Занятие в рамках психолого-педагогического сопровождения предпрофильной и профориентационной работы в 9-10 классах.

"Самоопределение личности"
Занятие в рамках психолого-педагогического сопровождения предпрофильной и профориентационной работы в 9-10 классах.

Соколова Наталья Германовна , педагог-психолог

На стенах храма Аполлона в Дельфах
начертано «Познай себя!»

Цель занятия: помочь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении.

Психолог:
 Каждый из нас уникален. Мы хотим лучше узнать себя, понять, в чем наши сильные и слабые стороны, как проявляется наша индивидуальность. Психологи давно изучают качества, которые отличают людей друг от друга, позволяют охарактеризовать их, определяют уникальное своеобразие каждого человека. Многие хотят лучше понять себя и своих близких. Между тем люди остаются для себя самих загадкой. Они не вполне понимают причины собственных поступков, переживаний, мыслей. Порой мы часами можем рассказывать о своих родственниках и знакомых, но если хотим рассказать о себе, не находим подходящих, точных слов. Какую пользу получает человек, занимающийся самопознанием?  Когда человек понимает, как он «устроен», каковы его особенности, сильные и слабые стороны, он гораздо лучше приспосабливается к разным жизненным обстоятельствам. Каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Для того чтобы узнать о том, что представляет из себя ваш образ внутреннего мира, задайте себе очень простой на первый взгляд вопрос: «Какой Я?»

Упражнение «Какой Я»
Психолог:
 Какой Я? Ответьте письменно на этот вопрос 20 раз (дается 2-3 минуты).

Психолог: 
То, что вам удалось написать, отвечая на этот вопрос, – автопортрет вашего «Я». Образ «Я» человека может включать самые различные характеристики. Это могут быть прилагательные, определяющие черты вашего характера и внешнего облика, существительные типа «человек», «дочь». Но все эти характеристики можно объединить в три группы.
Образ «Я» состоит из характеристик:
социального «Я»,
физического «Я»
психологического «Я».

Социальное «Я». Оно возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, и общества в целом, и по отношению к обществу выполняем обязанности, которые берем на себя. Иначе говоря, выполняем «социальные» роли, и многие наши роли становятся важной частью нашего «Я»:
Человек
Ученик
Дочь
Мать и т.д.

Наше Физическое «Я».  Наше «Я» не просто заключено в телесную, физическую оболочку. Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки:
физическим здоровьем;
особенностями устройства нервной системы и др.
Каждый из нас делает выбор в отношении своего физического «Я». Укрепляет свое здоровье, занимаясь спортом, отравляет его, ведя не здоровый образ жизни, или просто поддерживает его в жизнеспособном состоянии.

Психологическое «Я». Это характеристики с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, обладающую психологическими свойствами: характер, способности, темперамент, эмоции, привычки, общение,  воображение.

Психолог: 
А теперь проанализируйте ваш собственный автопортрет.  Сколько характеристик социального, физического и психологического «Я» в вашем личном списке? Подсчитайте и запишите ответ.
Психологи считают, что наше внутренне представление о себе зависит от трех условий:
Насколько мы успешны,
Как относятся к нам авторитетные для нас люди,
Насколько мы правильно умеем оценивать свои успехи и отношение других людей к нам.

Психолог: 
Что такое самооценка? (Ответы детей).
Людям свойственно сравнивать себя с окружающими и на основе этого оценивать самих себя. Оценивать свои возможности, способности, свою внешность. Это помогает увидеть себя среди других людей, соотнести свои возможности с возможностями окружающих. Самооценка складывается не только на основе своих личностных суждений о себе, но и суждений других людей. Конечно, каждый человек стремится к положительной самооценки. Она нужна нам для самоуважения.
Какая самооценка лучше? (Ответы детей).

Психолог: 
Тот, кто обладает высокой самооценкой, имеет больше шансов добиться успеха, чем обладатель низкой самооценки. Оценка своих возможностей в чем-то похожа на планку, которую преодолевает спортсмен, прыгающий в высоту. Показанный результат не может быть выше того уровня, на который поставлена планка. Практически невозможно достигнуть большего, чем предопределяет та самая внутренняя «планка».
Какой бывает самооценка? (Ответы детей)
Самооценка может быть оптимальнойинеоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке человек правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Самооценка может быть неоптимальной –чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
При  завышенной самооценки появляются такие отрицательные качества, как заносчивость, неуместная амбициозность, «слепота» к собственным недостаткам. У человека происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, не желая признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Нередко, люди мыслящие подобным образом, начинают самоутверждаться за счет других – подчеркивать свое превосходство над теми, кого они оценивают ниже себя. Общаться с тем, кто ставит себя выше окружающих не приятно и тяжело. Обычно такие люди оказываются одинокими.
Заниженнаясамооценка может проявляться через такие качества как, робость, неуверенность, чрезмерная застенчивость и стеснительность  Обычно это приводит к невозможности реализовать свои способности.  Обладать очень завышенной, или очень заниженной самооценкой вряд ли понравится. Поэтому в этой характеристики очень важно найти свою «золотую середину»: оценивать себя достаточно, но не слишком высоко.
С самооценкой тесно связан и уровень притязаний. Согласно американскому философу и психологу Уильяму Джеймсу, самооценку можно представить в виде дроби, в числителе которой находится успех, а в знаменателе – притязания личности. Эту формулу иногда называют формулой счастья.
САМООЦЕНКА = УСПЕХ/ УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Как бы вы могли ее объяснить? Как влияет уровень притязаний и успех на самооценку? (Ответы детей). Уровень притязаний – это стремление личности к достижению цели той сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реальным уровнем притязаний, отличаются настойчивостью в достижении своих целей, они уверены в себе и с уважением относятся к окружающим.  Участникам занятия предлагается определить свой уровень притязания (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

Психолог: 
А всегда ли мы достигаем той цели, которую ставим перед собой? Что может помешать нам в достижении поставленной цели? Одним из основных факторов является потребность в достижении поставленной цели. Ставя перед собой цель, нужно задаться вопросом, а так ли это мне необходимо? И если вы ответили ДА, попробуйте составить пошаговый план достижения вашей цели (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).

При подведении итога можно использовать приведенные цитаты:

«Жизнь каждого человека есть путь к самому себе, попытка пути, намек на тропу. Ни один человек никогда не был самим собой целиком и полностью; каждый тем не менее стремится к этому, один – глухо, другой – отчетливо, каждый как может , каждый будучи попыткой, будучи броском из бездны, устремляется к своей собственной цели».
(Эмиль Синклер)

  « человек – существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели, он живет нормально и естественно, когда ориентирован на определенную цель. Состояние счастья и есть призрак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым» 
(Максуэлл Мольц)





















Приложение 1


«Определение уровня притязаний»

Начертите на листочках четыре прямоугольника размером 3х9 см, разделите каждый из них на квадратики размером 1х1 см. (см. рис.1)






























Рис. 1
Рядом начертите маленький прямоугольник размером 5х3 см, поставьте необходимые буквы и цифры (см. рис. 2).

П
Д

1



2



3



4



Рис.2
Психолог. Задание простое зачеркивать квадратики. Делать это надо быстро и аккуратно. У вас будут четыре попытки. Каждую новую попытку нужно начинать в новом прямоугольнике. На каждую попытку вам дается 10 секунд. До того как мы начнем работать, напишите в «окошко» П1, сколько, как вы думаете, квадратиков вы сможете зачеркнуть за 10 секунд. «П» это предполагаемое количество, а «Д» это действительное количество. Итак, все написали цифру в П1? Отлично. Квадратик нужно зачеркивать аккуратно, вот так: x. Начинать и заканчивать работу будете по моей команде все вместе. Готовы?
Дети выполняют задание.
Психолог. Теперь посчитайте, сколько квадратиков вам удалось зачеркнуть. Запишите это число в «окошко» Д1. Теперь опять предположите, сколько квадратиков вы зачеркнете за 10 секунд на этот раз. Запишите предполагаемую цифру в «окошко» П2. Дети выполняют это задание. Такое же задание они выполняют еще два раза.
Внимание! В третий раз психолог засекает не 10, а 8 секунд. Дети об этом не должны знать.
Подсчет результатов осуществляется по формуле:
(П4 – Д3) + (П3 – Д2) + (П2 – Д1) : 3 = Х

Что же означают полученные результаты?
Х>5 нереально завышенный уровень притязаний; 35 высокий уровень притязаний; 13 средний уровень притязаний; 01 низкий уровень притязаний; Х<0 очень низкий уровень притязаний.








Приложение 2






Рисунок 21‰ђ Заголовок 115