«Самостоятельная работа на уроках – как средство активизации познавательной деятельности учащихся»


Тема опыта: «Самостоятельная работа на уроках в начальных классах – как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Автор опыта: Сливка Татьяна Николаевна, учитель начальных классов
Место функционирования опыта: Краснодарский край. Северский район, пгт Ильский, МБОУ СОШ № 16
Степень новизны: Проблемно-поисковый
Технологические сведения об опыте: Опыт, который я использую в системе учебно-воспитательной работы «Самостоятельная работа на уроках – как средство активизации познавательной деятельности учащихся» изучается давно. Основан опыт на проблемно-поисковом методе. Изучая методическую литературу, работу других педагогов пришла к выводу, что подлинные знания и навыки приобретаются только в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировкам правил, выводов, заданий учебника. К.Д. Ушинский считал внимание и самостоятельность единственной дверью, через которую впечатления входят в душу ребенка.
Проанализировав методическую литературу, опыты других педагогов, свою работу, пришла к выводу, что пробудить у детей интерес к изучаемым предметам можно только, если накапливать систематически, вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание и любознательность каждого ученика.
Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы, происходит на основе знаний приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин. Важнейшим показателем продуктивности учения служит сформированность познавательной активности и самостоятельности учащихся.
«Самодеятельность нужна ребенку, чтобы познать самого себя, испытать свои силы, развить свои способности»
Действительно, суть самодеятельности следует искать в систематике слов – «сам делаю, собственно моя деятельность»
Значит, самодеятельность есть деятельность по собственному почину, личной инициативе, а это предполагает самовыражение личности, является средством ее самореализации.
Наиболее благоприятным периодом формирования готовности ребенка к самодеятельности является возраст 6-10 лет. Этот возраст содержит большие потенциальные возможности для полноценного разностороннего развития. Эффективность развития самодеятельности у детей этого возраста обеспечивается личностно-ориентированным взаимодействием педагогов и родителей с детьми на основе индивидуального подхода.
При этом необходимыми условиями выступают:
1. учет индивидуального своеобразия и возможностей ребенка;
2. безоценочное восприятие маленького человека;
3. актуализация потребности младшего школьника в игре;
4. подбор и разнообразие видов деятельности;
5. занятий и увлечений для испытания им своих возможностей;
6. стимулирования творческого самовыражения ребенка;
7. обеспечение сочетания обязательных и свободно избираемых ребенком видов занятий;
8. система согласованных требований и ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.
Данные условия определяют методику работы учителя по воспитанию учеников и развитию их самодеятельности.
Этапы работы следующие:
Изучение детских интересов, возможностей и первичных потребностей;
Постановка каждого ребенка в позицию творческого субъекта жизни классного коллектива и социальной среды, в которой он живет;
Включение детей в игровую деятельность с целью реализации испытания ими своих возможностей;
расширение межличностного общения;
Предоставление ребенку возможности активной самостоятельной деятельности;
Преобразования и усложнения самостоятельной деятельности.
Познавательная самодеятельность характеризуется следующими признаками:
потребностью в знаниях;
умению самостоятельно мыслить,
способностью ориентироваться в новой ситуации,
стремлением найти свой подход к новой задаче,
желание глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания,
критическим подходом к изучаемому материалу,
к суждениям других людей,
способностью высказать свою точку зрения независимую от других.
Самостоятельность нужна ребенку, чтобы познать себя, испытать свои силы, развивать свои способности.
Для того, чтобы научить учащихся самостоятельно приобретать знания, необходима систематическая практика в этом направлении:
проведение самостоятельных наблюдений;
самостоятельное использование учебника для приобретения новых знаний;
активная мыслительная деятельность и использование имеющихся знаний в беседе.
В руководстве самостоятельной деятельностью учащихся задача заключается прежде всего в том, чтобы активизировать мышление детей и направленность его на самостоятельное изучение и восприятие материала, самостоятельные выводы и обобщения на основе наблюдений. Руководство познавательным процессом учащихся включает и наблюдения над ходом их мыслительной деятельности, и проверку результатов усвоения: получены ли достаточно полные и отчетливые представления, формируется ли на их основе соответствующие понятия, осознают ли учащиеся общие выводы и закономерности.
Много внимания на уроках уделяю самостоятельной работе учащихся с учебником, учебник в этом случае выступает как источник новых знаний, а так же учащиеся закрепляют и уточняют полученные знания.
Так же неоценимую помощь оказывают карточки, тесты, использование тематических кроссвордов, ребусов, загадок, дополнительные источники информации, например, словари на уроках русского языка. Это помогает повысить грамотность, развить интерес к предмету, активизировать их внимание, разнообразить урок.
Так же активизации познавательной деятельности активно помогает применение игровых приемов на уроках, а так же привлечение творческого потенциала детей, например, при изучении трудных слов из словаря, можно дать разгадать кроссворд, еще можно дать ряд упражнений, которые можно рекомендовать при работе над словами с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями. Эти упражнения позволяют заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас. Дети самостоятельно готовят загадки, пословицы, красочно их оформляют. Все это помогает сформировать осознанный навык написания правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
К самостоятельной работе относиться и комментированное письмо, где дети должны назвать все орфограммы. Если дети осознанно самостоятельно находят орфограммы, то и писать их они будут грамотно.
Все виды самостоятельных работ перечислить невозможно. Я подбираю материал в основном из методических пособий, сети интернет, дополнительного материала.
Все виды самостоятельных работ включенных в урок, делают его более интересным, активизируют познавательную деятельность учащихся. Самостоятельные работы в сочетании с другими средствами обучения позволяют решить главную задачу – дать учащимся конкретные и прочные знания, учить применять их. Такие уроки требуют серьезной подготовки, но они дают хорошие результаты.
Весь материал красочно оформляется, используются активно «информационно-коммуникационные технологии»
В моем опыте решены следующие проблемы:
повысился интерес к урокам, через занимательные задания и познавательные игры
использование разнообразных форм деятельности учащихся:
индивидуальная;
фронтальная;
парная;
самостоятельная
групповая
дали положительные результаты в повышении эффективности уроков.
Задачи, решаемые в опыте:
формирование прочных навыков на уроках
основные понятия дети усваивают прочно и умеют определять по характерным признакам
важная задача – помочь детям поверить в свои возможности и способности
Педагогические средства, используемые в опыте:
формы учебных занятий:
уроки-сказки
уроки-экскурсии
уроки-путешествия
уроки-игры
формы внеурочных занятий:
утренники
праздники
КВН
кружки
Формы организации деятельности учащихся:
индивидуальная
Фронтальная
Самостоятельная
Приемы организации деятельности учащихся:
учебник
дополнительная литература
таблицы
наглядные пособия
блок-схемы
опорными схемами
мультимедиа
презентации к урокам
логические игры
тестовые оболочки
ресурсы Интернет
Приемы стимулирующей деятельности:
Занимательность
Наглядность
ПроблемностьДидактические игры
Приемы контроля:
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Тестирование
Письменный контроль
Устный контроль
Результативность опыта:
Творческий подход к решению учебно-воспитательных задач
Дифференцированный подход к каждому ученику обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания)
Продумывание каждого этапа урока
Применяю на практике разнообразные методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся:
Игровая деятельность
Занимательные задания
Нестандартные уроки
Учебно-познавательные фрагменты сказок (применение интерактивной доски)
Презентации по темам
Просмотр мультфильмов по темам
Все это способствует появлению устойчивого интереса к урокам, тем самым повышая их эффективность. Применение самостоятельной работы, как метода обучения поможет сделать процесс обучения увлекательным и понятным.