Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего возраста в дополнительном образовании. (Из опыта работы)
Кузнецова Юлия Викторовна
Педагог дополнительного образования, МАУ ДО ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова, г. Липецк.
Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего возраста в дополнительном образовании. (Из опыта работы)
Аннотация.
В современном мире для успешной адаптации к требованиям общества личность должна обладать развитым эмоциональным интеллектом способностью к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Сензитивным периодом для развития эмоционального интеллекта является младший школьный возраст, психологическими новообразованиями которого являются развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы. В данной статье идёт речь о том, что развитие эмоционального интеллекта школьников может быть эффективным в условиях дополнительного образования. Благодаря тому, что система дополнительного образования это особое образовательное пространство, осваиваемое учащимися в свободное внеурочное время по собственной инициативе, достигается возможность успешно содействовать формированию личности ребёнка в образовательном процессе. В качестве основного подхода к формированию эмоционального интеллекта в системе дополнительного образования автором используется подбор игр и упражнений в структуре занятия. Творчество эмоциональна по своей сущности и поэтому дает возможность развития эмоциональной сферы человека. Также в статье описаны теоретические основы: что такое эмоциональный интеллект, зачем его нужно развивать. Статья может быть полезна педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам дополнительных образовательных учреждений.
Что такое эмоциональный интеллект?
В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Р. Бар-Он, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности [2, с. 48].
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Работа по расширению эмоционального интеллекта целесообразна и с подростками, которые отличаются высокой сензитивностью и гибкостью всех психических процессов, а также глубоким интересом к сфере своего внутреннего мира.
Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект?
У педагогов и психологов может возникнуть справедливый вопрос: а почему так важно развивать эмоциональный интеллект? Ответ дают многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. Алекситимия - затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.
Кроме того, исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека [3, с. 57]. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
способностью сознательно влиять на свои эмоции;
умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему [3, с. 58].
Зарубежные исследователи эмоционального интеллекта выявили некоторые возрастные особенности развития этого качества. Эмоциональный интеллект повышается по мере приобретения жизненного опыта, возрастая в период юности и зрелости. Это значит, что у ребенка уровень эмоционального интеллекта заведомо ниже, чем у взрослого, и не может быть ему равен. Но это не означает, что формирование эмоциональных способностей нецелесообразно в детском возрасте. Наоборот, существуют данные о том, что специальные обучающие программы существенно повышают уровень эмоциональной компетентности детей [2, с. 37].
Как можно развивать эмоциональный интеллект у детей?
Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.
Эти личностные качества педагог дополнительного образования воспитывает на занятиях декоративно – прикладного творчества. Эмоциональный интеллект можно развивать путём включения в структуру занятия специальных психологических игр и упражнений: в начале занятия, в середине или в конце.
В качестве иллюстрации групповой работы с детьми, направленной на развитие их эмоционального интеллекта, предлагаю несколько таких игр и упражнений, посвященных эмоции страха.
Цели упражнений:
“знакомство” детей с эмоцией страха: осознание учащимися того, зачем человеку нужен страх, в чем он ему мешает, в чем помогает (развитие метакогнитивных способностей);
актуализация и отреагирование чувства страха;
осознание детьми, что страх – это нормальная эмоция всех людей, и в то же время понимание необходимости преодоления собственных страхов;
уменьшение страха перед сказочными персонажами с помощью приемов идентификации, сопереживания, а также гротеска и юмора;
обучение детей самостоятельному поиску выходов из “страшных” травмирующих ситуаций;
символическое превращение негативных эмоций в позитивные, приятные.
1. Упражнение «Жители Острова Страха». Каждый ребенок получает карточку, на которой написано имя одного из страшных персонажей (Баба Яга, Кощей Бессмертный, вампир, скелет и т.д.). По сигналу ведущего ребенок показывает героя как можно более страшным, а все остальные отгадывают, кто был изображен.
2. Упражнение «Сделай страшного героя добрым!». Каждый ребенок придумывает историю, почему его герой - житель Острова Страха - стал страшным, и все вместе думают, как можно освободить его от злости и страха, как сделать его добрым и счастливым. Каждый страшный персонаж проходит через ритуал освобождения от злости и становится добрым (ребенок проигрывает или проговаривает это превращение: например, его герой прощает того, кто его обидел и т.д.).
3. Упражнение «Салют». Все участники занятия кладут свои ладони на ладонь ведущего. Положив ладонь, ребенок отвечает на вопрос: Почему герои и люди становятся страшными? (Из-за обиды, гнева, мести и т.д.). По команде ведущего все отпускают свои руки и поднимают их вверх, запуская салют: Ура!
4. Упражнение «Страшный – смешной». Каждый ребенок получает карточку, на которой написано имя одного из страшных персонажей и его “нестрашного” занятия. Например, Баба Яга собирается на свидание или Кощей занимается в тренажерном зале и т.д. Цель – изобразить героя как можно более смешным и рассмешить всех остальных.
5. Упражнение «Галерея Смеха». Дети рисуют в альбомах любого жителя Острова Страха, но так, чтобы он получился не страшным, а смешным. Затем проводится выставка в Галерее Смеха, где каждый художник рассказывает о своем творении, стараясь вызвать смех у зрителей.
6. Упражнение «Конкурс страхов». Дети передают по кругу мячик, заканчивая предложение: “Человек боится…”. Повторяться нельзя. Кто повторяется, тот выбывает из игры. В конце игры делается вывод: все люди чего-то бояться, но надо учиться преодолевать свои страхи.
7. Упражнение «Кубик откровений». На занятии появляется волшебный “кубик откровений”. Дети по желанию рассказывают о своих личных страхах, а все остальные думают, что можно посоветовать в этой ситуации, как можно справиться со страхами.
Таким образом, система дополнительного образования открывает широкие возможности для внедрения инновационных педагогических инициатив. Внедрение психологических технологий в структуру творческих занятий может быть очень эффективным для развития личности ребенка с учетом его интересов и потребностей.
Искренне надеюсь, что опыт, представленный в этой статье, будет интересен и полезен педагогам и психологам в самых разных областях.
Библиография:
Бьюзен Т. Могущество социального интеллекта. – Минск: “Попурри”, 2004. – 208 с.
Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М.: “КСП+”, 2003. – 272 с.
Тайлакер Й. Б., Визингер У. Тренировка IQ: Ваш путь к успеху. – М.: Издательство “АСТ”, Издательство “Астрель”, 2004. – 174 с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.- М.: Генезис, 2001. – 280 с.