ДОКЛАД «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ»
Доклад
«Активные методы, приемы обучения как способ повышения познавательной активности студентов на уроке литературы»
Дюсекеева Людмила Кабдулаевна Костанайский политехнический колледж, г. КостанайОбъективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение преподавателем и применение им на своих занятиях инновационных технологий при обучении студентов. Сегодня не должно быть такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: “Как сделать занятие интересным, ярким? Как увлечь студентов своим предметом? Как создать на занятии ситуацию успеха для каждого студента?”
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к преподавателю. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление студентом определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка студента как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность студента, направляемая преподавателем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Что же надо сделать, чтобы урок был современным?
Одним из эффективных вариантов решения этой проблемы являются активные методы и приемы обучения. Ведь содержательное, необычно построенное занятие не может не запечатлеться в памяти студента. Разнообразие содержания и форм освоения учебного материала значительно ослабляет тормозящее влияние привычной стандартной организации учебных занятий и, соответственно, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, его результативность.
Урок литературы по теме «Мысль семейная» в романе Толстого «Война и мир» - это результат совместной творческой деятельности преподавателя и студентов.
Организационный этап урока - это кратковременный, но важный этап. Он нужен для создания у студентов доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Для того чтобы быстро включить студентов в работу, стараюсь заинтересовать их, вовлекая в активную работу уже с самого начала занятия. В начале занятия провожу психологический тренинг «Добрый день», который настраивает студентов на хорошее настроение.
Важным моментом в проведении успешного урока, который всегда тщательно продумываю, от которого напрямую зависит его результат, является мотивация студенческой деятельности. Студенты должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на занятии. По возможности при помощи наводящих вопросов, путём выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач занятия. Так, например, после объявления темы занятия спрашиваю: - Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?
- О чём, по-вашему, пойдёт речь на сегодняшнем занятии?
- Какие задачи вы ставите перед собой?
- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии?
Таким образом, студенты формулируют и ставят перед собой основную задачу занятия: понять, почему одни семьи счастливы, а другие нет. Каков идеал семьи в понимании Толстого?
Цели инновационного урока впрямую ориентируются на усилия студента, который должен в ходе такого занятия решить поставленную конкретную задачу с помощью условий, созданных преподавателем.
Видный популяризатор научных знаний писатель Н.А. Рубакин заметил: «…Все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, это залезет в голову всего крепче».
Форма урока - защита проектов выбрана мною неслучайно. На мой взгляд, проектная технология способствует формированию нового качества образования студентов, а значит - востребованности на рынке труда, успешности в жизни, адаптации в быстро меняющемся социуме. Заслуга метода проектов в том, что он создает ситуацию успеха для каждого студента независимо от способностей, наклонностей, черт характера.
Студенты по собственному желанию делятся на три группы, выполняют задание, данное преподавателем: каждая творческая группа готовит мини-проект: 1 группа - «Семья Ростовых»; 2- «Семья Болконских»; 3- «Семья Курагиных»
Проекты должны отразить следующие вопросы:- атмосфера в семье (взаимоотношения детей и родителей, уклад семьи)- жизненные принципы, основа воспитания- отражение исторических событий в жизни семьи- основные принципы изображения героев- судьбы героев.
Групповая работа создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого студента. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, студенты «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, архивариусов, составителей словарей и т. д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, студенты разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждая группа представляет свою работу.
Формы презентации разные: эссе, стихотворения, экскурсия в имение Болконских. Проекты студентов подводят их к пониманию: почему одни семьи счастливы, а другие нет. Каков идеал семьи в понимании Толстого?
Инновационный урок невозможно представить без новых ТСО. Защита проекта у каждой группы сопровождается с применением медиатехники. ИКТ делают учебный процесс гораздо быстрее и эффективнее.
Без искусства нет и не может быть полноценного воспитания личности. Меняю формы работы, не представляю своих занятий без музыки. Она звучит всегда. На этапе закрепления предлагаю студентам прослушать музыку и определить: Чей это дом? Звучит музыка П.Чайковского «Времена года. Январь». (Немного грустная, «холодная», несколько напряженная, чувствуется некий дискомфорт). А вот музыка А. Скрябина «Сирень» (Лёгкая, стремительная, поднимает настроение, чувствуется комфорт). Что вы представляете, слушая музыкальные фрагменты? Такой прием стимулирует интеллектуальную деятельность студентов, поддерживает вдохновение.
Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов работы, которые стимулируют желание вступать в общение с целью быть понятым. К таковым отношу использование структурно – логических схем и таблиц, диаграмм. Конечно, литературу невозможно уложить в какую-то определённую схему или таблицу: выразить чувства и настроения графически чаще всего нельзя, слово недопустимо заменять схемой, а потому такому виду работы отводится строго нормированный отрезок времени.
На этапе осмысления предлагаю студентам составить диаграмму на тему: Чем отличаются любимые семьи Л.Н. Толстого? Что общее у них. Цель такой работы – помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим текстом. Таблицы и схемы, диаграммы помогают выделить основные знания и умения, которыми студенты должны овладеть в процессе занятия.
Эффективным также нахожу прием «Осмысление эпиграфа». Предлагаю студентам выбрать один, который наиболее полно отражает тему занятия. Современный урок – это урок, на котором не страшно отвечать, даже самые неуверенные в себе студенты не боятся высказываться. А вот чье предположение верно – это решат сами студенты в ходе разрешения проблемной ситуации, а не преподаватель. «Не ошибается тот, кто ничего не делает!» - часто проговариваем эту пословицу.
Прием «Осмысление эпиграфа» насыщает материал занятия, помогает активизировать студентов к познавательной деятельности, заставляет думать и высказывать свои мысли, не дает “потеряться” в теме, дает студенту возможность выразить своё «я», продемонстрировать собственное отношение к изучаемой проблеме.
На этапе рефлексии знаний студенты составляют синквейн на тему: семья. Составление синквейна требует от студентов в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Рефлексию считаю необходимым и органичным моментом инновационного занятия. Ведь именно она позволяет преподавателю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для студентов была их деятельность на занятии.
В конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – то есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы, используя «лестницу успеха».
Практика показывает: применение на разных этапах занятия активных методов и приемов обучения расширяет возможности творчества, как преподавателя, так и студента, повышает интерес к предмету, позволяет сделать процесс обучения интересным, эффективным и современным. Студенты становятся более самостоятельными, коммуникабельными, уверенными в себе.
Литература:
1. «Русский язык и литература в казахской школе».№ 5,6*2004г.
2. «Практическая помощь учителю».№ 3*2004г.
3. «Педагогическая технология обучения, основанная на принципах уровневой дифференциации». М.Р. Ковжасарова. Алматы.2003г.
4. Материалы Республиканской научно-практической конференции «Формирование конкурентоспособной личности через развитие творческой деятельности ». Шымкент 2005