Доклад на тему: РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО — ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


АТА-АНАЛАР ЖИНАЛЫСЫ ОТ^ `ЙЫМДАСТЫРУ БЕЛСЕНДІ Т^РІ БОЛЫП ТАБЫЛАДЫ.

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Декскаймер Татьяна Владимировна, классный руководитель 3 класса ОПШМТ №11 города Павлодара

Воспитание – это старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношение между ними.  Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными. А.С. Макаренко писал: “Школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность родителей”.
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его таланты и способности.
Активным средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса является родительское собрание. Это важнейшая форма работы классного руководителя с семьей ученика.
Для реализации данной задачи хорошим подспорьем является сборник родительских собраний для 1 класса. Данная методическая разработка является универсальным методическим руководством для классных руководителей начальной школы. Целью разработки является оказание методической помощи классным руководителям при организации и проведении тематических родительских собраний. Родительское собрание – это среда, где встречаются педагоги и родители, где обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса на год, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, оказание помощи в воспитании и обучении учащихся. Родительское собрание должно включать в себя воспитательный аспект для родителей. Определенный опыт в работе показал, что многое в успешности обучения зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создавать благополучную обстановку в семье. В настоящее время необходимо организовывать обучение родителей воспитанию, навыкам жизни в семье, способствующим улучшению жизни всех членов семьи. Классный руководитель, психолог именно на родительском собрании может оказать такую помощь при решении вопросов воспитания.
Разработка включает в себя следующие разделы:
- 10 секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога). В этом разделе можно узнать, как сделать его интересным и продуктивным. Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.
- Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Работа с родителями в начальной школе. Освещены основные направления деятельности классного руководителя начальной школы.
- Советы педагогам и родителям (памятка)
- Рекомендации по проведению родительских собраний
- Этапы подготовки к родительскому собранию
- Сценарии родительских собраний
В сборник вошли следующие собрания: « Как помочь первокласснику адаптироваться к школе», «Дети и телевидение», «Садимся за уроки», «Эмоции положительные и отрицательные».
Традиционно взаимодействие родителей и педагогов проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных форм и методов проведения собрания. Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», - говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания. Использую такие формы проведения, как собрание-конкурс, собрание - презентация.
Каким бы по форме родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки и организации. Остановлюсь на основных этапах подготовки родительского собрания и продемонстрирую их на примере родительского собрания по теме «Какой папа нужен ребенку?». Была выбрана форма - круглый стол. В подготовительную работу входило:
1. Оповещение родителей о собрании, подготовка и отправка приглашений.
Обычно я делаю такое приглашение в форме открытки. Оно должно быть отправлено заранее. Родители должны иметь возможность приготовить вопросы, которые им хотелось бы задать. Эти вопросы необходимо собрать у родителей в письменном виде. В приглашении всегда указываю полностью имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тему. Такой подход к родителям помогает формировать интерес к школе и культуру родительского взаимодействия со школой.
2. Подготовка выставки работ учащихся.
Такую выставку детских творческих работ я готовлю к каждому родительскому собранию не зависимо от темы и формы его проведения, так как считаю, что у каждого родителя должно быть основания для гордости за своего ребенка, особенно если он не очень успешен в учебе. К этому мероприятию мы с ребятами подготовили еще и выставку рисунков « Мой папа».
3. Проведение анкетирования учащихся «Я и мой папа».
4. Домашнее анкетирование пап.
5.Информационная подготовка к мероприятию:
- создание презентации по теме родительского собрания,
- подготовка тестов для пап «Стили и методы воспитания ребенка в семье»,
- подготовка памятки «Как любить своего ребенка»
- подготовка списка литературы и адресов сайтов для дальнейшего самообразования родителей.
До начала собрания я обычно включаю музыку, при сборе родителей.
На партах, расставленных кругом, выставляю карточки с именами и отчествами родителей, конверты с оценками детей и краткие характеристики-наблюдения, рекомендации учителей-предметников (ведь другим родителям этого знать не обязательно), раскладываю памятки.
В ходе проведения собрания я познакомила пап с аудиозаписью, сделанной с учащимися во время подготовки к встрече. Несмотря на то, что большинство детей живут в счастливых и дружных семьях, были и другие мнения «папа все время занят», «хочу, чтобы на меня не кричали», «я хочу, чтобы к нам вернулся папа». Для многих родителей услышанное стало неожиданным поводом для серьезных размышлений и настроило на предстоящий разговор.
Далее я предложила родителям поучаствовать в обсуждении конкретных жизненных ситуаций.
По окончанию родительского собрания была проведена рефлексия «Собираем плоды». Всем родителям я предложила выбрать и положить в корзинку свое яблоко: - жёлтое, - если разговор был непродуктивным;
- красное - если разговор был интересным, полезным; - зелёное - если надо обязательно продолжить разговор на тему, затронутую на собрании.
Мне как педагогу было очень приятно, что в корзине с желтыми яблоками было всего два яблока.
За годы работы я утвердилась во мнении, что любая форма проведения родительского собрания предполагает сохранение диалоговой формы общения, т.к. диалог – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей.




















13PAGE \* Arabic \* MERGEFORMAT14115



Заголовок 115