Обобщение опыта работы учителя математики Карцевой А.Ф. по теме: «Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математики».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
Обобщение опыта работы
учителя математики Карцевой А.Ф.
по теме:
«Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математики».
Учитель
I квалификационной категории
Карцева А.Ф.
2016 г.
Замечено, чем больше учитель учит
своих учеников и чем меньше –
предоставляет им возможностей
самостоятельно приобретать знания,
мыслить, действовать, тем менее
энергичным и плодотворным становится
процесс обучения.
И. Лернер
Новые рубежи развития народного образования в нашей стране вдохновляют учительство на поиски эффективных средств обучения и воспитания.
Подготовка урока, отвечающего современным инновационным технология, проведение его на высоком уровне требуют от учителя разносторонних и глубоких знаний, большого профессионального мастерства.
Как добиваться, чтобы каждый урок не только давал знания в объёме программы, но и формировал мировоззрение школьников, нравственно воспитывал их, учил мыслить, соотносить с окружающей жизнью, готовил к труду?
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает не часто. Она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.Любая технология обладает средствами, активирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К одной из таких технологий, которые я использую в своей работе, относится технология проблемного обучения.Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов:– оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания;– отбор ситуаций тесно связан с применением их в повседневной жизни;– учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах;
– личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Логическая структура урока в логике проблемного обучения имеет не линейный характер, а более сложный: если в начале урока поставлена проблема, а следующий ход урока направлен на ее разрешение, то обращение к данной проблеме происходит в течение всего урока.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.Сущность моего опыта «Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении математики» заключается в создании условий для творческого саморазвития личности через технологию проблемного обучения.
Использование проблемных методов и приемов на уроке осуществляется по определенному алгоритму. Данная технологическая схема позволяет целенаправленно добиваться высоких результатов на уроке.Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
1) Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.
2) Сталкивает противоречия практической деятельности.
3) Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
4) Предлагает рассмотреть явление с различных позиций.
5) Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения).
6) Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские). 7) Ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками ( на одних карточках ответы верные, на других – неверные , правильный ответ – руки вперёд, неправильный ответ_ руки вверх, например:
2* 0,3=0,6:
6: 100=0,6;
0,5*10=50;
6:2=3;
7*12=84;
7+0,5=0,75
или все стоят, руки на поясе. Правильный ответ- поворот направо, неправильный – поворот налево
2- делитель 222 1 имеет один делитель
15- кратно 10 любое число кратно 1 );
с ограниченным временем решения), анализирует умение применять полученные знания.При рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения видим, что организация такой технологии действительно способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.Важно и то, что проблемное обучение, приучающее учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение, является одним из средств формирования диалектического мышления.
Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда я остаюсь один на один со своими воспитанниками. И от моего умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень их знаний, готовность к самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.
Роль учебного предмета «Математика», в процессе формирования личности, уникальна, его образовательный и развивающий потенциал огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. А математика как раз и является предметом общего образования, позволяющим наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современной обществе.
Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько методы его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, это никоим образом не способствует развитию человека. Именно поэтому я очень часто организую уроки с использованием «проблемных ситуаций». Такой подход к изучению данной темы пробуждает у учащихся желание творить. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки мною вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Этапы проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации).
I этап - создание проблемной педагогической ситуации, ориентирование учащихся на восприятие ее проявления.
II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него. На этом этапе я оказываю дозированную помощь, задаю наводящие вопросы и т.д.
III этап - поиск решения проблемы, поиск выхода из тупика противоречия.
Совместно со мною или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель при этом оказывает ученикам необходимую помощь.
IV этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся.
V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Многие темы школьного курса математики начинаются с определения нового понятия. Затем изучаются его свойства. Если учитель будет буквально следовать учебнику, то новое понятие сваливается ученику «как снег на голову»: и содержание является новым, и название часто слышится впервые, а поэтому на слух не усваивается. Ученику неясно, зачем дается это определение. Все это мешает восприятию, а главное - тормозит усвоение, приводит к психологическому дискомфорту. Так что, дав определение, учитель вынужден тут же приводить поясняющие примеры. А что, если сделать наоборот? Сначала рассмотреть примеры, а затем дать определение. Причем можно показать готовые иллюстрации, можно составить их на глазах учеников. Наконец, можно предложить ученикам самим их построить (составить, придумать). Это дольше, но чтобы придумать пример самому, надо хоть немного вникнуть в суть дела, поразмышлять. Уже тут начинается понимание, появляются вопросы. Рассмотрев примеры, ученики могут сами участвовать в составлении определения. Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Да еще мы не знаем, как ученик слушал, может быть, слушал «пассивно», если слушал ли вообще. Не обернется ли такая экономия времени значительными потерями, в том числе и нервными, когда придется «десять раз повторять»? Когда же ученик участвует в составлении определения, он действительно слушает и больше понимает (понятие и определение складываются в его уме постепенно), тогда материал усваивается прочнее, у ученика активизируется способность к познанию нового, развивается мышление. Это способствует экономии времени при изучении последующего материала и повышает уровень его усвоения. Открывать самому интересно, следовательно, меняется отношение школьника к учебе, появляется потребность в освоении нового. Идея привлекать учеников к самостоятельному открытию (под руководством учителя) не нова. С помощью наводящих вопросов Сократ побуждал слушателей самих искать решение проблемы. Предлагая конкретные примеры, он вынуждал собеседника признать, что данное им определение или слишком узко, или слишком широко, или недостаточно в каком-либо существенном отношении, т.е. заставлял его уточнять определение и таким образом подводил его к понятию, основанному на строгом определении. Как добиться, чтобы ученики получили возможность участвовать в составлении определения и хотя бы часть его составили сами? Этой цели служит, например, специальное домашнее задание. Выполнив задание, ученик будет подготовлен к составлению определения. Во всяком случае, он не будет чувствовать себя, как в незнакомой местности. Для пробуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций целесообразно использовать игровые моменты. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и не требует дополнительного времени для разъяснения правил игры.
Для создания игровых ситуаций на уроках математики я использую исторические экскурсы, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений, в математическом содержании которых содержатся противоречия научных фактов с привычными жизненными представлениями учащихся, противоречия между необходимостью выполнить определенное задание и невозможностью его осуществить. Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательским методами обучения. Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнер, нежели как источник готовых знаний и директив для учащихся. В процессе подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:
1. Тонко чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме.
2. Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования различных аспектов проблемы помогать отдельным учащимся и группам, избегая директивных приемов.
3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.
4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках найти собственное решение, предлагая им свою помощь или адресуя их к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска. Отход учителя на второй план отнюдь не значит, что в какой-то мере он утрачивает свое значение. Это лишь формально второй план, хотя и идущий от ученика, несмотря на то, что учитель появляется на сцене реже ученика, фактически он является главным героем. От него зависит все то, что происходит или не происходит с учеником. Однако свою роль главного актера, а также режиссера школьной сцены он выполняет надлежащим образом только тогда, когда умеет вызвать в учениках силы и творческие возможности и использовать их в хорошо организованном процессе воспитания.
Все ли обучение должно быть проблемным?
Нет, не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, и самостоятельное усвоение знаний идет путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Проблемное обучение следует понимать как тип обучения, обеспечивающий в сочетании с традиционным и тем новым, что было внесено в педагогику многими исследователями и практиками, развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности.
Я считаю, что обучение не может считаться развивающим, если не использовать закономерности проблемного обучения (принцип проблемности, проблемная ситуация).
Всем ли учащимся доступно проблемное обучение?
Практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения.
Урок проблемного обучения Урок традиционный
Цель - усвоение результатов и путей их получения; формирование познавательной деятельности, развитие творческих способностей. Цель - усвоение результатов, вооружение
учащихся знаниями.
Принцип поисковой учебно-познавательной
деятельности учащихся. Принцип передачи готовых выводов науки
учащимся.
Самостоятельное добывание учащимися новых знаний и как следствие развитие внимания, творческого воображения,
умения делать вывод, выдвигать гипотезу и
т.д. Усвоение путем запоминания или
подражания учителю.
Цель: усвоение новых знаний
ДЕТИ… анализировали, рассуждали,
открывали, сочиняли. ДЕТИ…слушали, запоминали, следили за мыслью, (т.е. воспринимали).
ВЫВОД: прочные знания, формирование мышления, развитие интеллекта, воспитание активной личности ВЫВОД: репродуктивна деятельность:
пришел, услышал, запомнил
Приведу примеры уроков, построенных на технологии проблемного обучения.
Пример: Урок алгебры в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений»
АНАЛИЗ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
Постановка проблемы «Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения
-Сегодня мы познакомимся с решением уравнения, которое вы составите по задаче, представленной в стихотворной форме:
«Обезьянок резвая стая
Всласть, поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?» Слушают.
-Кто догадался, какое нужно составить уравнение. Отвечают.
-Как называются такие уравнения? -Квадратные.
-Все ли квадратные уравнения мы умеем решать? -Нет.
Тема -Значит, тема нашего урока?
(Фиксирую тему на доске) -Решение квадратных уравнений.
Пример: Урок геометрии в 8 классе по теме «Площадь трапеции»
АНАЛИЗ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
Постановка проблемы Подводящий к теме диалог.
-Посмотрите на различные выпуклые четырехугольники, изображенные на доске (на доске разные виды четырехугольников). Смотрят.
-Какие из изображенных четырехугольников вам известны? Назовите их. -Параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция.
-Дайте определение названных вами четырехугольников. Дают.
-Что еще вам известно про эти четырехугольники? -Свойства, признаки, формулы для вычисления площадей.
-Для всех ли четырехугольников вам известны формулы? -Нет, не знаем формулу для нахождения площади трапеции.
Тема -Значит, какая сегодня будет тема урока?
(Фиксирую тему на доске). -Площадь трапеции.
Пример: Урок по алгебре в 8 классе по теме: «Понятие квадратного корня из неотрицательного числа».
АНАЛИЗ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
Постановка проблемы Материал для выдвижения гипотез Сейчас будете по группам решать уравнение х²=5. Разбиваются по группам, начинают работу.
Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе. Подходит к каждой группе:
-Какие есть гипотезы?
-С чего надо начать?
-Воспользуйтесь графическим способом. Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.
Представление гипотез группами. Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. Представляют две гипотезы:
х1=-2,4, х2=2,4 (неверно).
х1=-2,3, х2=2,3 (неверно).
Побуждение к проверке. -Как проверить, какой из двух способов верный? -Возвести числа в квадрат.
Подсказка к плану. -Проверьте! Что получилось? -При умножении на калькуляторе 5 не получилось (Аргумент).
Вывод -Значит, располагая только рациональными числами уравнение мы решить не можем. -Ввести новое понятие. (Открытие нового знания)
Обдумывая ход работы, надо определять что будет делать учитель на каждом этапе урока, а что будут делать все ученики, как организовать их мыслительную деятельность в течение всех 45 минут. Чтобы цветок понимая распустился на глазах в течение урока, писал. Основываясь на своём педагогическом опыте Л.Н.Толстой, надо уже в самом начале урока дать такие упражнения, которые не вызовут затруднений, заставят обучающихся вспомнить ранее изученное, подготовить к восприятию нового, свяжут предыдущее с настоящим. Урок можно начинать опросом, который является «мостиком» между двумя уроками, подведёт к объяснению нового.
Таким образом, учащиеся становятся очевидцами возникновения проблем, участниками их постановки и решения. Существенное увеличение времени на подготовку к уроку оправдано возрастающим интересом учащихся к предмету.