Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающег 
Эффективные формы работы с родителями в рамках ФГОС
                                             Педагогика  должна стать наукой для всех –и для  учителей, и для родителей.В. А. Сухомлинский.
     Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:
      Психолого-педагогическое просвещение родителей через родительские собрания и консультации.
      С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется по педагогическому просвещению и образованию родителей,  по укреплению сотрудничества с родителями.
      Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих  принципах:
-   совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
-    сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
-    педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
-    поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
-     содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
-    опора на положительный опыт семейного воспитания.
     Основные направления сотрудничества учителя с родителями:
-    стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). Диагностика выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую функции.
      Цель диагностики:
1. Определить уровень развития ребенка.
2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или  худшую сторону.
3. Проанализировать  полученную информацию.
4. Установить причины изменений.
5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
      Я предлагаю  родителям анкету, данные которой помогают  получить  первую информацию о педагогическом  просвещении родителей,  и в дальнейшем спланировать консультации с родителями, тематические собрания, индивидуальные беседы с учениками. После первого года обучения  я предлагаю  родителям проверить свою педагогическую культуру с помощью  другого тестирования   «Мы – родители».
-    психолого – педагогическое просвещение родителей ;      Формы работы: родительские конференции,  всеобуч, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания,  дискуссии, круглый стол, презентация семьи, презентация творческих проектов,  устный журнал, работа с родителями детей группы риска,  решение психолого-педагогических задач, день открытых дверей, психологические игры, тренинги для родителей.Примерные темы совместного обсуждения и просвещения родителей:
1. Психология младшего школьника.
2. Особенности адаптации ребенка к школе.
3.Значение режима дня  в жизни школьника.
4. Взаимоотношения взрослых  в семье  -  пример подражания для маленьких.
5. Права и обязанности  ребенка в семье.
6. Здоровье ребенка – основа успешности в учении.
7. О стилях семейного воспитания.
8. О роли семьи в трудовом воспитании.
      Большое значение придаю презентации семей «Давайте познакомимся». Родители вместе с детьми готовят  выставки  поделок и семейных коллажей,  конкурсы и музыкальные номера.  Целью такой презентации является формирование нравственной культуры детей и родителей, а также создание условий на дальнейшую совместную деятельность.
     Провожу нестандартные родительские собрания в форме обмена мнениями, где предлагаем  педагогические ситуации для анализа реальных жизненных ситуаций. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.
    Следующее направление работы с  родителями – вовлечение их  в учебно-воспитательный процесс.
      Формы деятельности: праздники, соревнования, походы, экскурсии, акции, ярмарки, акции милосердия, благотворительность, дни творчества детей и родителей. Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио выходного дня. Портфолио выходного дня – это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.
Разделы Портфолио:
«Моя семья» (фотография  членов семьи, краткая информация о каждом члене семьи, девиз семьи, семейное древо).
«Традиции семьи» (семейные увлечения, любимые праздники, любимые блюда, хобби).
«Папа, мама,  я – дружная семья» (рассказ о поездках, о конкурсах,  об экскурсиях, о семейных чтениях, о том, где побывали, что увидали).«Страницы выходного дня» (это своего рода план  путешествий,  семейных выходов, мероприятий)
«Мне очень нравится…» (отзыв ребенка о проведенном выходном дне с родителями, а  некоторые ребята  даже описывали  неудачные мероприятия. Это позволяло родителям планировать следующий выходной день, учитывая ошибки предыдущего).«Семейная презентация» (презентация более удачного, интересного мероприятия).
       Результаты посещений отражаются в личных отчетах учащихся (самостоятельные работы  учеников, работа учеников с родителями и классными руководителями), которые представляются ими на уроках, классных часах, на совместных мероприятиях с родителями. В конце  учебного года проводим  Фестиваль портфолио, в ходе которого выделяем  лучшие находки, интересные проекты, дела, высказываем  рекомендации для участников проекта, которые приступят к его реализации в следующем году.
      Третьим направлением является:  участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (управляющий Совет школы, родительский комитет).
      Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.
      Перед нами, учителями, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.
Литература
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
2. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М, 2003.
3. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.: ГИЦ-В, 2002.
4. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003.5. Осипова М. П. работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003.