Рабочая программа по физике на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания


Пояснительная записка
Учебно-тематическое планирование построено на основе рабочей программы по физике,авторской программы по физикеА.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник «Рабочие программы. Физика 7-9 классы», М.: Дрофа , 2013 г.,компетентностно-контекстной модели образовательной деятельности.
Компетентностно-контекстная модель обучения основана на теории контекстного подхода, более 30 лет разрабатываемого в научной школе А.А. Вербицкого, доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО, и является результатом теоретико-экспериментального исследования по проблеме «Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды», проводимого в течение 14 лет в Самарской области под руководством к.п.н. Н.А.Рыбакиной.
В ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный организация учебно-воспитательного процесса строится на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания в рамках опытно-экспериментальной работы по проблеме «Проектирование компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания» (научный руководитель Рыбакина Н.А., доцент кафедры современных технологий и качества образования МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г.о. Самара, к.п.н.).Особенности организации учебного процесса:
В компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса изучение любой темы разбиваетсяна 4 основных этапа:
1 этап – осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы – такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. На данном этапе когнитивная схема изучаемого явления формируется на основе комплексного использования действенного, образного и знакового способов кодирования информации. Для этого изучаемый материал сжимается и представляет собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
2 этап - осознание генезиса способов деятельности, где и формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. Для этого учитель представляет учащимся ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность учащихся «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе когнитивной схемы.
3 этап – самореализация. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержание образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность, в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям.
4 этап – рефлексия уровня достижений.На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ. В частности обязательными являются проверочные работы в завершении этапа осознания генезиса способов деятельности, в процессе этапа самореализации. Если изучается достаточно объемный теоретический материал, то, как правило, в завершении этапа осознания структуры изучаемого явления проводится устный опрос.
Формирование регулятивных, коммуникативных метапредметных результатов и личностных результатов заложено в самой модели компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса и отрабатываются в процессе изучения каждой темы на третьем и четвертом этапах. Предметные и познавательные метапредметные результаты, которые непосредственно связаны с содержание образования конкретизируются в каждой теме календарно-тематического плана. В котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать учащийся с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия.
На основании заявленных результатов учитель строит сценарий изучения темы в четыре выще указанных этапа, время на прохождение каждого из которых примерно распределяется следующим образом: 1 этап – 20%, 2 этап – 10%, 3 этап – 40%, 4 этап – 30% (указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы).
Каждому этапу изучения темы в календарно-тематическом плане соответствует определенная форма организации учебных занятий:
1 этап – проблемное изложение материала (в плане перечислены элементы представляемого содержания, составляющего основу когнитивной схемы);
2 этап – семинар, в процессе которого организована деятельность по объяснению выбора основ решения широкого класса задач (генезис способов деятельности);
3 этап – практикум по решению задач, в процессе которого каждый учащийся в коллективной деятельности строит свою работу по достижению личностно-значимых целей обучения;
4 этап – двухфазная рефлексия, состоящая, как правило, из трех уроков: предитоговая работа, рефлексия уровня достижений (обобщаюший урок), итоговая работа. Особенность этапа заключается в том, что две проверочные работы данного этапа проводятся по одному классификатору. Эти же работы задают уровень сложности освоения материала. В рамках заявленной темы он может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся, но не может быть ниже уровня: учащийся освоит, заданного примерной образовательной программой основного общего образования.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Физика» в 8 классе
Обучающиеся научатся:
• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение,конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
2. Содержание учебного предмета

п/п Наименование раздела Содержание Материал учебника Кол-во часов по программе
1 Тепловые явления Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин
Фронтальные лабораторные работы.
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды различной температуры
Измерение удельной теплоемкости твердого тела
Измерение относительной влажности воздуха
23
2 Электрические явления Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.
Фронтальные лабораторные работы.
Сборка э/цепи и измерение силы тока в ее различных участках
Измерение напряжения на различных участках цепи
Регулирование силы тока реостатом
Определение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе
27
3 Электромагнитные явления Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
Фронтальные лабораторные работы.
Сборка электромагнита и испытание его действия
Изучение электрического двигателя постоянного тока
5
4 Световые явления Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Фронтальная лабораторная работа.
Получение изображений при помощи линзы.
13
Итого Календарно – тематическое планирование

п/п Кол-во уроков Дата проведения Форма проведения Тема урока
Тепловые явления – 23 ч
1 1 Диалогическая лекция Тепловое движение и равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение.
2 1 Диалогическая лекция с ИКТ Количество теплоты. Расчет количества теплоты при теплообмене, плавлении и кристаллизации, кипении и конденсации. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
3 1 Диалогическая лекция с ИКТ Влажность воздуха. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе МКТ.
4 1 Диалогическая лекция с ИКТ Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин
5
6
7 3 Урок семинар Семинар по теме «Тепловые явления»
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18 11 Урок практикум Практикум по теме «Тепловые явления»
19 1 Контроль знаний Проверочная работа
20 1 Урок обобщения Обобщение материала по теме.
21 1 Контроль знаний Контрольная работа
22 1 Лабораторная работа Сравнение количеств теплоты при смешивании воды различной температуры
23 1 Лабораторная работа Измерение удельной теплоемкости твердого тела
Измерение относительной влажности воздуха
Электрические явления – 27 ч
24 1 Диалогическая лекция с ИКТ Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
25 1 Диалогическая лекция с ИКТ Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.
26 1 Диалогическая лекция Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
27 1 Диалогическая лекция с ИКТ Последовательное и параллельное соединение проводников.
28 1 Диалогическая лекция с ИКТ Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.
29
30
31 3 Урок семинар Семинар по теме «Электрические явления»
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42 11 Урок практикум Практикум по теме «Электрические явления»
43 1 Контроль знаний Контрольная работа
44
45 2 Урок обобщения Обобщение материала по теме
46
47 2 Контроль знаний Зачет
48 1 Лабораторная работа Сборка э/цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
Измерение напряжения на различных участках цепи
49 1 Лабораторная работа Регулирование силы тока реостатом
Определение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра
50 1 Лабораторная работа Измерение мощности и работы тока в электрической лампе
Электромагнитные явления -5 ч
51 1 Диалогическая лекция с ИКТ Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.
52 1 Диалогическая лекция с ИКТ Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
53
1 Урок семинар Семинар по теме «Электромагнитные явления».
54
1 Урок практикум Практикум по теме «Электромагнитные явления».
55
1 Лабораторная работа Сборка электромагнита и испытание его действия
Изучение электрического двигателя постоянного тока
Световые явления - 13 ч
56 1 Диалогическая лекция с ИКТ Источники света. Первый, второй и третий закон геометрической оптики. Плоское зеркало.
57 1 Диалогическая лекция с ИКТ Линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
58
59 2 Урок семинар с ИКТ Семинар по теме «Световые явления».
60
61
62
63
64
65
66 7 Урок практикум Практикум по теме «Световые явления».
67 1 Контроль знаний Контрольная работа
68 1 Лабораторная работа Получение изображений при помощи линзы.