Статья из опыта работы Здоровьесберегающая организация учебного процесса как условие обеспечения современного качества образования

Здоровьесберегающая организация учебного процесса как условие обеспечения современного качества образования

Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сохранить здоровье ребенка
и сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.
Э.Хаббард
Главное богатство любого государства (как и смысл его существования) – это люди. Без человеческого потенциала рухнет любая экономическая схема и бессильна самая передовая и прогрессивная «национальная идея»
Человек - высшее творение природы. И для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать хотя бы одному требованию: быть здоровым.
Реалии сегодняшнего дня требуют от каждого гражданина владения несколькими специальностями, неиссякаемой трудоспособности, коммуникабельности, целеустремленности, а самое главное - здоровья. Для учителей школы здоровье - есть ключевая базовая величина всего педагогического процесса.
Фундамент здоровья, физического и психологического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит и от педагогов. Забота о детях, их благополучии, физическом и психическом здоровье всегда была и будет одной из главных задач педагогики.
Проблема здоровья и обучения сама по себе многогранна. Одна грань – это обучение и его здоровьесберегающий потенциал. Другая грань- само здоровье как фактор успешности учебной деятельности. Они взаимосвязаны.
Что такое здоровый школьник с моей позиции, позиции учителя начальных классов? Я бы ответила на этот вопрос так – здоровье это состояние ребенка, устойчиво и гармонично развивающегося согласно нормам своего возраста и пола. Здоровье ребенка является базисом успешности развития и обучения человека, определяет его характер, качество и результат.
В своей деятельности по здоровьесбережению я руководствуюсь тем, что должна обеспечивать и способствовать укреплению и развитию здоровья, а точнее сказать, его составляющих, каковыми являются физическое, психическое и духовное здоровье.
Физическое здоровье включает в себя нормальное, в соответствии с возрастом развитие физических данных человека, функциональное развитие физиологических органов.
Психическое, или душевное, здоровье включает в себя развитие познавательных процессов - ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения, чувств.
Духовное здоровье – это сознательная готовность и умение человека следовать тому духовно-нравственному идеалу, который заложен в человеке как естественная нравственность.
Каждая из этих трех составляющих имеет свои потенциальные возможности, потребности и способы их удовлетворения. Но только тогда, когда все эти силы находятся в единстве и действуют под главенствующим началом духа, человек развивается целостно и гармонично, что является одним из путей здоровьесбережения.
В конечном итоге сформированность всех трех составляющих здоровья дает человеку возможность стать личностью автономной, способной к самостоятельному самоопределению, самореализации и самоконтролю, следовательно, личностно-ориентированного обучения является одним из путей здоровьесбережения. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».
Как я выстраиваю педагогический процесс, чтобы мне удалось обеспечить формирование здоровой, свободной гармоничной творческой конструктивной личности?
Я руководствуюсь в своей деятельности следующими правилами.
Правило 1: Ребенку на занятиях должно быть интересно, чтобы каждый шаг в учебе осуществлялся в положительном эмоциональном поле, сохранял его душевное здоровье.
Правило 2:Учение должно быть осознанным, направленным на определенные цели с привлекательным для ребенка результатом, чтобы возникали новые и укреплялись имеющиеся познавательные интересы, склонности к различным видам деятельности; формировались общеучебные (учебно-управленческие, учебно-информационные, учебно-логические) умения и навыки.
Правило 3:Процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял.
Правило 4: Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика.
Другими словами, обучение должно быть личностно-ориентированным, развивающим.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличие новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются и устают.
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые обязанности по дому, связанные с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью учителя на начальном этапе обучения в школе.
Поэтому важно с самого начала школьного обучения выяснить, насколько психологические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребенок готов к школьному обучению, т.е. он готов к преодолению трудностей в учении. В своей работе:
1) я постоянно изучаю индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих учеников;
2) диагностирую реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
3) постоянно привлекаю каждого ребенка к посильной для него и все усложняющейся по трудности учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявляю и устраняю причины, которые могут
помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменяю тактику обучения и воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) развиваю самостоятельность, инициативу, самодеятельность детей, не столько руковожу, сколько стараюсь умело организовывать и направлять ведущую к успеху деятельность.
Но чтобы обучить чему-либо ребенка, его необходимо прежде изучить, узнать и затем учесть то, как именно знания будут преломляться через внутренние особенности организации его личностного опыта.
Для проверки развития мыслительных операций я выбрала ШТУР (Школьный Тест Умственного развития). Тест провела в условиях ограниченного времени, когда инструкцию надо принять с первого раза, поэтому в данных условиях можно наблюдать, как по-разному реагируют учащиеся на предъявленные задания, выделить группы детей с высоким уровнем, средним и группу с низким уровнем сформированности мыслительных операций, что позволяет в дальнейшем скорректировать мою работу по формированию познавательных процессов.
Графики интеллекта показали, что 48 % детей плохо осведомлены об окружающем их мире, они мало знают и, к сожалению, не стремятся сами узнать больше, у них слабо сформированы мыслительные способности анализировать у 79 % детей, классифицировать у 31 %, а вот обобщать не умеют или плохо выполняют эту операцию 21 %. Поэтому 59 % учащихся испытывают трудности в обучении арифметики.
Данные результаты привели меня к необходимости поиска и освоения педагогических технологий, использование которых позволяет достигать современное качество образования и гарантирует успех. Одной из первых технологий, которую я стала использовать в своей работе ТРКМ (Технология критического мышления). Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)
Технология предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока. Но я из огромного перечня остановлюсь лишь на некоторых, используемых мною на уроках математики.
Первый прием – это кластеры (гроздья), выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Например, на уроке математики по теме «Кратное сравнение». Цель урока: формирование учебно-познавательной компетенции, в частности навыка сравнения на материале данной темы. После проведения устного счета мы начинаем анализировать числа, полученные в ходе выполнения вычислительных операций, и устанавливаем, что числа 28, 8, 11, 6, 3, 12, 4 по разным признакам можно распределить на группы. Дети сами определяют, что для этого им необходимо провести операцию СРАВНЕНИЯ, вспоминают, что это операция исследования предметов, чисел с целью выявления общих и различных черт. На доске появляется:

: 2 и : 4 : 3 11
28 8 12 4 6 3 12 простое число
На доске наш кластер обрастает «гроздьями», которые позволяют и на стадии рефлексии закрепить изучаемый на уроке материал.
Другой прием – «Верные и неверные утверждения». Например: в начале урока по теме «Числовые выражения» предложила следующие высказывания:
- числовое выражение это число;
- числовое выражение это знак действия;
- числовое выражение это число и знак действия;
- числовое выражение это два и более чисел, соединенных знаками действий.
Затем попросила учащихся установить, обосновывая свой ответ, верны ли данные утверждения. После знакомства с основной информацией мы возвратились к данным утверждениям, и ребята оценили их достоверность, а также, полученную на уроке информацию, затем дополнили, что числовые выражения могут называться по-разному, в зависимости от того, какой знак действия в данном выражении.
В ТРКМ большое внимание уделяется групповой работе. Современная школа ставит перед учителем более широкие задачи: это и поисковая деятельность, и навыки коммуникации - многие из них решаются в процессе обучения сообща. Одной из групповых форм обучения является прием – стратегия «Зигзаг». Целью данной стратегии является изучение и систематизация большого по объему материала. Например, «Сложение и вычитание в пределах 1000». Сначала разбила материал на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп (операции вида: 20+30, 30-20, 23+46, 46-23, 23+7, 30-8, 28+6 , 81-7, 76+19,91-65). Класс разделится на группы. Каждой группе выдала задание с одним вычислительным приемом. Все группы работали по определению алгоритма выполнения определенного вычислительного навыка. По окончании работы в данной группе учащиеся переходили в новые, где вновь работали с вычислительным приемом, только уже новым. Так переходя из группы в группу, определили алгоритм выполнения каждого вычислительного приема, что позволило сформировать у них вычислительный навык и обеспечить детям всестороннюю социализациюи как следствие, превращает критическое мышление школьника в мышление творческо-созидающее, а так же тренирует стрессоустойчивость.
Также в своей работе я активно использую информационно- коммуникационные технологии (ИКТ).
Считаю, что применение ИКТ позволяет лучше помочь учащимся в овладении трудными для понимания понятиями, развивает интерес к учебе, снабжает их доступом к информации и источникам знаний, а также удовлетворяет индивидуальные запросы учащихся, следовательно, повышает уровень обучения и улучшить успеваемость каждого ученика.
В чем же он может помочь? Во-первых, я как учитель начальных классов осознаю, что недостаточность геометрических пространственных представлений, которые получают ученики в соответствии с действующей сейчас программой, ограничивает их познавательные возможности. И одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности, а также выполнение детьми чертежей в тетрадях занимает много учебного времени. В результате сложные геометрические фигуры не рассматриваются, и изучение геометрии на начальной ступени ограничивается треугольниками, четырехугольниками и окружностями. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему, дают метод получения изображения самых разнообразных геометрических фигур, расширяют геометрические представления учащихся.
Так на уроке математики, при изучении темы: «Расположение фигур» мы с ребятами, работая в программе Paint, исследовали, как могут располагаться круг и треугольник. Путем перетаскивания фигур пришли к выводу, что фигуры могут не иметь общих точек, касаться в одной точке, пересекаться. Такая сложная тема была изучена в игровой форме, наглядно, выводы по теме сделали сами ребята, что позволило усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации  (текст + видео + цвет), путем ориентации учения на успех и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Каждый ученик – неповторимая индивидуальность, усваивающая учебный материал в своем учебном режиме. Поэтому крайне важно своевременно диагностировать формирование основных мыслительных операций, процесс усвоения знаний, умений и навыков, то есть проводить мониторинг, на всех этапах обучения.
Выполнять эту работу мне помогает критериально-ориентированное тестирование.
Тест как метод психодиагностики имеет ряд достоинств: объективность (результаты могут быть оценены количественно и качественно, они почти не зависят от субъективного подхода исследователя); оперативность (сбор информации в относительно короткие сроки); прицельность (получение информации об определенных качествах личности, поведения, а не вообще о человеке); практичность (результаты тестирования позволяют спланировать коррекционные действия).
Уже несколько лет я разрабатываю критериальные тесты. Составляю их к каждой изучаемой теме, четко определяю для чего нужен данный тест, формирование каких ЗУНов мне бы хотелось проследить, продумываю критерии выполнения тестовых заданий.
Логическая цельность тестов способствует развитию мотивации, становясь эффективным средством усвоения многоэтапных приемов умственной деятельности, развития аналитического мышления, звеньев понятийного аппарата. После выполнения каждого теста обязательно проводится диагностика, классифицируются ошибки, определяется уровень обученности по каждой теме.
Таким образом, выстроенная мною целостная система работы позволяет обеспечивать современное качество образования, формируя тем самым ключевые компетентности учащихся, обеспечивая их конкурентоспособность в дальнейшем путем организации здоровьесберегающей образовательной среды.




15