Агрессивность подростков, влияние на агрессивность семейной ситуации.


"Агрессивность подростков, влияние на агрессивность семейной ситуации".

Проявления агрессии свойственны и мальчикам и девочкам разных возрастов. Многие специалисты связывают проблему возрастания проявлений детской агрессии с особенностями современной культуры. Существуют социальные группы, для которых эта проблема особенно актуальна. Это происходит при отсутствии должного внимания взрослых к детям, недостаточной опеке. Как правило, этим страдают, прежде всего, дети социально неблагополучных семей, хотя от этого не застрахованы и дети из благополучных семей.
В трудах отечественных и зарубежных психологов мы находим косвенные доказательства деструктивного влияния неполной семьи на личностный рост ребёнка. Они отмечают, что у детей могут развиваться отклонения в развитии личности (психическая депривация, нарушение социальной адаптации, эмоционального самочувствия, самооценки и отношения к окружающим людям).
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс. Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.
Другой взгляд на происхождение агрессивного поведения представлена в теории социального научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.
Самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения.
Агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:
Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.
Наличие фрустрации.
Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.
Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.
Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.
Во – первых, различают реактивную и спонтанную агрессию.
Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.
Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).
Инструментальную агрессию подразделяет на индивидуально и социально-мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления,  развернутую стадию, этап завершения, период  остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.
Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.
Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.
Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации.
1.Подростки получают сведения об агрессии из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников или родителей). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в коллективе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.
2.Один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его остается неизвестной.
3.Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток какой то период времени воспитывается в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.
Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий
Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с друзьями , копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины.
Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.
Особого рассмотрения требуют дети, растущие в неполных семьях.
У ребёнка актуализируются такие психоэмоциональные реакции, как переживание одиночества, презрение к себе, враждебные и агрессивные реакции в сочетании с гневом, а порой и яростью. В ситуациях, когда лишение ребёнка родительской привязанности длительно, он может потерять доверие к людям. Так, утрата доверия к родителям может повлечь за собой утрату доверия к миру взрослых, что является одной из существенных причин, способствующих возникновению протестных и агрессивных реакций, особенно в подростковом возрасте.
К сожалению, число несовершеннолетних детей, проживающих в условиях неполной семьи, не уменьшается. При этом повышается вероятность их неправильного воспитания, ведущего к формированию асоциальных форм
Дети из таких семей чаще ставят себя в позицию "жертвы" обстоятельств, они менее успешны в учёбе, им труднее общаться в коллективах сверстников и взаимодействовать с взрослыми., Можно утверждать, что эти дети более тревожны, не чувствуют уверенности в себе, напряжены в общении, что ведёт у мальчиков к частым агрессивным реакциям, особенно к более слабым сверстникам, и враждебности к взрослым. У девочек также отмечаются симптомы неуверенности в своей привлекательности
При отсутствии одного из родителей дети страдают больше всего. У них отмечается раннее взросление. Знакомство с теневыми сторонами жизни. Положение семьи, естественно, отражается на развитии ребёнка, его моральной воспитанности, ценностных ориентациях, особенно на готовности к будущей семейной жизни. Выходцы из неполных семей отличаются заниженными познавательными потребностями. Потому они чаще других детей отстают в обучении, пассивны, не стремятся к повышению своего статуса.
Дети из неполных семей чаще испытывают высокую эмоциональную напряжённость, признаками чего служат неуспеваемость, неудовлетворённость общением, чувство тревожности, частые агрессивные реакции, неуверенность в себе и заниженная самооценка.
Таким образом, всевозможные недостатки в учёбе и отклоняющееся поведение детей из неблагополучных семей фактически запрограммировано:
из-за неудовлетворённости эмоционального контакта с родными людьми,
положительной оценки с их стороны,
неудовлетворённости потребности в любви и ласке,
уменьшения возможностей удовлетворения материальных потребностей.
Таким образом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться воспитателями , педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.

В заключении хотелось бы подвести итоги.
Исходя из мнения психологов, можно утверждать, что дети из неблагополучных семей чаще испытывают высокую эмоциональную напряжённость, признаками чего служат неуспеваемость, неудовлетворённость общением, чувство тревожности, частые агрессивные реакции, неуверенность в себе и заниженная самооценка.
Список использованной литературы.
Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996.
Бандура А., Уол
терс Р. Подростковая агрессия. М. 2000
Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999.
Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5.
http://odiplom.ru/psihologiya/agressiya-podrostkov-ili-podrostkovaya-agressivnosthttp://xreferat.ru/71/4851-1-vliyanie-sredstv-massovoiy-informacii-na-razvitie-agressivnosti-shkol-nikov.htmlhttp://www.coolreferat.com/Психологические_особенности_подросткового_возраста_и_проявление_агрессииhttp://www.coolreferat.com/%D0%90%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2http://www.prioslav.ru/kursp3