Описание педагогического опыта «Активные формы работы как фактор активизации мыслительной деятельности»

Описание системы работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия» Черновой Натальи Александровны
«Активные формы работы как фактор активизации мыслительной деятельности»

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Я убеждена, что учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения.
Актуальность. Проблема активизация мыслительной деятельности школьников на уроках русского языка была и остается одной из важнейших проблем. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Поэтому, меня давно волнует вопрос создания условий для проявления познавательной активности обучающихся. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке. Для достижения поставленной цели можно определить следующие задачи:
1. Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках;
2. Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам;
3. Повышать уровень обученности и качества знаний;
4.Совершенствовать интеллектуальные способности учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности.
Новизна опыта заключается в создании новой образовательной среды и развития собственной преобразующей деятельности школьников, разработка моделей уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, подготовка методических материалов, методических рекомендаций. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; анализ собственного педагогического опыта и опыта других учителей; анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

Глава 1. Система работы учителя по развитию мыслительной активизации деятельности школьников на уроках русского языка
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования. Когда речь заходит об активности, учёные под этим понятием выделяют три составляющие активности: мотивация, целеполагание, инструментарий. Если говорить о мотивационной основе активности, то, с нашей точки зрения, первое, с чего следует начать урок – это установка на деятельность. Поэтому мы ставим перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебного задания. Но нельзя забывать, что процесс удовлетворения потребностей предполагает достижение целей. Таким образом, следующим важным моментом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них целеполагания. Но знать – ещё не значит уметь: для этого необходимо владеть способами превращения информации в осознанное использование их в различных ситуациях. И здесь мы подходим к инструментальной основе активности или компетентности. Учитель должен так строить дальнейшую работу, чтобы ученики в ходе поиска решения поставленных задач, пришли к схеме, которая бы действовала в различных ситуациях. Выделяют следующие уровни познавательной активности: 1. Первый уровень - воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?» 2. Второй уровень - интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. 3. Третий уровень – творческий. Характеризуется стремлением ученика творчески подойти к выполнению любого задания.

Глава 2. Активные формы работы как фактор активизации мыслительной деятельности
1. Активизация мыслительной деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера. Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес к языку и повысить познавательную активность учащихся за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Примерами могут служить такие задания: самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку; исследование лингвистического текста учебника; придумывание лингвистических задач, сказок, кроссвордов и др. На уроке удобно использовать групповую форму работы. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход. Мыслительную деятельность учащихся стимулируют различными средствами и приемами: используют методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания. Результатом такой работы становятся написание стихов, рассказов, сказок, языковой анализ пословиц, монологи от имени вещей, которые нас окружают , задания на основе материалов газет, телевидения. Часто в своей работе использую комбинированные упражнения, упражнения на преобразования, ставя такую задачу: "Подтвердить правильность моей мысли", "Исправьте мое утверждение", "Скажите, что так делать нельзя", "Скажите, что завтра вы будете делать что-то другое", "Выскажите удивление и переспросите, так ли это ". Достаточно широко применяю визуальные методы наглядности: предметы, картинки, рисунки, имитацию действий, специально создаю ситуации, демонстрирующие взаимоотношения между объектами.
2. Использование занимательных элементов для активизации деятельности учащихся. Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использовать на уроке занимательные элементы. Они традиционно применяется в обучении как средство возбуждения интереса к учению. К ним можно отнести ребусы, карточки с анаграммами, псевдотесты, схемоконспекты, графические диктанты, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес обучаемых к изучаемому предмету.
3. Проектная деятельность – одна из самых перспективных составляющих активизации деятельности учащихся. Проект – это метод обучения, который ориентированный на достижение целей самих учащихся, потому что в его основе лежит исследование определенной проблемы. Считаю, что ученики могут продумать проект так, чтобы самим было интересно каждый раз искать новую форму, избегая готовых, заранее отработанных клише. Темы для проектов, которые выполняли мои ученики, выбирались исключительно по желанию: прорабатывался материал, который вызвал у них интерес, а результаты работы дети оформляли в виде буклетов, мультимедийных презентаций. Особенно нравятся учащимся мини-проекты на обобщающих уроках. Так, например, 6-классники подготовили такие проекты, как «Словообразовательное дерево глагола», «Лексический сад», «Капканы орфографии» и другие.
4. Применение информационных технологий на уроках русского языка как способ активизации деятельности учащихся. Методика преподавания русского языка и литературы с использованием информационных технологий позволяет интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока; увеличить долю самостоятельной работы учащихся; проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся; использовать большое количество иллюстративного материала углубить степень отработки практических умений и навыков; вести дифференцированную работу с каждым учеником; выявить пробелы в его грамотности; выработать умение составлять алгоритмы.
5. Игра как разновидность активизации деятельности учащихся. Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей, стимулирует мотивацию в области предмета изучения; развивает навыки критического мышления и анализа, принятия решений, коммуникации, готовности к специальной работе в будущем. Традиционными в моей практике стали такие уроки-игры, как уроки – проекты, творческие практикумы, урок- путешествие, урок – размышление, дебаты и другие.

Глава3. Эффективность активных форм работы как фактора активизации мыслительной деятельности.
На мой взгляд, возможность применения активных форм на уроке повышает мотивацию учащихся, учит работать в сотрудничестве, развивает у учащихся самостоятельность в действиях, ответственность, умение объективно оценивать свою работу. Главными показателями, которые позволяют судить о повышении уровня развития способностей, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а также широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую. Проверка знаний по русскому языку показывает, что внедрение активных форм и методов обучения способствует повышению интереса к данному предмету. Анкетирование показало, что у учащихся повысился уровень познавательной деятельности (высокий-70%, средний-30% учащихся), рост результативности обучающихся на олимпиадах и конкурсах, что доказывают грамоты победителей. Качество знаний повышается, о чем свидетельствуют данные мониторинга за три года.

Учебный год
Класс
Успеваемость
Качество

2011-2012
5 класс
100%
63%

2012-2013
6 класс
100%
69%

2013-2014(III четверть)

7 класс
100%
76%





Заключение
Таким образом, ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. Сегодня задача учителя - направлять и увлекать, помогать и стимулировать, в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.














Чернова Наталья Александровна, МБОУ «Гимназия», г. Гай, Оренбургская область