Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.


Министерство образования и науки Амурской области
Государственное автономное учреждение дополнительного и профессионального образования «амурский областной институт развития образования»
(ГАУ ДПО Амурской области институт развития образования)
Выпускная работа
Кафедра акмеологии и профессиональной деятельности
Тема: Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и концепция духовно нравственного развития и воспитания личности граждан.
Тюкавкин Евгений Владимирович
Программа обучения:
_______________________
Благовещенск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Цель, задачи и основа Стратегии………………………………..….. 5
1.1. Цель Стратегии ………………………………………. 5
1.2. Задачи Стратегии ……………………………………………………….5
1.3. Приоритеты государственной политики в области воспитани…………………………….5
2. Основные направления развития воспитания……………………………………………................................... 6
2.1. Развитие социальных институтов воспитания ………………….….6
2.2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций …………………………………………………… 8
2.3. Ожидаемые результаты ……………………………………………… 11
3. Педагогическая работа по развитию духовно нравственного воспитания личности учеников средствами физической культуры, спорта, и военно-патриотического движения.……………………….12
3.1. Методы работы по развитию духовно нравственного воспитания личности на занятиях физической культуры и военно-патриотического движения.……………………………………12
3.2. Ожидаемые результаты духовно-нравственногоразвития и воспитания детей ……………………………………….15
4. Анализ духовно нравственного воспитания на примере военно-патриотического объединения СОШ №5 Белогорского МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ.……………………….19
4.1. Организация и методы исследования .…………………………………19
4.2. Анализ результатов исследования …………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………… 25
Список литературы…………………………………………………… 27
Приложение 1. Фото ……………………………………………………………28
Приложение 2. Конспект одного из занятий………………………………….40
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.
Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.
Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека, гражданский мир и согласие,  исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, уважения к памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость новым поколениям.
Стратегия, опираясь на Конституцию Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка, международно-правовые нормы об основополагающих правах родителей.
Стратегия направлена на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитанию уделяется большое внимание в принятых «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепции развития дополнительного образования детей».
Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и предусматривают соответствие процесса развития личности детей национальному воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей.
В условиях цивилизационных вызовов Стратегия направлена на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция.
Стратегия призвана консолидировать усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения. Стратегия утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности. Стратегия закладывает основы системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам современного детства.
1 Цель, задачи и основа Стратегии
1.1 Цель Стратегии:
Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности. Укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.
1.2 Задачи Стратегии:
- создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;
- обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;
- повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации;
- сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;
- обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.3 Приоритеты государственной политики в области воспитания:
- воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;
- поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
- защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;
- обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;
- обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно- нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и др.)- формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности;
- воспитание языковой культуры детей;
- развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации.
2 Основные направления развития воспитания
2.1  Развитие социальных институтов воспитания
Поддержка семейного воспитания:
содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности;
сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий России;
популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей;
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими;
содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций;
расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;
поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании;
создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Развитие воспитания в системе образования:
обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей;
полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ;
расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей;
совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования;
развитие у подрастающего поколения интереса к чтению;
создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями;
создание условий для психолого-педагогической поддержки воспитания в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:
создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);
содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве;
применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:
улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей;
поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях;
широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении;
расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
2.2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций

Гражданское и патриотическое воспитание:
формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического;
разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов;
формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.
Духовно-нравственное развитие:
воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;
формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей.
Приобщение детей к культурному наследию:
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей;
совершенствование деятельности библиотек;
создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.
Физическое развитие и культура здоровья:
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;
формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости;
распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях. Занятие физической культурой и спортом нами рассматривается как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Мы считаем, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, так как формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности.
Физическое воспитание необходимо рассматривать шире - как педагогический процесс воспитания личности. Сформировалось глубокое убеждение, что физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Воспитание этнической толерантности, культуры межэтнического взаимодействия, преодоление негативных и закрепление положительных этнических стереотипов у школьников средствами физической культуры необходимо построить по нескольким направлениям: знакомство с культурой, традициями своего и других народов; знакомство с культурой народов мира через подвижные игры; олимпийское образование; формирование уверенности в себе, уважения и дружелюбия к сверстникам.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание:
становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
2.3 Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить:
значимость воспитания в общественном сознании;
укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;
повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;
развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;
доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;
разработка и успешная реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей;
укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений;
развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;
повышение эффективности научных исследований в сфере воспитания;
повышение уровня информационной безопасности детей;
формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность реализации Стратегии.
3 Педагогическая работа по развитию духовно нравственного воспитания личности учеников средствами физической культуры, спорта, и военно-патриотического движения.
3.1 Методы работы по развитию духовно нравственного воспитания личности на занятиях физической культуры и военно-патриотического движения.
Исходя из стратегии воспитания, духовно-нравственное развитие заключается в воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям.
Одной из задач учителя - сообщение знаний об окружающем мире. Готовя школьников к жизни, полной противоречий учитель должен стремиться дать им правильные ориентиры.
Например, в СОШ № 5 г. Белогорска ученики постигают через общение в проектной работе основу духовно-нравственного развития. Так проводя проект по физической культуре в пятых классах на тему «дворовые игры» я заметил как ученики участвующие в проекте стремились перенять опыт организации дворовых игр своих родителей, старших знакомых. Общение между старшим и младшим поколениями налаживались и укреплялись. Родители рассказывали детям о особо понравившихся играх их детства, о правилах проведения этих игр. По изученному материалу дети выбирали одну из наиболее понравившихся игр, готовили снаряжение изучали правила игры, проводили тренировки. В процессе игры у детей воспитывалось чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям.
Другим примером духовно нравственного воспитания личности может служить кружок военно-патриотического воспитания проводимый в СОШ №5 г. Белогорска. Дети 7,8,9,10 классов на базе подшефной бригады связи занимаются в кружке «Воин». Под руководством учителя дети изучают: военное дело, участвуют в спортивно массовых мероприятиях, военно-патриотических, оказывают помощь и работают по просьбе совета ветеранов г. Белогорска. В сотрудничестве с педагогом дополнительного образования Терентьевой С.П кружок участвует:
- в возложение цветов к памятнику часовне (70 лет со дня окончания Второй Мировой войны).
- вахта Памяти. Уход за солдатскими захоронениями на Никольском кладбище. Захоронение Героя советского союза Ахмирова К.Ш., кавалера орденов Славы 3-х степеней Скорикова П.В., комбрига Дьяченко.
- тимуровская деятельность. Хозяйственная помощь ветерану ВОВ Зиненко И.М.
Основное направление кружка духовно-нравственное воспитание, развитие у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения. В рамках кружка проводится тематические лектории в соответствии с утвержденным положением Президента РФ «днях воинской славы».
Ежегодно кружок участвует в игре «зарница», и слете патриотов России. По итогам игры зарница кружок СОШ№5 в 2015 году занял 3 место среди команд города, а на слете 2 место. 17 декабря 2015 года кружок участвовал в военном троеборье. Перед участниками команды выступили казаки Уссурийского казачьего войска с докладом о установке поклонных крестов в память о походе атамана Пояркова по реке Зея. Выступили члены союза ветеранов с отчетом о проделанной работе. Каждая команда подготовила художественный номер и на основе этого провели концерт, на котором присутствовали Союз ветеранов ВОВ, Союз ветеранов Афганистана, представители уссурийского казачьего войска, представители 35 общевойсковой армии.
В первую очередь на занятиях физической культуры и спортивных мероприятиях педагог знакомит школьников с традициями русского народа, их праздниками, играми, ведь русская народная игра - это наша историческая память.
Формы организации обучения по развитию духовно нравственного воспитания личности на занятиях – это: традиционные занятия и его типы, нетрадиционные занятия, дополнительные занятия. Классно-урочная система наряду с уроком и его типов в классическом понимании включает так же различные нестандартные формы проведения уроков (уроки мужества, соревнование, смотры строевой выучки, вечера вопросов и ответов, лектории, тренировки т.д). Многие спортивные и особенно игровые моменты в нашей школе моделируют возможные жизненные ситуации, ситуации в учебном коллективе. Сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, возможно, возникающими ощущениями боли, страха и т.д. воспитывают волю, уверенность в себе. В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем.
Целью таких уроков становится не только расширение кругозора, но и воспитание, духовно-нравственное развития. Кроме того, духовно-нравственное развитие осуществляется не только путем преподавания физической культуры в форме предмета, но и через спортивные секции и соревнования. Все это дает возможность взаимодействовать различным возрастным категориям в рамках образовательного процесса.
На других занятиях ученики знакомятся с многообразием игр других стран мира. Через это знакомство дети могут понять что, не обходимо учитывать мнение сверстников, искать общие способы решения возникших проблем возникшим в процессе занятия что при этом необходимо считаться с другим мнением и уметь отстаивать собственную позицию. Чем больше знаешь о человеке, о его жизни и интересах, тем больше проникаешься к нему уважением, испытываешь добрые и даже дружеские чувства. Работа над воспитанием дружелюбия, уважения к людям рассчитана в большей степени на отдаленные, а не сиюминутные результаты.
Воспитания, духовно-нравственное развитие заключается в воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям.
3.2 Ожидаемые результаты духовно-нравственногоразвития и воспитания детей
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания детей обеспечивается достижение учениками:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность, сформировал определеныи навыки).
эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности ребенка, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого ребенка.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности воспитанников распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов – приобретение ребенком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогами (в воспитательном процессе и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников между собой на уровне группы, класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов  –  получение ребенком опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ребенка с представителями различных социальных субъектов за дома, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у них коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.
На первом этапе ученики как правило получают знания от учителей начальных классов. На втором и третьем уровне работает весь педагогический коллектив. Одним из видов реализации программы духовно нравственного воспитания 5 СОШ города Белогорска является кружковая деятельность: «мир спорта», «ВОИН».
Цель кружков
создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи:
Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Развитие форм ученического самоуправления.
Работа кружков соответствует специфике среднего и старшего образования детей, и способствует:
духовному и личностному росту учащихся;
развитию творческого и логического мышления;
развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека).
Планируемые результаты  для учащегося.
Знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Ученики должны быть:
дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
способны к изменению самих себя.
4 Анализ духовно нравственного воспитания на примере военно-патриотического объединения СОШ №5 Белогорского МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
4.1 Организация и методы исследования
Игровая деятельность является наиболее продуктивным направлением в современной методике физического, духовно нравственного воспитания. В своей работе педагог по физической культуре использует в основном групповой метод. Так как в групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнования, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал старшеклассников во время командных игр (волейбол, баскетбол, зарница, футбол и т.д) вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений.  Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать, при  чем действовать результативно.
Исследование проводилось в сборной команде 5 школы. В состав команды вошли шесть учеников десятого класса, три ученика девятого класса, из которых две были девочки. Для проведения опытной работы, была проведена беседа – интервью с учителями школы по изучению актуальности использования военно-патриотического воспитания в образовательном процессе школы, в спортивных мероприятиях, общественной жизни школы.
Цель беседы – интервью явилось выяснить, как учителя относятся к использованию военно-патриотического воспитания в образовательном процессе школы.
Приведем ответы, полученные в ходе проведения беседы. Педагогический стаж учителей составляет от 2 до 27 лет. На взгляд учителей военно-патриотическое воспитание в развитии личности занимают не самое основное место. Некоторые учителя используют опыт воспитания в учебном процессе часто. Это предметы: физическая культура, ОБЖ, педагоги блока дополнительного образования.
На вопрос заданный классным руководителям «Как вы относитесь к использованию знаний приобретенных в процесси занятий в кружке ВОИН в своей практике», большинство учителей ответило: «К использованию знаний и опыта ребят занимающихся в кружковой деятельности отношусь положительно, считаю, что необходимо проводить эти занятия, они способствуют активизации учащихся, они им более интересны». Знания и умения приобретенные в процессе занятий в объединении ВОИНН пригодились не раз. Так участники кружка, участвовали в подготовке конкурса строя и песни в школе посвященного «Дню защитника отечества». Основная нагрузка легла на классных руководителей и участников кружка. Парад школьников 9 мая, участие в шествии бессмертного полка, участие в акции «Знамя победы». В городских соревнованиях по пулевой стрельбе участники кружка заняли все первые места. Участники кружка активно занимаются спортом и отстаивают честь школы на всех без исключения соревнованиях.
К трудностям, которые учитель испытывают при проведении занятий военно-патриотического воспитания, отнесены: отсутствие должного финансирования, необходимой материальной базы, слабая заинтересованность подшефных воинских частей, малое количество групп и часов выделено на занятие.
Результат беседы показывает актуальность рассматриваемой темы.
Исследование проводилось в три этапа.  Первый этап – констатирующий. Целью этого этапа было определение уровня заинтересованности в повешении занятий у старших, средних классов школы. Первый этап констатирующего  эксперимента заключался в разработке   анкеты, дающей понять уровень заинтересованности самих школьников в предлагаемых им занятиях.  Анкета для определения уровня заинтересованности учеников содержала ряд вопросов: «достаточно занятий?», «необходимы дополнительные занятия?», «нет желания посещать этот кружок».


Опрос показал что в среднем звене обучающихся интерес к занятиям, повышающим уровень духовно-нравственного воспитания выше чем в старших классах. Старшие классы показали средний уровень заинтересованности в участии в патриотическом движении.
Следующим этапом был  формирующий. Целью этого этапа было развивать интерес к патриотическому движению (8-10 класс СОШ №5 г. Белогорск) на уроках физической культуры, на военно-спортивных мероприятий и групповых игр, встреч с ветеранами (ВОВ, Афганистана), представителями Администрации по делам молодежи, представителями казачества, Членами комитета солдатских матерей. В течение учебного года проводилось множество бесед, посвященных различным аспектам патриотического движения, тематические лектории, семинары, а также спортивные мероприятия, слеты, отчеты о проделанной работе и т.д. Посещалась в дни открытых дверей подшефная часть, во время проведения воинских сборов изучался быт и повседневная жизнедеятельность военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации. Ученики принимали участие в слете участников патриотического движения города Белогорска где предоставили отчет о проделанной работе за год и получили новое задания на год.
По результатам формирующего этапа желание участия в кружке ВОИН у большинства учащихся значительно повысился, так желающих вступить в объединение увеличилось.
Третий этап  работы – контрольный.     Цель этого этапа была проверка знаний у учащихся полученных в объединении. Так шесть учеников пришедших в объединение в первый год и проходившие викторину на этапе игры Зарница через год прошли такую же викторину. Для этого был использован имеющийся в школе музей, который стал результатом многолетней поисковой работы учащихся, родителей, учителей. Кабинет полностью посвящён истории, здесь бережно хранятся боевые награды жителей города, особое место занимают предметы быта русской семьи: домашняя утварь, народные вышивки, другие изделия, выполненные в традициях национального кружевоплетения, лоскутного шитья и др. Школьный кабинет стал центром патриотического, духовно-нравственного воспитания. В его работе принимают участие дети, родители, учителя, общественность. В кабинете проводятся уроки, внеклассные мероприятия, встречи. Кабинет «Школьный музей» способствует возрождению национальных обычаев и традиций.
На конечном этапе исследования было проведено тестирование учащихся, согласно которому результаты по уровню знаний по сравнения с прошлым годом стали намного выше, что видно из следующей диаграммы.              

Таким образом, можно утверждать, что интерес к патриотическому движению у учащихся вырос, так как были внедрены различные технологии в образовательный процесс школы и во внеурочной деятельности.
 
4.2 Анализ результатов исследования
Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опытно-экспериментальной работы по изучению различных методов в образовательный процесс СОШ №5 в частности при работе в объединении в старших классах, позволяет сделать вывод об актуальности проведенного исследования и оценить перспективы дальнейшей разработки темы.
Результаты исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении учениками 10 класса представлений об истории своего государства, традициях своего народа, его подвигах и достижениях. Заключительная диагностика показала, что знания учеников стали достаточно глубокие, систематизированные. У учеников усилился интерес к истории родного народа.
Цель педагогического процесса школы является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к истории, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений. Таким образом, можно считать, что в СОШ №5 г.Белогорска существует определенная система в работе по духовно нравственному воспитанию учащихся: имеются перспективные планы, систематически проводятся с учащимися спортивные мероприятия: соревнования, соревнования-игры, тематические занятия, беседы.  В ходе данного исследования подтвердилось, что ознакомление старших школьников с историей родного народа, его традициями способствует патриотическому воспитанию личности.
Окончивший нашу школу, молодой человек унесет из школы те знания, которые помогут ему безболезненно вписаться в следующий этап его жизни вне зависимости от того, чем он займется и как он определит свою жизнь (трудовая деятельность или совершенствование своего образования).
Таким образом, задачи духовно-нравственного воспитания нельзя понимать узко, только как приобщение к национальной программе. Ее цель подготовить учеников к полноценной самостоятельной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Важнейшее условие успешного развития России - воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться.
Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые источники ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
К. Д. Ушинский писал Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания.
Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду связи времён, чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием.
Список литературы
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
2. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
3. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.
4. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 -2012.
5. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
6. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. –№ 8- 2010.
7. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010. 8. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.
9.Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011
10. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№4-2011.
11.Полководцы Победы Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский: интеллектуальная игра для учащихся старшего школьного возраста / О. В. Путенко //Ж. Воспитание школьников. –№ 4-2010
12. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» : утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.
14. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт . Махачкала: Дагучпедгиз, 1971. - 234с.
15. Александров С.Г. Народные казачьи виды спорта — резерв Олимпийского движения // Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры: Материалы науч.-практ. конференции. — Майкоп: Адыг. респ. книжн. изд-во.- 1998.-С. 45-46.
16. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания. М., 1965.
17. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. М.: ФИС, 1988.-281с.
18. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебн. пособ. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - 285с.
19. Концепции воспитанияdocme.ru›HYPERLINK "http://www.docme.ru/doc/1083661/koncepcii-vospitaniya" \t "_blank"doc/1083661/koncepcii-vospitaniya
20 Материал по теме: Концепция воспитательной работы...nsportal.ru›Школа›Администрирование школы›…-vospitatelnoy-raboty21 Сравнительный анализ основных концепций воспитания....refdb.ru›HYPERLINK "http://refdb.ru/look/2365877-p2.html" \t "_blank"look/2365877-p2.html
22....в Российской Федерации на период до 2025 годаcouncil.gov.ru›media/files…Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на периоддо 2025 года I. Общие положения Приоритетная задача РоссийскойФедерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями...
Посмотреть23...развития воспитания в РФ на период до 2025 года»...HYPERLINK "http://ivolin.ru/" \t "_blank"ivolin.ru›HYPERLINK "http://ivolin.ru/strategy-of-education-in-russia-up-to-2025-legitimizing-debilizatsii-russian-children" \t "_blank"strategy…education…russia…2025…russian…
Приложения:
1. фото
а) фото проведения занятий кружка в подшефной части


б) фото проведения занятий кружка в школе


в) фото проведения соревнований зарница весной 2015




г) фото проведения слета патриотов России осень 2015

2. конспект
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения лектория по патриотическому воспитанию клуба «Воин»
ТЕМА: к 72- годавщине начала контрнаступления под Москвой
ВОПРОСЫ: 1. На подступах к столице.
2. Оборона Москвы.
3. Контрнаступление Красной Армии.
ВРЕМЯ: 2 часа.
МЕСТО: Школа № 5 класс ОБЖ
Перед началом выступления звучит песня «Вставай страна огромная» через проектор демонстрируются фото 


…..из съёмок 1941 года
По окончанию просмотра приступаю к изложению материла:
Весь замысел войны против СССР был привязан к Москве, поэтому центр тяжести усилия группировки германских войск был расположен на московском направлении, в полосе наступления группы армий "Центр". В этом оперативно-стратегическом объединении вермахта находились 36,4 % солдат и офицеров, 46,5 % орудий и минометов, 53,5 % танков, 43,3 % боевых самолетов от общего количества сил и средств противника, развернутых на советско-германском фронте к моменту вторжения в нашу страну. Концентрация таких сил на главном направлении и упреждение в сосредоточении и развертывании советских войск обеспечивал немцам благоприятные условия для нанесения максимально мощного первого удара и быстрого развития достигнутого успеха в глубину территории нашей страны. Танковые соединения группы армий "Центр" к 22 июня продвинулись на 255 км, а к 1 июля – до 400-450 км. В то же время глубина продвижения войск соседних групп армий противника (Север и Юг) составила 140-220 км.
Чтобы не допустить прорыва германских войск к Москве, советское командование было вынуждено коренным образом перестроить планы ведения военных действий. С этой целью Ставка Главнокомандования (ГК) 25 июня приняла решение о развертывании второго стратегического эшелона в составе 19-й, 20-й, 21-й и 22-й резервных армий на рубеже р. Хладная Двина, Днепр до Кременчуга. Но при такой ширине рубежа степень насыщения Западного направления войсками и военной техникой оказалась явно недостаточной. И поэтому уже 27 июня Ставка ГК не только сократила ширину этого рубежа на 450 км, но и усилила Западное направление тремя резервными армиями (16-й, 24-й и 28-й), обратив особое внимание на организацию обороны направлений вдоль Энской автострады и Варшавского шоссе, которые кратчайшим путем выводили к Москве. Эти решения Ставки ГК по существу явились первыми мероприятиями по срыву замыслов врага прорваться к Москве и сходу овладеть ею.
Был принят и ряд других неотложных мер. Все они направлялись на то, чтобы предпринять самое необходимое для безопасности столицы: восстановить прорванный фронт, создать новую линию обороны и задержать гитлеровскую лавину. С этой целью Ставка ГК к концу второй декады июля развернула на московском направлении 121-ю новую дивизию, занявшую оборону на глубину до 230 км.
В германском стане никто не мог такого ожидать. И хотя дивизии были слабо оснащены, не обладали боевым опытом, их развертывание имело неоценимое значение для всего хода борьбы за Москву. На Днепре, у Смоленска и на многих других участках Западного направления закипели кровопролитные бои, в которых советские войска настолько потрясли наиболее мощную группировку противника, что заставили германское командование впервые во второй мировой войне заняться пересмотром оперативных планов. Гитлер был вынужден 30 июля отдать распоряжение о прекращении наступления на Москву.
Почти одновременно Ставка ГК реорганизовала структуру обороны московского направления. С этой целью войска Западного фронта и части главкома Западного направления были объединены в единый Западный фронт и создан новый, Резервный фронт. В состав последнего передавались армии ликвидированных фронтов Можайской линии обороны и резервных армий, а также вновь сформированная 43-я армия. Командующим Резервным фронтом был назначен генерал армии Г.К.ЖУКОВ.
25 августа ЖУКОВ получил директиву Ставки ВГК с задачей: левофланговыми армиями Резервного фронта 30 августа перейти в наступление, покончить с ельнинской группировкой противника и овладеть Ельней, а остальными армиями развивать занимаемую оборону на Ржевско-Вяземском оборонительном рубеже.
Первая самостоятельная операция ЖУКОВА, проведенная им в войне с фашистской Германией, оказалась вполне успешной. Целенаправленно и всесторонне подготовив войска к наступлению, их усилиями и своей железной волей он заставил немцев отступить с Ельнинского выступа, откуда планировался рывок на Москву.
За счет резервов и войск с других участков фронта германское командование к концу сентября довело состав группы армий Центр до 1 800 тыс. человек, 14 тыс. орудий и минометов, 2,7 тыс. танков и 1390 самолетов, что обеспечивало им общее превосходство над войсками трех советских фронтов (Западного, Резервного и Брянского).
Битва под Москвой включает в себя два периода: оборонительный (30 сентября – 4 декабря 1941 г.) и наступательный (4 декабря 1941 г. – 20 апреля 1942 г.). В первом из них Красная армия провела Вяземско-Брянскую (30 сентября – 31 октября) и Московскую (15 ноября – 4 декабря) оборонительные операции.
Во втором – Московскую наступательную (контрнаступление под Москвой 4 декабря 1941 г. – 7 января 1942 г.) и Ржевско-Вяземскую наступательную (8 января – 20 апреля 1942 г.) операции.
На рассвете 2 октября 1941 г. главные силы группы армии Центр, заняв исходное положение, устремились на восток и расширили полосу наступления танковых дивизий Гудериана, которые начали операцию "Тайфун" двумя днями ранее. Противник прорвал оборону советских войск на трех участках, удаленных друг от друга на 150-200 км, и начал быстрый выход в тыл Западного, Резервного и Брянского фронтов. 7 октября немцы замкнули кольцо вокруг войск, сражавшихся западнее Вязьмы.
Ситуация для Москвы стала в высшей степени угрожающей, стратегический фронт на Западном направлении был прорван. Образовавшаяся в обороне брешь достигла ширины 500 км. Закрыть ее оказалось нечем. Стала реальной угроза внезапного появления в столице бронетанковых войск противника, ибо слабое прикрытие на Можайской линии обороны задержать их не могло.
Столь же мощные удары противник нанес и по войскам Резервного и Брянского фронтов. В результате две трети дивизий фронтов Западного направления оказались в окружении, но они продолжали героически сражаться с врагом.
За это время Ставка ВГК сумела не только подтянуть резервы, произвести перегруппировку войск и вместе с остатками 32 дивизий, вырвавшихся их окружения, закрыть брешь в обороне, но и восстановить Западный фронт, для руководства которым был отозван из Ленинграда ЖУКОВ. Одновременно был сформирован новый, Калининский фронт, командующим которого назначен генерал-полковник И.С.КОНЕВ.
К концу октября на рубеже 70-100 км западнее Москвы советские войска остановили наступление противника.
С 15 ноября немецкие войска начали второе наступление на Москву. За 20 дней они продвинулись на 80-110 км, но к 5 декабря их движение вперед прекратилось. Советские войска сумели остановить вражескую группировку буквально у стен столицы. В тот момент всего лишь 12 км отделяли врага от нынешней границы города в районе Лианозова и от того победного финала, которого с таким нетерпением ждали нацисты.
Идея контрнаступления возникла в Ставке ВГК сразу же после срыва вражеской операции "Тайфун". Для претворения ее в жизнь 1 ноября было принято решение о формировании в тылу страны 10 резервных армий и других частей родов войск со сроком ввода в строй 1 декабря. Однако возобновившееся 15 ноября наступление противника на Москву заставило на время отказаться от этой идеи. Для отражения танковых группировок неприятеля потребовалось привлечение резерва. И тем не менее вечером 29 ноября Ставка ВГК по предложению генерала ЖУКОВА принимает решение наступать на обладавшего численным перевесом противника, не ожидая подхода резервов. А 5 декабря в обстановке, когда на подступах к Москве полыхали ожесточенные сражения, приближаясь к ее воротам, когда с крыш домов подмосковных деревень немецкие солдаты рассматривали в бинокли Москву произошло совершенно неожиданное, непредвиденное и невероятное: Красная Армия перешла в контрнаступление. Несмотря на упорное сопротивление врага, сильные морозы и глубокий снег, оно успешно развивалось.
Северо-западнее Москвы армии Калининского и Западного фронтов нанесли значительный урон 3-й и 4-й танковым группам т 9-й армии противника. Были освобождены Калинин, Клин, Солнечногорск, Волоколамск и другие города. Выход советских войск к Ржеву создал угрозу группе армий Центр с севера. Юго-западнее Москвы армии левого крыла Западного фронта нанесли поражение 2-й танковой армии и части сил 4-й армии противника, сняли угрозу Туле, освободили Калугу и вышли западнее Сухиничей. Юго-западный фронт, охватив группу армий Центр с юга окружил и ликвидировал группировку войск 2-й немецкой армии в районе Ельца. В середине декабря в наступление перешли армии центра Западного фронта и освободили Наро-Фоминск, Малоярославец, Боровск. К 7 января враг был отброшен на 100-250 км. А 3 января Ставка ВГК приняла решение о переходе советских войск в общее наступление, в ходе которого они продвинулись на Гжатском и Юхновском направлении на 80-100 км, на Витебском – на 250 км, сняв непосредственную угрозу Москве.
Так завершилась самая крупная в военной истории по количеству войск, размаху и напряженности, динамичности и результативности битва. Ее пролог, казалось бы, не оставлял Москве никаких шансов устоять под натиском фашистских войск, а финал оказался неожиданным и потрясающим. Германская армия потерпела первое крупное поражение во второй мировой войне, был развеян миф о ее непобедимости. А ведь она, как говорил ЖУКОВ, действительно тогда сильнейшей армией в мире, лучше нашей подготовлена, обучена, хорошо вооружена, мастерски владела оружием.
3. конспект