Педагогический проект Двуполушарный подход в обучении биологии как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Двуполушарный подход в обучении биологии как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Автор: Чечкенёва Л.В.
учитель биологии и химии
1 квалификационной категории
Югорск
2012г.
Аннотация к проекту.
Современная школа, согласно концепции модернизации российского образования, должна стать фактором гуманизации общественно- экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Школа сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Реализация поставленных задач зависит от уровня сотрудничества учителя и ученика, от разнообразия форм и методов обучения. Активизировать познавательную деятельность учащихся возможно через системно-деятельностный принцип ФГОС, который и реализуется в проекте. Организовать учебный процесс, учитывая психологические особенности обучающихся, возможно, используя двуполушарный подход в обучении.
В педагогическом проекте осуществлена попытка применить двуполушарный подход в обучении биологии. Разработаны конспекты уроков, дидактические средства и методические рекомендации по их использованию.
1.Обоснование необходимости проекта.
Исследование функциональной асимметрии головного мозга человека представляет собой важную общенаучную проблему. Большинство исследователей рассматривают функциональную асимметрию как одну из фундаментальных закономерностей работы мозга. Существует теория функциональной асимметрии мозга (ФАМ). За последние десятилетия она активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал.
Согласно данной теории, существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга: словесно-логический характер познания, конкретно-образное мышление, и равнополушарность. Наряду со специализацией полушарий, мозг работает как единое целое, объединяя оба способа организации контекста как взаимодополняющие компоненты мышления. В связи с этим, в школе необходимо развивать оба полушария.
Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка.
Сложилась по-настоящему парадоксальная ситуация. В самом деле, все вокруг знают, что у человека два полушария мозга, а обучение в школьной системе по основным предметам построено так, как будто одно из них можно не замечать. Врачи советуют без крайней необходимости не удалять ребенку гланды, потому что, если природа для чего-то дала их человеку, значит, они нужны. А целое полушарие мозга, в самые важные для формирования человеческой личности годы, по существу, рассматривается как факультативное, и громадная система учебников и методических разработок реализует "однополушарный" подход в обучении.(13) Кроме того, нарушение межполушарного взаимодействия, блокирование активности ведущего и перегрузка менее активного полушария, приводит не только к снижению учебных результатов, но и к невротизации школьников.
Несмотря на накопленный теоретический материал, психофизиологические факторы обучения ещё не осмыслены в педагогической теории и не учитываются в массовой педагогической практике.
Особую актуальность эта тема приобретает в связи с реализацией ФГОС. Не смотря на то, что новые стандарты в основной школе ещё не введены, думающий учитель обязан быть готовым теоретически и практически к работе по ним. Поэтому в данном проекте реализуются принципы и подходы образовательных стандартов нового поколения, в частности системно-деятельностный подход, который и обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С другой стороны, системно-деятельностный подход обеспечивает построение образовательного процесса с учётом психологических особенностей учащихся. А активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, учитывая их психологические особенности, и организовать образовательное пространство, используя различные ресурсы, возможно, используя двуполушарный подход в обучении. Изложенные выше соображения обусловили выбор темы педагогического проекта и определили его цель и задачи.
2. Цели и задачи проекта.
Цель: Обеспечение активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, на основе двуполушарного подхода.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы.
Разработка дидактических средств, в системе курса «Природа. Введение в биологию» для учащихся 5 классов, необходимых для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Апробация дидактических пособий, созданных в результате реализации проекта и использующих двуполушарный подход, в практике классно-урочного обучения биологии.
Повышение качества обучения биологии и уровня учебной мотивации через учёт психологических особенностей обучающихся.
Осуществление анализа, систематизации и обобщения результатов, полученных в ходе реализации проекта.
3. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей).
В начале работы над проектом встала потребность в проведении диагностики на определение доминирующего полушария у детей. Как оказалось, существует масса диагностик, которые выдают разный результат. В результате я пришла к мысли, что на данном этапе, будет более правильным не разделять детей по типам организации мозга, а объединить на уроках два подхода: логический и ассоциативно-образный. Кроме этого, даже не смотря на доминирование того или иного полушария, нельзя работать только на него, необходимо развивать способности и менее активного полушария. Таким образом, я пришла к идее, что обучение должно быть «двуполушарным». В дальнейшем, с внедрением ФГОС, когда предполагается расширение службы психологического сопровождения, будет проведена подробная диагностика, использование результатов которой, ещё более повысят эффективность обучения. Существует мнение, что разные полушария мозга нужно развивать на уроках по разным предметам. Но ведь можно учить гораздо эффективнее, если апеллировать параллельно, на равных, к обоим полушариям мозга при изучении каждой дисциплины, на каждом уроке, объясняя любую тему, раскрывая любое новое понятие. Оказалось, что в педагогической практике существует инновационная адаптивная методика «двуполушарного» обучения. Её автор О.Л.Соболева, создала уникальные, по своей природе учебники, в которых и реализован «двуполушарный» подход. В них она выстроила весь материал таким образом, чтобы каждая тема и каждое понятие попали как бы в точку пересечения двух лучей - логического и образно-ассоциативного. В результате возникло то, что называют условно "объемным видением", или "стереоскопическим эффектом".
По этим учебникам работают многие школы России. К большому сожалению, учебники разработаны только по русскому языку и математике для работы в начальной школе. А опыт использования данной методики на других предметах в основной и старшей школе практически отсутствует. Мой проект - это попытка применить методику «двуполушарного» обучения в преподавании биологии.
Оптимальные психолого - педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребёнка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учётом мозговой организации познавательных процессов. Рассмотрим организацию ситуации успеха на основе принципа двуполушарного развития поэтапно.
Операционный этап (организация деятельности)
1. При обучении биологии важным аспектом является формирование биологических понятий. При их введении логический момент реализуется обычно одним, или двумя из трёх вариантов: схемой, алгоритмом или чисто логическим лаконичным определением, а образный – картинкой, сказкой, стихотворением, диалогом, загадкой, специально созданным персонажем. Например, при введении понятия симбиоз, возможно использование четверостишия:
Два организма взаимополезны,
Связаны вместе просто железно,
Жить в одиночку? – огромный вопрос,
Такое сожительство есть симбиоз.
И на основе полученной информации из этих строчек, ученикам предлагается сформулировать понятие, которое записывается в тетрадь.Совершенно исключительную роль во всём этом, играют необычные иллюстрации: они действительно предупреждают возникновение психологического напряжения, вызывают к жизни самые светлые и положительные эмоции и при этом дают очень мощный толчок детской фантазии, цепочкам ассоциаций и образов.
Как отмечает В.Н.Фросин, многие биохимические и физиологические процессы идут в нашем организме с определенной частотой, в определенном ритме. Как бы то ни было, стихотворная форма изложения способствует запоминанию той информации, которая заложена в содержании стихов. Наряду с содержанием стихов наша память фиксирует и то эмоциональное состояние, которое сопутствует получаемой информации. Необычная форма предъявления учебного материала и образность его изложения могут облегчить его понимание и запоминание. Другими словами, запоминание осуществляется на уровне подсознания. (14)
2. При изучении нового материала, чтобы задействовать творческий потенциал правого полушария, возможно проблемное введение в тему. Для этой цели использую творческие задачи (Приложение 1). Например, при изучении темы «Как питаются растения» используется творческая задача «Устами великих». К.А. Тимирязев писал:
«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха сколько угодно солнечного света, целую речку чистой воды, и попросите, чтобы он из всего этого приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растений».
- О каком же процессе идёт речь, и в чём суть этого высказывания, мы с вами сегодня узнаем на уроке.
Далее ввожу понятие фотосинтеза с помощью следующих строк:
Питаются растенья автономно,
Лишь свет, вода и воздух тут,
Крахмал и кислород дают нам дружно,
Процесс же фотосинтезом зовут.
А затем, анализируя эти строки, составляем определение этого понятия. При анализе и составления формулировки, происходит развитие логического мышления, а значит функций левого полушария.
3. Введение в тему можно осуществить через стихи-загадки. (Приложение 2) Например, при изучении темы «Откуда у растений появляется зародыш» можно загадать следующую загадку:
Коробочка запечатана,
В ней растенье спрятано,
С ветками, листочками,
С белыми цветочками,
Чтоб найти нам всем ответ,
Мы исследуем объект.
- О какой коробочке идёт речь?
- Какой объект мы сегодня будем исследовать? (Семя)
4. Использовать стихи можно в качестве основы урока. (Приложение 3) При изучении темы «Разнообразие клеток многоклеточных организмов» предполагается проведение лабораторной работы «Разнообразие клеток многоклеточного организма». В данном случае рифмованной будет инструкция к этой работе:
1)С лука сняли кожицу – тонкую, бесцветную,
Положили кожицу на стекло предметное.
Микроскоп поставили, препарат – на столик,
Объектив направили, глядь, а лист из долек!
2) Дольки – это клетки, с ядрами внутри,
Вакуоли крупные в клетке рассмотри.
Клетки у растения – типичного строения,
Есть ядро и цитоплазма, оболочка, лейкопласты.
3) Зарисуй теперь ты клетки, её части подпиши,
И своё произведенье ты раскрась-ка от души.
Другой вариант изучения нового материала в стихотворной форме, может быть при изучении темы: «Факторы природы».
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Цветы, деревья и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это факторы природы.
Детям предлагается определить:
- о каких факторах идёт речь в стихотворении? Они отмечают, что небо, солнце, ветер, тучка - это неживая природа, а цветы, деревья, звери – это живая природа. А после этого можно оформить виды экологических факторов логической схемой.
Факторы среды
Факторы неживой природы
( воздух, туман, роса, солнце, ветер)
Факторы живой природы
( леса, деревья, звери, птицы).
Влияние человека

Для каждого понятия или процесса необходимо использовать несколько форм выражения. Если выразить через все формы, то сознание ребёнка в первую очередь воспримет картинку, правое полушарие даст мощный импульс и ребёнок получит первый ключик для понимания. Это один из компонентов мозаики, из которого складывается любое понятие. Другие элементы мозаики – это стихи и схемы. В стихотворении обязательно должны быть ключевые слова, в которых концентрированно выражена сама суть. Встречные импульсы от «логоса и образа» стимулируют активность мысли и внимание, обеспечивая тем самым адекватное восприятие смысла. Проще говоря, совокупность картинок, схем и словесных образов, помогает понять и усвоить суть понятия или процесса. Если все эти компоненты теперь сопоставить друг с другом, то увидите, как действует приём наложения, совмещения. Это и даёт в результате «объёмное видение», «стереоскопический эффект».
5. Метод моделирования, возможно, использовать при проведении лабораторных работ. Например, при изучении строения семени программой предусмотрена лабораторная работа «Изучение строения семени фасоли». Обучающиеся создают модель – аппликацию семени фасоли, которая выполняет роль образа, а схема и структурированная инструкция хороши для развития словесно-логического типа познания.
«Строение семени фасоли».
Цель: изучить строение семени фасоли.
Оборудование: проросшие семена фасоли, лупы, препаровальные иглы, технологические карты для выполнения лабораторной работы.
Ход  лабораторной работы
1. Прочитайте текст о строении семени фасоли.
Семена фасоли созревают внутри сухого многосемянного плода, который называется «боб». Снаружи семя фасоли покрыто блестящей гладкой семенной кожурой, защищающей семя от чрезмерного высыхания и механических повреждений. На вогнутой стороне семени заметен рубчик — след от семяножки, соединявшей семя фасоли с околоплодником (т. е. со створками боба). Под семенной кожурой находится зародыш семени, состоящий из двух семядолей и расположенных между ними корешка, стебелька и почечки. Семядоли в семени фасоли толстые и мясистые, в них содержится запас питательных веществ.
2. Рассмотрите внешний вид семени  фасоли, отметьте его форму.
3. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к оболочке плода) и семявход (через который проникает вода).
4. Пользуясь препаровальной иглой, осторожно снимите семенную кожуру.
5. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, корешок, стебелёк и почечку.
6. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
7. Закончите схему: Схема строения семени фасоли
СЕМЯ
СЕМЕННАЯ КОЖУРА
ЗАРОДЫШ
СЕМЯ
СЕМЕННАЯ КОЖУРА
ЗАРОДЫШ
СЕМЯ
СЕМЕННАЯ КОЖУРА
ЗАРОДЫШ
СЕМЯ
СЕМЕННАЯ КОЖУРА
ЗАРОДЫШ

8. Смоделируйте семя фасоли, используя цветную бумагу.

Рис.1 Рис.2 Рис.3
Модель семени фасоли: из более тёмного цвета вырезаем семенную кожуру (рис 1). Из жёлтой бумаги вырезаем две семядоли, они чуть меньше семенной кожуры (рис 2). Склеиваем семенную кожуру и семядоли внутренними сторонами. Затем вырезаем корешок, стебелёк и почечку (рис.3). Помещаем их между семядолями и приклеиваем. Теперь модель складываем пополам таким образом, чтобы семенная кожура оказалась снаружи.
Результативный этап. Зачастую, срабатывает стереотип, если материал преподносится несерьёзно, то значит примитивно и упрощенно. На самом деле, любой, достаточно сложный материал, преподнесённый в доступной, прозрачной, ясной и естественной для ребёнка форме, воспринимается просто и осмысленно.
1. Рефлексия в виде стихов, загадок, басен активизирует познавательный процесс. Например, в качестве рефлексии темы «Воздушное питание растений» очень интересно и закрепляющее можно использовать басню И.А.Крылова «Листы и корни»
- Мы те, которые здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте,
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас!
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, -
Ни станет дерева, ни вас.
- В чём была ошибка баснописца?
2. Интерактивные задания на этапе закрепления знаний с большим энтузиазмом выполняются детьми. Кроме того, такого рода задания развивают воображение, тренируют логику, позволяют обучать детей с увлечением. Одно из таких заданий «Вишнёвое варенье», осуществляет закрепление материала о процессе фотосинтеза.

3. «Биологические лабиринты» - ещё одно дидактическое средство, которое позволяет осуществлять двуполушарный подход в обучении. С одной стороны – это работа по алгоритму, т.е. на основе логического познавательного процесса, а с другой стороны – групповая форма работы, которая позволяет активно вовлечь правополушарных детей. Кроме того, при составлении лабиринтов можно использовать иллюстрации, что задействует работу правого полушария любого ученика. «Биологические лабиринты» можно использовать и при осуществлении проверки знаний, и при закреплении пройденного материала по многим темам.(Приложение 4)
4. На этапе рефлексии становятся незаменимыми карточки- картинки. (Приложение 5) На уроке «Как живут организмы в природном сообществе», по картинкам детям предлагается определить типы взаимоотношений. Тут же раздаётся учащимся материал, где эти отношения выражены в стихотворной форме и предлагается найти каждому стихотворению соответствующую картинку. Данную работу, можно проводить и при изучении нового материала, и при осуществлении контроля знаний. Но если говорить об этапе проверки знаний, то обязательно, при двуполушарном подходе, ученик должен иметь право выбора формы задания. С этой целью используются тестовые формы контроля, с которыми левополушарным ученикам справится легче. Таким образом, при выборе формы выполняемого задания, учащийся подсознательно проводит психодиагностику своего стиля познания и акцентирует внимание на наиболее эффективной форме.
5. На своих уроках достаточно давно использую динамические пособия, по принципу лото. (Приложение 6) На раздаточных экранах дети строят цепи питания из отдельных карточек: (Уроки: «Как живые организмы переносят неблагоприятные условия», «Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников», «Природное сообщество. Экосистема» и другие), находят представителей основных царств (Уроки: «Деление организмов на группы», «Царство Растения. Грибы», «Царство Животные»), определяют представителей разных сред обитания (Уроки: «Кто живёт в воде», «Обитатели суши», «Кто живёт в почве», «Организм как среда обитания»). Картинки – образы позволяют стимулировать развитие познавательного интереса, создаётся ситуация успеха и обучение становится эффективным и здоровьесберегающим.
6. Особый интерес на уроке вызывают игровые моменты. Дидактические игры – это средство моделирования окружающей действительности с одной стороны, и методический приём с другой стороны. ( Приложение 7) Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающая в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение.
Приведу конспект урока, в котором реализуется двуполушарный подход. Тема: Как растения распространяются, если они не передвигаются. Задачи:
1. Рассмотреть способы распространения плодов и семян.
Установить взаимосвязь между особенностями строения семян и способа их распространения.
Развивать умение работать с текстом, сравнивать, обобщать.
Воспитывать культуру умственного труда, культуры общения, коммуникативных качеств: умение общаться в процессе группового взаимодействия, чувства ответственности за результаты своего труда.
Оборудование: Презентация «Распространение плодов и семян», динамическое пособие «Биологическое лото», раздаточные листы по новому материалу (1-4), шляпа, компьютер, проектор.
Ход урока: 1.Актуализация знаний (слайд 1)

2. Целевая установка (введение темы урока) слайд 2
Птицы в воздухе летают
Звери по земле гуляют
Рыбы по воде плывут…
А растенья как живут?
С места одного не сходят
По лесам, лугам не ходят,
Только как они, мой друг
Расселяются вокруг?
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Запишем тему в тетрадь.
3. Изучение нового материала
1) самостоятельная работа с текстом.
Растения могут распространяться разными способами. О них вы узнаете, если прочитаете раздаточные листы и заполните таблицу.
№ Способы распространения семян и плодов Растения, семена которых распространяются этим способом Приспособления семян к распространению
Лист 1.Если очень захотеть
То можно даже полететь
Природа семенам дала
То парашют, то два крыла
Как будто снег летит вокруг
Вот с тополей слетает пух
липа Осина, ива, и осот
Шлют тоже семена в полёт
И одуванчик с бодяком
С таким движением знаком
На семенах у всех пушок
Легко несёт их ветерок.
С ветром дружит даже клён
Он крылаткою снабжён
Вот, с пихты семена летят
На новом месте жить хотят.
Есть крылышки у липы, ели,
Берёза, ясень, вяз успели
Крылатками обзавестись
И к новым землям унестись.
2. Беседа
- О каких растениях идёт речь? (тополь, осина, ива, осот, одуванчик, бодяк, клён, пихта, липа, ель, берёза, ясень, вяз).
- Что их объединяет? (их семена распространяются ветром).
- Что для этого у этих семян есть? (крылатки, пух, парашютики, крылышки). Подводим итог по листу 1 (слайд 3).
Заполните первый способ в таблицу.
Лист 2. Есть растения- стрельцы
Бешеные огурцы
Они так могут расселяться
Что можно только удивляться
Чуть заденешь спелый плод
Вмиг тебя он обдаёт
Слизью с семенами вместе
Чтоб росли на новом месте
Стрелять и лилии умеют
«Катапультами» владеют
Только кто-то плод тряхнёт
Семена летят в полёт
Ну а что горох и мак?
Не попасть, чтобы впросак,
Тоже сами семена
Разбросают кто куда.
- О каких растениях вы прочитали? (бешеный огурец, лилии, мак, горох)
- Что-то или кто-то помогает им распространяться? (нет, они сами) Слайд 4
- Как мы можем назвать способ (саморазбрасывание). Заполните в таблицу.
3.Физкультминутка
Лист 3.Вот муравей домой идёт
И семя на себе несёт
На семени придаток есть
Который можно просто съесть.
Но, целым остаётся семяфиалкаКогда ж наступит его время
Увидишь ты, что там и тут
Хохлатки ранние цветут.
Фиалки зацвели, а вот
И чистотел уже растёт
Копытень и гусиный лук
Всё заселили здесь вокруг.
копытень
На калину птичка села
И её плодов поела
От них остался лишь помёт
А семя ничего, живёт.
Рябина, бузина, черника,
Омела, ландыш, земляника
Летают с птицами и вот,
Так расселение идёт.
Идёт животное, и вдруг
На пути растёт лопух
Зацепился он за шерсть
Вот и транспорт уже есть.
И репешок, и череда,
Прицепились, не беда,
Ведь с крючками семя тоже
Стать путешественником может.
- Назовите растения, о которых вы прочитали?
- С помощью кого распространяются их семена и что имеют для этого? (животных, человека). Заполните в таблицу. ( Слайд 5)
Лист 4. Транспорт может быть и водный
Путь тебе везде свободный
Несёт ольху течение- осока
Вот это развлечение.

Чистяк, кубышка и осока
Сплавляют семена далёко,
В них с воздухом пространство есть
Не даст на дно оно осесть.кубышка
- Ну и давайте определим четвёртый способ распространения семян. Запишите его в таблицу. Укажите примеры растений и приспособлений семян к распространению водой (Слайд 6)
4. Рефлексия 1. Работа с «Биологическим лото»:
Задание 1. Найдите растение, семена которых распространяются ветром. Проставьте название этих растений.
Задание 2. Найдите карточки с растениями, семена которых распространяются животными и человеком. Рядом с каждым подберите карточку с названием.
Задание 3. Я называю растение, а вы находите его изображение: акация, клён, рогоз, череда, ольха, берёза, мак, кубышка, чистотел. Рядом с ними укажите способ распространения семян.
2. Дидактическая игра «Шляпная дискуссия».
Все пишут на записке название растения и складывают их в шляпу. Каждая из трёх команд вытаскивает растение и называет способ распространения.
5. Домашнее задание 1) проработать таблицу 2) составить загадки, нарисовать картинки о растениях и распространении их семян и плодов.
IV. Ресурсное обеспечение проекта.
Временные ресурсы предполагают реализацию проекта в течение периода с 2010 г. по 2012г.
В качестве информационных ресурсов были использованы материалы семинара в г. Югорске от 24.02.2012 о нормативной базе ФГОС и этапах их реализации, литературные источники по теме проекта, ресурсы интернет. Методологические основы проекта, опираются на следующие современные теории: теория асимметрии головного мозга (В.А. Геодакян, В.С. Ротенберг, Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова), теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, Л.В. Эльконин), теория проблемного обучения (М.И. Махмутов).
В проекте активно реализуются:
Концепция системно-деятельностного подхода в развивающем обучении (В.П. Сухов);
Концепция личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская);
Адаптивная методика на основе двуполушарного подхода в обучении (О.Л.Соболева);
Организационные ресурсы представлены нормативными документами МБОУ СОШ № 6 о введении ФГОС в начальной школе; организация и проведение педсовета о результатах реализации ФГОС в начальной школе; организация службы психологического сопровождения процесса обучения.
Материально-технические ресурсы: Для реализации педагогического проекта достаточно иметь кабинет, оснащённый по требованиям ФГОС. Реализация проекта не требует больших материальных затрат, поэтому представляемый опыт легко воспроизводим.
V. Целевая аудитория.
Педагогический опыт предназначен для учителей предметников, работающих в 5-9 классах, а также для учителей естественно-научного цикла. Поскольку разработку любой методики следует начинать с наименьшего звена системы образования, то проект предполагает реализацию по программе Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию» для 5 класса. В параллели 5-х классов были определены экспериментальные классы (где предполагается реализация проекта) и контрольные классы (где преподавание ведётся традиционно). Опираясь на данные психологического обследования, целевая аудитория определилась следующим образом:
2010–2011 учебный год 5«а» - экспериментальный, 5«б» - контрольный
2011- 2012 учебный год 5 «а» - контрольный
5 «б», 5 «в» - экспериментальные
VI. План реализации проекта.
Этапы реализации
проекта Сроки реализации Мероприятия
11. Изучение теории асимметрии головного мозга, методологии системно-деятельностно-го подхода и методики двуполушарного обучения. В течение работа над проектом. 1. Работа с литературными источниками и ресурсами интернет.
22. Проведение открытых мероприятий для ШМО и ГМО 05.12.2009г.

10.12.2010г. 1.Открытое мероприятие «Формула здоровья», в рамках республиканского семинара «Воспитание – приоритетное направление нац. проекта «ОБРАЗОВАНИЕ».
2. Открытый урок «Хлеб всему голова», в рамках городского семинара по духовно- нравственному воспитанию.
33. Обобщение опыта по теме проекта. 25.12.2010г.
14.01.2011г.
16.02.2011
15.05.2012
17.05.2012г.
28.08.2012 1.Публикация статьи в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Школа – территория здоровья». 2.Выступление на педсовете «7 мыслей в секунду (учёт индивидуальных особенностей учащихся в обучении)». 3. Выступление на межрегиональных пед.чтениях (г. Зеленодольск РТ).
4. Выступление на окружных Атякшевских пед.чтениях (г.Югорс, ХМАО). 5. Публикация статьи по материалам Атякшевских пед.чтений на сайте: www.lyceum-yugorsk.ru 6. Выступление на педагогической конференции г. Югорска
44. Разработка и апробация дидактических средств согласно двуполушарному подходу в обучении. В течение работы над проектом. 1. Изготовление дидактических средств по основным разделам курса биологии 5 класса.
2. Проведение уроков для учащихся 5-х классов с использованием новых дидактических средств.
55. Проведение диагностики по результатам обучения. 2 раза в год Проведение срезовых работ в начале года и итоговых в конце. Сравнение результатов
66. Диагностика по определению уровня мотивации. 2 раза в год Диагностика на определение уровня мотивации «методика Гинсбурга» в начале и конце года
77. Активизация познавательного интереса учащихся во внеурочной деятельности по биологии. 2008,2009, 2010, 2011гг.
2008,2009,2010гг.
Октябрь 2010г Январь, 2011г.
Март, 2011г.
Декабрь, 2011г.
Январь, 2011г.
Апрель, 2012г. 1.Участие во Всероссийских предметных олимпиадах.
2.Участие в городском конкурсе «День птиц».
3.Участие в городском конкурсе «Юннат - 2010».
4.Участие в городском конкурсе «Зимняя фантазия».
5.Участие в муниципальной научно-практической конференции.
6.Участие детей во всероссийском конкурсе «Познание и творчество». 7. Участие уч-ся 5 классов во Всероссийской интеллектуальной викторине, посвящённой 300-летию М.В.Ломоносова.
8. Участие во Всероссийском «Молодёжном биологическом чемпионате».
88. Разработка конспектов уроков согласно двуполушарному подходу в обучении. В течение работы над проектом. Разработка конспектов уроков по программе Т.С.Суховой, В.И.Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию».
VII. Ожидаемые результаты и социальный эффект.
1. Материальные объекты, которые появились в ходе реализации проекта:
1) Дидактические средства на основе адаптивной методики двуполушарного подхода:
«Биологические лабиринты» по темам: Признаки живой природы,
Динамическое пособие «Биологическое лото» по темам: Царства живой природы; Среды жизни организмов; Способы распространения семян и плодов;
Творческие задачи для проблемного введения знаний.
Стихи – загадки для формирования биологических понятий.
Раздаточный материал с использованием стихотворных и иллюстративных образов для введения нового материала на основе системно-деятельностного и двуполушарного подходов.
Подборка игровых методик для активизации работы правого полушария.
2) Методические разработки уроков, согласно двуполушарной методике и системно-деятельностному подходу.
3) Методические рекомендации по использованию дидактических средств, при обучении биологии согласно двуполушарному и системно-деятельностному подходу.
2. Результаты эффекты.
1) Повышение познавательной активности учащихся во внеурочной деятельности:
Участие детей в муниципальном этапе всероссийской олимпиады: 2008г. – 1 призёр, 2009г.- 2 победителя, 1 призёр, 2010г. – 1 победитель, 1 призёр.
Участие детей в городском конкурсе «День птиц».2008,2009гг. - 2 место, 2010г – 3 место.
Участие детей в городских конкурсах «Юннат-2010» и «Зимняя фантазия» (2011). Дипломы за лучшую авторскую композицию.
Участие в Муниципальной научно-практической конференции(2011). Диплом призёра.
Участие во Всероссийском конкурсе «Творчество и познание» (осень 2011) – 5 участников, Старцева К. – грамота призёра.
Участие во Всероссийской интеллектуальной викторине, посвящённой 300-летию М.В. Ломоносова. Благодарности за участие (10 человека). (2011г)
Участие во Всероссийском «Молодёжном биологическом чемпионате». Диплом призёра.
2) Повышение эффективности обучения
В 2010-2011 учебном году качество знания в контрольном 5 «б» классе увеличилось на 4%, а в экспериментальном 5 «а» - на 13%.
А в 2011 – 2012 учебном году качество знания в контрольном 5 «а» классе увеличилось также на 4%, а в экспериментальном 5 «б» на 39% и на 14% в 5 «в» соответственно (Приложение 8).
3) Рост уровня учебной мотивации.
В 2010-2011 учебном году в 5 «а» классе учебная мотивация возросла на 32%, а в контрольном 5 «б» всего лишь на 4%. В 2011 -2012 учебном году в экспериментальных 5 «б» и 5 «в» уровень школьной мотивации вырос на 22% и на 25% соответственно, а в контрольном 5 «а» учебная мотивация выросла только на 7% (Приложение 9).
VIII. Перспективы дальнейшего развития проекта.
Разработка и апробация дидактических средств по биологии 6, 7 классов на основе двуполушарного подхода.
Создание методических разработок конспектов уроков по биологии 6,7 классов на основе двуполушарного подхода.
Создание методических рекомендаций по использованию дидактических средств по биологии 6, 7 класса на основе двуполушарного подхода.
Обобщение опыта в рамках выступлений на научно-практических конференциях разного уровня, заседаниях ШМО и ГМО, педсоветах, круглых столах, педчтениях.
Создание статей для методических изданий с целью обобщения опыта по применению адаптивной методике двуполушарного обучения на уроках биологии.
IX. Литература.
Агафонов В.В. О приёмах запоминания и усвоения информации. - М.: Изд-во «Ювента», 2000г.
Галеева Н.Л. Интегрированные биологические декады. – М.: 5 за знания,2008.
Дидактические игры: Методическое пособие для учителей биологии (Сост. Кошпаева М.М., Сушенцова В.В., Седых Г.М.). – Й-Ола: Издательство Марийского института образования, 1995г.
Копелевич Ф.И. Учёт индивидуальных особенностей при обучении математики: Диссертация кандидата пед. наук. - СПб, 2004.
Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб.: Союз, 1998.
Наумов А.А., Старцев П.Е. Биология. 6 класс: Биологические лабиринты. – М.: Дрофа,2001.
Потапов А.С. психологическое обоснование системы обучения с учётом латеральной асимметрии полушарий головного мозга. Диссертация доктора психологических наук. - М. 2002.
Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. – М. Аст-Пресс, 1998.
Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ [Сост. Н.Н. Хоменко]. – СПб.: ТРИЗ-Шанс,1996.
Сергеев Б.Ф. Высшая форма организованной материи. М.: Просвещение, 1987.
Сиротнюк А.П. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.
Соболева О.Л. Ассоциативный алгоритм. «Школьный психолог» № 45, 2000г.
Соболева О.Л. Психодиагностика по учебнику «Психологическая газета» № 4/ 43, 1999.
Фросин В.Н. Биология в моей жизни: воспоминания студента медицинского университета: Учебное пособие. – Казань: ООО «Диалог - Компьютерс», 2006г.