Исследовательская работа как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
Ушакова Александра Владимировна, преподаватель русского языка и литературы, ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»
Исследовательская работа как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
Аннотация: В статье освещается вопрос применения идей исследовательского подхода в процессе обучения русскому языку. Рассматриваются психолого-педагогические основания использования данного подхода. Изложены результаты изучения научно-методической проблемы, связанной с активизацией познавательной деятельности на основе исследовательской работы обучающихся.
Проблема организации учебно–исследовательской деятельности рассматривается педагогикой с конца XIX века. «Поначалу исследовательский подход в обучении представлял ряд отдельных методических поисков в рамках различных предметов. Общим для этих поисков стало критическое отношение к традиционным «схоластическим» формам и методам обучения, которые отводили учащимся лишь роль пассивных исполнителей» [2: 116]. Исследовательский подход был ориентирован на обучение умениям самостоятельно добывать новые знания путем исследования природы и общественных явлений. Организовывался учебный процесс посредством знакомства школьников с основными методами исследования, которые используются в изучаемых дисциплинах.
В начале прошлого столетия идеи исследовательского подхода развивается в работах П. П. Блонского, А. П. Пинкевича, Б. Е. Райкова, К. П. Ягодовского. Меняется организация процесса обучения. Практические методы обучения (лабораторные, практические занятия, экскурсии) начинают преобладать в преподавании естественнонаучных дисциплин. Гуманитарные дисциплины, в свою очередь, используют словесные поисковые методы (эвристическая беседа, дискуссии, написание рефератов).
В отечественной школе первой трети ХХ века возникло ошибное понимание учебно–исследовательской деятельности: отмечается широкое толкование этого понятия педагогами. Не были учтены психологические закономерности процесса самостоятельного исследования школьниками интересующих их проблем, упускалось формирование системы знаний при повышенном интересе к внешней исследовательской активности детей. В итоге внедрение в обучение идей исследовательского подхода обрело формальный характер. В связи с этим в 30–е годы ХХ века этот подход был подвергнут резкой критике и со временем был вытеснен репродуктивными методами изложения материала.
В начале 60–х годов идея исследовательского подхода получила развитие в связи с разработкой теории проблемного обучения (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.), при котором учитель систематически создает проблемные ситуации, активизируя самостоятельную поисковую деятельность и познавательный интерес учащихся.
В 70–е разрабатывается проблема теоретического обоснования оптимальной организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся (М. Н. Скаткин, П. И. Пидкасистый, Т. И. Шамова).
В последнее десятилетие отмечается тенденция обращения к проблеме учебно–исследовательской деятельности, что напрямую связано с изменением вектора российского образования. В качестве одного их центральных понятий современного образования выступает понятие компетентности как способности разрешать реальные практические ситуации, достигать цели на основе применения имеющихся средств. Акцент делается на умение применять знания в различных ситуациях.
Позиция педагога в условиях компетентностного подхода меняется. Его главной задачей становится мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Условием создания «развивающей» среды является активизация познавательной деятельности, которая способствует выработке каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определённых компетенций в процессе реализации своих интересов и желаний. Одним из способов активизации познавательной деятельности на уроках, в частности, русского языка становится исследовательская деятельность.
Разработанность проблемы активизации познавательной деятельности на уроках русского языка можно считать недостаточной: отсутствуют практические разработки, на которые можно опираться при внедрении исследовательской работы на уроках русского языка. Первостепенными задачами для сбора материала по магистерской диссертации на тему «Исследовательская работа как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка» стали следующие:
1. анализ направленности учебников по русскому языку для старших классов на обучение исследовательским умениям;
2. констатация уровня развития учебно–исследовательских умений обучающихся;
3. разработка заданий по теме «Морфология», направленных на формирование учебно–исследовательских умений.
Нами был определен круг подлежащих формированию учебно–исследовательских умений:
– умение работать с литературными источниками и документами;
– умение работать со справочной литературой;
– умение работать с компьютерными поисковыми системами;
– умение осуществлять основные логические операции;
– умение проводить наблюдения;
– умение проводить различного вида эксперименты;
– умение различными способами организовывать данные;
– умение грамотно выражать свои мысли (формулировать суждения);
– умение представлять результаты исследования.
Анализ учебника по русскому языку за 10–11 класс [4], используемый в образовательном учреждении, выступавшем в качестве экспериментальной площадки, показал, что указанные учебно–исследовательские умения могут быть сформированы в процессе работы над предлагаемыми упражнениями, но эта работа не имеет системного характера. В связи с этим для результативности работы по внедрению элементов учебно–исследовательской деятельности на уроках русского языка необходимо создать систему упражнений, ориентированную на формирование общих исследовательских умений.
В качестве испытуемых были привлечены студенты первого курса педагогического колледжа, приравниваемые к ученикам 10 класса. Нами была проведена диагностика готовности учащихся к ведению учебно–исследовательской деятельности. Опытно–экспериментальная работа (констатирующий эксперимент) проводилась в несколько этапов на двух группах испытуемых:
1. опросник и анкетирование;
2. работа с таблицей по научному стилю речи;
3. работа с текстами научного стиля речи.
Результаты опросника и анкетирования показали, что большинство обучающихся не соотносит учебную и исследовательскую деятельность. Выявлено отсутствие следующих умений: умения работать с источниками, осуществлять основные логические операции, различными способами организовывать данные, грамотно выражать свои мысли, представлять результаты исследования. Работа с таблицей и выполнение упражнений подтвердили результаты опросника и анкетирования, позволили выявить пробелы в знаниях у обучающихся, наметить методику работы по формированию исследовательских умений.
Дальнейшая перспектива работы над магистерской диссертацией – создание комплекса заданий, направленного на формирование учебно–исследовательских умений. В этот комплекс должны быть включены задания, позволяющие активизировать познавательный процесс на уроке: познавательные задачи и задания, задания творческого характера, исследовательские задания. Темы раздела «Морфология», направленные на повторение и обобщение, целесообразно преподносить в форме урока–исследования, на котором языковое явление предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя. Познавательные лингвистические задачи и задания по интересующему нас разделу для каждой изучаемой темы можно подобрать в сборнике занимательных задач по русскому языку [3] и в сборнике задач лингвистических олимпиад [1].
Библиографический список
1. Задачи лингвистических олимпиад. 1965–1967 / Ред. – сост. В. И. Беликов, Е. В. Муравенко, М. Е. Алексеев. – М. : МЦНМО, 2006. – 570 с.
2. Машечкова И.Г. Проблема исследовательского подхода в обучении в русской дидактике конца XIX начала XX вв.: дис. канд. пед. наук / И.Г.Машечкова. – М. –1995. – 132с.
3. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах: сб. задач / Б. Ю. Норман. – М. : Флинта : Наука, 2011. – 384 с.
4. Русский язык. 10 – 11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – М. : Просвещение, 2011. – 368 с.