Статья Принципы индивидуализации образования детей дошкольного возраста
Обедина Мария Николаевна, воспитатель
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района «Детский сад №14 «Алёнка»«Реализация принципа индивидуализации в соответствии с возрастными особенностями детей»
Одним из условий реализации принципа индивидуализации обучения является учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Анализ возрастных особенностей детей проведем на приеме продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, как наиболее успешных для реализации принципа индивидуализации.
Под продуктивной деятельностью понимают детскую активность, направленную на превращение исходного материала в конкретный продукт, оформленный в соответствии с поставленной целью.
Целью формирования у ребенка продуктивной деятельности, как культурной практики, является развитие творческой инициативы, которая проявляется в способности преобразовывать различные материалы в соответствии с целью-замыслом. Развивающее значение продуктивных видов деятельности заключается в том, что они открывают перед ребенком широкие возможности проявить свою творческую активность и утвердить себя как созидатель. У него развивается способность к целеполаганию и продолжительным волевым усилиям, направленным на достижение результата. Вместе с тем, он приобретает конкретные умения, связанные с процессом преобразования материала: овладевает орудиями и инструментами, приобретает навыки использования схем и чертежей и многое другое.
Младшие дошкольники (3-4) — это в первую очередь деятели, а не наблюдатели. Чувство инициативы в продуктивных видах деятельности появляется у детей 3–4 лет в процессе свободного манипулирования и экспериментирования с материалами и инструментами. При осуществлении практических действий дети постепенно начинают понимать, что из имеющихся у них материалов можно сделать что-то вещное, использовать их для создания пластических или графических изображений, которые можно показать другим, использовать для игры.. При этом, обычно ребенок действует без определенной, заранее намеченной цели, и продуктивные виды деятельности сводятся в целом к манипулированию с материалами. Как мы знаем одним из критериев индивидуализации образовательного процесса является предоставления права выбора.
Рассмотрим на примере: детям 3-4 лет мы можем предложить на выбор, сколько основных цветов? (3-4). Можно ли при изодеятельности, ребенку предложить право выбора орудия изображения: краски, фломастеры, цветные карандаши и т.д.?
У детей в возрасте 4–5 лет в продуктивных видах деятельности появляется стремление к созидательной активности. Замысел становится более устойчивым, но если при его реализации возникают трудности, ребенок может прекратить работу или назвать то, что удалось сделать, конечным результатом своей деятельности (хотел слепить собачку – получилась мышка, и др.). Основной задачей взрослых (родителей и воспитателей) является развитие у ребенка целеустремленности, самостоятельности. Для этого очень эффективен прием сотрудничества со взрослыми, когда ребенок и наблюдает, и слушает, и сам участвует в деятельности как равноправный партнер. При такой организации образовательной деятельности у детей происходит возрастание преднамеренности, произвольности, целенаправленности психических процессов, что положительно влияет на развитие созидательной активности. Ребенок приобретает специфические навыки работы с конкретными материалами и инструментами, что повышает результативность его труда.
В старшем дошкольном возрасте в продуктивной деятельности ребенка появляется конкретная цель-замысел. Дети способны последовательно работать над материалом, используя различного рода символические посредствующие звенья между замыслом и целью: словесное описание условий, которым должен соответствовать продукт, образцы и графические модели. Дети фиксируют внимание на конечном результате работы: его демонстрируют (если он удовлетворяет), или уничтожают (если он чем-то не удовлетворяет). Расширяется диапазон возможностей преобразования материала, ребенок овладевает широким спектром специфических навыков работы с определенными материалами и инструментами.
Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их упорядочивание и систематизацию. Основной целью взрослого, организующего познавательно- исследовательскую деятельность детей, является развитие у них любознательности, познавательной инициативы. Для достижения указанной цели взрослый должен решить ряд взаимосвязанных задач. С одной стороны, он должен ознакомить ребенка с достаточно большим объемом конкретной информации об окружающей действительности и предоставить ему культурные средства упорядочивания полученных знаний, позволяющие связывать отдельные представления в целостную картину мира. С другой стороны, при решении указанных педагогических задач взрослый должен не только сохранить присущее с рождения каждому ребенку желание узнавать новое об окружающем, но и развить данное функциональное качество.
В младшем дошкольном возрасте ребенок во многом находится во власти внешнего предметного поля, и его действия зачастую зависят от окружающих вещей. Тем самым, особую роль в его развитии приобретает развивающая предметно-пространственная среда. Стремительное психофизиологическое развитие в сочетании с растущей познавательной инициативой обеспечивают все возрастающую дифференциацию восприятия и моторных функций. Предметное окружение, состоящее из предметов оптически привлекательных и с очевидными физическими свойствами, направляет и наполняет его деятельность. Группировка объектов с ориентацией на одно, а затем и на несколько свойств, парное соотнесение предметов, соотнесение целого и его частей, выстраивание причинно- следственных связей с однозначной зависимостью эффекта от действия, действия с песком и водой, несложные орудийные действия составляют основное содержание познавательно-исследовательской деятельности ребенка этого возраста. Например: для проведения игр-опытов, используется не более 2-х, материалов, мерок для измерения объема, веса, длинны и т.д.
В среднем дошкольном возрасте деятельность ребенка в целом начинает определяться словесно выраженным замыслом. Действия исследовательского характера сопровождают любую его практическую деятельность (игру, лепку, рисование), выступая в качестве первичной ориентировки в качествах нового материала. В тоже время, в деятельности ребенка начинает вычленяться одна из составляющих познавательно-исследовательской деятельности, а именно стремление узнать о результате того или иного воздействия на объект. Интерес детей к специально изготовленным предметам с дифференцированными, отчетливо выраженными признаками в значительной степени ослабевает. Для ребенка более привлекательными становятся природные объекты. Сенсорная и орудийная составляющая исследовательской деятельности в значительной степени заслоняется игровыми, продуктивными и бытовыми видами деятельности. Ребенок предпочитает их из-за большей осмысленности получаемого результата. Специальные материалы для развития навыка дифференцирования становятся все сложнее, они предполагают способность ребенка одновременно оперировать несколькими признаками во внутреннем плане. Все большее значение приобретает образно-символический материал (рисунки, фотографии и пр.), позволяющий ребенку расширить представление об окружающем мире и вместе с тем дающий стимул к поиску более сложных оснований для классификации объектов и явлений.
Непосредственная роль взрослого в активизации познавательно- исследовательской деятельности ребенка возрастает. В связи с развитием детской речи, вербальные формы исследования занимают все более заметное место в деятельности ребенка, при этом, основным источником ответов на его вопросы является взрослый.
В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность осуществляется ребенком во всей полноте и задействует все психические средства – восприятие, мышление, речь. Познавательная активность ребенка смещается с непосредственного окружения к отвлеченным предметам и явлениям. Особую роль в познании начинает играть словесный анализ- рассуждение. Кроме значительного расширения представлений об окружающем, качественный скачок происходит и в овладении средствами упорядочивания полученных знаний – с уровня практического, буквального действия на уровень символического обобщения (схематизация). Изменяется и мотивационная составляющая деятельности. На смену процессуальным включениям познавательной активности в другие культурные практики приходит познавательно-исследовательская деятельность как отдельная, целенаправленная форма активности, со своими специфическими мотивами и целями.
И завершая свое выступление мне хотелось бы сказать
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
Литература:
1.Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. – 96
2.Из опыта работы: Ремезова Елена Викторовна, старший воспитатель; Айданалиева Айслу Наурсовна, старший воспитатель, МДОУ «Детский сад комбинированного вида №54», г. Саратова, Саратовская обл.
3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.