Технология проектного обучения как одно из средств развития творческих способностей неслышащих учащихся на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Автор: Дмитриева Марина Валентиновна, учитель, Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Технология проектного обучения как одно из средств
развития творческих способностей учащихся
на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Современному человеку необходимо быть активной творческой личностью, обладающей способностью не только хорошо владеть знаниями, умениями, навыками в рамках школьной программы, но и ориентироваться в той ситуации, в которую он попадает, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Для этого он должен развить в себе творческие способности, а помочь ему обязан педагог. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. «искать», изобретать и создавать что-то такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном. Творческие способности присущи любому человеку, любому ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включить в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке видения проблемы, способность предвидения. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека. В связи с этим перед учителем встаёт важная задача, найти эффективные пути и способы развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Преподавая изобразительное искусство по общеобразовательной программе, учитель знакомит детей с изобразительными материалами и техниками, необходимыми для творчества, используя такие виды деятельности, как игровую, трудовую, художественную, учебную, а так же формы индивидуальную и коллективную, наглядный материал, применяя литературный и музыкальный ряд. Знакомит с произведениями искусства, даёт ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, а так же широко привлекает жизненный опыт детей, примеры из окружающей действительности. Работая с учащимися начальных классов, мне пришлось столкнуться с актуальными проблемами:
обучающиеся зачастую не умеют осуществлять целенаправленный поиск информации, превращать её в знание и использовать в своей практической и творческой деятельности;
отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
3. недостаточно развитые коммуникативные способности; не умение решать самостоятельно проблемы, обсуждать их;
4. низкий уровень умения планировать свою деятельность;
5. не умение связывать теорию с практикой и использовать свой жизненный опыт в новых ситуациях.
Всё это негативно влияет на развитие их творческих способностей и, как следствие этого, на создание учащимися интересных творческих работ. Средством решения этих проблем стало применение на учебных занятиях изобразительного искусства личностно – ориентированных технологий: исследовательской (проблемно-поисковой), коммуникативной, психологической, рефлексивной, информационных, группового обучения. Что бы создать интересное, выразительное художественное произведений, необходимы умения определять тему, пути и способы выполнения изделия, анализировать и оценивать его, чтобы в следующий раз получилось лучше, находить недостающую информацию, т.е. комплексно применять личностные качества, умения и навыки, развиваемые посредством данных технологий. Это возможно используя интегральную личностно – ориентированную технологию проектного обучения. В основе которой лежит метод учебного проекта - способ организации самостоятельной деятельности школьников, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие.
Научной основой метода проектов являются идеи американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей детей и считал, что обучение должно приносить пользу каждому. Обучение, как считал Дьюи, необходимо организовывать вокруг какого-либо дела, задания. При этом знания извлекаются из самостоятельной практической деятельности учащихся и из их личного жизненного опыта.
"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс академических знаний и прагматических умений. Данная технология широко распространена в современной педагогике. Однако, несмотря на её популярность, в преподавании изобразительного искусства она используется не в полной мере.
Основная цель проектной деятельности - это развитие свободной творческой личности ребёнка, способной понимать и применять приобретённые знания, умения и навыки, получать такой результат, который может быть как социально, так и личностно значим.
Социальный характер проектов по изобразительному искусству проявляется в том, что работа окружающим нравится и может практически использоваться, например, в оформлении класса, школы или дома, в виде подарка для друзей и близких. Важно показать социальную значимость того, что делает ребенок.
Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное “Я” через самостоятельную творческую деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия.
Задачи проектной деятельности:
- Формирование умения чётко определять цель.
- Обучение планированию (описывать основные шаги по достижению поставленной цели).
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов, её использования.
-Умение анализировать (развитие креативности, творческого мышления).
-Умение составлять отчёт, проводить презентацию.
-Формировать позитивное отношение к работе.
Преимущества проектного обучения в том, что он основывается:
на личностно - ориентированном подходе, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений учащихся (умения видеть, ставить и решить проблему, осуществлять свободный выбор, собирать, обрабатывать и применять необходимую для творческой работы информацию, проводить эксперимент, анализировать результаты, делать обоснованные выводы);
на равно партнерском учебном сотрудничестве учителя и учащихся (позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, работать в команде, выполняя разные социальные роли, сплачивает детей, развивает коммуникативность);
на связи идеи проекта с реальной жизнью (способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет полученные в учебном процессе знания и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам);
на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями и выполнению творческой практической работы.
Оно дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой. Под понятием “проект” понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся (создание собственных произведений идеальных или реальных моделей объектов, явлений, использование мультимедийных технологий). В проектном обучении ценны не только результаты, а и сам процесс. Наряду с обучением детей навыкам и приемам работы с различными изобразительными материалами и техниками, которые необходимы им для достижения наибольшей художественной выразительности проектируемых изделий, в своей работе я способствую формированию у учащихся надпредметных умений (планированию, организации своей работы, рефлексии, сотрудничеству).
Этапы выполнения проекта.
Подготовительный - определение темы, целей, формирование рабочих групп.
Разработка проекта – план действий по достижению цели: определение вида продукта, формы презентации; пооперационная разработка проекта с указанием сроков и ответственных, поэтапных результатов, к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, какие изобразительные техники применять, какие материалы, инструменты, принадлежности, оборудование использовать, чему научиться.
Выполнение проекта – практическая часть.
Проверка и оценка результатов – анализ выполнения проекта, выяснение причин удач и неудач.
Презентация (защита проекта) - коллективный анализ деятельности.
Подведение итогов (выводы) – определение задач для новых проектов.
Мои функции как учителя в процессе выполнения учащимися проектов заключаются в следующем:
консультирование, помощь в подборке наиболее интересных и практически значимых тем проектов;
наблюдение за ходом работы учащихся, умение организовать их исследовательскую и практически – творческую самостоятельную работу; акцент обучения делается на процесс применения имеющихся знаний и умений;
оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их деятельности, не навязывая свою точку зрения;
нормирование труда школьников, поддержание устойчивого положительного эмоционального настроя;
анализ и обобщение работы отдельных учащихся;
организация контрольно – оценочных действий ученика.
От учащихся требуется: 
Знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем);
владение начальной компьютерной грамотностью, что предполагает у учащихся начальных классов умение вводить и элементарно редактировать информацию, пользование базами данных, распечатка информации на принтере (с дозированной помощью педагога или родителей);
умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания и навыки для решения познавательных и творческих задач.
Проекты могут быть различными и иметь специфические особенности при использовании их в учебном процессе.
Типология проектов.
По доминирующей деятельности учащихся различают: исследовательские, поисковые, практико-ориентированные (практические), информационные, творческие, ролевые, игровые.
По содержанию проекты могут быть моно проектами и межпредметными.
По характеру контактов проекты бывают – внутриклассными, внутришкольными, региональными, международными.
По характеру координирования: с явной или скрытой координацией.
По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.
По продолжительности выполнения проекты бывают мини проекты, краткосрочные, средней продолжительности (недельные, месячные, четвертные), долгосрочными.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач.
Проектная система обучения ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы.
Внешний результат проекта можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, он должен быть материальным, т.е. как-либо оформлен. В изобразительном искусстве это может быть рисунок, скульптурная композиция, изделие декоративно – прикладного характера, макет, стенгазета, презентация, доклад, плакат, альбом и т.д.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
Проектное обучение полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Моно предметный проект и даже межпредметный вполне «вкладывается» в классно-урочную систему.
   Для формирования проектных умений по изобразительному искусству, возможно использовать два вида урочных занятий.
Первый вид – проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом.
Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время (урочно - внеурочная форма). На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию, что актуально для детей с тяжёлыми нарушениями речи и слуховой депривацией. Школьники приучаются к тому, что если поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй свою работу.
На уроках ИЗО в начальных классах наиболее приемлемыми по доминирующей деятельности учащихся являются творческие и практико-ориентированные, в меньшей степени – информационные проекты; по содержанию проекта - чаще моно проекты; по продолжительности проекта в 1-2 классах целесообразнее применять мини проекты и краткосрочные, а в 3-4 классах с приобретением навыков работы над проектом увеличивать сроки и объём проектов (можно вводить проекты средней продолжительности и даже четвертные). Обучение работе над проектом лучше начинать, я считаю, с групповых и коллективных (легче выбрать тему, определить план работы, больше идей для обсуждения, распределение обязанностей позволяет меньше затратить времени на проект), постепенно подводя учащихся к созданию индивидуальных. Примерами индивидуальных проектов могут быть: во 2 классе – «Дом для злого (доброго) сказочного героя», где каждый учащийся выбирает сказочного героя, определяет его характер и в соответствии с характером, определяет форму и цветовую гамму, создаёт облик дома; в 3 классе - “Посуда у тебя дома” - 2х часовой проект по созданию индивидуальных неповторимых по форме и росписи образцов посуды в выбранных по желанию техниках, которые могут быть использованы для оформления школы, класса, выступать в роли подарков. Но даже в 1 классе можно попробовать предложить учащимся индивидуальные мини проекты, например «Дом - снаружи и внутри», в котором они создают облик дома - буквы, продумывают количество и назначение помещений в доме, согласуя внешний и внутренний вид.
Коллективная, групповая и мини групповая формы организации деятельности способствуют развитию у школьников коммуникативных навыков (работать в коллективе с разными людьми, в разных ситуациях, распределять работу, договариваться, обсуждать творческую идею, выбирая более интересную, прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения); формированию адекватной самооценки и таких качеств как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат общего дела; что позволяет реализовать воспитательные качества урока. Возникающие в коллективной работе деловые отношения между учащимися во многом регулируются взрослыми. Учителю необходимо предъявлять чёткие требования не только к качеству труда, но и к отношениям, которые возникают между участниками совместной деятельности. В совместном творчестве каждый может проявить себя в том, что лучше у него получается, в чем лучше может проявить фантазию. Примером коллективно-групповой работы является проект «Русское село»: учащиеся класса делятся на мини-бригады по 2-3 человека, каждой бригаде даётся задание построить самую красивую, самую настоящую русскую избу. Им необходимо составить план работы, выбрать материал и технику, распределить обязанности между членами группы и за ограниченное время (2урока) выполнить работу, затем соединить все избы в макет «Русское село», дополнить его другими постройками и природными элементами, показав гармонию жилья и природы. Совместная деятельность от замысла до коллективной (групповой) презентации предполагает согласование действий всех участников на каждом из этапов коллективной деятельности. Этот макет может использоваться для оформления школы, класса или мероприятий, посвященных русской культуре. Очень интересные индивидуально-групповые проекты получаются при изучении страны восходящего солнца, ребята над проектом работают поэтапно (3-4 урока). Первая часть проекта: архитектура Японии, народный мужской и женский костюм, природа, выполняется каждым самостоятельно. Далее ребята разделяются на мини группы, где объединяют все свои наработки в единое целое, с учетом всех изобразительных правил: компоновки на листе, перспективы, целостности и т.д.
Как в индивидуальной, так и групповой работе над проектом на всех этапах учащиеся осуществляют право выбора: начиная с варианта и названия проекта, техники и материалов для его выполнения и заканчивая формой его представления, согласуя свой выбор с учётом своих личностных возможностей, интересов, эмоциональным состоянием, ценностными ориентациями. Кроме того, учащиеся, не желающие работать в группе, могут выбрать индивидуальную форму проекта. Таким образом, одновременно появляется несколько разных проектов.
Творческий проект – это творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение творческих работ – создание собственных произведений. Программа по изобразительному искусству – благодатная возможность
для создания творческих проектов. Например: индивидуальный творческий проект в 4 классе «Герои, борцы, защитники» - выполнение эскиза памятника герою; групповой проект в 3 классе на тему «Театр», где ребята поэтапно выполняют работу над проектом, выступая в роли художников декораторов:








учащиеся сами рисуют афиши, изготавливают кукол, декорации и пригласительные билеты, все это им доставляет необыкновенное удовольствие.
Информационный проект на учебных занятиях изобразительного искусства – это тип проектов, призванный научить детей добывать, анализировать и презентовать ту информацию, которая поможет в создании собственного творческого художественного произведения. Он может быть как самостоятельным (например, проект в 2 классе «Чем и как работают художники», проект в 4 классе «Многообразие художественных культур в мире»), так и интегрироваться в другой проект и стать его частью (например, информационный проект в 3 классе «Виды настольных кукол» в групповом практически - творческом проекте «Настольный театр»). Разрабатывать информационные проекты эффективней во внеурочное время.
Практико – ориентированные проекты - это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретной потребности, может быть ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта, либо направленный на решение общественных проблем. (Например, проект подарка маме на 8 Марта, оформления книжки для малышей, или художественных изделий для оформления класса, школы). Социальная значимость работ учащихся поднимает их на новый этап развития. Ребенок создаёт свой творческий продукт, который доставляет радость и ему, и окружающим – сверстникам, учителям, родителям. Он видит, как серьезно оценивают его работу, и сам серьезно относится к ней. У него появляется чувство гордости за созданное им произведение.
Для обеспечения эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности учащихся необходимы следующие условия:
1. Проведение подготовительной работы. Учащемуся требуются до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы (постановка цели урока, планирование, групповая работа на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, находить и обрабатывать информацию, самоанализ и самооценка, рефлексия), работа над которыми проводиться не только в процессе проектирования, но и в рамках традиционных учебных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).
Каждый проект обеспечивается всем необходимым. При этом разные проекты потребуют разное обеспечение, которое должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться. Недостаточное обеспечение может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. При подготовке к проекту все этапы четко продумываются. На этапе ознакомления детей с понятием и сущностью проектной деятельности детям предлагается опорная схема "Основные этапы работы над проектом", помогающая учащимся осмыслить и спланировать свою проектную деятельность.
2. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Проектная деятельность помогает творчески развиваться ребенку, лучше начинать эту работу с младших школьников, ориентируясь на возрастные особенности учеников, учитывая их психолого-физиологические особенности. Важно помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования. Темы проектов учащихся тесно связывают с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находится в области познавательных интересов ребёнка и  в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования ограничивается 1-3  учебными занятиями или 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. На традиционных занятиях, начиная с 1 класса, идет постепенное формирование у младших школьников умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности, знаний новых материалов и изобразительных технологий, которые пригодятся ему для создания изделий, выражения мыслей и чувств в нём, правил безопасности труда. Затем они закрепляются и отрабатываются в работе над проектом.
3. Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом  мотивации. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
4. Внимательное отношение к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. При необходимости его нужно корректировать.
5. Создание групп не более 5-6 человек. Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создаются групп не более 5 - 6 человек. Каждая из которых будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы.
6. Учесть возможности учебного предмета для реализации проектной деятельности. Преподавание изобразительного искусства не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
7. Учесть и избежать «подводных камней». Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки. Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 варианта. Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе, организуя реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить не только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменит.
Вторая опасность – переоценка результата проекта и недооценка процесса.
Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося.
При внешней оценке проекта я опираюсь на следующие критерии:
Актуальность проблемы.
Корректность методов исследования.
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Характер общения участников проекта.
Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей.
Творческий подход к исполнению.
Умение аргументировать свои заключения, выводы.
Эстетика оформления проекта.
Какие собственные открытия делают учащиеся в ходе проектов?
Я могу самостоятельно работать и выполнять сложные задачи.
Открыл в себе художника.
Дружба помогает.
Мне было интересно.
Чтобы актуализировать и закрепить предметные и проектные знания и умения, выработать в высокой степени самостоятельность, развить творческую и познавательную активность учащихся, необходимо создать систему проектной работы, охватывающую и внеурочную деятельность.
С этой целью в школе реализуется система внеклассной работы по ИЗО:
кружок эстетически – творческого направления «Модульное оригами» (индивидуальные и групповые творческие проекты в технике модульного оригами);
внеклассная творческая работа в группах продлённого дня (выпуск стенгазет, оформление стендов к памятным дням, ит.д.);
творческие самостоятельные работы учащихся.
На протяжении учебного года организуются выставки и конкурсы, проводиться неделя творчества, где ребята показывают свои проекты по изобразительному и декоративно - прикладному искусству.
Технология проектного обучения способствует выходу за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением изобразительного искусства, создает условия для творческого развития личности, обращения «внутрь себя», возможность выхода (с творческими проектами) на городские и региональные конкурсы. Это позволяет рассматривать проектную деятельность как одну из наиболее продуктивных и интенсивных технологий по достижению высоких результатов обучения и развития личности в области изобразительного искусства.
В своей работе я не ставлю цель сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, не навязываю свою точку зрения, а пытаюсь помочь им почувствовать, как происходит процесс творчества, направляя деятельность ученика в нужное русло, предлагая разные пути решения. Я надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, все это обязательно пригодиться ему в жизни.


Литература.
Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя.
М., 2006.
 Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.-
(Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
Колесникова И.А., М.П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование. М., 2005.
  Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников:
Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.педвузов. – М.: АРКТИ, 2003.
 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа, 2003.№ 12.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




ђ Заголовок 115