Домашнее задание как средство активизации учебной деятельности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»



Домашнее задание как средство активизации
учебной деятельности младших школьников
при изучении предмета «Окружающий мир»

В последнее время в методической литературе поднимается вопрос о роли и функциях домашних заданий. Одни методисты считают, что домашние задания необходимо отменить, т.к. они наносят вред «моральный и физический», что обучение должно основываться на здоровьесберегающих технологиях.
Сторонники противоположной точки зрения полагают, что домашние задания необходимы. Многовековая практика и педагогические законы доказывают, что если знания, приобретённые на уроке, не повторяются, то они забываются. Согласно этой точке зрения отказ от домашних самостоятельных работ ведёт к снижению качества обучения.
Основной причиной отрицательного отношения к домашним заданиям является то, что некоторые учителя не задумываются над их многовариантностью, разнообразными функциями и возможностями, не оценивают их роль и значение в деле воспитания и обучения. Многие учителя придерживаются поговоркой «Повторение – мать учения» и задают читать страницы и упражнения из учебника, а ещё дополнительно найти что-нибудь из дополнительной литературы. Такой подход больше приносит вреда, чем пользы, т.к. приводит к перегрузке учащихся и потере интереса к учебной работе, а, следовательно, и к внутреннему неприятию самой необходимости выполнять домашнюю работу.
Вариативность домашних заданий чрезвычайно велика, каждое задание должно иметь содержательную сторону, преследовать определённую дидактическую цель и подразумевает определённый способ его выполнения; что виды домашних заданий различаются уровнем обобщения, требуют различных организационных условий для их выполнения.
В зависимости от дидактического назначения можно выделить следующие виды домашних заданий:
Домашние задания, направленные на закрепление знаний и умений.(заучивание текста учебника и его пересказ; доработка материала, изучение которого начато на уроке; сбор дополнительного материала из других источников, а не только из учебника)
Домашние задания, направленные на систематизацию изученного материала. Это задания, позволяющие учащимся устанавливать разнообразные связи и отношения между изучаемыми явлениями и процессами. Для выполнения таких заданий учащиеся должны уметь выделять существенные понятия, определять последовательность событий, классифицировать фактические данные. (Посчитать результаты наблюдений за погодой и составь характеристику осенней погоды)
Домашние задания на развитие умения выполнять такие логические операции, как анализ, сравнение, классификация, обобщение. (Сравни причины раннего цветения растений в степи и в лесу; Выдели существенные признаки животных-хищников и др.)
Домашние задания на применение знаний обычно завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков. (подготовка опытов, проведение дом. экспериментов, практические работы, изготовление наглядных пособий (гербария), написание рефератов, докладов и др.)
Домашние задания, которые предназначены для проверки знаний и умений. Такие знания предполагают не только знание фактов, понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных ситуациях, устанавливать связи. (Посади семена гороха. Когда появятся всходы, одно растение поставь на окно, а другое поставь в шкаф. Через неделю сравни проростки. Сделай вывод о значении света в жизни растений).
Домашние задания, направленные на подготовку к восприятию материала следующего урока. Это опережающие задания. (Узнай, какие полезные ископаемые добываются в нашей местности. Где их используют?)
Задания творческого характера, для выполнения которых недостаточно знаний, усвоенных на уроке. Необходимо самостоятельно «шагнуть» из незнания в знание. При этом ученик должен решить проблемную задачу. ( написание сказки, былины, рассказа, истории; представление себя в роли учителя и выбор оптимальных, со своей точки зрения, вариантов объяснения того или иного природного явления.(Определи причины более позднего прилёта в этом году грачей по сравнению с прошлым годом)).

Для предупреждения перегрузки учащихся и правильной организации домашних заданий учитель должен постоянно отвечать самому себе на вопросы: что, как и когда задавать в качестве домашнего задания.
Учителю следует разъяснять детям, как нужно выполнять задание. При необходимости можно рекомендовать тот или иной порядок выполнение домашнего задания.
Во всех случаях учащиеся должны знать не только цель домашнего задания, его объём, требования к содержанию, но и как организовать работу, как учить, что должно получиться в результате, как оформить результаты своей работы, как осуществить самоконтроль.
Домашние задания должны быть дифференцированными. Уровень дифференциации может быть разным. Один из вариантов: первая группа заданий (минимальные задания) должны выполняться всеми учащимися класса. Вторая группа заданий – обязательные для группы «сильных» учащихся. Эту группу составляют дети, которые овладели навыками выполнения определённых заданий, и их повторное выполнение – заниженное для них требование. (Подготовка сообщения, найти ответы на дополнительные вопросы). Третья группа заданий – для желающих их выполнять. Как правило, эту группу составляют учащиеся, которые имеют особый интерес к изучению природы. Если таких учеников в классе 2-3 – это большая удача для учителя. Однако таких детей может стать больше, если учитель систематически работает над развитием познавательного интереса. (Придумать рассказ после изучения темы «На Крайнем Севере» «Может ли белый медведь съездить в гости к бурому медведю?»)

Таким образом домашнее задание может быть средством активизации учебной деятельности младших школьников только в том случае, если учитель методически грамотно будет их использовать.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15