Конспект урока Когда появилась одежда?
Тема Когда появилась одежда?
Цели Образовательные: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (сезонная, спортивная, рабочая).
Способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать внимательное отношение к своей одежде, культуру поведения при фронтальной работе, работе в группах.
Формировать УУД:
- Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат Предметные:
научатся прослеживать историю появления одежды и развития моды; подбирать подходящую для конкретного случая одежду.
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные).
Основные понятия Деловая, спортивная, рабочая, домашняя одежда.
Межпредметные связи Окружающий мир
Ресурсы:
- основные
- дополнительные А.А.Плешаков Окружающий мир. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 20, 21
- презентация «Когда появилась одежда?»
-- фотографии разных видов современной одежды
-лупы
- образцы тканей, клей
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность
ученика
Организационный
момент
Актуализация знаний
Мотивация
Изучение нового материала
Итог урока.
Рефлексия - Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и покажем всё, что мы умеем. Посмотрите на гостей, друг на друга и подарите улыбки, пожелайте удачи.
(слайд №1)
– Ребята, давайте вспомним, на какие вопросы вы получили ответы на прошлых уроках?
-Когда учиться интересно?
-Когда наступит лето?
-Когда наступит суббота?
– Какое одинаковое слово встречается в этих вопросах?
(Вывешиваю на доску слово КОГДА, которое является ключевым для дальнейшей работы)
(слайд № 2)
- Посмотрите на экран. Что вы видите?
Назовите, одним словом?
(Вывешиваю на доску карточку со словом – ОДЕЖДА)
- Посмотрите, ребята, на доске уже открыты два слова из нашей темы. Попробуйте теперь закончить сами формулировку темы урока.
- Значит, чему будет посвящён наш урок?
- Какие цели вы бы поставили перед собой?
- Что вы должны узнать?
-Чему научиться?
- Ребята, скажите, а любите ли вы путешествовать?
- Сегодня мы отправимся в путешествие на машине времени.
- Пристегните ремни! Закройте глазки! Включить контакты! Завести моторы!
(звуковой сигнал)
(слайд № 3)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Куда мы с вами попали?
- Как вы догадались?
-Вот так выглядел первобытный человек. - Опишите его, какой он, во что одет?
Чтоб в морозы не замерзнуть,
Чтоб спастись от холодов,
Человек в любую шкуру
Завернуться был готов.
Шкуру чистил он сначала,
Закреплял, чтоб не упала,
И ходил и в дождь, и в снег
В этой шкуре человек.
-Вы правильно описали человека из глубокой древности. А как вы думаете, почему на нем так мало одежды?
- Правильно. Человеку нужно было защитить тело от палящего солнца, ветра, дождя, снега.
(Вывешиваю карточку ЗАЩИТА)
- В те времена одежду еще не научились шить. Первую одежду люди находили для себя в окружающей природе. В тех местах, где всегда тепло одежда могла быть сделана из листьев деревьев. Люди стали одеваться в шкуры животных примерно 30 тысяч лет назад, когда на Земле наступило похолодание.
-Давайте представим, что класс – это научно – исследовательский центр, а вы - ученые. Перед вами стоит задача ответить на вопрос сегодняшнего урока.
- На какой же вопрос мы будем искать ответ?
Вы разделены на группы. Каждая группа – это отдельная лаборатория.
-Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группах.
(слайд № 4)
- Итак, приступим к работе.
- Шло время… Люди научились делать ткани и одежду из них. А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие..
(обращаю внимание на коллекции тканей, которые находятся на столах у каждой группы)
- Но раз их называют одним словом - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно? Сейчас мы узнаем тайну тканей!
- Возьмите образцы тканей, которые лежат у вас на партах.
- Первая группа ученых будет рассматривать ткань с помощью лупы, вторая группа – поработает с образцом ткани, третья группа – поработает с текстом. У всех трех групп одна задача - получить ответ на вопрос:
(слайд № 5)
« Какой секрет у всех тканей?»
Вывод: Все ткани состоят из нитей. Все нити у тканей крепко держаться друг за друга, т.е. переплетены.
(выводы вывешиваю на доску)
- Кто же их переплел?
- Правильно специальный станок! А называется он ткацкий станок!
(слайд № 6)
- Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными, с помощью заостренной палки. Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы»….И получится? (ткать)
-Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?
Практическая работа
(работают все три группы)
- Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом немножко растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата - это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и, когда ты сжал их пальцами, да ещё и скрутил, они сцепились своими ворсинками.
- А знаете, чем вы занимались, скручивая короткие волоконца в длинную нить? Прядением!
- Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок.
(слайд № 7)
- А сейчас нити прядут, то есть скручивают из волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные. (слайд № 8)
Физкультминутка
Вот портной наш шить устал,
Из-за стола он быстро встал,
Расправил плечи, потянулся,
Потом он низенько нагнулся,
Затем на цыпочки поднялся
Поприседал, потом размялся
К работе можно приступать,
Теперь нам долго не устать.
(слайд № 9)
- Итак, из далекой древности мы продвигаемся вперед. Человек из шкур переоделся в ткань.
-Такую одежду носили в Древней Греции. Ее делали из большого прямоугольного куска ткани, который оборачивали вокруг тела, а на одном или двух плечах закрепляли брошью. У простых людей одежда была короткая, чтобы не мешала работать, а у богатых – длинная.
– Что потом происходило с одеждой?
(слайд № 10)
- Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, кокошники… Нарядная одежда подчеркивала достоинство человека, его красоту. Одежду стали украшать золотыми нитями, драгоценностями. У женщин стали появляться очень широкие юбки, необычные шляпы, украшения. Мужчины тоже не отставали. Их одежда стала признаком богатства и роскоши.
– Почему одежда стала изменяться?
Как вы думаете, какое еще значение приобрела одежда?
(Появляется карточка КРАСОТА)
– А какую же одежду носит современный человек? (слайд № 11)
– Для чего современному человеку столько одежды? – Как он использует одежду?
- Правильно, человек использует разную одежду в зависимости от ситуации. Такая зависимость от деятельности называется ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ.
(На доске появляется карточка со словом ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ)
- Вывод: Одежду надо подбирать в зависимости от места, куда идешь, и от повода.
- Ребята, давайте вспомним, на какой вопрос мы искали ответ сегодня?
- Какое время можно назвать временем появления одежды?
Проектная деятельность учащихся
– Мы так много узнали сегодня об одежде. Давайте обобщим наши знания, а итогом всей нашей работы станет книжка – раскладушка «Наша одежда»
- У вас на столах лежит инструкция, по которой вы будете работать. Ознакомьтесь с ней.
Сезонная одежда.
Инструкционная карта.
Рассмотри картинки с предметами одежды.
Распределите предметы одежды по группам: «осенняя - весенняя, зимняя, летняя»
Наклей картинки в табличку.
Дополнительное задание. Найдите ошибку.
Летом, в жаркие часы –Только майка и трусы.А зимою нам нужны:Свитер, теплые штаны,Шарф, пальто, сандалии,Шапка и так далее.Шапка …, свитер…Впрочем, я…Я запутался, друзья!(Сандалии – летняя обувь!)
Профессиональная одежда.
Инструкционная карта.
Рассмотрите картинки.
Определите по костюму профессию человека.
Подберите для каждого костюма картинку с недостающим предметом одежды.
Наклей.
Дополнительное задание
У каждого дела запах особый,
В булочной пахнет тестом и … (сдобой),
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей … (доской).
Пахнет маляр скипидаром и …(краской),
Пахнет стекольщик оконной … (замазкой).
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате - … (лекарством) приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за … (плугом).
- Какая профессиональная одежда здесь прозвучала? (халат доктора)
Спортивная одежда.
Инструкционная карта.
Рассмотри картинки.
Узнай по одежде, каким видом спорта занимается спортсмен.
Подбери для каждой картинки свою подпись.
Наклей.
Презентация книжки-раскладушки.
- Итак, давайте ответим на вопрос нашего урока – «Когда появилась одежда?»
- Ребята, итогом нашей работы стала вот такая книжка - раскладушка. Я уже заполнила первые страницы, вы сделали самостоятельно еще три страницы. Но книга осталась незаконченной. Как вы думаете почему?
- Давайте мы с вами подарим первобытному человеку рубаху.
(вывешиваю страницу из книги с изображением рубахи)
- Приклейте на рубаху горошину того цвета, который соответствует вашему настроению.
Мне надо быть внимательнее.
У меня не все получилось, но я старался.
Мне все понятно. Я молодец!
- Посмотрите какая красивая рубах получилась! Страничка с ее изображением станет частью нашей с вами книги.
- Спасибо за урок!
Дети отвечают. На слайде появляются вопросы с иллюстрациями. Заслушиваются ответы на вопрос не одного ученика, а нескольких
Встречается слово «КОГДА?»
на экране: шуба, платье, рубашка, шарф, шапка
ОДЕЖДА
Тема урока: «Когда появилась одежда?»
Дети еще раз называют тему урока и формулируют цели урока: Узнаем….Мы научимся…..
Дети отвечают, что попали в прошлое.
Видим на экране первобытного человека.
В шкуры животных, листья
Еще не придумали одежду, не было тканей.
Когда появилась одежда?
На экране правила работы в группе
Дети рассматривают образцы разных видов ткани
Дети работают по заданию, делают выводы.
На слайде Древняя Греция
У современного человека очень много одежды.Человек ходит на работу, на улицу гулять, носит дома, надевает на праздники. В разных случаях ему нужна разная одежда.
Когда появилась одежда?
Времена первобытных людей.
Во времена первобытного человека.
Мы еще не все узнали об одежде.