таб. 2). Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
СЛАЙД Таблица 2
Таблицы образовательных результатов по биологии. Тема «Жизнь организмов на планете Земля» (фрагмент)
Приводить примеры взаимосвязей между живыми организмамиЗадание №2 Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человекаЗадание №3 Распределять биологические объекты по группам в соответствии с их особенностям Задание №1 Выводы:
Иванов А. 5 3 4 Все умения освоены хорошо, кроме умения «объяснять значение круговорота». Необходима индивидуальная коррекция.
Петров И. 4 3 5 … Выводы: Например: Более половины учеников освоили умение на «хорошо» и «отлично» Например: Большая часть учеников лишь осваивает это умение («норма» и «ниже нормы»). Требуется дополнительная система заданий в следующей четверти. Таблицы не являются отчётным документом. Это инструмент для создания условий развития образовательных результатов школьника. В них выставляются отметки (баллы или уровни) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Оценивание проводится с учётом признаков трёх уровней успешности.
Критерии оценивания (по признакам трёх уровней успешности):
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы); либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности переводятся учителем в отметки по традиционной 5-балльной или уровневой (3 уровня успешности – высокий, средний, низкий) шкале и фиксируются в таблице.
В процессе использования приёма «Таблицы образовательных результатов по …..» учитель  получает возможность выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том
происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они  к более глубоким и основательным знаниям,
совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки,
умеют  ли дети  работать индивидуально,  совместно.
Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик и делать корректные выводы (таб.2). Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Особое внимание следует обратить на задания, используемые при организации различного вида контроля.
Анализ УМК по предметам естественнонаучного цикла в 5-7 классах показал, что полностью рассмотрен данный аспект обучения в учебниках и методических материалах по биологии. Для организации контроля в учебниках 5-го класса предлагаются итоговые тестовые задания, но к сожалению, критерии оценивания отсутствуют. Поэтому контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Гимназия №11» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «Гимназия №11». Для организации контроля результатов обучения биологии в 6-м классе УМК предусматиривает использование дидактичеких материалов Солодовой Е.А.
«Биология. Тестовые задания». В 7-м классе для этих же целей авторский коллектив предлагает пособие Солодовой Е.А. Биология. Тестовые задания Дидактические материалы. Кроме того при подготовки материалов тематического и итогового контроля следует ориентироваться на задания, предложенные в пособии « Биологический тренажер. Подготовка к итоговой аттестации» (авторы Воронина Г.А., Исакова С.Н.) и пособии для учителей издательства «Просвещение» «Биология. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 класс» (автор Воронина Г.А.).
Таки образом, в большинстве случаев учителя кафедры самостоятельно производят отбор заданий и формируют материалы для текущего, промежуточного и итогового контроля. При разработке заданий, которые позволяют объективно оценить уровень приобретенных школьником предметных результатов необходимо учитывать требования к таковым, заложенные в образовательных программах различного уровня. Кроме того, изменился инструментарий – формы и методы оценки.
Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания, а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, в ходе решения которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат, такого типа задачи предполагают создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Обращаем ваше внимание на то, что отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики). Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Решение полноценной задачи предусматривает оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). . Иными словами, оцениваться может всё, фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).
Привычная форма письменной проверочной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по рефлексии деятельности),
результаты учебных проектов,
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Следует отметить, что для получения объективной картины необходимо анализировать не только разовые работы итогового или тематического контроля, а предусмотреть на основе анализа программного материала систему работ, позволяющих контролировать и оценивать конкретные умения школьника в динамике.
Анализ УМК по биологии издательства «Вентана-Граф» позволил учителям выработать следующий вариант оценивания образовательных результатов по предмету в 5-7 классах (таб. 3-5):
СЛАЙД
Таблица 3
Система мониторинга образовательных результатов по биологии 5 класс.
контролируемые умения темы по программе итоговая работа
1 2 3 4 владение терминологией
+ + + +
владение фактическим материалом + + + + +
умение давать сравнительную характеристику живым организмам и их группам + + + +
умение устанавливать причинно-следственные связи и объяснять их + + + + +
умение работать с микроскопом + +
СЛАЙД Таблица 4
Система мониторинга образовательных результатов по биологии 6 класс.
контролируемые умения темы по программе итоговая работа
1 2 3 4 5 владение терминологией
+ + + + + +
владение фактическим материалом умение давать сравнительную характеристику живым организмам и их группам + + + + +
умение устанавливать причинно-следственные связи и объяснять их + + + + +
умение работать с приборами и микропрепаратами + + +
знание вклада различных учёных в развитие науки + + +
СЛАЙД Таблица 5
Система мониторинга образовательных результатов по биологии 7 класс.
контролируемые умения темы по программе итоговая работа
1,2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 владение терминологией
+ + + + + + + + + +
владение фактическим материалом + + + + + + + + + + + + умение давать сравнительную характеристику живым организмам и их группам + + + + + + +
умение устанавливать причинно-следственные связи и объяснять их + + + + + +
умение работать с приборами и микропрепаратами + + + + +
знание вклада различных учёных в развитие науки + + + + +
Таким образом, работая с таблицами предметных результатов, опираясь на систему мониторинга, разработанную ко всему курсу по предмету, учитель наглядно сможет увидеть на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребенка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении.
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – объективную оценку образовательных результатов по предмету у учащихся.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельности.
При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
• стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе,
• защиты итогового индивидуального проекта.
Особенности оценки индивидуального проекта представлены на СЛАЙДЕ
Критерии оценивания проектов
Критерий 1. Постановка цели проекта (максимум 2 балла)
Цель не сформулирована -0
Цель сформулирована, но не обоснована -1
Цель четко сформулирована и убедительно обоснована -2
Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта (максимум 2 балла)
План отсутствует -0
Представлен краткий план достижения цели проекта -1
Представлен развернутый план достижения цели проекта -2
Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 2 балла)
Источники информации не указаны -0
Работа содержит незначительный объем подходящей информации -1
Работа содержит достаточно полную информацию -2
Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 2 балла)
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора -0
Автор проявил незначительный интерес к работе над проектом -1
Работа демонстрирует серьезную заинтересованность автора -2
Критерий 5. Качество проведения презентации (максимум 6 баллов)
Презентация не проведена -0
Внешний вид автора не соответствует требованиям проведения презентации -1
Автор имеет подобающий внешний вид, но его речь не соответствует требованиям проведения презентации -2
Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но он вышел за рамки регламента -3
Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, но автор не владеет культурой общения с аудиторией -4
Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, но сама презентация не достаточно хорошо подготовлена -5
Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, презентация хорошо подготовлена, автору удалось заинтересовать
аудиторию -6
Критерий 6. Качество проектного продукта (максимально 3 балла)
Проектный продукт отсутствует -0
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) -1
Продукт не полностью соответствует требованиям качества -2
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) -3
Критерий 7. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла)
Письменная часть проект отсутствует -0
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении -1
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру -2
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами -3
Оценивание
Баллы Отметка
18-20 5
14-17 4
8-13 3
Ф.И. обучающегося Постановка цели проекта (макс. 2 балла) Планирование путей достижения цели проекта (макс. 2 балла) Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (макс. 2 балла) Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (макс. 2 балла) Качество проведения презентации (макс. 6 баллов) Качество проектного продукта (макс. 3 балла) Соответствие требованиям оформления письменной части (макс. 3 балла)
Иванов
Пётр Петрова
Ирина … 0-7 2
Таким образом, система оценивания метапредметных и предметных результатов обучения позволяет увидеть личный прогресс каждого ученика и дает возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
Использованные источники информации
http://www.protema.ru/didactics/learning-objectives/item/106-uud-ped-engineering-3#closehttp://infourok.ru/metodicheskaya-statya-sistema-ocenivaniya-predmetnih-i-metapredmetnih-universalnih-uchebnih-deystviy-mladshih-shkolnikov-v-uslov-302070.htmlhttp://festival.1september.ru/articles/635194/