Проектная деятельность как способ развития познавательной активности обучающихся
Проектная деятельность как способ развития познавательной
активности обучающихся
Романова Татьяна Михайловна,
заведующая отделом декоративно-прикладного
и технического творчества
МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Абакана
Технология проектного обучения способствует формированию личности обучающегося, обладающего набором умений и навыков к осознанному познавательному поиску, самостоятельной работе, ориентированию в потоке информации. Главной задачей обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности является вовлечение детей и подростков в активный познавательный поиск. При этом необходимым условием обучения является постановка проблемы, это обеспечивает интерес и развитие учащихся. На проблемном занятии обучающиеся в процессе исследовательской творческой деятельности сами открывают знания.
Проектно-исследовательский метод, используемый на занятиях, можно определить как самостоятельное решение обучающимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, формулирование выводов, закона или закономерности.
Выбор тематики проектов в различных ситуациях может быть разным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, профессиональных интересов, а также интересов и способностей учащихся. В других тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только на познавательные, но и творческие, прикладные.
Сама по себе реализация проектов на уроках, особенно если это происходит «строем», не решает проблем развития творческого мышления, не создает мотивации к учению, не прививает навыков самообразования, саморазвития и самоанализа
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, а решение предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой необходимость интегрирования знаний и умений из разных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть соответствующими: если это теоретическая проблема --то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к внедрению.
Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных способов и приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов близок к таким методам, как проблемный метод, свободная деятельность, открытое обучение, практическое занятие и др. Его не следует абсолютизировать, скорее всего, он может пригодиться для внесения разнообразия в традиционное обучение, как связь школы с жизнью. Трудно представить какой-нибудь другой метод, который бы учил самостоятельности так, как метод проектов.
Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
В основу проектной деятельности положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Выбор тематики проектов в различных ситуациях может быть разным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, профессиональных интересов, а также интересов и способностей учащихся. В других тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только на познавательные, но и творческие, прикладные.
Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-либо практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. каким-либо образом представлены: видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад и т. д. На ранней стадии работы над проектом ученики изучают потребности и составляют краткую формулировку задачи. Она включает описание того, что за изделие будет изготовлено, кто будет им пользоваться, и почему в нем возникла потребность.
По ходу выполнения проекта ученики могут выполнить ряд исследований. Они могут изучить подобные изделия, имеющиеся на рынке, посмотреть, как они сделаны, какие материалы в них использованы "и почему. Они могут посмотреть на форму изделия, чтобы понять, какие проектные решения были приняты, попытаться постичь ход мысли проектировщика. Они должны найти связь между формой и функцией изделия.
Другой тип исследования изучение покупательского спроса, попытка понять, что действительно нужно людям. Они могут исследовать наилучший способ использования материала. Подобные исследования в ходе выполнения проекта повторяются много раз. По мере того как ученик движется от простого понимания проблемы к конкретному решению, которое будет опробовано в реальной жизни, постоянно происходит процесс анализа, оценки и синтеза.
На определенной стадии выполнения проекта ученик должен продумать, каким критериям должно отвечать готовое изделие, если он хочет, чтобы оно получилось удачным. Этот список требований учитывает интересы потребителя: цель, суть изделия, его размер, материал, цену, а также требования, касающиеся эргономики, способов производства, отделки и т. п. В основе любого творческого проекта лежит выработка большого количества возможных идей или решений. Они часто имеют вид набросков, мы называем их первоначальными идеями. Учеников нужно поощрять к тому, чтобы они делали это быстро, на этом этапе не тратя время на красивые подробные рисунки. Они могут поэкспериментировать с картоном или бумагой и посмотреть, что получится.
Ученики могут попробовать поработать с разными материалами и инструментами, чтобы выяснить, что получается, а что слишком долго или требует слишком сложного оборудования. Компонент, связанный с первоначальными идеями, развивает творческое мышление.
Когда у ученика появляется достаточное количество идей, их нужно оценить для выбора какой-либо комбинации. Хороший набор критериев поможет в этом. Конечно, прежде чем прийти к окончательному решению, ученик посоветуется с учителем. Это время развития аналитического мышления.
Далее следует приступить к детальной проработке идеи до самого момента изготовления. Здесь опять могут понадобиться некоторые исследования, чтобы понять, что реально осуществимо. Иногда принятию решения могут помочь макеты. На этом этапе уже необходим подробный рабочий чертеж, электронная цепь, образец или рецепт.
Больше всего времени уходит на реальное планирование и изготовление предмета. Обычно ученик сталкивается с проблемами, которые невозможно было предусмотреть, и здесь требуются дальнейшие эксперименты и решения, чтобы решить эти проблемы.
Последний этап оценка изделия. Обычно ученик проводит две оценки. В первом случае сам ученик оценивает изделие и предлагает способы его усовершенствования. Это делается обычно при помощи аннотированных чертежей. Во втором происходит самооценка через проект, когда ученик анализирует процесс. Обычно на этой стадии происходит мощное накопление знаний: ученик понимает, что и как можно было сделать лучше.
Но метод проектов это не алгоритм, состоящий из четких этапов. Некоторые учителя делают ошибку, рассматривая метод проектов как алгоритм, по которому ученик продвигается от одного этапа к следующему. Логика же проекта состоит в следовании систематической последовательности, которая начинается с изучения потребностей и заканчивается изготовлением, испытанием и оценкой продукта.
В процессе работы над проектом создается проектная папка - портфолио, папка, в которую складываются результаты исследований и анализа, записываются идеи и решения, проблемы и их разрешение.
Смысл всего процесса в том, что при помощи проектов мы заставляем учеников думать и делать мир лучше ведь они проектируют и изготавливают предметы, которые по-настоящему нужны реальным людям.
Учитель в проектной деятельности играет много разных ролей. Но в центре все-таки остается ученик, который учится, а не учитель, который учит.
Роли учителя:
- энтузиаст для повышения мотивации учеников;
- специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;
- консультант;
- организатор доступа к ресурсам (и доступа к специалистам);
- руководитель (особенно в вопросах распределения времени и степени глубины работы ученика);
- человек, который задает вопросы;
- человек, который оказывает моральную поддержку;
- партнер по процессу обучения.
Цель проектной деятельности - развить инициативность, творчество, изобретательность, вдумчивое отношение к практической работе (анализ собственного мыслительного процесса).
При таком инновационном решении проблемы включения учащихся в творческую деятельность в корне меняются отношения учитель-ученик:
ученик определяет цель деятельности учитель помогает ему в этом;
ученик открывает новые знания учитель рекомендует источники знаний;
ученик экспериментирует учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
ученик выбирает учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
ученик активен учитель создает условия для проявления активности;
ученик субъект обучения, учитель партнер;
ученик несет ответственность за результаты своей деятельности учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Помощь учителя в работе школьника над проектом может быть оказана:
- при определении цели и задач;
- при планировании результата;
- при подготовке презентации в сложных проектах;
- при организации экспертизы;
- при анализе проекта и оформлении результата в портфолио.
Педагог помогает выполнить проект, консультирует, но осуществляет общее руководство не как контролер, а как руководитель-творец.
Порядок выполнения учебного проекта
1этап. Начальный: определение темы, уточнение цели, выбор рабочей группы. Деятельность обучающихся: уточняют тему, обсуждают задание. Деятельность педагога: мотивирует обучающихся, объясняет цели проекта.
2 этап. Планирование: анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, распределение ролей в команде. Деятельность обучающихся: формулируют задачи, уточняют источники информации. Деятельность педагога: помогает, наблюдает.
3 этап. Исследование: сбор и уточнение информации, “мозговой штурм”, уточнение планов деятельности. Деятельность обучающихся: работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследования. Деятельность педагога: помогает, наблюдает.
4 этап. Выполнение: выполнение проекта. Деятельность обучающихся: выполняют исследования и работают над проектом, оформляют проект. Деятельность педагога: наблюдает, советует.
5 этап. Оценка результатов: анализ выполнения проекта и достигнутых результатов, выделение удач и неудач, анализ достижения поставленной цели. Деятельность обучающихся: участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценки. Деятельность педагога: наблюдает, направляет процесс анализа.
6 этап. Защита проекта: подготовка доклада, обоснование процесса проектирование, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка. Деятельность обучающихся: защищают проект, участвуют в коллективной оценке проекта. Деятельность педагога: участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Быстро осваивая программу, рассчитанную на среднего ученика, одаренный ребенок испытывает на занятиях скуку и неудовлетворенность. Поэтому целесообразно для развития интеллекта и самостоятельного творчества у таких детей, усложнять задание, внося элементы исследования при изучении любой темы. Постепенно учащиеся овладевают способами и приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности:
умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы;
умение наблюдать, работать с литературой;
умение проводить эксперименты;
умение давать определения и понятия;
умение делать выводы;
умение публично выступать;
умение отстаивать свою точку зрения;
в случае разработки групповых проектов развивается умение сотрудничать.
При создании проекта в рабочей группе «обучающиеся – педагог» обязательно должен присутствовать «генератор идей». Остальные ученики могут быть исполнителями, но, естественно не лишёнными самостоятельности мышления и творческого подхода к делу. То есть, в творческую группу можно привлекать не только каких-то особенных (одарённых) детей, но и обычных учеников, проявляющих повышенный интерес и уже обладающих определённой суммой знаний и навыков, соответственно рассматриваемой теме.
Таким образом, на проблемном уроке ученики в процессе исследовательской, творческой деятельности сами “открывают знания”. Правда, творчество за партой всегда отличается от настоящего научного. Ученый ставит перед собой еще не изученную проблему и в результате открывает объективно новое знание. Ребенок ставит учебную проблему и открывает знание, новое лишь для него самого, а не для всего человечества. Но от этого радость от “новых открытий для себя” не становиться меньше.
Дети сами, без указания педагога чувствуют недостаток знаний, и это заставляет их обратиться к справочной и энциклопедической литературе. Это так же способствует общему развитию ребенка, побуждает его к самореализации в процессе творческой деятельности.
Литература
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки: Научно-практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей уч. завед. Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.
Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки: Научно-практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей уч. завед. Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2007.
Лось Ю.А., Матяш Н.В. и др. Методика обучения младших школьников выполнению творческих проектов / Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: Изд-во БГПУ. НМЦ «Технология», 1998.
Ромашкова Е.И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие. / Сост. О.В. Евусяк. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2002.
Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: Татарченкова С.С., Телешов С.В.; Под ред. С.С. Татарченковой. – СПб.: КАРО, 2008. – 160с.
Заголовок 1Заголовок 215