Доклад на тему:Дифференцированное обучение математике как средство активизации познавательной деятельности обучающихся


Дифференцированное обучение   математике как средство активизации познавательной деятельности  обучающихсяМатематика является одной из самых сложных дисциплин и вызывает трудности у многих обучающихся. Как показывают многочисленные психолого-педагогические исследования, если уровнять многие факторы, которые влияют на уровень усвоения новых знаний, новые знания всё равно будут усвоены по-разному.
Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между обучающимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех студентов, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения. И одним из таких подходов является уровневая дифференциация.
      Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого обучающегося или отдельных групп обучающихся. Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Дифференциация обучения осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, выбора средств педагогической поддержки студентов в соответствии с их возможностями [1].
Как должен быть построен процесс дифференцированного обучения, чтобы преподаватель реально мог учесть особенности и  возможности своих студентов?
Принципиальным основанием такого процесса должна быть   педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
определить особенности усвоения обучающимися   предметных знаний, умений и навыков;
выявить характер трудностей обучающегося   и    установить их причины;
установить уровень овладения учебной деятельностью [2].
Для осуществления дифференцированного обучения необходимо подобрать и разработать дидактические материалы.
Представим виды дифференцированных заданий:
1. Предварительные задания по уровню трудности: 
облегчённому; 
   среднему; 
  повышенному. 
2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных   упражнений возрастающей   степени трудности. 
3. Индивидуальные дифференцированные задания. 
4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки  обучающихся. 
5. Равноценные вариативные задания с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий возрастающей трудности. 
6. Упражнения с указанием минимального и максимального количества   заданий для обязательного выполнения. 
7. Дифференцированные задания с разной степенью помощи. 
После подбора или разработки необходимых дидактических материалов организуется дифференцированная работа с обучающими.
Чаще всего студентам с низким уровнем обучаемости  предлагаются репродуктивные задания, а со средним  и высоким  уровнями обучаемости – продуктивные творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем обучающимся. Но при этом ребятам с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации.
К репродуктивным заданиям относятся, например: решение  задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов.
Примеры продуктивных заданий:
- классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
- преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в математическую модель);
- задания с недостающими или лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;   самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.
 Дифференциация учебных заданий по уровню    трудности предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных обучающихся:
усложнение математического материала;
увеличение количества действий в выражении или в решении задачи.
Дифференциация заданий по объёму учебного         материала предполагает, что сильные студенты выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы обучающихся. Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив задания в виде карточек.
Дифференциация работы по степени самостоятельности не предполагает различий в учебных заданиях для разных групп студентов. Все выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.
Дифференциация работы по характеру помощи обучающимсяв отличие от дифференциации по степени самостоятельности не предусматривает организации фронтальной работы под руководством преподавателя. Все ребята сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь [3].
Наиболее распространенными видами помощи являются:
а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, записей на доске).
На карточках могут использоваться:
образцы выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;
справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблице единиц длины, массы и т. п.;
наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.);
дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задаче, указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);
вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
начало решения или частично выполненное решение.
Различные виды помощи при выполнении одного задания часто сочетаются друг с другом.
Различный характер дифференциации и цели этих заданий, позволяют создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности обучающихся.  
Список литературы:
1.​ Дощицина, З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации/ Дощицина З.В. - М.: Просвещение, 1994.- с.62.
2.​ Спилберг, Ч.Д. Оценка уровня познавательной активности/ Спилберг Ч.Д. – М.: Просвещение, 1987. – 116 с.
3.​ Фирсов, В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения/Фирсов В.В.- Начальная школа,№5, 2004.- с.27.