Чтоб болезней не бояться, нужно с детства закаляться!
Приучайте детей к испытаниям Закаляйте их тело против
непогоды, климатов, стихий, жажды, усталости.
Полезны детям водные процедуры: желательно было бы
по мере возраста привыкать купаться в воде
всевозможных градусов, таким образом, приучив себя
выносить различную температуру воды, чтобы мы
стали почти нечувствительными к изменениям
температуры воздуха».
(Ж.-Ж.Руссо)
Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7-ми лет они воспитывались в суровых, «спартанских условиях: ходили круглый год в облегченной одежде, купались в холодной воде и т.п.
Изречение древних индийских мудрецов гласит: «Десять преимуществ дает плавание: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин».
В России закаливание издавна было массовым. Примером этого могут быть деревенские бани с парными и «снежными» ваннами.
Поэтому обучение плаванию мы рассматриваем не только как важное средство физического воспитания, но и как полезное упражнение для развития физических возможностей ребенка, и, во-первых, придаем плаванию жизнесберегающее значение; во-вторых, разностороннее и неоценимое воздействие на организм ребенка, что, бесспорно, способствует укреплению здоровья в целом.
С этой целью мы организовали посещение с детьми тропической купальни, где дети плавают в прохладной воде и прогреваются в финской сауне и турецкой
парной.
Сначала учили детей не бояться воды: они погружались с головой в воду, открывали глаза, делали выдохи в воду. Все упражнения, которые необходимы, чтобы ребенок обучался плаванию, сначала отрабатываем на «берегу».
Затем скольжение вдоль «берега»:
Ребенок заходит в воду по пояс. Оттолкнувшись одновременно обеими ногами, грудью ложится на воду. Руки свободно вытянуты вперед. Скользнув по поверхности, он снова становится на ноги.
Скольжение на спине. Взрослый кладет руку на поясницу ребенка. Ребенок, оттолкнувшись двумя ногами, ложится на воду. Руки – вдоль пояса.
Скольжение с выдохом в воду. Важно приучить ребенка без страха погружать голову в воду и делать выдох. (Не рекомендуется при погружении с головой прикрывать уши ребенку руками или ватой)
Во время скольжения с выдохом в воду голова ребенка находится между вытянутых вперед рук.
Отработка движения ног:
«Крокодил». На глубине примерно 35-50см ребенок передвигается, переставляя руки по дну. Одновременно он бьёт по воде прямыми от бедра ногами с вытянутыми носками: левой, правой, левой, правой.
То же самое он проделывает, держась за надувной круг или плавающую игрушку.
Отработка движения рук:
Показ детям в воде, как движутся руки во время плавания стилем кроль: слегка согнутая в локте правая рука поднимается над водой и погружается в воду против плеча, впереди головы. Пальцы согнуты. Рука совершает гребок, пройдя под водой до бедра. Когда правая рука доходит до вертикального положения под водой, левая рука выносится из воды и совершает такое же гребковое движение.
Сначала ребенок отрабатывает эти движения, стоя по грудь в воде.
Затем отрабатывает их при скольжении.
Взрослый поддерживает ребенка снизу. Ребенок разучивает движения рук и ног одновременно. Ноги должны работать быстрее, чем руки. Движения рук ритмичны, беспрерывны. Одна рука как бы все время догоняет другую.
Занятия построены как физкультурные и состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть проводится на «берегу» и включает несколько упражнений общеразвивающего характера для разогревания организма и имитирующих плавательных движений.
Основная часть проводится в воде. Здесь выполняются упражнения на овладение техникой плавания: «Островки», «Ледокол», «Цапли». Затем дети идут в финскую сауну. После организуются в воде подвижные игры на совершенствование усвоенных движений: «Крокодил», «Дровосек в воде», «Карусели», «Мы веселые ребята», «Солнышко и дождик», «Ехал поезд по туннелю», «Караси и щука».
После подвижных игр дети вновь идут греться в турецкую парную. А потом заключительная часть – произвольное плавание.
Баня дает чистоту, здоровье, душевное спокойствие, эмоциональные впечатления и много других удовольствий.
Чистота. В купальне парилка и последующая водная процедура – ополаскивание в прохладной воде – очищают кожу лучше, чем люди обычно могут себе представить.
Здоровье. Здоровье искали в бане, когда чувствовали потребность восстановить уставшие от работы суставы и мышцы.
Душевное спокойствие. Баня расслабляет, успокаивает, восстанавливает душевное спокойствие.
Эмоциональные впечатления. Мысли и настроение поднимаются выше повседневных дел и забот. Тело становится гибким, мышцы мягкими, все существо легким.
Пульс и дыхание в парилке учащаются, кровообращение и обмен веществ ускоряются, температура тела поднимается, а давление крови может временно снижаться.
Прогревание и купание улучшают общее самочувствие, оказывают положительное воздействие на состояние здоровья человека, закаляет тело и успокаивает душу.
Воздействие бани на здоровье хорошо знали финские и карельские народные целители.
СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САУНЫ для ДЕТЕЙ
Принципиальным отличием влияния сауны на детей является гораздо более быстрая тенденция их к перегреванию, что обусловлено:
небольшой массой, при относительно большей поверхности тела;
более развитой системой капилляров;
менее совершенными механизмами терморегуляции (защиты от перегре-вания);
недостаточно развитыми регуляторными системами ответственными за поддержание нормального водно-электролитного баланса организма.
Поэтому применение сауны у детей требует особой осторожности. Температура не должна составлять более 80°С, а охлаждение должно начинаться лишь с 20°С. Пребывание в парильне не более, чем трехкратное по 5-6минут.
В парилках мы с детьми не просто греемся, а проводим дыхательную гимнастику, Самомассаж носа, ушей, шеи, оздоровительные упражнения для горла.
Дыхательная гимнастика
* «Куры» - укрепление мышечного корсета, позвоночника, формирование дыхательного акта, правильной осанки, развитие внимания, выдержки.
Дети стоят, наклонившись, свободно свесив руки – «крылья» и опустив голову. Произносят «так-так-так», одновременно похлопывая себя по коленям, выдох, выпрямляются. Поднимают руки и плечи – вдох через нос. Повторяют
3-4 раза
* «Рожок» - укрепление круговых мышц рта, тренировка навыков правильного носового дыхания.
Детям предлагается созвать коров, как можно громче подуть в рожок (он в носу): необходимо вдохнуть воздух через нос и выдохнуть в рожок.
Повторить 2 раза
*«Мышка и мишка»
У Мишки дом огромный (выпрямление, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – выдох).
У Мышки очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову – выдох с произношением звука «ш-ш-ш»)
Мышка ходит в гости к Мишке, он же к ней не попадет (хлопают в ладоши вытянутыми руками над головой, пожимают плечами). Повторить 2-3 раза
Оздоровительные упражнения для горла
*«Лошадки» - вспоминаем, как звучит цоканье копыт лошадки. Цокаем язычком то громче, то тише, скорость движения лошадки показываем так же: то снижая, то увеличивая темп повтора звуков (20-30 сек)
*«Змеиный язычок» - представляем, что длинный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6 раз)
*«Смешинка» - попала смешинка в рот, и невозможно от неё избавиться: ха-ха-ха-ха, хи-хи-хи-хи, гы-гы-гы-гы.
*«Ворона» - села ворона на забор и решила завлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимает голову, то в сторону повернет. И каркает так, что всюду слышно. Дети произносят протяжно «ка-а-а-а-а-а-ррр» (5-6раз). Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно, с закрытым ртом. (5-6раз)
*«Зевота» - сидя удобно, расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-хо-хо-о-о-о, позевать
5-6раз.
Самомассаж носа
Нос – важнейшая рефлекторная зона лица. Он связан с желудком, толстой и тонкой кишкой, селезенкой и нервной системой. Массируют нос с целью стимуляции деятельности головного мозга. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт.
*Вращение кончика носа по часовой стрелке (1-2 минуты)
*Указательным и средним пальцами нажимать на кончик носа
*Сгибать кончик носа влево, вниз, вверх, вправо
«Носик на прогулке»
Вот так носик баловник! Он шалить у нас привык. (на вдох оказываем сопротивление носу, надавливая указательным пальцем на крылья носа)
Хорошо гулять в саду и поёт нос «ба-бо-бу» (на выдох постукиваем указательными пальцами по крыльям носа и поём «ба-бо-бу»)
Надо носик нам погреть, его немного потереть. (нажимаем на переносицу указательными пальцами, трем крылья носа, растирая вверх вниз)
Нагулялся носик мой, возвращаемся домой.
Игра «Буратино»
Лепим красивый нос для Буратино. Буратино рисует носом «солнышко», «морковку» при этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи.
«Шея Жирафа»
Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку, вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей жирафа.
«Холодно – жарко»
Подул холодный северный ветер – дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. (упражнение на напряжение и расслабление мышц).
Упражнения с ушками
Ушки ты свои найди и скорее покажи. (заводим ладошки за ушки и загибаем их вперед);
Вот так хлопаем ушами. (прижимаем к голове и резко отпускаем);
Сейчас все потянем вниз. Ушко, ты не отвались! (захватываем мочки и потихоньку тянем их вниз, отпускаем)
«Приклеиваем уши»
Растираем за ушами, примазываем «глину», чтобы уши не отклеились.
ФАКТОРЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИЕ В САУНЕ
ТЕПЛО: Высокая температура сауны воздействует на механизмы терморегуляции человека, тесно связанные с жизненно важными органами и системами. Под влиянием временного перегревания (гипертермии) меняются все функции организма - кровообращение, дыхание, свойства крови, выделение и обмен веществ и др. ХОЛОД: Контраст в температуре (горячий воздух и холодная вода, пар) усиливает воздействие на механизмы терморегуляции, а через них на многие важные функции организма.
ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ: Простое гигиеническое мытье в сауне - лишь одна из ее задач. Водная процедура - особый компонент сауны, оказывающий биологическое действие на организм.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР: Успокаивающее действие воды известно было человеку всегда и различные методы гидро- и бальнеотерапии - хорошо изученные средства как древней, так и современной медицины.
Чередование купания в прохладной воде и прогревание в парилках, закаляет, оздоравливает и укрепляет организм, повышает его сопротивляемость к простудным заболеваниям.
Дети, которые постоянно, систематически, вот уже третий год, посещают купальню, отличаются хорошим аппетитом, спокойно крепко спят, активны на занятиях, жизнерадостны, уравновешенны и, самое главное, из организм более устойчив к различным заболеваниям.