Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Когда появилась одежда?» 
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Когда появилась одежда?»
Прогнозируемые результаты:
- познакомить учащихся  с историей  возникновения одежды, видами одежды; 
- научить подбирать для некоторых случаев подходящую одежду;
- развивать мышление, память, умение слушать; - воспитывать у детей ответственное отношение к своему внешнему виду;      - воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ; формирование УУД. Личностные УУД:  включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; осознание ответственности ученика за общее благополучие класса. Регулятивные УУД:  принимать и сохранять заданную учебную цель; учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно понимать оценку взрослого;  взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Познавательные УУД:  осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе; обобщать полученные знания; осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД:  слушать собеседника; задавать вопросы;  контролировать действия партнёра;  позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Оборудование и учебные материалы: 
- учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешаков ;- рабочая тетрадь на печатной основе;
- конверты с заданием для работы в группах;
 - презентация «Когда появилась одежда?»;
- тучка и солнышко для настроения, цветные кружочки.
Организационный момент.
- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- Сегодня у нас необычный урок, к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и покажем всё, что мы умеем. 
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все видят и замечают, ушки не просто слушают, а все слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперед ума. 
- У вас на партах лежат тучка и солнышко, покажите какое у вас настроение. 
2. Подготовка к основному этапу.
– Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие, а в какое узнаете немного позже. Вместе с нами будет путешествовать один герой. Как вы думаете, кто он?
 – Правильно, это Муравьишка- Вопросик. (Слайд 2.) 
- Но сегодня он пришёл к нам не с пустыми руками. Что он принёс? 
 – Да, ребята, чемодан у Муравьишки не простой. В нём лежат загадки. Сейчас мы с Вопросиком будем их загадывать. А как только мы отгадаем загадку, из чемодана появится отгадка. Вы готовы?
Загадки.
Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода.   (Шарф)  
У нее есть капюшон, бывает мехом опушен.   (Куртка)  
Всегда шагаем мы вдвоём,
 Похожие как братья.
 Мы за обедом – под столом,
 А ночью – под кроватью.   (Ботинки)  
Упрятались голышки
 В лохматые мешки:
 Четверо вместе,
 Один – не на месте.  (Варежки)  
Есть у белок, есть у мышки, есть у серого зайчишки.
 И в холодный день зимы в ней гулять выходим мы.  (Шубка)
– Как вы думаете, что лишнее? Почему? (Ботинки, т.к. это обувь.)
– Как можно назвать одним словом все оставшиеся предметы? (Одежда.)
– О чём будет идти разговор на уроке? (СЛАЙД 3.)
 – А что вы хотите узнать об одежде? ( Когда появилась одежда, какая бывает одежда?)
 – Итак, сегодня мы вместе с Муравьишкой Вопросиком будем путешествовать из прошлого в настоящее и говорить об одежде. 
Тема урока: Когда появилась одежда? (называют дети)
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
1) – Ребята, а что же такое одежда? (Ответы детей.)
– Где мы можем посмотреть точное значение слова? (В словаре.)
– Правильно. Можно узнать значение слов в толковом словаре. Вот как объясняется это слово в толковом словаре С. Ожегова: “Одежда – совокупность предметов, которые покрывают тело”. (Слайд 4.)
– А что такое совокупность? (Это группа.)
2) – Как вы думаете, а когда появилась одежда? (Ответы детей.)
– Посмотрите на экран. (Слайд 5.) Это – лента времени. Наша планета Земля существует уже миллиарды лет и люди живут на ней миллионы лет. Они условно разделили время существования на Земле на 2 периода: до нашей эры и наша эра. Вы сказали, что одежда появилась очень давно. А как давно? До нашей эры или в нашу эру? (Ответы детей.)
– Выходит, если одежда появилась в нашу эру, то до нашей эры люди ходили раздетые? Давайте, почитаем в учебнике, что нам об этом говорит Мудрая Черепаха.
(Чтение текста на стр.21 и беседа по содержанию.)
(Слайд 6-8.)
– Когда появилась одежда?
 – Во что одевались первобытные люди?
 Когда жил первобытный человек до нашей эры или в нашу эру?
 – Значит, неверна была наша гипотеза и теперь мы точно можем сказать, когда появилась одежда. Когда? 
– Что позднее научились делать люди?
 – Что стали делать из ткани?
 – Итак, из далёкой древности мы продвигаемся вперёд. (Слайд 9.) 
Постепенно человек из шкур переоделся в ткань. Но это была ещё совсем не та одежда, к которой мы привыкли. (Слайд 10.)Рассмотрите изображение человека в сандалиях и наряде. Такую одежду носили в Древней Греции. Называлась она – туника. Её ещё не шили. Просто брали большой прямоугольные кусок ткани и оборачивали вокруг тела несколько раз. Концы закалывали булавкой или брошкой. 
– Время шло. Люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы и шляпы. Костюмы стали отличаться большой выдумкой, изобретательностью.
 – Кто из вас скажет, а что за одежда на картинке? (Слайд 11 - 12.)
 – Значит, была и особая одежда для защиты в бою. Из чего была сделана такая одежда? Почему? (Ответы детей.)
Физкультминутка. 
3) – Ребята, а удобно ли нам носить такую одежду?
 – Для нашего удобства современная одежда очень разнообразна. В чём мы с вами ходим сегодня? (Ответы детей)
- Отличается ли одежда по временам года? (Да)
 - Что мы надеваем зимой, осенью, весной и летом? (Ответы детей.)
– Зачем нам так много одежды? Неужели нельзя обойтись только зимней одеждой или только летней? (Ответы детей)
 – Мы живём в стране, где погода сильно меняется в разные времена года, поэтому, чтобы не болеть, мы вынуждены менять нашу одежду в зависимости от погоды.
– В разных ситуациях человек надевает разную одежду.
 – Можно ли догадаться по одежде, в какой жизненной ситуации находится человек?
4. Проверка понимания.
Практическая работа (Работа в парах).
- У вас на партах лежат конверты, достаньте картинки, внимательно рассмотрите их и подумайте:
 – На какие группы можно разделить одежду? (Дети разделили одежду на 4 группы: деловая, спортивная, одежда для дома или домашняя,  рабочая.)
(Презентация слайд 13.)
 – Что значит “деловая одежда”? (Ответы детей)
 - Что именно относится к деловой одежде? (Ответы детей)
 - Куда в такой одежде ходят взрослые, дети? (Ответы детей)
 Слайд 14.
– Что относится к «спортивной одежде»? 
- Какая спортивная одежда есть у вас?
 - В каких случаях вы её надеваете?
 Слайд 15.
– Что такое “рабочая одежда”?
- Значит ли это, что в неё должны ходить только рабочие? В каких случаях вы наденете рабочую одежду?
 – В чём удобно ходить дома? 
- В чём дома ходят ваши родители? А вы сами?
Слайд 16.
- Можно ли в домашней одежде отправиться в гости? Почему?
- Удобно ли в халате играть в футбол или волейбол? Почему?
5) – Можно ли по одежде узнать, кем работает человек?
 – Кого можно узнать? 
 – Люди некоторых профессий носят специальную одежду, называемую формой. Догадайтесь, кто хозяин этих костюмов? (Слайд 17-25.)
 – По одежде мы можем узнать, кем работает человек.
5. Подведение итогов.
– Вот и добрались мы по ленте времени до наших дней. Мы побывали в прошлом и вернулись назад. (Слайд 26.) (Слайд 27.)
– Какую роль играет одежда в жизни человека?
 – Как мы должны относиться к одежде? 
- Вот послушайте стихотворение и скажите, можно ли так поступать с одеждой?
(Стихотворение рассказывает подготовленный ученик.)
Что такое быть опрятным?
 Значит чистым, аккуратным.
 Чтоб штаны не знали дыр. Это брюки, а не сыр. 
 Но, бывает, у детишек, на коленях по дыре 
 От сражений во дворе. 
 Так знакомый Поросенок проводил свой день в саду. 
 Очень пачкался ребенок папе с мамой на беду.
 Мама сына баловала, утром чисто одевала.
 Приходила забирать – не могла его узнать.
 За сынка она стыдится. 
 Так, ребята, не годится!
- Ребята, что вы узнали из стихотворения? ( К одежде надо относиться аккуратно и бережно, не пачкать, не рвать, чтобы потом не было стыдно за свой внешний вид.)
6. Рефлексия.
- У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их.) 
 - Кто для себя сделал открытие? (Синий) 
- Кто про себя может сказать «Я активно работал на уроке!» (Зелёный) 
- Кому на уроке было неинтересно? (Красный)
15