Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МБОУ «Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского» на 2016/2017 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Комсомольская, 1-А, с. Доброе, Симферопольский район, РК, 297571
тел/факс 0(652) 31-12-24, e-mail: dobrovskijuvk@mail.ru ИНН9109008822_
Согласовано
Заместитель директора
по УВР
______________М.К.Кальченко
«____»_____2016г.
Принято
на заседании педагогического совета
протокол № ____от 31.08.2016г.
Утверждаю
Директор МБОУ «Добровская школа – гимназия имени Я.М.Слонимского»
___________Н.Б.Федорченко
приказ №______ от______2016г.
Рабочая программа
психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в
МБОУ «Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского»
на 2016/2017 учебный год
Разработал:
Педагог-психолог
МБОУ «Добровская школа- гимназия имени Я.М.Слонимского»
Халилова Сусанна Аблякимовна
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты реализации Программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
2.1.1. Диагностический блок
2.1.2. Коррекционно-развивающий блок
2.1.3. Консультативный блок
2.1.4. Информационно-просветительский блок
2.2. Формы и методы психологического сопровождения образовательного процесса
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Годовой план работы на 2016/2017 учебный год
3.2. Система условий реализации Программы
3.2.1. Материально-техническое оснащение кабинета педагога-психолога
3.2.2. Перечень используемых психодиагностических методик
3.2.3. Перечень используемых коррекционно-развивающих программ
3.2.4. Перечень используемых профилактических программ
3.2.5. Перечень учебно-методических пособий
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации и рассчитана на 1 год.
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса разработана педагогом-психологом Халиловой С.А., рассмотрена и принята педагогическим советом (протокол № __ от 31.08.2016 г.) и утверждена директором МБОУ «Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского» Федорченко Н.Б.
Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения установлены требования к реализации основной образовательной программы. Одним из результатов является создание среды, преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования, с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Это влияет на определение принципов, которые заложены в систему психологического сопровождения, на выбор форм и методов работы.
В основе психолого-психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:
принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;
принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и др. проявлений.
принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие;
принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;
принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции;
принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);
принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;
принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.
Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;
содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
распространение и внедрение в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения ( психолого-медико-педагогический консилиум, Совет профилактики), с образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
При составлении Программы учтены задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования:
Начальная школа определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.
Основная школа сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается при помощи основных функций.
Информационная функция сопровождения – состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения.
Направляющая функция – обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов образовательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка.
Развивающая функция – задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, других педагогических работников.
Структура рабочей программы отражает все направления деятельности педагога-психолога в МБОУ.
Содержание Программы отвечает требованиям ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования, обеспечивающим:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
При составлении Программы учтены возрастные особенности контингента детей, обучающихся в МБОУ «Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского».
Характеристика возрастных психологических особенностей обучающихся
Младший школьный возраст (7 – 10-11 лет)
Младший школьник это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического и психического, прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения. Готовность ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований. К ним относятся: общее физическое развитие ребенка, владение достаточным объемом знаний, владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения, общения, элементарного труда; владение речью; предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки); умение сотрудничества; желание учиться. Необходимые для школьника как субъекта учебной деятельности интеллектуальные, личностные, деятельностные качества формируются буквально с момента рождения. От уровня их сформированности в значительной мере зависит вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебную деятельность.
В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. Младший школьник характеризуется доминированием внешней активности, причем сила этой активности достаточно велика. Исследователи определяют целый ряд трудностей, с которыми сталкивается младший школьник. Это трудности нового режима жизни, новых отношений с учителем. В это время начальная радость знакомства со школой часто сменяется безразличием, апатией, вызываемыми невозможностью преодолеть эти трудности. Учителю особенно важно учесть основные психические новообразования этого возраста произвольность, внутренний план действий и рефлексию, проявляющиеся при овладении любым учебным предметом. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. Как отмечает Д.Б. Эльконин, учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов. В учебной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.
Существенно, что в связи со сменой условий жизни, переключением с семьи или детского сада на школу у младшего школьника несколько изменяются доминирующие авторитеты. Наряду с авторитетом родителей появляется авторитет учителя.
К концу начальной школы, когда основной период адаптации как макрофазы развития (по А.В. Петровскому) закончен, школьник становится субъектом не только учебной деятельности, но и активного межличностного взаимодействия. Младший школьник становится подростком.
Средний школьный возраст (10-11 –15 лет)
В среднем школьном (подростковом) возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека «чувство взрослости».
Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости, сенситивности к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Существенно, что подростничество, как и другие возрастные периоды, неоднородно, стадиально. В этом периоде Д.И. Фельдштейн выделяет три стадии: локально-капризную (1011 лет), когда обострена потребность в признании взрослых; «право-значимую» (1213 лет), характеризующуюся потребностью в общественном признании, в социально одобряемой полезной деятельности, что выражается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»; «утверждающе-действенную» (14-15 лет), когда доминирует готовность проявить себя, применить свои силы. Младшему подростку особенно присущи потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению «худшего»; тенденция предаваться мечтаниям; боязнь осквернения мечты; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием; увлечение киноискусством и т.д. Наряду с этим младший подросток характеризуется повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоциональностью, иногда резкостью в суждениях (до грубости). К концу периода младшего подростничества учащиеся начинают осознавать необходимость самостоятельного выбора дальнейшей программы образования, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентацию в различных сферах труда и общественно полезной деятельности.
Для школьника среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола. При этом учебная деятельность становится как бы осуществляемой активностью она «обеспечивает» индивидуализацию подростка. В особенностях выбора средств, способов учебной деятельности он утверждает себя. Одновременная адаптация к одной новой общности, индивидуализация в другой, уже знакомой, и последующая интеграция в нее это сложно переплетенные социально-психологические процессы, наиболее значимые для подростка. Найти себя в себе и в других основная осознаваемая или интуитивно реализуемая потребность этого возраста.
Его главная ценность система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я». На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности, опосредованности.
Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к «исключительности» входит и в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее составляющих, как «награда», «успех». Учебная мотивация как единство познавательной мотивации и мотивации достижения преломляется у подростка через призму узколичных значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия. Социальная активность подростка направляется на усвоение норм, ценностей и способов поведения, что, будучи представленным в содержании учебной деятельности и условиях ее организации, отвечает удовлетворению этих мотивов.
Показательно для подросткового возраста и отношение к авторитету. Если в младшем школьном возрасте авторитет учителя не менее значим, чем авторитет семьи, то для подростка проблема авторитета взрослого не самоочевидна. С одной стороны, позиция подростка «я взрослый» как бы противопоставляет его взрослым, с другой их авторитет остается важным фактором его жизни. Сохранению авторитета взрослого (учителя) способствует следующее: 1) неизменность общественного положения подростка, он был и остается учеником, школьником; 2) его полная материальная зависимость от родителей, которые наряду с учителями выступают в роли воспитателя; 4) отсутствие у подростка умения действовать самостоятельно».
Старший школьный возраст (15 – 17 лет)
Старшеклассник вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой. Большое значение в этом возрасте имеют дружба, доверительные отношения. Дружба представляет для юношей и девушек одну из важнейших форм отношений, часто дополняясь, а иногда заменяясь всем многообразием отношений любви.
В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, как врач, педагог, исследователь, но и конъюнктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны. Только очень целеустремленные и по-настоящему увлеченные люди 1517 лет сохраняют верность призванию на пути дальнейшего профессионального становления, личностного самоопределения, которое наиболее тесно связано с типом учебного заведения.
Возникающая на рубеже подросткового и юношеского возраста потребность в самоопределении (Л.И. Божович) не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассника, но иногда и определяет ее. Это относится прежде всего к выбору учебного заведения, классов с углубленной подготовкой, игнорированию предметов того или иного цикла: гуманитарного или естественно-научного. «Мне математика не интересна, я не буду заниматься математикой, физикой никогда, я люблю историю, и это то, что мне понадобится при продолжении учебы», часто утверждают старшеклассники. С одной стороны, это выражение направленности личности, проецирование себя в будущее, профессиональная ориентация, но, с другой это невыполнение требований общей образовательной программы учебного заведения, основа недовольства и претензий со стороны учителей, родителей, почва для конфликтов.
Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность средство реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.
Основным предметом учебной деятельности старшеклассника, т.е. тем, на что она направлена, является структурная организация, комплексирование, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать также составляет содержание учебной деятельности старшеклассника.
У старшеклассника складывается особая форма учебной деятельности. Она включает элементы анализа, исследования в общем контексте некоторой уже осознанной либо осознаваемой как необходимость профессиональной направленности, личностного самоопределения. Важнейшее психологическое новообразование данного возраста умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника (Д.И. Фельдштейн). Она сама становится средством реализации этих планов, все более явно «уходя» от положения ведущей деятельности. Существенно, что если для подростка авторитеты учителя и родителей как бы уравновешиваются, дополняясь авторитетом сверстников, то для старшеклассника авторитет отдельного учителя-предметника дифференцируется от авторитета школы. Возрастает авторитет родителей, которые участвуют в личностном самоопределении старшеклассника.
Готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению включает систему ценностных ориентаций, явно выраженные профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания.
Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Это еще в большей степени как бы подчиняет учебную деятельность более важной цели будущей профессиональной или профессионально ориентированной деятельности. Самоценность учебной деятельности подчиняется более отдаленным целям профессионального самоопределения. Человек учится не только ради самого учения, а для чего-то более значимого для него в будущем, что в наибольшей степени проявляется в студенческом возрасте.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Диагностический и коррекционно-развивающий блок
Младшее звено (7 – 10(11) лет):
успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
повышение уровня учебной мотивации;
базовые способности к самопознанию и познанию других;способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
формирование положительного образа своего «Я»;
формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
положительные отношения со сверстниками и учителями.
Среднее звено (10(11) – 15 лет):
способности и стремление к самопознанию и познанию других;высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;
осознание важности и смысла процесса обучения;
стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;
осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.
Старшее звено (15 – 17 лет):
способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
профессиональное и жизненное самоопределение;
умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;
стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;
психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
активная и позитивная жизненная позиция.
Консультативный блок
Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
Информационно-просветительский блок
Повышение психологической культуры обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся, психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников.
Методический блок
Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психолого-педагогического сопровождения.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Приоритетные направление деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения позволят повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса в частности и улучшить качество образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательного процесса, но и позволяют корректировать образовательный процесс. В то же время приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка и являются комплексной технологией решения задач обучения, воспитания и социализации обучающихся.
В программе сочетаются различные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, коррекционно-развивающий, консультативный, информационно-просветительский и методический.
2.1.1. Диагностический блок
Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Диагностическая работа педагога-психолога преследует решение следующих задач:
составление социально-психологического портрета школьника;
определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Диагностический блок включает в себя методики выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).
I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение психологической готовности ребенка к школьному обучению.
2. Углубленная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин недостаточной психологической готовности к школьному обучению.
II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к новым условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь).
2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – октябрь-ноябрь).
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – октябрь).
III этап диагностической работы – констатирующая диагностика. Во II полугодии проводятся повторные диагностические срезы среди обучающихся, испытывавших трудности адаптации, с целью оценки динамики адаптационных процессов и результативности коррекционной работы в данном направлении.
Кроме того, в рамках диагностического блока в течение учебного года проводится работа по изучению профессиональных и учебных предпочтений, склонностей и профнамерений обучающихся 8-11классов, выявлению способностей и одаренности, выявлению причин стойких и временных затруднений в обучении, оценке психологической готовности к ГИА и ЕГЭ, а также диагностика познавательных и личностных особенностей учащихся (по запросу) и уровня сформированности универсальных учебных действий.
2.1.2. Коррекционно-развивающий блок
Данный блок включает работу педагога-психолога с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами; коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, а также формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
2. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
3. Учащиеся категории «одаренные» включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на развитие творческого и интеллектуального потенциала.
4. С учащимися 9 и 11 классов во II учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.
5. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; формирование положительного образа «Я»;
3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
2.1.3. Консультативный блок
Психологическое консультирование подразумевает оказание педагогом-психологом помощи участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии.
Данный блок включает три направления:
работа с учащимися;
работа с родителями;
работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение консультаций в групповой и индивидуальной форме:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетентности учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
2.1.4. Информационно-просветительский блок
Психологическое просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией и другими специалистами через различные формы работы (постоянно действующий семинар, выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, семинар, круглый стол и т.д.).
Данный блок составляют три направления.
I направление. Работа с учащимися:
- включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями:
- заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с учителями:
- включает в себя выступления по теме педагогического совета, МО; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.
2.1.5. Методический блок
1. Оформление документации:
Составление программ коррекционно-развивающих занятий.
Оформление стимульного материала.
Подготовка к проведению психологических исследований: разработка программы исследования, подбор диагностического инструментария.
Оформление результатов психологических исследований, разработка рекомендаций.
Подготовка к проведению коррекционно-развивающих, профилактических и профориентационных занятий.
Подготовка к выступлениям на родительских собраниях, педагогических советах, консилиумах, оформление докладов и материалов выступлений.
Составление аналитических справок, аналитических и статистических отчетов.
Составление психологических характеристик учащихся, классов.
Пополнение научно-методической базы психологического кабинета.
Участие в работе РМО педагогов-психологов, посещение «Школы молодого педагога-психолога», посещение семинаров, круглых столов.
Проведение «недели психологии».
Изучение методической литературы.
Работа над темой самообразования.
2. Оформление кабинета:
приобретение учебных пособий, диагностических методик, развивающих программ;
изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала;
оформление уголка психолога, стендов.
3. Научно-методическая работа:
участие в заседаниях педагогического и методического советов, совещаниях, родительских собраниях, посещение РМО, ШМП; проведение открытых мероприятий.
2.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В процессе реализации Программы педагог-психолог использует групповые и индивидуальные формы работы с детьми и подростками, педагогическими работниками, родителями (законными представителями) обучающихся, применяя методы, соответствующие уровню его квалификации.
Из форм организации диагностической работы следует выделить следующие:
комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенного класса – фронтальное обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик. Данная форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы педагога-психолога с каждым классов школы.
углубленное психодиагностическое обследование – используется при исследовании сложных случаев и включают применение индивидуальных клинических процедур. Данная форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижение гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.
оперативное психодиагностическое обследование – применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.
В зависимости от целей и формы организации обследования педагогом-психологом используются различные диагностические методы:
наблюдение;
опрос;
анкетирование;
психологическое тестирование;
анализ продуктов деятельности;
библиографический метод.
Среди методов, применяемых педагогом-психологом в ходе коррекционно-развивающей работы, следует выделить:
психогимнастику;
продуктивную деятельность (рисование, лепка и др.);
психологические игры и упражнения;
ролевые игры;
арттерапевтические методы;
телесноориентированные методы;
психодрамму.
К основным методам психологического консультирования относятся:
беседа;
интервью;
наблюдение;
активное слушание;
эмпатическое слушание.
В качестве основных форм информационно-просветительской работы педагога-психолога с обучающимися, педагогами и родителями (законными представителями) обучающихся используются:
лекция;
беседа;
практическое занятие;
семинар;
мастер-класс;
групповая дискуссия;
психологическая игра;
тренинг.
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:
психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;
мониторинг психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;
содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся;
содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
содействие педагогическим работника, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи,толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
распространение и внедрение в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (Совет профилактики, психолого-медико-педагогический консилиум).
I. Психодиагностическая работа
№
п/п
Содержание работы с обучающимися, педработниками, родителями учащихся
Сроки
проведения
С кем
проводится
Приме-чания
1
Определение психологической готовности первоклассников к школьному обучению. Диагностический минимум.
Методика Керна-Йерасика;
Тест на произвольную сферу «Домик»
( Н.И. Гуткиной);
Методика «Шифровка» (Тест Векслера)
сентябрь
учащиеся
1-х классов
2
Изучение адаптации учеников 1-х классов к обучению в школе.
Групповое обследование первоклассников с помощью методики личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики;
Обследование первоклассников с помощью методики «Оценка школьной мотивации». (Н.Г.Лускановой)
Выявление причин препятствующих адаптации
сентябрь-
октябрь
учащиеся
1-х классов
3
Проведение анкетирования родителей учащихся 1 классов (Полные сведения о семье, ребенке, его здоровье, психологический портрет ребёнка, особенности семейного воспитания.)
сентябрь
родители учащихся
1-х классов
4
Изучение социально-психологической адаптации первоклассников в школе по Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя)
октябрь
классные
руководи-тели 1-х классов
5
Изучение адаптации учеников
5-х классов переход к обучению в среднем звене
Обследование пятиклассников с помощью методики изучения мотивации учебной деятельности (автор Н.Ф.Талызина);
Проведение экспресс-методики выявления тревожности у пятиклассников в период адаптации (автор О.Хмельницкая, модифицированная анкета на основе следующих методик: «Шкала самооценки» Спилберга, «Личностная шкала проявлений тревоги» Тейлор, «Шкала депрессии» НИИ им.Бектерева)
Выявление причин препятствующих адаптации.
сентябрь-октябрь
учащиеся
5-х классов
6
Проведение диагностики родителей учащихся 5-х классов «Экспертная оценка адаптированности ребёнка к школе»
(Чирков В.И., Соколова О.А., Сорокина О.В.)
сентябрь
родители учащихся
5-х классов
7
Изучение социально-психологической адаптации пятиклассников в школе по Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя)
октябрь
классные
руководи-тели 5-х классов
8
Изучение адаптации учеников
10-х классов к обучению в старшей школе.
Экспресс-методика исследования доминирующих мотивов учения (методика М.В.Матюхиной);
Методика диагностики уровня тревожности (Р.Кондаш, модификация А.Прихожан)
Выявление причин препятствующих адаптации.
октябрь
учащиеся
10-х классов
9
Исследование уровня развития обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов
октябрь-
ноябрь
учащиеся с ОВЗ
10
Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы (1-4 классы):
Экспресс-диагностика логических, познавательных УДД
(«Тест логических операций»(модифицированный), Матрицы Равена);
Анкетирование для учителя «Оценка уровня сформированности УДД»
октябрь-декабрь
учащиеся
1-4 -х классов
11
Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся основной школы (5-6 классы)
ноябрь-декабрь
учащиеся
5-х и 6-х классов
12
Выявление учащихся «группы риска» : наблюдение за учебной деятельностью и поведением учащихся (диагностика проблем успеваемости, конфликтности, эмоционально-личностных) согласно плану. //по актуальному запросу//
в течение года
учащиеся «группы риска»
13
Выявление психологических проблем способных, творческих, одаренных детей (по запросу)
ноябрь-февраль
учащиеся
5-11 классы
14
Исследование акцентуаций характера подростков при проблемном протекании подросткового периода.
декабрь-
январь
учащиеся
7- 8-х классов
15
Определение личностных и профессиональных особенностей педагогов.
октябрь-декабрь
молодые и аттестующиеся учителя
16
Изучение интересов учащихся в связи с задачами профориентации.
декабрь-
февраль
9,11-е кл.
учащиеся
17
Исследование профиля обучения, профессиональной направленности учащихся.
январь-февраль
9-е кл.,
учащиеся
18
Исследование профессиональной направленности выпускников.
февраль-март
9, 11-е кл. учащиеся
19
Проведение анкетирования родителей по вопросам выбора профиля обучения
февраль-март/по запросу
9 классы,
учащиеся
20
Оценка личностных особенностей, эмоционального состояния, настроя педагогов.
март
молодые учителя
21
Психологический анализ уроков молодых учителей
декабрь, апрель
молодые учителя
22
Исследование готовности к обучению в среднем звене школы.
Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено (авторы Л.Ф.Тихомирова и А.В.Басов)
апрель-май
учащиеся
4-х классов
23
Исследование протекания процесса адаптации учащихся, имеющих адаптационные трудности.
февраль
март-апрель
10-е кл. учащиеся
1, 5кл. уч-ся
24
Выявление детей, испытывающих трудности в обучении/по запросу/
в течение года
1-е-4-е кл.,
учащиеся
25
Проведение психологических и социально-психологических исследований по актуальному запросу.
в течение года
учащиеся, учителя, родители
II. Консультационная работа
№
п/п
Содержание работы с обучающимися, педработниками, родителями учащихся
Сроки
проведения
с кем
проводится
Приме-чания
1
Проведение индивидуального консультирования (по актуальному запросу)
в течение года
родители,
педагоги, учащиеся
2
Проведение групповых консультаций для родителей по актуальным темам:
«Адаптация детей, поступивших в 1-й класс к обучению в школе»
«Адаптация учащихся к особенностям новой ступени обучения»
Лектории и индивидуальные консультации по актуальным темам (по запросу)
сентябрь
октябрь-ноябрь
в течение года
родительские собрания
родители 1-классников;
родители 5-классников
родители 1-11-ти классников.
3
Проведение индивидуальных консультаций:
«Особенности протекания адаптации ребенка к обучению в школе: психологический аспект готовности к обучению в школе»
«Особенности протекания адаптации учащегося к особенностям новой ступени обучения»;
«Формирование, сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья детей, подростков и молодежи»
По актуальным темам
октябрь-ноябрь
ноябрь-декабрь
по запросу в течение года
учителя и родители 1-кл.;
учителя и родители 5-10-кл-ков;
учащиеся, учителя и родители 1-11-ти кл.
4
Проведение группового и индивидуального консультирование по результатам диагностических исследований и актуальным темам.
в течение
года
педагоги,
учащиеся, родители
5
Участие в заседаниях Совета профилактики школы.
в течение года
кл.руководители, родители
6
Проведение индивидуального консультирования по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
в течение
года
педагоги,
родители
7
Проведение консультирования по проблемам обучения, поведения и межличностного взаимодействия учащихся.
в течение
года
педагоги,
родители
8
Проведение профессиональных индивидуальных и групповых консультаций для учащихся старших классов с целью содействия их профессиональному самоопределению.
по запросу
учащиеся 9, 11кл.
9
Выступление на педагогических советах, тренингах, семинарах, родительских собраниях.
в течение
года
педагоги,
учащиеся, родители
10
Проведение индивидуального консультирования классных руководителей, учителей-предметников по работе с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами
в течение
года
педагоги
III. Коррекционная и развивающая работа
№
п/п
Содержание работы с обучающимися, педработниками, родителями учащихся
Сроки
проведения
с кем
проводится
Приме-чания
1
Проведение коррекционной и развивающей работы по результатам диагностики, с учащимися, требующими особого внимания: проведение коррекционно-развивающих и тренинговых занятий, помогающих развивать познавательные процессы, преодолевать трудности в общении.
в течение года
1 – 5 классы
учащиеся
2
Проведение цикла адаптационных занятий для первоклассников «Азбука учения»
в течение года 1ч в неделю
учащиеся
1-х классов
3
Проведение цикла развивающих занятий на этапах первичной адаптации пятиклассников
«Я – пятиклассник».
в течение года 1ч в неделю
учащиеся
5-х классов
4
Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья
в течение года 1 ч в неделю
5
Проведение игр, тренингов, дискуссий с учащимися, имеющими внутриличностные и межличностные проблемы.
в течение года по актуально-му запросу
3-11кл.
учащиеся
6
Проведение психологического занятия с элементами тренинга по профилактике суицидального поведения
«Настроение на "отлично"
ноябрь
4-6 классы
учащиеся
7
Проведение конкурса рисунков по профилактике суицидального поведения
"Я рисую счастливую жизнь"
декабрь
4-6 классы
учащиеся
8
Проведение психологических занятий с элементами тренинга по профилактике суицидального поведения : "Как повысить свою самооценку", "Способы преодоления стресса", "Доверие в общении", "Суметь увидеть хорошее". "Я выбираю жизнь...";
ноябрь,
февраль,
март
7-11 классы
учащиеся
9
Проведение тренингов и деловых профориентационных игр.
ноябрь-март
9,11 классы,
учащиеся
10
Проведение мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов в условиях современной школы/по запросу/.
ноябрь-декабрь
педагоги
11
Проведение интерактивной беседы с элементами тренинга с учащимися по теме
«Правила безопасного поведения в интернет-пространстве»
январь
7 кл.
учащиеся
12
Проведение развивающего занятия с элементами тренинга по теме: «Жизнь без вредных привычек: курение как угроза»
февраль
8-9кл. уч-ся
13
Проведение интерактивной беседы с элементами тренинга с учащимися по теме «Соблюдай права свои и права других людей: Я и другие».
апрель
5-6кл. уч-ся
14
Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы с учащимися, требующими особого психолого-педагогического внимания.
в течение года по рекомендации ТПМПК
учащиеся, получившие рекомедации ТПМПК
15
Проведение мероприятий по профилактике адиктивного поведения учащихся. Участие в проведении мероприятия посвященного Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом.
февраль- март
ЗДВР, кл.рук.
учащиеся
IV. Психологическое просвещение
№
п/п
Содержание работы с обучающимися, педработниками, родителями учащихся
Сроки
проведения
с кем
проводится
Приме-чания
1
Выступление на родительских собраниях, педсоветах согласно плану
в течение года
родители,
педагоги
2
Участие в проведении тематических классных часов
в течение года
классные часы
учащиеся, кл.рук.
3
Подготовка и оформление материала просветительского характера на информационный стенд
в течение года
Информационный стенд в школе
4
Проведение индивидуального просвещения старшеклассников по темам «Любовь и дружба», «Психология семьи», «Личность», «Профилактика конфликтов» «Эффективное общение».
в течение года
10-11 классы учащиеся
5
Проведение мероприятий посвященных Международному дню инвалидов.
«Протяни руку дружбы»
декабрь
1-4 классы
учащиеся
6
Проведение мероприятий посвященных Международному дню инвалидов
«Прикоснись сердцем – и взрослый и ребенок»
декабрь
5-6 классы
7
Проведение индивидуального и группового просвещения и обучения основам аутотренига и самоподготовке к сдаче ЕГЭ и ГВЭ (оформление стенда)
январь - март
9,11-е классы
учащиеся
8
Проведение мероприятий пропагандирующих ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей.
в течение года
7-8 классы учащиеся
9
Проведение мероприятий, направленных на повышение общественного престижа семейного образа жизни, многодетных семей и многодетных родителей
в течение года
10-11 классы учащиеся
10
Проведение психологического просвещения по актуальным темам в соответствии с запросом учащихся, учителей, родителей учащихся.: лекции, семинары, диспуты, тренинги, ролевые игры(по актуальному запросу)
в течение года
учащиеся, учителя, родители
V. Организационно-методическая работа
№
п/п
Содержание работы с обучающимися, педработниками, родителями учащихся
Сроки
проведения
с кем
проводится
Приме-чания
1
Составление годового плана работы (согласовать с годовым планом работы школы)
май-август
2
Составление ежемесячного плана работы.
1 р. в месяц
3
Ведение (оформление) отчетно-методической документации работы практического психолога (составление аналитических отчетов и пр.).
в течение года
4
Ведение необходимой документации (журналы консультаций, протоколы обследований, списки, характеристики и др.)
в течение года
5
Работа по повышению самообразования: работа с научной и научно-методической педагогической и психологической литературой(в библиотеке и пр.)
по календарному плану
6
Составление программ психологических исследований, психокоррекции и развития
в течение года
7
Оформление стимульного, диагностического и просветительского материала (для выступлений, на стенды и пр.).
в течение года
8
Обновление диагностических методик
в течение года
9
Пополнять научно-методическую базу психологического кабинета по основным направлениям
в течение года
10
Подготовка к проведению психокоррекционных и развивающих занятий.
в течение года
11.
Подготовка к выступлению на родительских собраниях, педсоветах, консилиумах, семинарах, классных часах.
в течение года
12
Составление аналитических справок по итогам диагностических исследований, разработка рекомендаций для педагогов, родителей, учащихся.
по окончании исследования
13
Составление аналитического отчета за первый семестр.
декабрь
14
Посещение заседаний РМО практических психологов и социальных педагогов, семинаров-практикумов, ШМС(школы молодого специалиста)
в течение года
15
Участие в учебно-методических семинарах практических психологов, посещение семинаров в КРИППО
в течение года
16
Консультации с методистом ЦДЮТ, др. узкими специалистами
в течение года
17
Составление аналитического отчета за год, с приложением статистического отчета за год.
до 20 мая
VI*. Связи с общественностью
№
п/п
Содержание работы (виды и объекты деятельности)
Сроки
проведения
с кем
проводится
Приме-чания
1.1.
Совместно с представителями школы(классный руководитель, члены родительского комитета, зам.директора по воспитательной части УВП) посещение по месту жительства учащихся, требующих психолого-педагогического внимания (по мере необходимости)
в течение года
1.2.
Совместно с представителями школы(классный руководитель, члены родительского комитета, зам.директора по воспитательной части УВП) посещение родителей по месту работы (по мере возникновения необходимости)
в течение года
1.3.
Сотрудничество с местными органами исполнительной власти и общественного самоуправления, сельским советом.
в течение года
1.4.
Взаимодействие с ТПМПК(по мере необходимости)
в течение года
1.5.
Установление связей с другими организациями и учреждениями, занимающимися проблемами практической психологии
в течение года
3.2. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.2.1. Материально-техническое оснащение кабинета педагога-психолога
3.2.2. Перечень используемых психодиагностических методик
№ п/п
Название методики
Назначение
Автор
Литературный источний
1
«Беседа о школе»
Выявление сформированности внутренней позиции школьника
модификация методики Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина
2
«Ориентационный тест школьной зрелости»
Исследование готовности к обучению в школе
Керн-Йерасек
Шванцар и др. Диагностика психического развития, Прага, 1978
3
"Домик"
Диагностик ауровня развития произвольной сферы
Н. Н. Гуткина
4
«Целостное восприятие формы предметов»
Т.Н.Головина
5
Тест на выявление уровня выносливости и быстроту мышц кисти рук
выявление уровня выносливости и быстроту мышц кисти рук
6
«Найди и вычеркни»
Диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-6 лет
Т.Д. Марцоновская
7
«Матрицы Равенна»
Оценивание наглядно-образного мышления у младшего школьника
Равен
8
«Вербальное мышление»
9
«Исключение лишнего»
Исследование способности к обобщению и абстрагировнаию, умения выделять существенные признаки
10
Воспроизведение рассказа
11
«Оценка эмоционального состояния»
Дорофеева
12
«Простые аналогии»
Диагностика сформированности у ребенка основ понятийного мышления, степени сформированности делать умозаключения по аналогии
13
«Выделение существенных признаков»
Выявление уровня развития логического мышления
14
«Определение одаренности детей»
Оценка степени выраженности у ребенка различных видов одаренности и преобладающий вид в настоящее время
Хаан и Кафф в модификации А.И.Санникова
15
«Образная память»
Изучение кратковременной памяти, степени ее развития
Альманаз психологических тестов/ сост. Римский Р.Р. и Римский С.А.. – М.:»КСП», 1995.
16
Корректурная проба
Определение объема внимания и его концентрации, устойчивости, переключения
Бурдон
17
«Исследование умственного развития»
Изучение уровня умственного развития детей младшего школьного возраста
Амтхауэр в модификации Э.Ф. Замбоцявичене
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М, 2001.
18
«[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Выявление уровня школьной мотивации и общего отношения к учебе
Н. Г. Лусканова
19
Измерение самооценки
Выявление сформированности самооценки школьника
Дембо-Рубинштейн(адаптированный вариант для младших школьников)
20
«Кто я?»
Выявление сформированности Я-концепции и СО
Модификация методики Куна
21
«Лесенка»
Выявление уровня развития самооценки
22
«Рукавички»
Выявление развития коммуникативных навыков по согласованию действий, сотрудничеству
Г.А.Цукерман
23
«Сформированность компонента учебной деятельности»
Выявление умения внимательно слушать, работать по правилу и образцу
А.Л.Венгер(«Графический диктант», «Образец и правило», «Лабиринт»)
24
«Изучение интересов и склонностей учащихся»
Изучение интересов и склонностей учащихся младшего школьного возраста
25
«Внутренняя позиция школьника»
Выявление осознанности ребенком цели и важности учения
26
Социометрия
Дж. Морено
27
Диагностика уровня школьной тревожности»
Филлипс
28
"Заучивание 10 слов"
А.Р.Лурия
29
Филиппинский тест: упр «Из-под», «Коза-корова»
30
«Общая ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний»
Оценка общей ориентировки в окружающем мире детей с 1 по 4 классы
31
«Таблицы Шульте»
Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности
Шульте
Альманаз психологических тестов/ сост. Римский Р.Р. и Римский С.А.. – М.:»КСП», 1996.
32
«Кольца Ландольта»
Определение продуктивности и устойчивости внимания, его переключения
Ландольт
33
«Чем залатать коврик»
Диагностика познавательных процессов
Немов Р.С. «Методы психодиагностики для детей дошкольного возраста»
34
«Оценка оперативной зрительной памяти»
Исследование умения хранить в памяти и использовать информацию в процессе решения задач
35
«Запомни цифры»
Определение объема кратковременной памяти
Альманаз психологических тестов/ сост. Римский Р.Р. и Римский С.А.. – М.:»КСП», 1995.
36
«Выучи слова»
Определение динамики процесса заучивания
Модификация методики А.Р.Лурии
37
«Последовательность событий»
Исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению
А.Н.Бернштейн
38
«Графический диктант»
Исследование ориентации в пространстве
Д.Б.Эльконин
39
«Образец и правило»
Выявление умения руководствоваться системой условий задачи, уровня развития наглядно-образного мышления мл.школьника
А.Л.Венгер
40
«Лабиринт»
НИИ дошколного воспитания АПН СССР
Диагностика умственного развития дошкольников, - М.: Педагогика, 1978.
41
Методика «Узнавание фигур», исследование процессов восприятия и узнавания (для детей и взрослых)
42
Методика исследования самооценки
методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан
43
«Мотивация учения и эмоционального отношения к учению»
модификация А.Д.Андреева
44
Методика самооценки школьных ситуаций
Р.Кондаш
45
Цветовой тест отношений,
А.И.Лутошкин
46
Цветовой тест отношений
А.М.Эткинд
47
Методика определения сформированности ВПШ «Внутренняя позиция школьника» средней школы
48
Опросник креативности
Рензулли
49
«Исследование уровня субъективного контроля»
модификация методики Дж.Роттера
50
«Кинетический рисунок семьи»
51
«Нарисуй человека»
Методика Гудинаф-Харрис
52
«Дом-Дерево-Человек»
53
«подростковый вариант опросника Айзенка»
54
Методика исследования степени агрессивности
Басса-Дарк
55
Методика самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья
Н.К.Смирнов
56
«Насколько я левша»
Жариков Е, Крушельницкий Е.
57
Методика выявления акцентуаций характера
Шмишек
58
Методика диагностики межличностных отношений
Т.Лири
59
Диагностика коммуникативного контроля
М.Шнайдер
60
Методика «Три Я»
Е.Жариков, Е.Крушельницкий
61
Методика «Список ценностей»
Рокич
62
Анкета профнамерений выпускника 9 класса
63
Методика «Определение темперамента»
Белов
64
Методика исследования профильной профориентации старшеклассника
65
Методика исследования мотивации успеха и боязни неудачи
А.А.Реан
66
Методика «Профессиональные предпочтения»
определение типа личности
Д.Голланд
67
«Карта интересов»
А.Е.Голомшток в модификации Г.Резапкиной
68
Дифференциально-диагностический опросник(ДДО) «Я предпочту»
группа сотрудников ВНИИ профтехобразования под руководством Е.А.Климова
Р.В.Овчарова «Справочная книга школьного психолога», М.: «Просвещение», 1996. исследование предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся
69
«Краткая шкала измерения самоактуализации»
А.Маслоу
70
Методика определении я степени гипнабельности «Поддаетесь ли Вы чужому мнению»
71
Методика исследования стиля общения, агрессивности
А.Ассингер
72
Методика исследования самооценки
модификация Л.П.Пономаренко
73
Методика определения степени «макевиализма»(манипулирования другими),
А.С.Прутченков
74
Методика диагностики профессионального выгорания,
К.Маслач, С.Джексон в адаптации Н.Е.Водопьяновой
75
Методика исследования стрессоустойчивости личности
76
Методика самодиагностики родительского отношения к детям
Выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощбю по вопросам воспитания детей и общения с ними.
А.Я.Варга, В.В. Столин
Р.В.Овчарова «Справочная книга школьного психолога», М.: «Просвещение», 1996.
77
Методика исследования талантов ребенка
78
Профориентационная анкета для родителей учащихся 9-х, 11-х классов
3.2.3. Перечень используемых коррекционно-развивающих программ
№ п/п
Название программы
Автор
Назначение
Целевая группа
1
Я-пятиклассник
способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы
Учащиеся 5-х классов
2
120 уроков психологического развития младших школьников: раздел для работы с 1-классниками
Локалова Н.П.
развитии сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью
Учащиеся 1-х классов
3
120 уроков психологического развития младших школьников: раздел для работы с 2-классниками
Локалова Н.П.
дальнейшее развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития
Учащиеся 2-х классов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И.В. Возняк [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
Рогов. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.
Психологические тесты / под ред Карелина А.А. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.