Проектная деятельность в начальной школе как способ повышения творческой активности младшего школьника
Проектная деятельность в начальной школе как способ повышения творческой активности младшего школьника
Автор: Шпыркова А.В. учитель начальных классов.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить.
Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
самостоятельную деятельность ученика;
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно. Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками.
В практике работы с младшими школьниками нередко используются индивидуальные и коллективные игры. Каждая игра-исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного исследования.
Этапы работы над проектом (исследованием)
Содержание работы на этапе
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1 этап. Подготовка
Проведение вводной беседы с целью:
– формирования первичного представления об изучаемом объекте; – формирования интереса к данной теме; – создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности
2 этап. Организация проектной и исследовательской работы
Актуализация знаний
1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.).
2. Определение количества участников проекта, состава группы
Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели
Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей
Плановые работы
1. Определение источников информации.
2. Планирование способов сбора и анализа информации.
3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).
Продукт:
– отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);– фильм, макет, сборник и др.;– конференция, праздник и т.п.
4. Выработка критериев оценки результатов работы.
5. Распределение обязанностей среди членов команды
Выработка плана действий (как можно это сделать?).
Определение основных методов:
– прочитать в книге;– понаблюдать;– посмотреть в компьютере;– задать вопросы родителям, специалистам;– подумать самостоятельно;– посмотреть в книгах;– посмотреть по телевизору и т.п.
Формулировка задач
Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно)
Исследовательская деятельность
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п.
Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п.
Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки
Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта
Результаты и выводы
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата
Анализ информации. Оформление результатов
Наблюдение, советы
3 этап. Представление готового продукта (презентация)
Представление результата работы в разнообразных формах
Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов
Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника
4 этап. Оценка процессов и результатов работы
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся. Естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной. Развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности. Укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Как сделать проект?
1. Выбор темы проекта
Выбор темы зависит от многих факторов:
она должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
реализация проекта должна быть полезна исследователю, чтобы он смог получить новые знания и навыки;
должна быть такой, чтобы работа выполнялась относительно быстро;
заявленная тема должна соответствовать возрастным особенностям;
должно соблюдаться сочетание желаний и возможностей;
Это, например, может быть проект, связанный с учебной деятельностью, и связан с конкретной темой урока. А могут тему предложить сами дети – например, задав вопрос, на который они в силах сами найти ответ.
2. Поставим перед собой и детьми вопросы:
Что? – кормушки для птиц
Кому? – для меня во двор, для школьного двора
Из чего? – пластиковые бутылки, коробочки, фанера
Как сделать? – аккуратно, старательно, помнить о технике безопасности, делать в свободное время.
Зачем? – чтобы помочь птицам зимой
2. Разработка идей, подготовка материалов и инструментов – подразумевает поиск предположительного результата проекта, обдумывание пошагового хода выполнения проекта (план действий),
Вариант 1.
Материалы: корм для птиц, желатин, веревочка
Вариант 2.
Материалы: фанера, деревянные бруски
Вариант 3.
Материалы: пластиковая бутылка, лента, ножницы.
Обязательно перед началом работы обсуждаем все правила по технике безопасности с колющими и режущими предметами. Проговариваем о значении порядка на рабочем месте, о том, как не навредить здоровью – сохранить зрение и осанку. Привлекаем родителей, если необходима помощь (работа с острыми предметами дома).
3. Работа над проектом.
В ходе работы над проектом дети проявляют инициативу, анализируют свою деятельность, учатся работать в парах, в группе, привлекаются к работе родители.
4. Результаты и выводы.
На данном этапе очень важно научить детей объективно оценивать свой результат. Просматриваются поставленные задачи, анализируется, совпадает ли конечный результат с запланированным. Если есть расхождения, то происходит обсуждение, почему так получилось, как это сказалось на результате. Причем важную роль на данном этапе играют высказывания именно детей, учитель лишь направляет рассуждения, задает наводящие вопросы.
5. Защита проекта.
Для защиты проекта выбирается определенный день и время. Дети представляют свою работу, рассказывают информацию, которую они узнали во время работы над проектом, делятся впечатлениями. Это могут быть презентации, фильмы, слайды с фотографиями, сделанные вор время работы. В нашем случае – это представление кормушек для птиц, и развешивание кормушек на деревьях во дворе школы. Конечно, выполненная работа принесла свои результаты, но для большей пользы не следует забывать о проделанной работе. Еще долго можно всем классом поддерживать кормушки в чистоте, следить за наличием корма, изучать птиц, которые подлетают к кормушке. И быть может у детей возникнет желание провести следующую работу – изучить птиц. Но это уже другой проект.
6. Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта прошло занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения эффективно применяется уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Литература:
1. Стандарты второго поколения «Проектные задачи в начальной школе» - издательство «Просвещение»
2. № 05/2008 журнала "Начальная школа" издательского дома "Первое сентября" – статья «Проекты и исследования»
Из чего?
Кому?
Зачем?
Как сделать?
Что?