Статья Интеллектуальная игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников в условиях интеллектуального клуба
Васильева Н.Н.,
педагог ДО
Интеллектуальная игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников в условиях интеллектуального клуба
В тезисах рассматривается актуальная для педагогической практики проблема активизации познавательной деятельности младших школьников. Обосновывается педагогический потенциал интеллектуального клуба как формы работы с детьми в учреждении дополнительного образования. Даётся краткая характеристика этапов опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных потребностей, интеллектуальных способностей и творческой активности обучающихся начальной школы.
Ключевые слова: интеллектуальная игра, познавательная активность, интеллектуальный клуб, младшие школьники
Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся всегда стояла перед педагогами, как и проблема поиска новых форм организации работы с детьми.
В системе дополнительного образования детей решение данной проблемы мы видим в использовании такой нетрадиционной формы организации внеурочной деятельности детей, как клуб интеллектуальных игр, имеющий немалый педагогический потенциал. Это подтверждается опытно-экспериментальным исследованием, которое проводилось в 2015-2016 учебном году с учащимися начального звена МБОУ «СОШ №7» г. Абакана. Экспериментальная выборка составила 24 школьника экспериментального класса и такое же число учащихся контрольного класса. Педагогическая диагностика проведена с использованием методик Г.В. Репкиной, Е.В. Заики «Оценка уровня познавательной активности младших школьников» и В.С. Юркевича «Изучение познавательной потребности» имела своей целью диагностировать уровни познавательной активности младших школьников.
После изучения и анализа результатов по завершении методик на констатирующем этапе эксперимента выявлено следующее: уровень развития познавательной активности учащихся в двух третьих классах различен, варьируется от среднего до низкого.
Полученные эмпирические данные подтвердили необходимость организации специально организованной работы на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась с экспериментальным классом в течение полугода. С этой целью использовались возможности интеллектуального клуба, на протяжении нескольких лет функционирующего в Центре детского творчества г.Абакана.
Работа с экспериментальным классом была организована в рамках авторской развивающей программы с целью активизации познавательной деятельности младших школьников. Первостепенное значение в рамках реализации программы имели индивидуальный подход к детям, дозировка сложности заданий, поощрения, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. На занятиях использовались иллюстрационный и раздаточный материалы, технические средства обучения. Успешность работы достигалась благодаря, атмосферы увлеченности и доброжелательности, что мотивировало детей на преодоление трудностей.
Младший школьный возраст – это период, когда важную роль в развитии личности играют эмоции. В интеллектуальных играх нет «прямого» обучения, и они всегда связаны с положительными эмоциями, переживаемыми детьми. Дети всегда готовы участвовать в игре, обогащаясь эмоционально и практически не уставая. В познавательных играх, как отмечает Т.Ю.Уронова, «эффективно создаются зоны как ближайшего, так и актуального развития, появляется возможность подготовить сознание ребёнка для восприятия нового» [2, с. 135]. У детей пробуждается интерес и положительное отношение не только к результатам, но и самому процессу интеллектуальной деятельности, появляется уверенность в преодолении сложностей.
Одной из интерактивных форм активизации познавательной деятельности в условиях интеллектуального клуба является интеллектуальная игра. Б.Р. Мандель предлагает следующее её определение: «Игра, называемая интеллектуальной, – индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования» [3, с. 35].
Нужно сказать, что интеллектуальные игры – это логические либо стратегические игры, в которых успех участника напрямую зависит от умений, навыков и способностей делать верные «ходы» согласно правилам.
Интеллектуальные игры дают возможность умственного развития ребёнка и решения ряда задач обучения и воспитания. По мнению А.Э. Симановского, во-первых, они предполагают «немалые возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности», во-вторых «являются прекрасным средством развития интеллектуальных и иных творческих способностей», в-третьих «позволяют снижать психические (и физические) нагрузки ребёнка» [1, с. 44].
На формирующем этапе эксперимента с детьми в системе проводились развивающие занятия, включающие интеллектуальные игры «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Аукцион знаний», «Интеллектуальный марафон». Детям предлагались различные задания по решению анаграмм, словесных головоломок, кроссвордов, шарад и т.д. В то же время с учащимися контрольного класса работа осуществлялась в соответствии с воспитательным планом, традиционно составляемым учителем в начале учебного года.
По завершении формирующего этапа опытно-экспериментальной работы был проведён контрольный срез с использованием выше названных методик. Количественный и качественный анализ результатов, полученных в экспериментальном классе, позволил выявить педагогическую эффективность занятий с использованием интеллектуальных игр в работе по активизации познавательной деятельности младших школьников.
Библиографический список
Симановкий А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников - М.:
Изд-во «МОДЭК», 2003. - 272 с.
Уронова Т.Ю. Активизация мыслительной деятельности школьников / Т.Ю. Уронова // Начальная школа. – 2005.- №12.- С.57-60
Мандель Б.Р. От «просто игры» до игры интеллектуальной: на перекрестке научных дисциплин / Б.Р. Мандель // Вопросы культорологии. – 2006. – №5. – С. 34 – 38
15