Рабочая программа по математике на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания
Пояснительная записка
Учебно-тематическое планирование построено на основе: рабочей программы по математике, авторской программы учебного курса по математике для 5-6 классов Т.А. Бурмистровой - М.: Просвещение,2009, компетентностно-контекстной модели образовательной деятельности.
Компетентностно-контекстная модель обучения основана на теории контекстного подхода, более 30 лет разрабатываемого в научной школе А.А. Вербицкого, доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО, и является результатом теоретико-экспериментального исследования по проблеме «Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды», проводимого в течение 14 лет в Самарской области под руководством к.п.н. Н.А.Рыбакиной.
В ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный организация учебно-воспитательного процесса строится на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания в рамках опытно-экспериментальной работы по проблеме «Проектирование компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания» (научный руководитель Рыбакина Н.А., доцент кафедры современных технологий и качества образования МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г.о. Самара, к.п.н.).
Особенности организации учебного процесса:
В компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса изучение любой темы разбивается на 4 основных этапа:
1 этап – осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы – такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. На данном этапе когнитивная схема изучаемого явления формируется на основе комплексного использования действенного, образного и знакового способов кодирования информации. Для этого изучаемый материал сжимается и представляет собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
2 этап - осознание генезиса способов деятельности, где и формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. Для этого учитель представляет учащимся ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность учащихся «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе когнитивной схемы.
3 этап – самореализация. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержание образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность, в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям.
4 этап – рефлексия уровня достижений. На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ. В частности обязательными являются проверочные работы в завершении этапа осознания генезиса способов деятельности, в процессе этапа самореализации. Если изучается достаточно объемный теоретический материал, то, как правило, в завершении этапа осознания структуры изучаемого явления проводится устный опрос.
Формирование регулятивных, коммуникативных метапредметных результатов и личностных результатов заложено в самой модели компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса и отрабатываются в процессе изучения каждой темы на третьем и четвертом этапах. Предметные и познавательные метапредметные результаты, которые непосредственно связаны с содержание образования конкретизируются в каждой теме календарно-тематического плана. В котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать учащийся с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия.
На основании заявленных результатов учитель строит сценарий изучения темы в четыре выще указанных этапа, время на прохождение каждого из которых примерно распределяется следующим образом: 1 этап – 20%, 2 этап – 10%, 3 этап – 40%, 4 этап – 30% (указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы).
Каждому этапу изучения темы в календарно-тематическом плане соответствует определенная форма организации учебных занятий:
1 этап – проблемное изложение материала (в плане перечислены элементы представляемого содержания, составляющего основу когнитивной схемы);
2 этап – семинар, в процессе которого организована деятельность по объяснению выбора основ решения широкого класса задач (генезис способов деятельности);
3 этап – практикум по решению задач, в процессе которого каждый учащийся в коллективной деятельности строит свою работу по достижению личностно-значимых целей обучения;
4 этап – двухфазная рефлексия, состоящая, как правило, из трех уроков: предитоговая работа, рефлексия уровня достижений (обобщаюший урок), итоговая работа. Особенность этапа заключается в том, что две проверочные работы данного этапа проводятся по одному классификатору. Эти же работы задают уровень сложности освоения материала. В рамках заявленной темы он может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся, но не может быть ниже уровня: учащийся освоит, заданного примерной образовательной программой основного общего образования.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика» в 5 классе
Обучающиеся научатся:
читать и записывать многозначные числа, сравнивать их, чертить отрезок по двум точкам, измерять, сравнивать, находить длину отрезка с помощью вычислений;
строить треугольник, обозначать его стороны и вершины. Строить многоугольник, чертить и обозначать прямую и луч, строить дополнительные лучи, пересекающиеся прямые.
научится определить цену деления шкалы, строить координатный луч и, находить координаты точек, строить точки по координатам. Сравнивать координаты точек. Читать и записывать неравенство, двойное неравенство.
складывать и вычитать многозначные числа, находить неизвестные компоненты действия. Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения выражений и вычислений.
читать и записывать числовые и буквенные выражения. Упрощать буквенные выражения и находить их значение при заданной переменной.
решать уравнения, находить его корни.
уметь составлять буквенное выражение по условию задачи и вычислить его. Записывать решение задачи в виде числовых и буквенных выражений. решать задачи с помощью уравнения.
умножать и делить натуральные числа. Раскладывать числа на множители. Вычислять степень, находить квадраты и кубы чисел.
применять свойства умножения и деления для упрощения выражений и вычислений. Выносить общий множитель за скобки. Приводить подобные члены выражения.
научится выполнять деление с остатком. Находить делимое по неполному частному, делителю и остатку. Классифицировать натуральные числа (четные и нечетные, по остаткам от деления на 3 и т.п.), находить неизвестные компоненты действий умножения и деления в равнениях.
решать задачи «на части», определять порядок действий по приоритету и выполнить их.
читать и записывать формулы. Выражать из формул неизвестный компонент. Производить вычисления по формуле.
решать задачи на движение.
переводить одни единицы измерения площадей и объёмов в другие.
решать задачи на нахождение площадей прямоугольников, квадратов, прямоугольных треугольников и плоских фигур, состоящих из них.
определять элементы прямоугольного параллелепипеда. Вычислять площадь поверхности.
вычислять объёмы прямоугольного параллелепипеда и куба, а так же некоторых сложных фигур, скомбинированных из них.
находить доли от целого. Читать и записывать обыкновенные дроби.
изображать дробные и смешанные числа на координатном луче.
распознавать правильные и неправильные дроби. Сравнивать дроби.
складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и смешанные числа.
решать задачи на нахождение дроби от числа и нахождение целого по его части.
записывать натуральное число в виде дроби с заданным знаменателем.
записывать частное в виде дроби, натуральные числа в виде дробей. Делить суммы на число.
представить смешанное число в виде неправильной дроби и наоборот.
выполнять сравнение десятичных дробей, сложение и вычитание десятичных дробей, округление чисел.
переводить обыкновенную дробь в десятичную и наоборот.
выполнять действия с десятичными дробями. Сравнивать десятичные дроби.
округлять числа. Записывать приближённые значения.
умножать и делить десятичную дробь на 10, 100, 1000, 0,1; 0,01;
находить среднее арифметическое чисел. Решать задачи на нахождение средней скорости.
находить неизвестный элемент пропорции, используя её основное свойство.
переводить десятичную дробь в % и наоборот. Решать задачи на % 3-х типов:
1)находить проценты от числа,
2)находить число по его проценту,
3)выражать часть величины в процентах.
строить все виды углов, обозначать, измерять углы.
строить круговую диаграмму и считывать информацию с диаграммы.
выполнять действия с натуральными и дробными числами.
упрощать буквенные выражения и находить их значение.
решать уравнения.
сравнивать величины, находить наибольшие и наименьшие значения.
решать текстовые задачи на движение, проценты и геометрического содержания.
Обучающиеся получат возможность научиться:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10; углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости, овладеть специальными приёмами решения уравнений;
уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики.
анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты, решать занимательные задачи
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;
решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты, решать занимательные задачи.
2. Содержание учебного предмета
№
п/п
Наименование раздела
Содержание
Материал учебника
Кол-во часов по программе
Натуральные числа и шкалы
Обозначение натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.
Глава I. Натуральные числа §1 Натуральные числа и шкалы
П. 1, 2, 3, 4, 5.
С. 5-33
15
Сложение и вычитание натуральных чисел
Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение.
Глава I . Натуральные числа §2 Сложение и вычитание натуральных чисел
П.6,7, 8, 9, 10.
С. 33- 66
21
Умножение и деление натуральных чисел
Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.
Глава I. Натуральные числа §3 Умножение и деление натуральных чисел
П.11,12, 13, 14,15,16.
С. 66 - 102
27
Площади и объёмы
Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда.
Глава I. Натуральные числа § 4 Площади и объёмы
П. ,17,18,19, 20,21.
С. 103-132
12
Обыкновенные дроби
Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Глава II. Дробные числа § 5 Обыкновенные дроби
П. ,22,23,24,26,27, 28, 29.
С. 133-179
23
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения чисел. Округление чисел.
Глава II. Дробные числа
§ 6 Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
П.30, 31,32,33.
С. 180-203
13
Умножение и деление десятичных дробей
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.
Глава II. Дробные числа
§ 7 Умножение и деление десятичных дробей
П.34, 35,36,37,38.
С. 204-231
26
Инструменты для вычислений и измерений
Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник. Транспортир. Измерение углов. Круговые диаграммы.
Глава II. Дробные числа
§ 8 Инструменты для вычислений и измерений
П. 39,40,41,42,43.
С. 232-260
17
Повторение.
Вопросы и задачи на повторение
Глава II. Дробные числа
П. 44.
С. 260-274
16
Итого
170 ч
3. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Количество уроков
Дата проведения
Форма проведения
Тема урока
Натуральные числа и шкалы – 15 ч.
1
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч.
2-3
2
Урок-семинар
Семинар по теме: «Отрезок. Луч. Прямая»
4-5
2
Урок-практикум
Практикум по теме: « Отрезок. Луч. Прямая»
6
1
Практическая работа
Практическая работа
7-8
2
Диалогическая лекция с ИКТ
Обозначение натуральных чисел. Шкалы и координаты. Меньше или больше.
9-10
2
Урок-семинар
Семинар по теме: «Шкалы и координаты. Меньше или больше»
11-12
2
Урок-практикум
Практикум по теме: «Шкалы и координаты. Меньше или больше»
13
1
Практическая работа
Практическая работа
14
1
Повторно-обобщающий с применением УЛО Proklass
Обобщающий урок
15
1
Урок контроля
Контрольная работа № 1
Сложение и вычитание натуральных чисел – 21 ч.
16
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание.
17-18
2
Урок-семинар
Семинар по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел»
19-20
2
Урок-практикум
Практикум по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел»
21
1
Практическая работа
Практическая работа
22
1
Повторно-обобщающий с применением УЛО Proklass
Обобщающий урок
23
1
Урок контроля
Контрольная работа № 2
24-26
3
Диалогическая лекция с ИКТ
Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение.
27-28
2
Урок-семинар
Семинар по теме: «Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение»
29-33
5
Урок-практикум
Практикум по теме: «Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение»
34
1
Практическая работа
Практическая работа
35
1
Повторно-обобщающий с применением УЛО Proklass
Обобщающий урок
36
1
Урок контроля
Контрольная работа № 3
Умножение и деление натуральных чисел – 27 ч.
37
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Умножение натуральных чисел и его свойства
38-39
2
Урок-семинар
Семинар по теме: «Умножение натуральных чисел и его свойства»
40
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Деление. Деление с остатком.
41-42
2
Урок-семинар
Семинар по теме: «Деление. Деление с остатком»
43-46
4
Урок-практикум
Практикум по теме: «Умножение и деление натуральных чисел»
47
1
Практическая работа
Практическая работа: «Умножение и деление натуральных чисел»
48
1
Повторно-обобщающий с применением УЛО Proklass
Обобщающий урок
49
1
Урок контроля
Контрольная работа № 4
50
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Упрощение выражений
51
1
Урок-семинар
Семинар по теме: «Упрощение выражений»
52
1
Диалогическая лекция
Степень числа. Квадрат и куб числа.
53
1
Урок-семинар
Семинар по теме: «Степень числа. Квадрат и куб числа»
54
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Порядок выполнения действий.
55
1
Урок-семинар
Семинар по теме: «Порядок выполнения действий»
56-60
5
Урок-практикум
Практикум по теме: Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.
61
1
Практическая работа
Практическая работа: «Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа»
62
1
Повторно-обобщающий с применением УЛО Proklass
Обобщающий урок
63
1
Урок контроля
Контрольная работа №5
Площади и объёмы – 12 ч.
64
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей.
65
1
Урок-семинар
Семинар по теме: «Формулы. Площадь»
66
1
Диалогическая лекция
Прямоугольный параллелепипед. Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда.
67
1
Урок-семинар
Семинар по теме: «Прямоугольный параллелепипед»
68-72
5
Урок-практикум
Практикум по теме: «Площади и объёмы»
73
1
Практическая работа
Практическая работа
74
1
Повторно-обобщающий с применением УЛО Proklass
Обобщающий урок
75
1
Урок контроля
Контрольная работа № 6
Обыкновенные дроби – 23 ч.
76
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Окружность и круг.
77
1
Диалогическая лекция
Доли. Обыкновенные дроби.
78
1
Урок-семинар
Семинар по теме: «Доли. Обыкновенные дроби»
79
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Деление и дроби.
80
1
Урок-семинар
Семинар по теме: «Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Деление и дроби»
81-82
2
Урок-практикум
Практикум по теме: «Обыкновенные дроби»
83-84
2
Урок типовых задач
Решение задач по теме:» Обыкновенные дроби»
85
1
Практическая работа
Практическая работа
86
1
Повторно-обобщающий с применением УЛО Proklass
Обобщающий урок
87
1
Урок контроля
Контрольная работа № 7
88
1
Диалогическая лекция
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
89
1
Урок-семинар
Семинар по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел»
90-95
6
Урок-практикум
Практикум по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел»
96
1
Практическая работа
Практическая работа
97
1
Повторно-обобщающий с применением УЛО Proklass
Обобщающий урок
98
1
Урок контроля
Контрольная работа № 8
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей – 13 ч.
99
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей.
100
1
Урок-семинар
Семинар по теме: «Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей»
101
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Сложение и вычитание десятичных дробей.
102-103
2
Урок-семинар
Семинар по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
104
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Приближенные значения чисел. Округление чисел.
105
1
Урок-семинар
Семинар по теме: «Приближенные значения чисел. Округление чисел»
106-108
3
Урок-практикум
Практикум по теме: «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»
109
1
Практическая работа
Практическая работа: «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»
110
1
Повторно-обобщающий с применением УЛО Proklass
Обобщающий урок: «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»
111
1
Урок контроля
Контрольная работа № 9
Умножение и деление десятичных дробей – 26 ч.
112
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа.
113-114
2
Урок-семинар
Семинар по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»
115-118
4
Урок-практикум
Практикум по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»
119
1
Практическая работа
Практическая работа: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»
120
1
Повторно-обобщающий с применением УЛО Proklass
Обобщающий урок
121
1
Урок контроля
Контрольная работа № 10
122-123
2
Диалогическая лекция с ИКТ
Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.
124-127
4
Урок-семинар
Семинар по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на десятичную дробь»
128-133
6
Урок-практикум
Практикум по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на десятичную дробь»
134
1
Практическая работа
Практическая работа: «Умножение и деление десятичных дробей на десятичную дробь»
135-136
2
Повторно-обобщающий с применением УЛО Proklass
Обобщающий урок
137
1
Урок контроля
Контрольная работа №11
Инструменты для вычислений и измерений – 17 ч.
138-139
2
Диалогическая лекция с ИКТ
Микрокалькулятор. Проценты.
140-141
2
Урок-семинар
Семинар по теме: «Микрокалькулятор. Проценты»
142-143
2
Урок-практикум
Практикум по теме: «Микрокалькулятор. Проценты»
144
1
Практическая работа
Практическая работа: «Проценты»
145
1
Повторно-обобщающий с применением УЛО Proklass
Обобщающий урок
146
1
Урок контроля
Контрольная работа № 12
147-148
2
Диалогическая лекция с ИКТ
Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник. Транспортир. Измерение углов. Круговые диаграммы.
149
1
Урок-семинар
Семинар по теме: «Измерение углов»
150-151
2
Урок-практикум
Практикум по теме: «Измерение углов»
152
1
Практическая работа
Практическая работа: «Измерение углов»
153
1
Повторно-обобщающий с применением УЛО Proklass
Обобщающий урок
154
1
Урок контроля
Контрольная работа №13
Итоговое повторение –16 ч.
155
1
Повторно-обобщающий
Арифметические действия с натуральными числами
156
1
Повторно-обобщающий
Арифметические действия с дробными числами
157
1
Повторно-обобщающий
Буквенные выражения, упрощение выражений
158
1
Повторно-обобщающий
Формулы
159
1
Повторно-обобщающий
Уравнения
160
1
Повторно-обобщающий
Решение уравнений
161-162
2
Повторно-обобщающий
Решение задач с помощью уравнений
163
1
Повторно-обобщающий
Решение задач на движение
164-165
2
Повторно-обобщающий с применением УЛО Proklass
Решение задач на проценты
166
1
Урок контроля
Итоговая контрольная работа
167
1
Повторно-обобщающий
Обобщающий урок
168-169
2
Защита проектов
Защита проектов, исследовательских работ
170
1
Повторно-обобщающий
Итоговый урок
Заголовок 3Заголовок 415